Захаров Георгий Евгеньевич
Римский собор 382 г. в контексте церковно-политической деятельности и экклезиологических взглядов свт. Дамаса Римского и свт. Амвросия Медиоланского
Ссылка на статью:
Захаров Г. Е.
Римский собор 382 г. в контексте церковно-политической деятельности и экклезиологических взглядов свт. Дамаса Римского и свт. Амвросия Медиоланского // Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви. 2018.
Вып. 80. С. 9-28.
DOI:
10.15382/sturII201880.9-28
Аннотация
Статья посвящена историческому значению и экклезиологии Римского собора 382 г. Автор рассматривает данный собор как заключительную точку в истории арианского кризиса на латинском Западе. Изначальный план западного императора Грациана, поддержанный римским папой Дамасом и свт. Амвросием Медиоланским, провести собор в общецерковном формате не был до конца реализован из-за созыва восточным императором Феодосием параллельного собора в Константинополе, однако собор, судя по всему, принял ряд важных решений как церковно-политического, так и вероучительного характера. Автор придерживается традиционной атрибуции Римскому собору 382 г. третьей части т. н. Decretum Gelasianum. По его мнению, данный фрагмент носит компромиссный характер: с одной стороны, он выражает стремление свт. Дамаса продемонстрировать уникальный характер римского примата и его Божественное, а не соборное происхождение, с другой стороны, Римский престол разделяет первенство с двумя восточными Петровыми кафедрами — Александрийской и Антиохийской. В статье указывается на значение темы первенства Петра и особого авторитета Римского престола в экклезиологии свт. Амвросия Медиоланского. В то же время автор приходит к выводу, что для него римский примат был неразрывно связан с идеей соборного согласия западного епископата и его «превосходства» над восточным. Выражением этого консенсуса Римского престола и епископата Запада и был Римский собор 382 г.
Ключевые слова
Римский собор 382 г., папа Дамас I, свт. Амвросий Медиоланский, арианские споры, римский примат, Decretum Damasi, экклезиология, церковные соборы
Список литературы
- Браски Ф., монс. Образ апостола Петра в трудах св. Амвросия Медиоланского и в амвросианской традиции // Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции / Г. Е. Захаров, ред. М., 2016. С. 74–93.
- Захаров Г. Е. Римский собор 378 г. и развитие идеи папского примата в раннехристианской традиции // Прикосновение к вечности: Сб. статей / Свящ. А. Постернак, Г. Е. Захаров, ред. М., 2017. С. 65–85.
- Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех вселенских соборов. М., 2005.
- Alzati C. “Ubi fuerit Imperator”. Chiesa della residenza imperiale e comunione cristiana tra IV e V secolo in Occidente // Alzati C. Ambrosiana ecclesia: Studi su la chiesa milanese e l’ecumene cristiana fra tarda antichità e medioevo. Milano, 1993. P. 3–21.
- Bernardi J. Saint Grégoire de Nazianze. Le Théologien et son temps (330–390). P., 1995.
- Campenhausen H. F., von. Ambrosius von Mailand als Kirchenpolitiker. Berlin; Leipzig, 1929.
- Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. I. Tübingen, 1930.
- Chapman J. On the Decretum Gelasianum De Libris recipiendis et non recipiendis // Revue bénédictine. 1913. Vol. 30. P. 187–207, 315–333.
- De Vries W. Orient et Occident: les structures ecclésiales vues dans l’histoire des sept premiers conciles oecuméniques. P., 2011.
- Dobschütz E., von. Das Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis in kritischem Text. Leipzig, 1912.
- Dufourcq A. Vues nouvelles sur le décret gélasien et sur le pape Damase // Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1909. Vol. 53. № 11. P. 820–825.
- Duval Y.-M. La décretale Ad Gallos Episcopos: son texte et son auteur. Leiden; Boston, 2005.
- Dvornik F. Byzance et la primauté romaine. P., 1964.
- Field L. L. Liberty, Dominion, and the Two Swords: On the Origins of Western Political Theology (180–398). Notre Dame, 1998.
- Field L. L. On the Communion of Damasus and Meletius: Fourth-Century Synodal Formulae in the Codex Veronensis LX (with critical edition and translation). Toronto, 2004.
- Gallay P. La vie de saint Grégoire de Nazianze. Lyon; P., 1943.
- Galtier P. Le “Tome de Damase”. Date et origine // Recherches de science religieuse. 1936. Vol. 26. P. 385–418; 563–578.
- Girardet K. M. Gericht über den Bischof von Rom // Historische Zeitschrift. 1994. Bd. 259. S. 1–38.
- Gryson R. Le prêtre selon Saint Ambroise. Louvain, 1968.
- Howorth H. H. The Decretal of Damasus // Journal of Theological Studies. 1913. Vol. 14. P. 321–337.
- Joannou P.-P. Die Ostkirche und die Cathedra Petri im 4. Jahrhundert. Stuttgart, 1972.
- Kelly J. N. D. Jerome: His Life, Writings and Controversies. N. Y., 1975.
- Marot H. Les conciles romains des IVᵉ et Vᵉ siècles et le développement de la primauté // Istina. 1957. Vol. 4. P. 435–462.
- McGuckin J. A. St. Gregory of Nazianzus. An Intellectual Biography. Crestwood (N. Y.), 2001.
- McLynn N. B. Ambrose of Milan. Church and Court in a Christian Capital. Berkeley; Los Angeles; L., 1994.
- Monachino V. Il primato nella controversia Ariana // Miscellanea Historiae Pontifi ciae. Vol. XXI: Saggi storici intorno al papato. Roma, 1959. P. 17–89.
- Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome, 1976.
- Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen, 2009.
- Schwartz E. Zum Decretum Gelasianum // Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft. 1930. Bd. 29. S. 161–168.
- Siniscalco P. Sant’Ambrogio e la Chiesa di Roma // Nec timeo mori: Atti del Congresso internazionale di studi ambrosiani nel XVI centenario della morte di sant’ Ambrogio (Milano 4–11 Aprile 1997). Milano, 1998. P. 141–160.
- Turner C. H. Latin List of Canonical Books: I. The Roman Council under Damasus, A.D. 382 // Journal of Theological Studies. 1900. Vol. 1. P. 554–560.
- Ullmann W. Gelasius I. (492–496): Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. Stuttgart, 1981.
- Waarden J., van. Priscillian of Avila’s Liber ad Damasum and the Inability to Handle a Confl ict // Violence in Ancient Christianity: Victims and Perpetrators / A. C. Geljon, R. Roukema, eds. Leiden; Boston, 2014. P. 132–150.
Данные об авторе
Захаров Георгий Евгеньевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках проекта «Взаимоотношения Восточных и Западных Церквей в эпоху арианских споров», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ.