/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :79

ИССЛЕДОВАНИЯ

Постников Арсений Борисович

А. Л. Ордин-Нащокин и подъем благотворительного движения в Пскове в конце XVII – первой половине XVIII в.

Постников А. Б. А. Л. Ордин-Нащокин и подъем благотворительного движения в Пскове в конце XVII – первой половине XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 11-29

DOI: 10.15382/sturII201779.11-29
Работа посвящена исследованию личного вклада настоятеля псковского Николо-Любятова монастыря инока Антония, выдающегося государственного деятеля России А. Л. Ордина-Нащокина, в создание частных богоугодных заведений в Пскове в конце XVII в. Прослеживается его взаимодействие на ниве благотворительности с другой яркой личностью эпохи царствования Алексея Михайловича – «милостивым мужем» окольничим Ф. М. Ртищевым. Рассматривается нравственное влияние на псковичей иноческого служения старца Антония Нащокина, построившего храм в честь Казанской Богородицы вместе с крупнейшим в Пскове благотворительным учреждением на 150 душ мужского и женского пола. Христианский пример дел милосердия А. Л. Ордина-Нащокина воодушевил горожан, продолжавших в Пскове попечительство о бедных, болящих, престарелых и нуждающихся людях. Это привело к зарождению широкого благотворительного движения, в ходе которого к середине XVIII века в Пскове были построены 37 больниц и богаделен. Из них три казенных и 34 устроенных гражданами всех сословий. На иждивении дворянства находилось – 7 заведений, в ведении духовенства – 14, посадских людей – 13. В общей сложности, в псковских домах призрения проживало единовременно более 400 человек, то есть примерно каждый 14-й горожанин. Статья основана на привлечении новых документальных источников из псковских и столичных архивов, и снабжена таблицей «Благотворительные учреждения Пскова XVI – первой половины XVIII вв.», составленной по материалам массовых источников: переписных книг, исповедных росписей и ревизских сказок.
А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. М. Ртищев, благотворительность, милосердие, иноческое служение, церковь, богадельни, больницы, Псков, икона Казанской Богородицы, нищие
  1. Власов П. Обитель милосердия. М., 1991.
  2. Галактионов И., Чистякова Е. Ордин-Нащокин — русский дипломат XVII века. М., 1961.
  3. Горчаков М. И., свящ. Монастырский приказ (1649–1725 гг.): Опыт историко-юридического исследования. СПб., 1868.
  4. Евгений (Болховитинов), митр. История Княжества Псковского. Ч. II. Киев, 1831.
  5. Житие милостиваго мужа Феодора, званием Ртищева // Козловский И. Ф. М. Ртищев: Историко-биографическое исследование. Киев, 1906. С. 164–166.
  6. Ключевский В. Добрые люди древней Руси // Богословский вестник. Январь 1892 г. Сергиев Посад, 1892. С. 95–96.
  7. Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. III // Сочинения: В 9 т. М., 1998. Т. 3.
  8. Козловский И. Ф. М. Ртищев: Историко-биографическое исследование. Киев, 1906.
  9. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. IV. Ч. 2. М., 1996.
  10. Малиновский А. Библиографические сведения о первом в России канцлере боярине Афанасие Ордине-Нащокине // Труды и летописи общества истории и древностей Российских, учрежденного при императорском Московском университете. Ч. VI. М., 1833. С. 187.
  11. Постников А. Иноческое служение А. Л. Ордина-Нащокина и ветви его родового древа в Пскове. М., 2014.
  12. Постников А. Благотворительные учреждения Пскова в XVI–XVIII вв. // Псков: Научно-практический, историко-краеведческий журнал ПГПИ. 2000. № 12. С. 63.
  13. Постников А. Псков на изломе судьбы: от Московского государства к Российской империи // Псков: Научно-практический, историко краеведческий журнал Псковского государственного педагогического института. 1998. № 8. С. 65–67.
  14. Псковские акты собрания А. Ф. Бычкова 1623–1698 гг.: Каталог / Г. П. Енин, сост. СПб., 1997.
  15. Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М.: Синодальная типография, 1908. С. 304–305.
  16. Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 7. М., 1994.
  17. Терещенко А. Опыт обозрения жизни сановников, управлявших иностранными делами в России. Ч. I. СПб., 1837.

Постников Арсений Борисович


Место работы: Древлехранилище Псковского государственного объединенного музея-заповедника; Российская Федерация, 180000, г. Псков, ул. Некрасова, 7;
Должность: старший научный сотрудник;
Электронный адрес: postnikovarsenii@mail.ru.
Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда Фундаметальных исследований. Проект № 16-11-60001 «Церковь и духовенство Пскова в ходе реформ последней трети XVII — первой половины XVIII века».
Петрунина Ольга Евгениевна

Митрополит Нил Пентапольский и его роль в греко-российских церковных отношениях второй половины XIX в.

Петрунина О. Е. Митрополит Нил Пентапольский и его роль в греко-российских церковных отношениях второй половины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 30-45

DOI: 10.15382/sturII201779.30-45
Несмотря на то, что митрополит Нил Пентапольский (1809-1887) занимал важные посты в Церкви и считался одним из самых образованных клириков эпохи, его жизнь и деятельность до сих пор специально не изучались. В статье биография преосв. Нила реконструируется по найденным в нескольких отечественных архивах неизвестным ранее источникам, собранным по крупицам опубликованным письмам и документам. Их анализ позволил восстановить основные этапы биографии преосв. Нила как церковного и общественного деятеля и дать им оценку в контексте греко-российских отношений. В 1840-1860-е гг. архим. Нил управлял афонскими имениями в Молдавии. В борьбе за неприкосновенность церковной собственности, на которую посягали местные власти, архим. Нил, который к 1860-му г. стал уполномоченным всех афонских монастырей по вопросу о судьбе их имуществ в Молдавии и Валахии, тесно сотрудничал с российскими дипломатами и общественными деятелями. В конце 1860-х гг. архим. Нил стал одним из главных участников борьбы за патриарший престол в Александрийской церкви. Он был избран местоблюстителем патриаршего престола, хиротонисан во митрополита Пентапольского, а затем избран патриархом Александрийским. Однако, несмотря на поддержку российской дипломатии, патр. Нил не сумел добиться прекращения политической борьбы и оставил патриарший престол. Затем он проживал преимущественно на Афоне и не оставался в стороне от важных для Церкви событий, действуя в интересах русских монахов и Церкви. Многолетнее тесное сотрудничество греческого иерарха с русскими было следствием его глубокого убеждения в том, что только Россия могла искренне и эффективно защищать интересы вселенского Православия.
Румынская Церковь, Александрийский патриархат, Константинопольский патриархат, Афон, преклоненные имения, внешняя политика России, Православный Восток, борьба за патриарший престол, новогреческие исследования
  1. Герд Л. А. Секуляризация имений восточных монастырей и церквей в Валахии и Молдавии в начале 1860-х гг. и Россия // Вестник ПСТГУ. Сер. ΙΙ: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 7–34.
  2. Петрунина О. Е. Афины — Фанар — Иерусалим: особенности взаимоотношений во второй половине XIX — начале ХХ века // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 52. Октябрь 2015 г. С. 38–60.
  3. Петрунина О. Е., Вах К. А. Слабоумие Александрийского патриарха Никанора (1866-1869): правда или вымысел? // Каптеревские чтения: Сб. ст. Вып. 12. М., ИВИ РАН, 2014. С. 82–97.
  4. Порфирий (Успенский). Александрийская патриархия: сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской патриархии. Т. 1. СПб., 1898.
  5. Порфирий (Успенский). Состояние апостольской, православно-кафолической церкви египетской в первой половине девятнадцатого столетия // Труды Киевской духовной академии. Май 1868.
  6. Русский Афон ХIX–ХХ веков. Т. 5: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1735 до 1912 года. Святая Гора Афон, 2015.
  7. Русский Афон ХIX–ХХ веков. Т. 12: Граф Игнатьев и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Святая Гора Афон, 2016.
  8. Fahmy Z. Jurisdictional Borderlands: Extraterritoriality and “Legal Chameleons” in Precolonial Alexandria, 1840–1870 // Comparative Studies in Society and History. 2013. Vol. 55 (2). P. 305–329.
  9. Politis A.G. L’Hellénisme et l’Égypte moderne. Tome 1er. Histoire de l’hellénisme égyptien de 1798 à 1927. P., 1929.
  10. Παπαδόπουλος Χ. Þστορία τßς Âκκλησίας Ãλεξανδρείας (62–1934). Θεσσαλονίκη, 2009.
  11. Σταματόπουλος Δ. Μεταρρύθμιση και εκκοσμίκευση. Προς μια ανασύνθεση της ιστορίας του Οικουμενικού Πατριαρχείου τον 19ο αιώνα. Αθήνα, 2003.
  12. Χαμχού γιας Χ. š Ϝ κουμενικό ς Πατριά ρχης Κωνσταντινουπό λεως Γρηγό ριος ΣΤ´ Ÿ Φουρτουνιά δης ¡ ν μέ σ£ ¡ θνικ¥ ν καί ¡ θνοφυλετικ¥ ν ¨ νταγωνισμ¥ ν. Διδακτωρική διατριβή . Θεσσαλονί κη, 2006.

Петрунина Ольга Евгениевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп.4;
Должность: профессор Исторического факультета;
Электронный адрес: petrunina@narod.ru.
Статья написана при поддержке гранта РГНФ 16-01-00306.
Белоногова Юлия Игоревна

Материальное обеспечение Церквей в XIX – начале ХХ в. на примере храмов Волоколамского благочиния Московской епархии

Белоногова Ю. И. Материальное обеспечение Церквей в XIX – начале ХХ в. на примере храмов Волоколамского благочиния Московской епархии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 46-54

DOI: 10.15382/sturII201779.46-54
Статья посвящена проблеме материального обеспечения церквей и вопросам церковного землевладения на примере Волоколамского уезда в XIX – нач. ХХ веков. Материальное обеспечение духовенства было одной из самых обсуждаемых проблем в последние полвека Синодального периода. С данной тематикой неизбежно сталкиваются все современные исследователи истории приходского духовенства. Земля была надежным и неоспоримым средством обеспечения приходских храмов и духовенства. Но на практике реализация права на владение землей столкнулась с устоявшейся традицией землевладения и не смогла решить проблему. Рассмотрев православные приходы одного из уездов Московской епархии, можно попытаться воссоздать картину церковного землевладения и положения духовенства более детально. Для анализа был выбран Волоколамский уезд, который по своему устройству является достаточно характерным для Московской епархии. В абсолютных цифрах приходское духовенство было обеспечено землями лучше среднестатистического крестьянина. При этом землевладельцы в Московской епархии не стремились передать землю церквям, а предпочитали выпаливать ругу. Земля эта распределялась неравномерно между причетником и священником. Само духовенство не могло обрабатывать ее так же активно, как крестьяне, так как их дети, как правило, обучались в духовных училищах или семинария, они не могли помогать в сельскохозяйственных работах, при этом средств на обучение необходимо было не меньше, чем на содержание детей в семье, даже при казенном обеспечении.
Русская Православная Церковь, церковное землевладение, храм, материальное обеспечение духовенства, приходской храм, духовенство
  1. Васильева А. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX — начале ХХ в. Дис. … канд. ист. наук. Омск, 2015.
  2. Всеволодов А. Вопросы материального обеспечения православного приходского духовенства в региональной практике церковных преобразований 1860–1870-х гг. (по материалам Вологодской губернии): Дис. … канд. ист. наук. Череповец, 2015.
  3. Ершов Б. Церковное землевладение русской провинции в XIX веке // Общество. Среда. Развитие. Сер. «История и современность». 2010. № 4. С. 38–42.
  4. Иконников С. Роль землевладения в материальном обеспечении приходского духовенства Воронежской епархии во второй половине 19 — начале 20 века // Материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов ВГАУ. Воронеж, 2014. С. 130–133.
  5. Иконников С. Приходское духовенство Воронежской епархии второй половины XIX — начала XX века: Социокультурная характеристика: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Воронеж, 2015.
  6. Мангилева А. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX — начале XX в. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.
  7. Пушкарев С. Россия в XIX веке (1801–1914). М.: Посев, 2001.
  8. Разумов С. Духовенство Волоколамского уезда в XIX — начале ХХ века: Генеалогический и культурологический аспект. М., 2013.
  9. Токмаков И. Город Волоколамск Московской губернии и его уезд. М., 1906.
  10. Щенкова О. Землевладения московских церковных приходов: «Поповка» конца XVII — начала ХХ в. М., 2010.
  11. Яшина О. Земельная собственность Русской Православной Церкви в России в XVIII — первой половине XIX века: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2003.

Белоногова Юлия Игоревна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: заместитель декана исторического факультета, доцент кафедры истории России;
Электронный адрес: Belonogovai@mail.ru.
Бирюкова Юлия Александровна

Документы особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России как источник по истории Русской Православной Церкви

Бирюкова Ю. А. Документы особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России как источник по истории Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 55-67

DOI: 10.15382/sturII201779.55-67
В статье на основе изучения документов Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России, периодической печати и мемуаристики дается оценка достоверности и ценности материалов данной комиссии как источника по истории Церкви в России. Решение этой проблемы лежит на путях источниковедческого изучения данных документов и исследования истории самого фондообразователя. Комиссия была образована приказом Главнокомандующего 31 декабря 1918 г. с целью формирования мирового общественного мнения об истинном характере власти большевиков и обоснования миссии белых. Целью комиссии было, конечно, не столько расследовать, сколько фиксировать преступные деяния большевиков и затем оповещать общественность, то есть использовать их в качестве пропаганды. Но это не умаляет их достоверности и ценности, поскольку работа велась с соблюдением Устава уголовного судопроизводства, юридических норм и определенной процедуры лучшими специалистами — профессиональными экспертами в области судебной медицины и права, с участием иностранных наблюдателей. Комиссия была заинтересована в получении точных и достоверных сведений, поскольку информация другого характера утратила бы свою ценность. Расследование гонений на Церковь на Юге России занимало одно из центральных мест в ее работе. Особую ценность представляют материалы комиссии по Области Войска Донского, которые появились в результате деятельности отдельной Донской подкомиссии и сотрудничества с нею епархиальных органов и органов юстиции местного уровня.
Особая комиссия по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем Вооруженными Силами на Юге России, исторический источник, Гражданская война, красный террор, гонения на Церковь, Область Войска Донского, Донская епархия, Донской епархиальный совет, А. И. Деникин, П. Н. Врангель, Б. А. Подгорный
  1. Локерман А. 74 дня советской власти. Из истории диктатуры большевиков в Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону: Издание Донского комитета РСДРП, 1918.
  2. Мельгунов С. П. Красный террор в России. 1918–1922. Берлин, 1924 (совр. изд.: М., 2006).
  3. Михайлов И. В. Гражданская война в современной историографии: виден ли свет в конце тоннеля? // Гражданская война в России: события, мнения, оценки / Сост. Е. Ю. Кораблева, В. Л. Телицын и др. М.: Раритет, 2002. С. 639–655.
  4. Чехранов П., свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний / Публ. Н. Д. Егорова. URL:http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/2827dve.htm (дата обращения: 20.05.2017).
  5. Фельштинский Ю. Г., Чернявский Г. И. Красный террор в годы Гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии // Вопросы истории. 2001. № 7. С. 3–34.
  6. Фельштинский Ю. Г., Чернявский Г. И. Красный террор в годы Гражданской войны (по материалам Особой следственной комиссии). М.: Терра-Книжный клуб, 2004.
  7. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории белого движения и эмиграции: Путеводитель / С. В. Мироненко, ред. М.: РОССПЭН, 2004. Т. 4.

Бирюкова Юлия Александровна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт сферы обслуживания и предпринимательства Донского государственного технического университета (филиал в г. Шахты); Российская Федерация, 346500, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5321-2574;
Электронный адрес: yliya-biryukova@yandex.ru.
Балашова Елена Григорьевна

К вопросу о существовании «католической группы» Высоко-Петровского монастыря (по материалам следственного дела 1935 г.)

Балашова Е. Г. К вопросу о существовании «католической группы» Высоко-Петровского монастыря (по материалам следственного дела 1935 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 68-84

DOI: 10.15382/sturII201779.68-84
21 февраля 1935 г. и несколькими днями позже в Москве были арестованы несколько человек, 7 марта десятерым из них было предъявлено обвинение в том, что каждый из них «состоял членом католической группы к[онтр]-р[еволюционной] организации при нелегальном “петровском монастыре” и вел антисоветскую агитацию». В действительности такой группы не существовало — она была искусственно собрана следователями на основании, как правило, факта знакомства включенных в «группу» лиц с католическим епископом Пием Эженом Невё, а также архиепископом Варфоломеем (Ремовым), настоятелем Высоко-Петровского монастыря. Вопросы, связанные с личностью самого архиепископа Варфоломея, в данной статье подробно не рассматриваются. Из включенных следователями в вышеозначенную группу лиц открыто исповедовали католичество только трое, причем они не имели отношения к Петровской общине (Екатерина Цицурина, Любовь Шорчева и Вера Верт). Тайными католиками были Леонид Титов (посещал богослужения в Петровской общине только с августа 1934 г.) и, возможно (если судить по ее показаниям и некоторым другим документам), Елена Рожина, духовная дочь владыки Варфоломея, выполнявшая роль связной между ним и епископом Пием Невё. Профессор Иван Попов (прославлен в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской), Александра Качалова и Нина Кенарская были православными прихожанами тайного Высоко-Петровского монастыря. Православный архиепископ Петр (Руднев) и обновленческий «архиепископ» Николай Розанов не были католиками и не имели отношения к Петровской общине. Необходимость «раскрытия» контрреволюционной деятельности русско-католической группы, действующей при тайном православном монастыре и руководимой из Ватикана, могла быть обусловлена активизацией репрессий в связи с убийством в декабре 1934 г. Сергея Кирова.
архиепископ Варфоломей Ремов, Высоко-Петровский монастырь, гонения на Церковь, католичество, новомученики, обновленческий епископ, Пий Эжен Неве, православие, следственное дело, тайный католик, тайный монастырь
  1. Балашова Е. Г. НКВД, католики и выбор веры архиепископа Варфоломея (Ремова) // Сб. материалов Седьмой Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе». М., 2011. С. 35–47.
  2. Балашова Е. Г. Письма епископа Сергиевского Варфоломея (Ремова) к Римскому папе Пию XI в 1933–1934 гг. // Материалы XXI Сретенских чтений, церковно-историческая секция, 21.02.2015. URL: http://sfi .ru/konferencii/sretenskie-chteniya-1/xxi-sretenskiechteniya/cerkovno-istoricheskaya-sekciya/pisma-episkopa-sergievskogo-varfolomeyaremova-k-rimskomu-pape-piyu-xi-v-1933-1934-gg.html (дата обращения: 11.03.2017).
  3. Балашова Е. Г. Сохранение и развитие традиций зосимовского старчества в Высоко-Петровском монастыре в 20–30-х годах ХХ века (к 700-летию Высоко-Петровской обители) // Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви: XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. М., 2015. С. 83–102.
  4. Беглов А. Л. Жизненный путь архиепископа Варфоломея // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18).
  5. Венгер А. Рим и Москва: 1900–1950 / Д. В. Власов, пер. с фр., Н. Струве, предисл. М., 2000.
  6. Головкова Л. А. Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации новомучеников и исповедников российских // Альфа и Омега. 2000. № 4 (26). С. 206–215.
  7. Дамаскин (Орловский), иг. Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в Собор новомучеников и исповедников Российских // ХХ Международные Рождественские образовательные чтения. Прославление и почитание святых: Материалы конференции. М., 2012. С. 8–36.
  8. Игнатия, мон. Старчество в годы гонений. М., 2001.
  9. Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы / Беглов А. Л., подгот. текста, публ., вступ. заметка и примеч. // Альфа и Омега. 1996. № 1(8). С. 114–135
  10. Колупаев Ростислав, иг. Официальная история католиков византийского обряда в России. URL: http://www.rkcvo.ru/node/32 / (дата обращения: 2.11.2017).
  11. Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слёз...»: Судьба движения «Истинно-Православная Церковь». М., 1998. С. 129–130.

Балашова Елена Григорьевна


Место работы: Синодальный отдел религиозного образования и катехизации; 127051 Москва, ул. Петровка, 28/2;
Должность: Специалист по экспертно-аккредитационной деятельности;
Электронный адрес: pravob@mail.ru.
Веденеев дмитрий Валерьевич

«Решительный враг Ватикана и унии». Спецслужбы и протопресвитер Гавриил Костельник в контексте создания предпосылок к ликвидации унии в Западной Украине (1939–1944 гг.)

Веденеев д. В. «Решительный враг Ватикана и унии». Спецслужбы и протопресвитер Гавриил Костельник в контексте создания предпосылок к ликвидации унии в Западной Украине (1939–1944 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 85-105

DOI: 10.15382/sturII201779.85-105
В статье на основе малоизвестных или впервые использованных документов советских органов госбезопасности рассматривается процесс изучения оперативными средствами органов НКВД-НКГБ известного религиозного деятеля, богослова и публициста, священника Украинской Греко-Католической церкви (УГКЦ) Гавриила Костельника с целью привлечения его к организации ликвидации Брестской церковной унии 1596 г., роспуска УКГЦ и ее слияния с Русской Православной Церковью. Автор анализирует основные этапы стратегии советской власти и спецслужбы, направленной на ликвидацию УГКЦ в контексте политики советизации западноукраинского региона. Через призму агентурно-оперативных и информационных материалов спецслужбы освещаются противоречивые религиозные и общественно-политические взгляды, мировоззрение доктора Костельника, приведшие его на пост председателя Инициативной группы (май 1945 — март 1946 г.) по организации воссоединения греко-католиков и Православной Церкви. Изучаются формы и методы деятельности советской спецслужбы в религиозной сфере, специфика вынужденного взаимодействия главы Инициативной группы с органами госбезопасности — ведущего инструмента тогдашней политики государственного атеизма, затрагиваются социально-психологические черты личности отца Гавриила, его попытки вести своеобразную, но безрезультатную «игру» с атеистической властью. Рассматриваются обстоятельства трагической гибели, основные версии покушения на священника, реакция на его деятельность современников-галичан.
греко-католичество, православие, контрразведка, украинский национализм, политические репрессии, Ватикан
  1. Андрухів І. Політика радянської влади у сфері релігії та конфесійне життя на Прикарпатті в 40-80-х роках ХХ століття. Івано-Франківськ, 2006.
  2. Бабенко Л. «Вжити необхідних агентурно-оперативних заходів…». Спецслужби у справі ліквідації Української греко-католицької церкви (1939–1941 р.) // Історія релгії в Україні. Львів, 2006. Кн.1. С. 154–161.
  3. Веденеев Д. Инспиратор церковных расколов 1920-х — начала 1930-х гг. на Украине (страницы биографии чекиста Сергея Карина-Даниленко) // Петербургский исторический журнал. 2015. № 2. С. 208–220.
  4. Веденеев Д. Пули для благочинного // Украинский фронт в войнах спецслужб. Киев, 2008. С. 373–379.
  5. Вишиванюк А. К вопросу о роли иерархии и духовенства Русской Православной Церкви в кампании ликвидации Украинской греко-католической церкви в 1945–1949 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 3 (46). С. 56–68.
  6. Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944–1953: Документы российских архивов. М., 2009. Т. 1: 1944–1948.
  7. Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939–1958: Дискуссионные аспекты. М., 2003.
  8. Войналович В. Партійно-державна політика щодо релігії та релігійних інституцій в Україні 1940–1960-х років: політологічний дискурс. Киев, 2005.
  9. Волокитина Т., Мурашко Г., Носкова А. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40–50-х годов ХХ века: Очерки истории. М., 2008.
  10. Дашкевич Я. Постаті: Нариси про діячів історії, політики, культури. Львів, 2007.
  11. Кашуба М., Мiрчук I. Гавриїл Костельник // Берестейська унiя (1569–1996): Статтi i матерiали. Львiв, 1996. С. 210–214.
  12. Ленцик В. Нарис історії Української Церкви. Львів, 2003.
  13. Ліквідація УГКЦ (1939–1946): Документи радянських органів державної безпеки. Киев, 2006. Т. 1–2.
  14. Марчук В. Українська Греко-Католицька Церква. Історичний нарис. Івано-Франківськ, 2001.
  15. Никодим (Руснак), митр. Житіє Священномученика Протопресвітера Гавріїла Костельника // Віра и Розум. Харків. 2000. №1. С. 285–288.
  16. Одинцов М. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917–1953 гг. М., 2014.
  17. Одинцов М. Униаты и советская власть: Встреча в Москве. Декабрь 1944 г. // Отечественные архивы. 1994. № 3. С. 56–71.
  18. Пагіря О. Гавриїл Костельник та ОУН: проблема стосунків (1941–1948 рр.) // З архвів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 2009. № 2. С. 387–416.
  19. Пащенко В. Греко-католики в Україні: від 40-х років ХХ століття до наших днів. Полтава, 2002.
  20. Петрушко В. К предполагаемой беатификации униатского митрополита Андрея (Шептицкого) // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 1999. С. 374–380.
  21. Сергійчук В. Нескорена церква: подвижництво греко-католиків у боротьбі за віру і державу. Киев, 2001.
  22. Сердюк Н. Українська греко-католицька церква та радянські органи державної безпеки (1939–1941 рр.) // Українознавство. Календар-щорічник. Киев. 2003.
  23. Стоцький Я. Держава і релігія в західних областях України: конфесійні трансформації в контексті державної політики 1944–1946 рр. Киев, 2008.
  24. Уткiн О. Львiвський церковний собор 1946 р. в контекстi тогочасних полiтичних реалiй // Український iсторичний журнал. 1998. № 5. С. 99–110.
  25. Хресною дорогою. Функцiонування і спробилiквiдацiї Української Греко-Католицької Церкви в умовах СРСР у 1939–1941 та 1944–1946 роках: З.документiв і матерiалiв. Львiв: Місіонер, 2006.
  26. Цыпин В., прот. Львовский Собор 1946 г. и его последствия // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 1998. С. 261-267.
  27. Чумаченко Т. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999.
  28. Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000.
  29. Ярема Р., свящ. Львовский Церковный Собор 1946 года в свете торжества Православия. Киев, 2012.

Веденеев дмитрий Валерьевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств г. Киев;
Должность: Профессор кафедры гуманитарных наук;
ORCID: 0000 0002 8929 9875;
Электронный адрес: zastava67@i.ua.
Петров Иван Васильевич

«Образованный, умный, хорошо владеющий собой, обладающий немалой долей хитрости и интеллекта»: к вопросу об особенностях характера главного ренегата ХХ века Александра Осипова до его перехода на службу атеистическому государству.

Петров И. В. «Образованный, умный, хорошо владеющий собой, обладающий немалой долей хитрости и интеллекта»: к вопросу об особенностях характера главного ренегата ХХ века Александра Осипова до его перехода на службу атеистическому государству. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 106-117

DOI: 10.15382/sturII201779.106-117
Статья посвящена личности протоиерея Александра Осипова, бывшего известного православного священника, в середине ХХ в. отрекшегося от веры в Бога и ставшего активным борцом с Русской Православной Церковью. Главная цель статьи — понять причины отхода Осипова от религии, его психологию и основные черты поведения. Вопреки расхожему мнению, священник, еще служа в несоветской Эстонии, был крайне честолюбивым и желал быстрого продвижения по карьерной лестнице. Отдельно продемонстрировано, как ренегат мог найти ключ к сердцу разных представителей церковных и гражданских властей, каким образом он менял собственные политические взгляды и юрисдикционные предпочтения. В статье рассмотрено, как он умел входить в доверие к представителям Православной Церкви, а впоследствии в буквальном смысле слова предавал их и высказывал свои компрометирующие суждения советским уполномоченным. Вопрос о том, когда именно Осипов потерял дорогу к Богу, в статье не ставится, так как чрезмерное честолюбие и зависть всегда были присущи ренегату, и его переход на «атеистические рельсы» был не чем иным, как тактическим шагом, вызванным началом новой фазы религиозных гонений. Источниковой базой исследования стали архивные материалы, причем как церковные, так и светские: Архив Санкт-Петербургской епархии, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, Эстонский исторический архив в городе Тарту. Кроме того, автор использовал вышедшую ранее историографию по жизни и деятельности бывшего протоиерея Александра Осипова.
Александр Осипов, Эстония, Православная Церковь, атеизм, ренегатство, уполномоченный Совет по делам Русской Православной Церкви, епископ Исидор Богоявленский, митрополит Сергий Воскресенский
  1. Петров И. В. Репрессии против РСХД в Эстонии в 1940–1941 годах // Свет Христов просвещает всех! Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2015. № 13. С. 86–94.
  2. Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии. Материалы к истории Русского студенческого христианского движения. Париж, 1993.
  3. Фирсов С. Л. «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. СПб., 2004.
  4. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и Советское государство в 1943–1964 годах: От перемирия к новой войне. СПб.: Деан+АДИА, 1995.
  5. Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские (Ленинградские) духовные школы во 2-й половине ХХ — начале ХХI века // Вестник церковной истории. 2008. № 4 (12). С.171–210.

Петров Иван Васильевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная 7–9;
Должность: ассистент Института истории;
Электронный адрес: ivanpet1990@hotmail.com.

ПУБЛИКАЦИИ

Николаев Сергей Константинович,; Гар Михаил Михайлович

«В единении вы с митрополитом Сергием или в отделении?»: Переписка священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) и священномученика епископа Романовского Вениамина (Воскресенского). 1928–1929 гг.

