/

Захаров Георгий Евгеньевич

Римский собор 382 г. в контексте церковно-политической деятельности и экклезиологических взглядов свт. Дамаса Римского и свт. Амвросия Медиоланского


Захаров Г. Е. Римский собор 382 г. в контексте церковно-политической деятельности и экклезиологических взглядов свт. Дамаса Римского и свт. Амвросия Медиоланского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 9-28.

DOI: 10.15382/sturII201880.9-28

Аннотация

Статья посвящена историческому значению и экклезиологии Римского собора 382 г. Автор рассматривает данный собор как заключительную точку в истории арианского кризиса на латинском Западе. Изначальный план западного императора Грациана, поддержанный римским папой Дамасом и свт. Амвросием Медиоланским, провести собор в общецерковном формате не был до конца реализован из-за созыва восточным императором Феодосием параллельного собора в Константинополе, однако собор, судя по всему, принял ряд важных решений как церковно-политического, так и вероучительного характера. Автор придерживается традиционной атрибуции Римскому собору 382 г. третьей части т. н. Decretum Gelasianum. По его мнению, данный фрагмент носит компромиссный характер: с одной стороны, он выражает стремление свт. Дамаса продемонстрировать уникальный характер римского примата и его Божественное, а не соборное происхождение, с другой стороны, Римский престол разделяет первенство с двумя восточными Петровыми кафедрами — Александрийской и Антиохийской. В статье указывается на значение темы первенства Петра и особого авторитета Римского престола в экклезиологии свт. Амвросия Медиоланского. В то же время автор приходит к выводу, что для него римский примат был неразрывно связан с идеей соборного согласия западного епископата и его «превосходства» над восточным. Выражением этого консенсуса Римского престола и епископата Запада и был Римский собор 382 г.

Ключевые слова

Римский собор 382 г., папа Дамас I, свт. Амвросий Медиоланский, арианские споры, римский примат, Decretum Damasi, экклезиология, церковные соборы

Список литературы

  1. Браски Ф., монс. Образ апостола Петра в трудах св. Амвросия Медиоланского и в амвросианской традиции // Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции / Г. Е. Захаров, ред. М., 2016. С. 74–93.
  2. Захаров Г. Е. Римский собор 378 г. и развитие идеи папского примата в раннехристианской традиции // Прикосновение к вечности: Сб. статей / Свящ. А. Постернак, Г. Е. Захаров, ред. М., 2017. С. 65–85.
  3. Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех вселенских соборов. М., 2005.
  4. Alzati C. “Ubi fuerit Imperator”. Chiesa della residenza imperiale e comunione cristiana tra IV e V secolo in Occidente // Alzati C. Ambrosiana ecclesia: Studi su la chiesa milanese e l’ecumene cristiana fra tarda antichità e medioevo. Milano, 1993. P. 3–21.
  5. Bernardi J. Saint Grégoire de Nazianze. Le Théologien et son temps (330–390). P., 1995.
  6. Campenhausen H. F., von. Ambrosius von Mailand als Kirchenpolitiker. Berlin; Leipzig, 1929.
  7. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. I. Tübingen, 1930.
  8. Chapman J. On the Decretum Gelasianum De Libris recipiendis et non recipiendis // Revue bénédictine. 1913. Vol. 30. P. 187–207, 315–333.
  9. De Vries W. Orient et Occident: les structures ecclésiales vues dans l’histoire des sept premiers conciles oecuméniques. P., 2011.
  10. Dobschütz E., von. Das Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis in kritischem Text. Leipzig, 1912.
  11. Dufourcq A. Vues nouvelles sur le décret gélasien et sur le pape Damase // Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1909. Vol. 53. № 11. P. 820–825.
  12. Duval Y.-M. La décretale Ad Gallos Episcopos: son texte et son auteur. Leiden; Boston, 2005.
  13. Dvornik F. Byzance et la primauté romaine. P., 1964.
  14. Field L. L. Liberty, Dominion, and the Two Swords: On the Origins of Western Political Theology (180–398). Notre Dame, 1998.
  15. Field L. L. On the Communion of Damasus and Meletius: Fourth-Century Synodal Formulae in the Codex Veronensis LX (with critical edition and translation). Toronto, 2004.
  16. Gallay P. La vie de saint Grégoire de Nazianze. Lyon; P., 1943.
  17. Galtier P. Le “Tome de Damase”. Date et origine // Recherches de science religieuse. 1936. Vol. 26. P. 385–418; 563–578.
  18. Girardet K. M. Gericht über den Bischof von Rom // Historische Zeitschrift. 1994. Bd. 259. S. 1–38.
  19. Gryson R. Le prêtre selon Saint Ambroise. Louvain, 1968.
  20. Howorth H. H. The Decretal of Damasus // Journal of Theological Studies. 1913. Vol. 14. P. 321–337.
  21. Joannou P.-P. Die Ostkirche und die Cathedra Petri im 4. Jahrhundert. Stuttgart, 1972.
  22. Kelly J. N. D. Jerome: His Life, Writings and Controversies. N. Y., 1975.
  23. Marot H. Les conciles romains des IVᵉ et Vᵉ siècles et le développement de la primauté // Istina. 1957. Vol. 4. P. 435–462.
  24. McGuckin J. A. St. Gregory of Nazianzus. An Intellectual Biography. Crestwood (N. Y.), 2001.
  25. McLynn N. B. Ambrose of Milan. Church and Court in a Christian Capital. Berkeley; Los Angeles; L., 1994.
  26. Monachino V. Il primato nella controversia Ariana // Miscellanea Historiae Pontifi ciae. Vol. XXI: Saggi storici intorno al papato. Roma, 1959. P. 17–89.
  27. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome, 1976.
  28. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen, 2009.
  29. Schwartz E. Zum Decretum Gelasianum // Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft. 1930. Bd. 29. S. 161–168.
  30. Siniscalco P. Sant’Ambrogio e la Chiesa di Roma // Nec timeo mori: Atti del Congresso internazionale di studi ambrosiani nel XVI centenario della morte di sant’ Ambrogio (Milano 4–11 Aprile 1997). Milano, 1998. P. 141–160.
  31. Turner C. H. Latin List of Canonical Books: I. The Roman Council under Damasus, A.D. 382 // Journal of Theological Studies. 1900. Vol. 1. P. 554–560.
  32. Ullmann W. Gelasius I. (492–496): Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. Stuttgart, 1981.
  33. Waarden J., van. Priscillian of Avila’s Liber ad Damasum and the Inability to Handle a Confl ict // Violence in Ancient Christianity: Victims and Perpetrators / A. C. Geljon, R. Roukema, eds. Leiden; Boston, 2014. P. 132–150.

Данные об авторе

Захаров Георгий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «Взаимоотношения Восточных и Западных Церквей в эпоху арианских споров», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ.