/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :83

ИССЛЕДОВАНИЯ

Ванькова Анна Борисовна

К вопросу о статусе так называемых «двойных монастырей» в Византии IV-VI вв.

Ванькова А. Б. К вопросу о статусе так называемых «двойных монастырей» в Византии IV-VI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 11-25

DOI: 10.15382/sturII201883.11-25
Уже в ранний период Византийской империи (IV–VI вв.) помимо мужских и женских монастырей наличествовали и различные варианты сосуществования мужских и женских общин. Цель представленной статьи — проанализировать данные источников и понять, что скрывалось под термином dipla monasteria, равнозначен ли он понятию «двойные монастыри» современной историографии, а также ввести в оборот понятие монастыри-побратимы (twin-monasteries). Также в статье ставится вопрос, происходили ли изменения в численности таких монастырей, зависела ли она от географического положения общины. Источниковой базой исследования послужил широкий круг памятников — законы Юстиниана I, каноны церковных соборов, сочинения отцов Церкви (Григория Нисского, Григория Назианзина, Василия Великого), памятники агиографии. В результате анализа источников сделаны следующие выводы: под dipla monasteria законов имелись в виду смешанные монастыри. Однако ими не исчерпывалось все многообразие вариантов сосуществования мужских и женских групп подвижников. В источниках содержится информация о двойных монастырях и монастырях-побратимах. Наибольшее распространение двойные и смешанные монастыри получили в Малой Азии IV в., в целом же в Византии преобладали другие формы монашества.
Византия, мужские монастыри, женские монастыри, смешанные монастыри, «двойные» монастыри, монастыри-побратимы, законодательство
  1. Григорий Нисский. Послание о жизни святой Макрины / Т. Л. Александрова, пер. М., 2002.
  2. Фокин А. Р. Иероним Стридонский // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2011. С. 336–375.
  3. Хосроев А. Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб., 2004.
  4. A Monument to Saint Jerome / F. X. Murphy, ed. N. Y., 1952.
  5. Basilius Magnus. Asceticon magnum sive Regulae brevius tractatae // PG. Т. 31.
  6. Basilius Magnus. Asceticon magnum sive Regulae fusius tractatae // PG. Т. 31.
  7. Cain A. Jerome’s Epitaphium Paulae: Hagiography, Pilgrimage, and the Cult of Saint Paula // Journal of Early Christian Studies. 2010. Vol. 18. P. 105–139.
  8. Clarke W. K. L. The ascetic works of the st. Basil, translation into English. L., 1925.
  9. Corpus Juris civilis. Vol. 2. Codex Justinianus / P. Krueger, ed. Berolini, 1906. Р. 29–30
  10. Corpus Juris civilis. Vol. 3: Novellae Constitutiones / R. Schoell, G. Kroll, eds. Berolini, 1954.
  11. Del Ton G. S. Paolo romana. Milano, 1950.
  12. Diehl Ch. Justinien et la civilisation byzantine au VI° siècle. P.,1901.
  13. Elm S.‘Virgins of God’: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford, 1994.
  14. Égérie. Journal de voyage (itinéraire) / Introduction, texte critique, traduction par P. Maraval. P., 1982 (Sources chrétiennes. 296).
  15. Grégoire de Nysse. Traité de la Virginité / M. Aubineau, éd. P., 1966. (Sources chrétiennes. 119).
  16. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine / P. Maraval, éd. P., 1971. (Sources chrétiennes. 178).
  17. Gribomont J. Les Règles épistolaires de saint Basile, Lettres 173 et 22. // Saint Basile. Évangile et Église. Mélanges. T. 1. Abbaye de Bellefontaine, 1984. P. 157–192.
  18. Gribomont J. Monastery double // New Catholic encyclopedia. Washington, D.C.: The Catholic University of America, 2003. T. 9. P. 784–785.
  19. John of Ephesus. Lives of the Eastern Saints (II) / E. W. Brooks, ed., transl. // Patrologia Orientalis. 18, fasc. 4. P.,1924. P. 513–698.
  20. Kelly J. N. D. Jerome: His Life, Writings and Controversies. L., 1975.
  21. Lagrance F. Histoire de sainte Paule (8th éd.). P.,1931.
  22. Les saints stylites / H. Delehaye, éd. Bruxelles; P., 1923.
  23. Meester de P. De monachico statu juxta disciplinam Byzantinam. Roma, 1948.
  24. Murphy F. X. St Paula // New catholic encyclopedia. Washington, D. C. The Catholic University of America. 2003. Vol. 11, P. 37.
  25. Nissen W. Regelung des Klosterwesens in Rhomäerreiche bis zum Ende des 9. Jahrhunderts. Hamburg, 1897.
  26. Pargoire J. Les monastères doubles chez les Byzantins // Échos d’Orient. 1906. T. 9. № 56. P. 21–25.
  27. Pitra I. B. Iuris ecclesiastici graecorum histroia et monumenta. Romae, 1868. T. II.
  28. Stramara D. F. Adelphotes: Two Frequently Overlooked Meanings // Vigiliae Christianae. 1997. Vol. 51. P. 316–320.
  29. Stramara D. F. Double Monasticism in the Greek East, IV–VIII c. // Journal of Early Christian Studies. 1998. Vol. 6. N. 2. P. 269–312.
  30. Talbot A. M. Monasteries, double // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 1392.
  31. Whiting M. Asceticism and Hospitality as Patronage in the Late Antique Holy Land: the Examples of Paula and Melania the Elder // Female Founders in Byzantium and Beyond. / Wiener jahrbuch für Kunstgeschichte. Wien; Köln; Weimar, 2011/2012. Bd. 60–61. 74–83.

Ванькова Анна Борисовна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН, Российская Федерация; 119334, г. Москва, Ленинский пр., 32 а;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3948-9427;
Электронный адрес: avankova@mail.ru.
Работа выполнена по гранту РФФИ 16-01-00134 «Византийское монашество IV–XV вв.: традиции и новаторство».
Биркин Михаил Юрьевич

Принципы формирования идентичности клира в трактате «О церковных службах» Исидора Севильского

Биркин М. Ю. Принципы формирования идентичности клира в трактате «О церковных службах» Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 26-47

DOI: 10.15382/sturII201883.26-47
В статье рассматриваются ключевые представления Исидора Севильского (ок. 560–636) о клире. Основным источником послужило сочинение «О церковных службах», которое до этого не привлекалось для этих целей. Анализируются символическое значение тонзуры, которая получила свое место в каноническом праве усилиями епископа Севильи, и трактовка понятия clerus. Далее в ходе интертекстуального и сравнительно-исторического анализа выделяются конституирующие элементы этоса клира: его соотношение с раннехристианскими общинами и девство, не соотносимое в полной мере с целибатом. Отправными текстами послужили «Октавий» Минуция Феликса и «О святом девстве» Августина Блаженного соответственно. Среди сущностных характеристик клира Исидор особенно выделяет грамотность и образование. Автор приходит к выводу, что все перечисленные элементы объединяло представление о сакральном статусе клира, что являлось залогом успешного служения Богу и наставления паствы.
клир, девство, сакральность, этос, Исидор Севильский, «О церковных службах», Толедское королевство, раннее Средневековье, поздняя Античность
  1. Аверинцев С. С. Символика раннего Средневековья (К постановке вопроса) // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 323–334.
  2. Альбрехт М., фон. История римской литературы: от Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпохи. М., 2005. Т. 3.
  3. Ауров О. В. “Alço la mano, a la barba se tomo”: Из истории испанской средневековой правовой символики // Кентавр/Centaurus. Studia classica et mediaevalia. Вып. 1. М., 2004. С. 125–160.
  4. Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святого. Париж, 1971.
  5. Афанасьев Н., протопр. Экклезиология вступления в клир. Киев, 1997.
  6. Биркин М. Ю. От гражданина к священнику: vita activa et contemplativa oт Августина Блаженного до Исидора Севильского // Вестник древней истории. 2017. № 1 (77). С. 126–139.
  7. Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории. М.; СПб. 2013.
  8. Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995.
  9. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
  10. Гуревич А. Я. Народная культура раннего Средневековья в зеркале «покаянных книг» // Средние века. 1973. № 37. С. 38–39.
  11. История чтения в западном мире от Античности до наших дней / Г. Кавалло, Р. Шартье, ред.-сост. М., 2008.
  12. Керов В., Сахаров П. Тонзура // Католическая энциклопедия. М., 2011. Т. 4. Ст. 1407–1408.
  13. Лебедев А. П. Духовенство Древней Вселенской Церкви (от времен апостольских до IX века): Исторические очерки. М., 1905.
  14. Лучицкая С. И. Введение // Одиссей: человек в истории. 2008: Script / Oralia: взаимодействие устной и письменной традиций в Средние века и раннее Новое время. М., 2008. С. 7–13.
  15. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. СПб., 1885.
  16. Марей Е. С. Sapientiam sine eloquentia prodesse non est dubium: взаимосвязь мудрости и красноречия в произведениях Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2013. Вып. 1 (45). С. 7–19.
  17. Марей Е. С. Sacerdos vs. Episcopus. Использование трактата «О семи церковных чинах» Исидором Севильским (источниковедческий аспект) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып.76. С. 11–22.
  18. Нахов И. М. Физиогномика как отражение способа типизации в античной литературе // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии. Вып. IX. М., 1987. С. 69–89.
  19. Сахаров С. А. Особенности правового статуса духовенства в поздней Римской империи (по данным «Кодекса Феодосия») // Христианское чтение. 2011. № 5 (40). С. 158–170.
  20. Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // Он же. Символ и ритуал. М., 1983. С. 104–263.
  21. Barrow J. The Clergy in the Medieval World: Secular Clerics, Their Families and Careers in North-Western Europe c. 800 — с. 1200. Cambridge, 2015.
  22. Bömer F. Pompa // Realencyclopädie der Classischen Altertumswissenschaft. Bd. XXI.2. Stuttgart, 1952. Sp. 1878–1994.
  23. Cazier P. Isidore de Séville et la naissance de l’Espagne catholique. P., 1994.
  24. Crouch J. The Judicial Punishment of Decalvatio in Visigothic Spain: a Proposed Solution based on Isidore of Sevilla and the Lex Visigothorum // The Mediterranean Review. 2010. Vol. 3. № 1. P. 59–81.
  25. Dagron G. Christliche Ökonomie und christliche Gesellschaft (8–10 Jh.) // Die Geschichte des Christentums. Religion, Politik, Kultur — Mittelalter. Bd. 1: Bischöfe, Mönche und Kaiser (642–1054) / G. Dagron, P. Riche, A. Vauchez, hrsg.; Dt. Ausg. bearb. u. hrsg. von E. Boshof. Freiburg;Basel;Wien, 2007. S. 256–313.
  26. Davidson I. J. Introduction // Ambrose. De Offi ciis / I. J. Davidson, ed., intr., transl., comment. 2 vols. Oxford, 2002. P. 1–112.
  27. L’Europe héritière de l’Espagne wisigothique / J. Fontaine, C. Pellistrandi, eds. Madrid, 1992.
  28. Faivre A. Clerc/laïc: histoire d’une frontière // Revue des Sciences Religieuses. 1983. T. 57. Fasc. 3. P. 195–220.
  29. Faivre A. Naissance d’une hiérarchie: Les premières étapes du cursus clérical. P., 1977.
  30. Fernandez Alonso J. La cura pastoral en la Espana visigoda. Roma, 1955.
  31. Finn T. M. It Happened One Saturday Night: Ritual and Conversion in Augustine’s North Africa // Journal of the American Academy of Religion. 1990. Vol. 58. № 4. P. 589–616.
  32. García Paredes J. C. R. Teología fundamental de los sacramentos. Madrid, 1991.
  33. Greenslade S. L. Ordo // Scottish Journal of Theology. 1956. Vol. 9. № 2. P. 161–174.
  34. Gryson R. Les origines du célibat ecclésiastique: Du premier au septième siècle. Gembloux, 1970.
  35. Harris W. V. Ancient literacy. Cambridge–Harvard, 1989.
  36. Hübner S. Der Klerus in der Gesellschaft des spätantiken Kleinasiens. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Dr. phil. Jena, 2005
  37. James E. Bede and the Tonsure Question // Peritia. 1984. № 3. P. 85–98.
  38. Lawson A. C. The Sources of the De ecclesiasticis offi ciis of S. Isidore of Seville // Revue Bénédictine. 1938. № 50. P. 26–36.
  39. Lawson C. M. Introduction // Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis offi ciis / C.M. Lawson, ed. Turnhout, 1989. P. 1–163.
  40. Le «Líber Ordinum» en usage dans l’Église wisigoíhiqutet mozárabe d’Espagne du Ve au IXe sièle / par M. Fé rotin. P., 1904.
  41. Le «Liber mozarabicus sacramentorum» et les manuscrits mozarabes / par M. Fé rotin. P., 1912.
  42. Markus R. A. The Sacred and the Secular: From Augustine to Gregory the Great // The journal of theological studies. 1985. № 1(36). P. 84–96.
  43. Mazza E. Mystagogy: A Theology of Liturgy in the Patristic Age. N. Y., 1989.
  44. McCormick M. Byzantium’s Role in the Formation of Early Medieval Civilization: Approaches and Problems // Illinois Classical Studies. 1987. № 2 (12). P. 207–220.
  45. McGowan A. Ancient Christian Worship: Early Church Practices in Social, Historical, and Theological Perspective. Michigan, 2014.
  46. Mills R. The Signifi cation of the Tonsure // Holiness and Masculinity in the Middle Ages / P. H. Cullum, K. J. Lewis, eds. Cardiff , 2004.
  47. Mills R. Ascetic Eucharists: Food and Drink in Early Christian Ritual Meals. Oxford, 1999.
  48. Nicolau M. Ministros de Cristo: sacerdocio y sacramento del orden. Madrid, 1971.
  49. Oexle O. G. Stand, Klasse (Antike und Mittelalter) // Geschichtliche Grundbegriff e. Bd. 6 / R. Koselleck, Hrsg. Stuttgart, 1990. S. 156–200.
  50. Orlandis J., Ramos-Lisson D. História de los concilios de la España romana y visigoda. Pamplona, 1986.
  51. Pellegrini P. Militia Clericatus Monachici Ordines: Istituzioni Ecclesiastiche e Società in Gregorio Magno. Catania, 2008.
  52. Rhijn C, van. Manuscripts for local priests and the Carolingian reforms // Men in the Middle: Local Priests in Early Medieval Europe / C. Rhij n, S. Patzold, eds. B.; Boston, 2016. P. 177–198.
  53. Sánchez Prieto A. B. Rabano Mauro, Sobre la educación de los clérigos (De institutione clericorum): Alcance y penetración de la escuela carolingia. Tesis doctoral. Madrid, 2014.
  54. Schmitt J.-C. La notion de sacré et son application a l’histoire du christianisme médiéval // Les Cahiers du Centre de Recherches Historiques. 1992. № 9. P. 19–29.
  55. Scholliers P. Meals, Food Narratives, and Sentiments of Belonging in Past and Present // Food, Drink and Identity: Cooking, Eating and Drinking in Europe Since the Middle Ages / P. Scholliers, ed. Oxford; N. Y., 2001. P. 3–22.
  56. Slyke D. G, van. The Devil and His Pomps in Fifth-Century Carthage: Renouncing Spectacula with Spectacular Imagery // Dumbarton Oaks Papers. 2005. Vol. 59. P. 53–72.
  57. Smith D. E. From Symposium to Eucharist: The Banquet in the Early Christian World. Minneapolis, 2003.
  58. Sotomayor Muro M. La Iglesia en la España romana // Historia de la Iglesia en España. Vol. I: La Iglesia en la España romana y visigoda: (s. I–VIII) / R. García-Villoslada, dir., Madrid, 1979. P. 7–400.
  59. Vilanou C. Literatura Cristiana i metafores esportives // Revista Catalana de Teologia. 2003. Vol. 28. № 3. P. 457–470.
  60. Waszink J. H. Pompa diaboli // Vigiliae Christianae. 1947. Vol. 1. № 1. P. 13–41.

