В статье рассматривается сложный период в отношениях государства и Церкви в Эстонии — 1948–1953 годы. Исследование основано на материалах Государственного архива РФ (фонд Совета по делам РПЦ (Ф 6991)). Анализируется изменившийся характер церковно-государственных отношений в Эстонии, религиозная жизнь в которой, как и в других западных областях страны, существенно отличалась от большинства республик СССР, выявляются сходства и отличия эстонской церковной жизни от общесоюзных тенденций. Так, наличие большого числа храмов в республике снимало одну из острых проблем — нехватки приходов. Вместе с тем традиционно дотационный характер церковной жизни в Эстонии, обусловленный лютеранским окружением и большим числом небогатых сельских приходов, поставил на грань закрытия большинство сельских храмов. В условиях нарастания антирелигиозной пропаганды участились случаи перехода из православия в лютеранство. В статье показано влияние проводимой в те годы в Эстонии коллективизации сельского хозяйства на церковную жизнь республики, отмечаются возобновившиеся в рассматриваемый период гонения на представителей духовенства, аресты священнослужителей, закрытие храмов, антирелигиозная пропаганда и ее последствия, в частности случаи вандализма в отношении церковного имущества, снижение посещаемости сельских приходов. Вместе с тем прибытие в крупные города республики из других областей страны большого числа специалистов заметно повлияло на церковную жизнь. Подробно рассматривается комплекс мер, предпринятых правящими епископами Исидором (Богоявленским), Романом (Тангом) и митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) для поддержания церковной жизни в республике. Автор показывает, каким образом отразились на церковной жизни Эстонии проводимые в СССР мероприятия в отношении Церкви.
Православие в Эстонии, митрополит Исидор (Богоявленский), архиепископ Роман (Танг), митрополит Григорий (Чуков), церковно-государственные отношения в СССР, православные приходы Эстонии, коллективизация в Эстонии, духовенство Эстонии