С точки зрения ряда современных философов, советская идеология, несмотря на материализм и атеизм марксистской доктрины, обладала заметными духовными и религиозными чертами. Возможно ли доказать это утверждение не только философско-теоретическим, но и практическим путем? В поисках ответа на этот вопрос автор статьи обращается к средствам визуальной пропаганды — плакатам и карикатурам 1920–60-х гг., в которых эволюция коммунистических идей выражалась в наиболее яркой и концентрированной форме. Цель предпринимаемого анализа — на основе данного типа источников выявить категории, образы и символы, несущие в себе религиозный оттенок. Раскрываются темы, в которых они задействованы, специфика применения в различные исторические периоды, а также взаимосвязь с другими контекстами, нашедшими отражение в советских пропагандистских материалах. Исследование визуальной пропаганды подтверждает использование в ней символизма, наделенного сакральным смыслом. При этом преимущественно в 1940–50-х гг. подобные категории и образы присутствовали (во всяком случае в христианском варианте) вне целевых установок атеизма. Их наличие в плакатах и карикатурах не отличается постоянством и массовостью, но обладает определенной последовательностью, внутренней логикой и взаимосвязью. Хотя и не следует абсолютизировать степень религиозности коммунистической идеологии, опыт предпринятого в данной статье анализа показал, что советское мировоззрение оказалось несколько сложнее и разнообразнее, чем предполагала марксистская теория. И все существовавшие в СССР лозунги и образы необходимо соотносить с широким цивилизационным, в том числе духовным, контекстом.
СССР, идеология, визуальная пропаганда, плакат, карикатура, советская цивилизация, коммунизм, религия, атеизм, сакральное