Биркин Михаил Юрьевич


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9224-7585;
Электронный адрес: mbirkin@gmail.com.
Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ (проект №17-33-01155 «Трактат Исидора Севильского “О церковных службах”: перевод, комментарий, исследование»).
Вишняк Михаил Андреевич

Участие женщин в арсенитском расколе (1265 – 1310)

Вишняк М. А. Участие женщин в арсенитском расколе (1265 – 1310) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 48-58

DOI: 10.15382/sturII201883.48-58
В статье рассмотрено на основании свидетельств патриарха св. Афанасия I Константинопольского (1289–1293; 1303–1309), а также ряда других источников участие женщин в арсенитском расколе (1265–1310). Выделяются три основные роли женщин в расколе: 1) Роль высоких покровительниц, а также матерей и воспитательниц новых членов. Типичным примером является сестра императора Михаила VIII Палеолога Мария-Марфа, мать Иоанна Тарханиота и бабка Алексия Филантропина — двух выдающихся арсенитов. 2) Роль рядовых участниц, сводившаяся в основном к пассивному пребыванию в расколе, а также к участию в создании соответствующего информационно-пропагандистского фона. 3) «Харизматическая» роль активных участниц литургической жизни, совершителей обрядов и таинств — наиболее экстраординарная и наименее документированная роль женщин в арсенитском движении, которая является наглядной демонстрацией процессов вырождения церковного раскола в парахристианскую секту. Эта функция женщин в арсенитском расколе, вероятно, не имеет связи с «обычаем диаконисс», который упразднил патриарх Афанасий I
арсенитский раскол, арсениты, патриарх Афанасий I Константинопольский, противораскольническая литература, женщина в Византии, женщина в Церкви, женское священство, диаконисса, парахристианство
  1. Вишняк М. А. Образ арсенитов в эпистолярном наследии патриарха Афанасия I Константинопольского // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2017. Т. 22. № 5. С. 16–26.
  2. Желтов Михаил, диакон. Диаконисса // Православная энциклопедия. 2006. Т. 14. С. 580–587.
  3. A Greek-English Lexicon / H.-G. Liddell, R. Scott, ed. Oxford, 1996.
  4. A Patristic Greek Lexicon / G. W. H. Lampe, ed. Oxford, 1961.
  5. Boojamra J. L. Church Reform in the Late Byzantine Empire. A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thessaloniki, 1982.
  6. Hesychii Alexandrini lexicon. Vols. 1–2 / K. Latte, ed. Copenhagen, 1953–1966.
  7. Iohannis Zonarae lexicon ex tribus codicibus manuscriptis. Vols 1–2 / J. A. H. Tittmann, ed. Leipzig, 1808 (repr. Amsterdam, 1967).
  8. Laurent V. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I (Les actes des patriarches).
  9. Fasc. IV (Les regestes de 1208 à 1309). P., 1971.
  10. Mitsiou E. Das Doppelkloster des Patriarchen Athanasios I. in Konstantinopel: Historischprosopographische und wirtschaftliche Beobachtungen // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 2008. Bd. 58. S. 87–107.
  11. Nicephori Gregorae Byzantina historia. Vol. 1 / L. Schopen, ed. Bonn, 1829.
  12. Nicetae Choniatae historia / J. van Dieten, ed. Berlin, 1975.
  13. Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople (1289–1293; 1303–1309): A Critical Edition with Introduction and Commentary of Selected Unpublished Works (PhD dissertation). University of Oxford, 2004.
  14. Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit / E. Trapp, R.Walther, H.-V. Beyer [et al.], Hrsg. Electronic data. Wien, 2001. 1 electronic disk (CD-ROM). Title from screen.
  15. Suidae lexicon. Vols 1–4 / A. Adler, ed. Leipzig; repr. Stuttgart 1967–1971.
  16. Talbot A. M. The Correspondence of Athanasius I, patriarch of Constantinople: Letters to the emperor Andronicus II, members of the imperial family, and offi cials. Washington, 1975.

Вишняк Михаил Андреевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Московская духовная академия; Российская Федерация, 141300 г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра;
ORCID: 0000-0003-3354-9553;
Электронный адрес: gweharall@gmail.com.
Феофанов Александр Михайлович

Воспроизводство элиты и Академическая гимназия 1724-1765 гг.

Феофанов А. М. Воспроизводство элиты и Академическая гимназия 1724-1765 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 59-67

DOI: 10.15382/sturII201883.59-67
В статье на примере карьерных и образовательных траекторий воспитанников Академической гимназии исследуется образование как социальный лифт для понимания того, в какой мере воспитанники гимназии пополнилиобразованную элиту Российской империи. Вопрос о воспроизводстве элиты Российской империи XVIII в. связан с изучением межпоколенной социальной мобильности. Эта проблема рассмотрена в статье на примере изменения социального состава и карьерных стратегий учеников Академической гимназии. Всего известно около двух тысяч человек, поступивших в гимназию Академии наук с 1726 по 1765 г. У 424 человек из них установлено дворянское происхождение, что составляет 21% от общей численности гимназистов. Детей генералитета (I–V классов по Табели о рангах) и высшей знати среди общего числа дворян было 72 человека (17% от установленного числа учеников-дворян). Вероятность пополнить элитную верхушку Российской империи у рядового дворянства была в шесть раз меньше, чем у детей самой этой элиты, если речь идет о первых пяти классах Табели о рангах, и в семь раз менее — если о первых трех рангах. Шансы же недворян попасть в чиновную элиту составляли доли процента, при этом иногда именно деятельность в сфере науки и искусства открывала возможности для карьерного роста. Автор приходит к выводу, что для неродовитых и небогатых дворян гимназия Академии наук стала первой ступенькой на пути к получению высших чинов Российской империи. Полученные в ней образование, знание языков и усвоение общей культуры, без сомнения, послужили важным, если не ключевым, фактором социализации и стали залогом успешной карьеры.
образование, элита, генералитет, шляхетство, карьерные механизмы, социальная мобильность, гимназия Академии наук
  1. Костина Т. В. Подготовка элит Российской Империи в учебных заведениях Академии наук (1726–1805) // Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и российского государства в XVIII — начале XX в. Очерки истории: В 2 кн. / И. В. Тункина, сост., отв. ред. СПб., 2016. Кн. I. C. 207–302.
  2. Кусбер Ян. Какие знания нужны дворянину для жизни? Провинциальные и столичные воспитательные дискурсы второй половины XVIII и начала XIX века // Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 269–291.
  3. «Скаски» елизаветинской России: Опрос сановников, сотрудников госучреждений, придворных при дворе Елизаветы Петровны, 1754–1756 гг. // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. М., 2007. Т. XV. С. 64–168.
  4. Степанов В. П. Козьмин // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999. С. 102.
  5. Fedyukin I., Gabdrakhmanov S. Cultural capital in an early modern elite school: The Noble Cadet Corps in St Petersburg, 1732–1762 // Journal of Interdisciplinary History. 2016. Vol. 46. No. 4. P. 485–516.

Феофанов Александр Михайлович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, дом 23б; доцент кафедры истории России;
Должность: доцент кафедры историии России;
ORCID: 0000-0001-7180-0927;
Электронный адрес: aleksandr-feofanov@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-31-01010 «Образование как социальный лифт в России XVIII века: межпоколенная социальная мобильность учащихся Академии наук».
Клочкова Марина Юрьевна

Митрополит Евгений (Болховитинов) и начало изучения Черниговской гривны

Клочкова М. Ю. Митрополит Евгений (Болховитинов) и начало изучения Черниговской гривны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 68-82

DOI: 10.15382/sturII201883.68-82
Статья посвящена начальному этапу изучения древнего амулета-змеевика XI в., получившего название «Черниговская гривна», или «Гривна Владимира Мономаха». Автор ставит перед собой задачу рассмотреть характер научной деятельности митр. Евгения (Болховитинова), одним из первых начавшего исследование новонайденного артефакта. Золотая Черниговская гривна была обнаружена местными жителями на р. Белоус близ Чернигова в июле 1821 г. Это был первый из известных сейчас змеевиков, имеющих с одной стороны христианское, а с другой — языческое изображение в сопровождении славянской и греческой надписей. Находка вызвала большой интерес ученых в России. Первым к исследованию гривны приступило сообщество ученых, сотрудничавших с канцлером Н. П. Румянцевым, получившее в историографии наименование «Румянцевский кружок». Митр. Евгений (Болховитинов) активно взаимодействовал с Румянцевским кружком в изучении артефакта, предлагал свой вариант прочтения надписей, интерпретацию изображений, побуждал других ученых к публикациям своих сочинений о гривне. В 1826 г. Н. П. Румянцев скончался и кружок перестал существовать. Параллельно с Румянцевским кружком исследованием гривны занималось Общество истории и древностей российских при Императорском Московском университете (ОИДР), членами которого были многие ученые, сотрудничавшие с Н. П. Румянцевым. В периодических изданиях ОИДР был опубликован целый ряд сочинений о гривне. Статья митр. Евгения подводила итог начального этапа ее изучения. Румянцевский кружок и ОИДР представляли собой разные формы научных сообществ, характерных для эпохи Просвещения. Они обеспечивали продвижение научных знаний в общественное пространство, формируя тем самым культурные и интеллектуальные запросы образованного читателя. Научная деятельность митр. Евгения (Болховитинова) по изучению Черниговской гривны в их составе имела просветительский характер.
Александровская эпоха, русское просветительство, Черниговская гривна, змеевик, Румянцевский кружок, Общество Истории и Древностей Российских при Императорском Московском университете, митрополит Евгений (Болховитинов)
  1. Артемьева Т., Микешин М. Интеллектуальные сообщества в России в эпоху Просвещения // Человек вчера и сегодня: Междисциплинарные исследования. Вып. 2. М., 2008. С. 223–233.
  2. Иконников В. С. Граф Николай Петрович Румянцев. Деятельность его на пользу разработки русской истории и археологии. Очерк истории русской историографии // Русская старина. 1881. Т. 32. С. 47–74, 225–250.
  3. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. 1. Киев, 1891.
  4. Козлов В. П. «История государства Российского» Н. М. Карамзина в оценках современников. М., 1989.
  5. Козлов В. П. Колумбы российских древностей. М., 1981.
  6. Краснобаев Б. И. Русская культура XVII– начала XIX в. М., 1983.
  7. Медведев И. П. Неизвестный эпизод из ранней истории обнаружения Черниговской гривны // Труды Государственного Эрмитажа. СПб., 2013. Т. 69: Византия в контексте мировой культуры: материалы конф., посвященной памяти Алисы Владимировны Банк (1906–1984). С. 530–534.
  8. Медведев И. П. «Я не верю в талисманологию» (Евгений Болховитинов о Черниговской гривне) // Античная древность и средние века. Вып. 41. Екатеринбург, 2013. С. 333–339.
  9. Николаева Т. В., Чернецов А. В. Древнерусские амулеты-змеевики. М., 1991.
  10. Попов Н. А. История императорского Московского общества истории и древностей российских (1804–1812). Ч. 1. М., 1884.
  11. Сараскина Л. И. Граф Н. П. Румянцев и его время. М., 2003.
  12. Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., 1985. № 1–2.
  13. Цыбульник Ю. С. Крылатые латинские выражения. М., 2006.
  14. Щукин Д. С. Государственная и просветительская деятельность Николая Петровича Румянцева конца XVIII — первой четверти XIX в. Автореф... канд. ист. наук. Саранск, 2005.

Клочкова Марина Юрьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова;
Должность: преподаватель кафедры истории России Исторического факультета ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-2080-903X;
Электронный адрес: mrk01@mail.ru.
Андреев Андрей Юрьевич

«Из кантона Во в Сибирь и обратно»: Д-Л. Дюпюже и Ж.-В. Сибург – швейцарские воспитатели при российском дворе на рубеже XVIII–XIX вв.

Андреев А. Ю. «Из кантона Во в Сибирь и обратно»: Д-Л. Дюпюже и Ж.-В. Сибург – швейцарские воспитатели при российском дворе на рубеже XVIII–XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 83-95

DOI: 10.15382/sturII201883.83-95
Статья рассказывает о драматической странице в русско-швейцарских педагогических связях. В 1799 г. два швейцарских учителя, Давид-Луи Дюпюже и Жан-Виктор Сибург, служившие при российском императорском дворе и занимавшиеся обучением великих князей и княжон — детей императора Павла I — отправились в ссылку на восток Российской империи. Их обвинение не было связано с какими-то конкретными проступками, а вытекало из одних лишь подозрений в том, что они поддерживали контакты со своими заграничными друзьями, которые сочувствовали революционным процессам, происходившим в Европе того времени. В статье анализируются причины возникновения при российском дворе группы швейцарских воспитателей (гувернеров и гувернанток) на рубеже XVIII–XIX вв., а также изменение в их положении в связи с вступлением России в антифранцузскую коалицию и началом боевых действий, которые непосредственно затрагивали Швейцарию. На основе новых источников, извлеченных из архивов, а также писем, никогда ранее не переводившихся на русский язык, прослежены причины ссылки Сибурга и Дюпюже, особенности расследования их дела, в значительной мере отразившие общие черты и атмосферу царствования Павла I. Возвращение швейцарских педагогов из ссылки рассмотрено в контексте изменений во внешней политике России на рубеже XVIII–XIX вв.
Россия, Швейцария, воспитание, Павел I, императорская семья, гувернеры и гувернантки, ссылка, Лагарп, Ростопчин, внешняя политика
  1. Андреев А. Ю. Формирование воспитательной концепции Ф.-С. Лагарпа: европейские идеалы и русская практика // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4(71). С. 58–73.
  2. Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы. Т. 1 (1782–1802). М.: Политическая энциклопедия, 2014.
  3. Милютин Д. А. История войны России с Францией в царствование императора Павла I в 1799 году. СПб., 1852. Т. 1–5.
  4. Митрофанов А. А. Граф дʼАнтрег: слуга пяти королей и трех императоров // Новая и новейшая история. 2007. № 2. С. 188–200.
  5. Смекалина В. В. Гувернантка при царском дворе. Как воспитывали внучку Екатерины II великую княжну Елену Павловну // Родина. 2018. № 5. С. 98–101.
  6. Тозато-Риго Д. «Пользуются репутацией людей порядочных и серьезных». Швейцарские гувернеры и гувернантки в России (1750–1850) // Родина. 2014. №1. С.30–34.
  7. Andreev A., Tosato-Rigo D. Un précepteur éclairé à l’épreuve: Frédéric-César de La Harpe à la Cour impériale de Russie (1783–1795) // Slověne. International Journal of Slavic Studies. Vol. 6. No. 2 (2017). P. 365–384.
  8. Correspondance de Frédéric-César de La Harpe sous la République Helvétique. T. IV (publiée par Ph. Bastide et E. Kastl). Genéve, 2004.
  9. de Mestral G. Lettres d’une Suissesse à Petrograde en 1799 et 1800 // Revue historique vaudoise. Vol. 26 (1918). Issue 1. P. 18–30.
  10. Mottaz E. Un Yverdonnois en Russie: Louis du Puget // Gazette de Lausanne. 21.08.1927.
  11. Tosato-Rigo D., Moret Petrini S. L’appel de l’Est. Précepteurs et gouvernantes suisses à la Cour de Russie (1760–1820). Lausanne, 2017.