Николаев С. К., Гар М. М. «В единении вы с митрополитом Сергием или в отделении?»: Переписка священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) и священномученика епископа Романовского Вениамина (Воскресенского). 1928–1929 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 121-144

DOI: 10.15382/sturII201779.121-144
По рукописным документам, поступившим в ПСТГУ в составе сохраненного исповедницей Ираидой Тиховой архива священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича), впервые публикуется его переписка с другим ярославским викарием — епископом Романовским священномучеником Вениамином (Воскресенским) за декабрь 1928 г. и январь 1929 г. В публикуемых письмах поднят ряд ключевых вопросов, относящихся к истории Ярославской епархии и в целом к проблемам церковной жизни конца 1920-х — начала 1930-х гг., включая отношение к митрополиту Сергию (Страгородскому) и его административным действиям в качестве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Помимо ярославских иерархов в письмах упоминаются такие деятели Русской Православной Церкви 1920–1930-х гг., как причтенные к лику святых митрополиты Крутицкий Петр (Полянский) и Казанский Кирилл (Смирнов), а также митрополит Иосиф (Петровых) и др. Особенно ценно то, что в ряде писем сам архиепископ Серафим со всей определенностью свидетельствует о своей церковной позиции на рубеже 1928–1929 гг., констатируя и обосновывая внутреннюю готовность к окончательному отделению от митрополита Сергия. В письменном диалоге двух священномучеников выявляются также их экклезиологические взгляды, сформировавшиеся на фоне нарастающих гонений и проводимой Заместителем Местоблюстителя политики централизации церковной власти на условиях, предлагаемых властями СССР.
священномученик архиепископ Серафим Самойлович, священномученик епископ Вениамин Воскресенский, переписка, непоминающие, Ярославская епархия, Ярославская оппозиция, митрополит Сергий Страгородский
  1. «Архиепископ Серафим (Самойлович) и Е. А. Тучков: подробности взаимоотношений» / Публ. П. В. Каплина // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 3 (20). С. 129–135.
  2. «Год скорби и печали»: Дневник священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского за 1928 год / Публ. прот. А. Салтыкова и И. Д. Егорова // Мир Божий. 2003. № 1 (9). С. 36–45.
  3. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года / Публ. О. В. Косик // Богословский сборник. М.: Изд-во ПСТБИ. 2003. Вып. 11. С. 291–305.
  4. Благовестник. Епископ Романовский Вениамин (Воскресенский). Жизнеописание. Письма / Сост. Е. И. Большакова. Изд-во «Берег правый», 2009.
  5. Казаков С., прот. Дарохранительница // Мир Божий. 2009–2010. № 14. С. 90–93.
  6. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах / Науч. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
  7. Мазырин А., свящ. Сто дней Русской Православной Церкви под управлением Ярославского викария: К 80-летию со времени пребывания в должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя священномученика архиепископа Серафима (Самойловича).URL: http://www.sedmitza.ru/index.html?did=41717 (дата обращения: 1.06.2017).
  8. Николаев С., диак. Обзор архивного фонда священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) и исповедницы Ираиды Тиховой // XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2015. С. 144–148.
  9. Проект священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) декларации об отделении Ярославской епархии от митрополита Сергия (Страгородского) / Публ. диак. С. Николаева // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 5 (60). С. 149–166.
  10. Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника. Кн. вторая / Сост. И. Г. Менькова, при участии диакона А. Мазырина и Е. И. Большаковой. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.

Николаев Сергей Константинович,


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: зам. зав. архивохранилищем Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви;
ORCID: 0000-0001-7896-0157;
Электронный адрес: nsk_zel@mail.ru.

Гар Михаил Михайлович


Ученая степень: кандидат химических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1; Научно-исследовательский отдел новейшей истории Русской Православной церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
Должность: младший научный сотрудник;
Электронный адрес: alheemik@mail.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Непочатова Марина Ивановна

Новая монография по истории Православия в Прибалтике — Рец. на кн.: Петров И. В. Православная Балтия 1939–1952 гг.: Период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб.: Бумажные книги, 2016. 376 с.

Непочатова М. И. Новая монография по истории Православия в Прибалтике // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 147-149 — Рец. на кн.: Петров И. В. Православная Балтия 1939–1952 гг.: Период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб.: Бумажные книги, 2016. 376 с.
PDF

Непочатова Марина Ивановна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Электронный адрес: m.nepochatova@mail.ru.