К 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне целесообразно оценить степень влияния духовных традиций Святой Горы на отдельные регионы, в частности Алтай, где с 1830 г. начала свою деятельность Алтайская духовная миссия. Афон и Алтай со второй половины XIX в. связывают тесные религиозные контакты. Это обстоятельство было одним из важных факторов распространения православия среди коренных жителей. Цель статьи — на основе архивных источников раскрыть и проанализировать духовные связи афонитов и верующих Алтая. Начало активного духовного взаимодействия Алтая и Афона связано с иконой великомученика и целителя Пантелеимона, привезенной на Алтай в 1879 г. Постепенно авторитет афонского подвижничества стал важной составляющей духовной жизни новокрещеных. С разных уголков на Афон шли пожертвования. Вместе с тем попытки насадить традиции афонского монашества в миссионерских монастырях Алтая оказались неудачными. Неотмирность афонского подвижничества слишком диссонировала с принципом миссионерской открытости обителей Алтая. Исследование показало, что духовные связи Алтая и Афона проявлялись в различных формах религиозной жизни: паломничество сотрудников Алтайской миссии, приезд афонских постриженников в монастыри Алтая, пожертвования на афонские обители, публикации и распространение духовно-просветительской литературы. Но наиболее значимой оказалась традиция заказа писаных икон. Ежегодно для миссионерских станов шли заказы икон на Афоне. Прибытию таких икон сопутствовали церковные торжества.Афонские иконы становились местночтимыми святынями. К ним совершались паломничества, что способствовало новым обращениям язычников к Церкви и укреплению веры ранее крещеных. Афонские образы способствовали почитанию избранных святых. Такую же роль играли частицы мощей святых, которые хотя и в меньшем количестве, чем иконы, также были присылаемы с Афона.
афонское монашество, иконы афонского письма, чудотворные иконы, Алтай, Алтайская духовная миссия, Русская Православная Церковь