Андреев Андрей Юрьевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова. Российская Федерация, 119192, Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4, профессор кафедры истории России XIX - начала XX века исторического факультета; Общецерковная аспирантура и докторантура имени св.равноап.Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, Москва, 115035, Пятницкая ул., 4/2, стр.5, заведующий кафедрой церковной истории; ПСТГУ, Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д.6, профессор кафедры истории России исторического факультета;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-7075-6637;
Электронный адрес: andrejev-goetting@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-21-41001.
Грачева Юлия Евгеньевна

Отчеты министра народного просвещения П. В. Завадовского как источник по истории министерства

Грачева Ю. Е. Отчеты министра народного просвещения П. В. Завадовского как источник по истории министерства // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 96-109

DOI: 10.15382/sturII201883.96-109
В статье анализируется политика гр. П. В. Завадовского на посту министра народного просвещения в Российской империи в начале XIX в. Автор ставит перед собой задачу выявить реальный вклад Завадовского в становление системы народного просвещения, его роль в увеличении числа учебных заведений. Перед министром стояла задача не только способствовать преобразованию гимназий, уездных и приходских училищ по новому плану, стремиться к умножению количества образованных людей в стране, но и нести ответственность за рациональное расходование казенных средств, выделяемых на учебные заведения. В статье показаны этапы государственной службы Завадовского, его большой административный опыт в сфере образования, который и побудил императора Александра I назначить Завадовского главой впервые созданного Министерства народного просвещения. Был выявлен полный комплекс всеподданнейших отчетов министра, значительная часть которого вводится в научный оборот впервые. Отчеты состояли из доклада министра императору и большого количества ведомостей, в которых отражалась основная деятельность министерства за прошедший год. Помимо значительных успехов, Завадовский отмечал и сложности, с которыми приходилось сталкиваться в процессе образовательной реформы. Отдельно проанализирована деятельность Комитета по рассмотрению отчетов, подробно изучавшая представляемые министром документы на имя императора. Автор приходит к выводу, что всеподданнейшие отчеты Завадовского позволяют детально раскрыть этапы деятельности Министерства народного просвещения в первые годы его существования, в котором министр играл ключевую роль.
Министерство народного просвещения, П. В. Завадовский, учебные заведения, всеподданнейшие отчеты, Комитет для освидетельствования министерских отчетов, Александр I
  1. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). СПб., 1912.
  2. Андреев А. Ю. Ф.-С. Лагарп и разработка реформы народного образования в России // Российская история. 2010. № 6. С. 40–46.
  3. Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп: Письма. Документы. Т. 1: 1782–1802. М., 2014.
  4. Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп: Письма. Документы. Т. 2: 1802–1815. М., 2017.
  5. Богданович М. И. История царствования императора Александра I и России в его время. Т. 1. СПб., 1869.
  6. Жуковская Т. Н. Просветительские проекты «молодых друзей» и создание Министерства народного просвещения (1802) // Власть, общество, армия: Сб. научных статей. СПб., 2013.
  7. Листовский И. С. Граф Петр Васильевич Завадовский // Русский архив. 1883. Вып. 3. С. 81–174.
  8. Мартынов И. И. Биография графа Петра Васильевича Завадовского // Сын Отечества и Северный архив. 1831. Т. XIX. № XVII. С. 138–154; № XVIII. С. 186–204; № XIX. С. 238–257.
  9. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 2: Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия XIX века. М., 2002.
  10. Поздняков А. Н. Образовательная реформа Александра I по отчетам министра народного просвещения (1802–1804 гг.) // Историческое прошлое и образы истории: материалы III Международной научной конференции, посвященной 100-летию исторического образования в Саратовском университете. Саратов, 2017. С. 108–114.
  11. Приходько М. А. Учреждение министерской системы управления в России в 1802–1835 гг.: Правовой аспект // https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/09/381fb1c62250054169cd6a4f54ddded2dbdf0678.pdf. Дата обращения — 16.04.2018.
  12. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902.
  13. Сухомлинов М. И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. СПб., 1866.
  14. Хотеенков В. Ф., Чернета В. Г. Первый министр народного просвещения Российской Империи граф Петр Васильевич Завадовский // Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации. М., 2002. Т. 1. С. 10–52.

Грачева Юлия Евгеньевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: доцент кафедры Истории России;
ORCID: 0000-0002-2220-9361;
Электронный адрес: g.yuliya@mail.ru.
Борзых Анастасия Сергеевна

Деятельность Вологодской хирургической лечебницы при общине сестер милосердия в начале ХХ в.

Борзых А. С. Деятельность Вологодской хирургической лечебницы при общине сестер милосердия в начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 110-119

DOI: 10.15382/sturII201883.110-119
В статье изучается деятельность Вологодской хирургической лечебницы в начале XX в. В ней поднимается актуальный по сей день вопрос об организации медицинской помощи в г. Вологда. Изучение историографии показало недостаток научного освещения данной темы. Автор прослеживает становление и развитие хирургической лечебницы, обращая особое внимание на статус учреждения, функционировавшего при Общине сестер милосердия в Вологде. Значительное внимание при изучении деятельности клиники уделяется роли сестер милосердия. Тесная взаимосвязь Общины сестер милосердия с хирургической лечебницей во многом определила особое положение больницы и отношение к ней властей Вологды. Отдельно рассматривается вопрос о деятельности хирургической лечебницы, перестроенной под госпиталь, в годы Первой мировой войны. Приведенные статистические данные наглядно демонстрируют степень востребованности учреждения в разные годы его работы. На основе анализа количества и качества обращений делается вывод о роли лечебницы в вологодском здравоохранении. В статье рассмотрена деятельность клиники с момента ее создания и до 1915 г. Представленная информация будет интересна исследователям, занимающимся такими вопросами, как история России, история медицины, благотворительность.
благотворительность, медицина, сестры милосердия, хирургическая лечебница, начало XX века, военный госпиталь, Российское Общество Красного Креста, г. Вологда
  1. Широкогоров В. Л. Цены и оклады: дореволюционная Россия // http://yarko.webasyst.net/shop/blog/169 (дата обращения: 15.10.2017)
  2. Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М. : Центрполиграф, 2001.
  3. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М. : Наука, 1990.
  4. Игумнов С. Ф. Очерк развития земской медицины в губерниях, вошедших в состав УССР, в Бесарабии и в Крыму. Киев: 1-й мед. ин-т, 1940.
  5. Карпов Л. Н. Земская санитарная организация в России. Л. : Медицина, 1964.
  6. Козловцева Е. Н. Московские общины сестер милосердия в XIX – начале XX века. М. : ПСТГУ, 2010.
  7. Левит М. М. Становление общественной медицины в России. М. : Медицина, 1974.
  8. Лукомский М. Я. Строительство рабочей медицины. М. : Вопросы страхования, 1924.
  9. Поддубный М. В., Егорышева И. В., Шерстнева Е. В., Блохина Н. Н., Гончарова С. Г. История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI – начало XX в.) / под ред. Р. У. Хабриева. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  10. Мирский М. Б. Медицина России XVI–XIX веков. М. : Роспэн, 1996.
  11. Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. М. : Наука, 1986.
  12. Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М. : Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2001.
  13. Страшун И. Д. Очерки истории русской общественной медицины. М. : Медицина, 1965.
  14. Турупанов Н. Л. Дело, выбранное сердцем. Ч. I: Очерки из истории медицины Вологодского края. Вологда : Б. и., 1993.
  15. Ульрих Ф. Ф. Вологодская губернская земская больница за время заведывания ею Губернским земством / [Соч.] старшего врача больницы д-ра мед. Ф. Ф. Ульриха. Вологда : Тип. губ. правл. 1882.
  16. Цветков А. П. Из истории хирургии Вологодской области. Вологда : Вологодское книжное издательство, 1959.

Борзых Анастасия Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Череповецкий Государственный Университет; Российская Федерация, 162600, г. Череповец, проспект Луначарского, 5;
ORCID: 0000-0003-3476-7632;
Электронный адрес: Laigyshonok@yandex.ru.
Колесников Борис Валерьевич

Отношение М. Р. Штефаника к России, Революции 1917 г. и большевизму

Колесников Б. В. Отношение М. Р. Штефаника к России, Революции 1917 г. и большевизму // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 120-128

DOI: 10.15382/sturII201883.120-128
В статье выявляются и обобщаются взгляды лидера чехословацкого национального движения Милана Растислава Штефаника на российскую революцию и большевизм. Статья затрагивает проблемы чехословацкого национального движения, для решения которых в предреволюционный период главная роль отводилась России. В ходе поездок в Россию у Штефаника сформировалось благожелательное отношение к нашей стране. Во время первой поездки по России в 1906–1907 гг. он имел возможность всесторонне с ней познакомиться, изучить и полюбить ее огромные пространства, поскольку изПетербурга отправился в Ташкент. В дальнейшем он стал свидетелем событий, происходивших в России в период революции и Гражданской войны. Революционные события 1917 г. убедили Штефаника в том, что Россия теряет свои позиции сильной, влиятельной страны и не сможет стать опорой для национального движения и государства чехов и словаков. Причиной кризиса России ученый считал большевизм. Штефаник видел в большевизме угрозу, подобную «пожару», который может охватить и другие народы. Поэтому в своей деятельности по укреплению боеспособности чешско-словацких легионов в Сибири он видел вклад в противодействие большевистским идеям.
революция 1917 г., большевизм, Россия, субъективное восприятие, чехи и словаки в России, М. Р. Штефаник, источники личного происхождения, Гражданская война, Чехословацкий корпус, астрономическая экспедиция, дипломатия
  1. Анварбек Ф. В Туркестан за солнечным затмением, которое затмил снег // Зеркало: общественно-информационный еженедельник. Ташкент, 2006, 17 нояб.
  2. Гусар Й. Милан Растислав Штефаник — астроном и политик // Милан Растислав Штефаник: новый взгляд. Мартин: Неография, 2001. С. 20–27.
  3. Доклад профессора Лакомого о пребывании М. Р. Штефаника в Сибири // Милан Растислав Штефаник: новый взгляд. Мартин: Неография, 2001. С. 152–157.
  4. Документы и материалы по истории советско-чехословацких отношений. Т. 1: Ноябрь 1917 г. — август 1922 г. М.: Наука, 1973.
  5. Задорожнюк Э. Г. Милан Растислав Штефаник и Томаш Гарриг Масарик: жизни и судьбы // Милан Растислав Штефаник: новый взгляд. Мартин: Неография, 2001. С. 57–82.
  6. Клеванский А. Х. Чехословацкие интернационалисты и проданный корпус. М.: Наука, 1965.
  7. Колчинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г. Астрономы: Биографический справочник Киев: Наукова думка, 1986.
  8. Материалы наблюдений за М. Р. Штефаником // Милан Растислав Штефаник: новый взгляд. Мартин: Неография, 2001. С. 132–145.
  9. Мороз В. Толстовский листок. Вып. 12–13. М., 2000.
  10. Серапионова Е. П. Человек-легенда Милан Растислав Штефаник: ученый, политик, генерал // До и после Версаля: Политические лидеры и идея национального государства в Центральной и Юго-Восточной Европе. М.: Индрик, 2009. С. 356–373.
  11. Чешско-словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914–1920: Документы и материалы. Т. 1:
  12. Чешско-словацкие военные формирования в России. 1914–1917 гг. М.: Новалис, 2013.
  13. Fuska J. M. R. Štefánik v myšlenkach a obrazoch. Bratislava: Elán, 1999.
  14. Janin M. Moje účast na československém boji za svobodu. Praha: J. Otto, 1923.
  15. Juríček J. M. R. Štefánik. Životopisný náčrt. Bratislava: Mladé letá, 1969.
  16. Štefánik M. R. Korespondencia Dr. Milana Rastislava Štefánika / opatril V. Polivka. Banská Bystrica: vl. n., 1928.
  17. Varsik M. M. R. Štefánik. Bratislava: Biofond OVD, 1990.

Колесников Борис Валерьевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Волгоградский государственный университет; Российская Федерация, 400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, 100;
Должность: Volgograd State University; 100 Universitetskiy Prospect, Volgograd 400062, Russian Federation;
ORCID: 0000-0003-0539-0688;
Электронный адрес: boryanVolg34@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Богданов Владимир Павлович

Священники Белозеровы и несколько сюжетов из истории книжности Пермского края: о чем говорят записи на кириллических изданиях XVII–XVIII вв.

Богданов В. П. Священники Белозеровы и несколько сюжетов из истории книжности Пермского края: о чем говорят записи на кириллических изданиях XVII–XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 131-146

DOI: 10.15382/sturII201883.131-146
В основу работы легли издания XVII–XVIII вв., в которых встречаются записи священнослужителей г. Соликамска Белозеровых. Всего выявлено 34 книги, содержащих 51 запись представителей этой семьи. Изучение источникового комплекса позволило осветить ряд сюжетов. В частности, удалось проследить историю четырех поколений семьи Белозеровых. Так, три поколения этой семьи, по крайней мере с 1728 г. (с даты первого упоминания родоначальника семьи Иоанна Никифоровича Белозерова) и до 1810 г., служили дьячками и диаконами в ц. Богоявления г. Соликамска. Правнук И. Н. Белозерова, Михаил Семенович, в 1822–1836 гг. служил священником в церкви с. Дедюхино, расположенном недалеко от Соликамска. Белозеровы были хранителями библиотек двух упомянутых церквей: оформляли вклады, оставляя соответствующие записи на книгах (и, видимо, в делопроизводственных документах), заказывали присылку книг из консистории. В пяти случаях из восьми книги были присланы по повелению епископа Вятского и Великопермского Лаврентия, возглавлявшего кафедру в 1774–1796 гг. Выявленные записи наглядно показывают порядок формирования и функционирования провинциальных церковных библиотек XVIII–XIX вв., а также состав их вкладчиков. Последнее является важным источником по местной истории, так как вкладчики — представители местной социальной элиты: купцы Ануфриевы (Герасим Ануфриев был бургомистром Соликамска), Ростовщиковы и др. Публикуемые докумен- ты — поколенная роспись Белозеровых и тексты самих записей, приведенные в современной орфографии.
духовенство, Белозеровы, г. Соликамск, с. Дедюхино, Пермский край, Ануфриевы, Ростовщиковы, церковные библиотеки, записи на книгах, генеалогия, социальная история, книжная культура
  1. Белянкин Ю. С. Записи соликамских священников Белозеровых на кириллических изданиях XVII –XVIII вв. // Федоровские чтения 2007. М.: Наука, 2007. С. 347–357.
  2. Кириллические издания XVI–XVII вв. в хранилищах Пермской области: Каталог. Пермь: Пермское книжное изд-во, 2003.
  3. Кириллические издания ХVIII в. в хранилищах Пермской области: Каталог. Пермь: Пушка, 2008.
  4. Поздеева И. В., Дадыкин А. В., Пушков В. П. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1652—1700 годы: Исследования и публикации: В 3 кн. М.: Наука, 2007. Кн. 1. C. 126–127.
  5. Шустова Ю. Э. Записи в изданиях типографии Львовского братства 1591–1644 годов из собрания научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) РГБ // Вивлиотека: История книги и изучение книжных памятников. Вып. 2. М.: Пашков дом, 2011. С. 44–50.

Богданов Владимир Павлович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Московский Государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3129-406X;
Электронный адрес: vpbogdanov@gmail.com.

РЕЦЕНЗИИ

Цыганков Дмитрий Андреевич

Маленькие люди русского подполья — Рец. на кн.: Кириллов В. Л. Революционный терроризм, которого не было. Тайное общество «Сморгонская академия» в русском революционном движении 1860-х гг. М.: АИРО-XXI, 2016. 240 c.

Цыганков Д. А. Маленькие люди русского подполья // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 149-155 — Рец. на кн.: Кириллов В. Л. Революционный терроризм, которого не было. Тайное общество «Сморгонская академия» в русском революционном движении 1860-х гг. М.: АИРО-XXI, 2016. 240 c.
PDF

Цыганков Дмитрий Андреевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. равноап. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, Пятницкая ул., 4/2, стр. 5;
Должность: зав. кафедрой истории России; доцент кафедры истории России XIX века — начала XX века Исторического факультета; доцент кафедры церковной истории;
ORCID: 0000-0003-3005-503Х;
Электронный адрес: tsdm@yandex.ru.