Дмитриев Михаил Владимирович
Эволюция представлений об иконе и «иконическом» в православной культуре Руси (вторая половина XVI – начало XVII в.)
Ссылка на статью:
Дмитриев М. В.
Эволюция представлений об иконе и «иконическом» в православной культуре Руси (вторая половина XVI – начало XVII в.) // Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви. 2017.
Вып. 78. С. 22-45.
DOI:
10.15382/sturII201778.22-45
Аннотация
Предмет статьи - представления об иконопочитании и «иконическом» в православной культуре Восточной Европы; их типологические отличия от западнохристианских представлений о сакральных образах и изображениях; трансформация православных дискурсов иконического во второй половине XVI – начале XVII вв. Анализ полемических текстов русского и украинско-белорусского происхождения этого времени приводит к выводу, что в текстах нормативной культуры сосуществовали два подхода к пониманию иконопочитания и, может быть, «иконического» вообще. Один опирался на представление о том, что священное изображение (в том числе и икона) есть не более, чем именно изображение того или иного святого или самих Христа и Богородицы. Другой подразумевал, что икона как именно икона существует и необходима потому, что есть факт и тайна Бовоплощения, и икона предстает перед верующим, соответственно, как нечто много большее, чем просто изображение святого; самым адекватным словом тут было бы ипостась.
Ключевые слова
иконопочитание, икона, православная культура, Московская Русь, иконическое, полемика с инославными
Список литературы
- Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с фр. М. Розанова. М., 1999.
- Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002.
- Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание в православии // Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Paris, 1985. С. 297–307.
- Бычков В. В. Феномен иконы. История. Богословие. Эстетика. Искусство. М., 2009.
- Голубев С. Т. Предисловие // Архив ЮЗР, ч. 1, вып. 8, вып. 1.
- Делюмо Ж. Историк и его религия // Французский ежегодник. 2004. М., 2004. С. 56–75.
- Дмитриев М. В. Тема иконопочитания в посланиях старца Артемия и в «Послании против люторов» (в контексте процессов «православной конфессионализации») // Православие Украины и Московской Руси в XV — XVII веках: общее и различное / Под ред. М. В. Дмитриева. М., 2012. С. 40–57.
- Евдокимов П. Введение в икону // Евдокимов П. Православие. М., 2002. С. 307–338.
- Запаско Я. П. Исаэвич Я.Д. Пам’ятки книжкового мистецтва. Каталог стародрукiв, виданих на Украiнi. Кн. 1. (1574-1700). Львiв, 1981.
- Зубрицький В. М. Рецензия на Архив Юго-Западной России. Т. 8 (полемика) // Украiна. Кн. 3. Киев, 1914.
- Калугин В. В. Артемий // Православная энциклопедия. Том 3. Анфимий — Афанасий. М., 2001. С. 458–462.
- Калужняцкий Э.И. Игумена Нафанаила «Книга о вере», ее источники и значение в истории южнорусской полемической литературы // ЧОИДР. 1886. Кн. IV. Отд. II. С. 1–36.
- Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.
- Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. Москва: Канон+, 2007.
- Криза А. Исихазм и иконопочитание. Анагогическая функция иконы в богословских трудах Московской Руси и Киевской митрополии в XV–XVI вв. // Православие Украины и Московской Руси в XV–XVII веках: общее и различное. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: «Индрик», 2012.
- Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.). М.; Л., 1962.
- Лосев А. Ф. Символ // Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970.
- Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын. Ленинград, 1988.
- Лурье Я. С. Элементы Возрождения на Руси в конце XV — первой половине XVI в. // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.
- Озолин Н. Икона // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2009. С. 8–13.
- Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосибирск, 1998.
- Опарина Т. А. «Кириллова книга» // Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 682–684.
- Острогорский Г. А. Гносеологические основы византийского спора о св. иконах //
- Seminarium Kondakovianum. II. Praha. 1928.
- Острогорский Г. А. Соединение вопроса о святых иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества // Seminarium Kondakovianum. I. Praha. 1927.
- Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40–70-х гг. XVI в. М., 1972.
- Савельева Н. В. К вопросу о допечатной традиции «Книги о вере» иеромонаха Гедеона, игумена Бизюкова монастыря // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.). Вып. 5. М., 2013. С. 15–38.
- Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна, 1997.
- Цветаев Д. В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. М., 1887.
- Чумичева О. В. Киев и Москва в борьбе с протестантским влиянием: две книги в защиту иконного образа (конец 16 – первая половина 17 в.) // Православие Украины и Московской Руси в XV–XVII веках: общее и различное / Под ред. М.В. Дмитриева. М., 2012. С. 59–65.
- Barasch M. Icon. Studies in the History of an Idea. New-York, 1992.
- Belting H. Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. München, 1990
- Belting, Hans. Likeness and Presence. A History of the Image before the Era of Art. Chicago and London, 1994;
- Besançon A. l’Image interdite. Une histoire intellectuelle de l’icоnoclasme. Paris: Gallimard, 2000
- Bushkovitch P. Religion and Society in Russia. The 16th and 17th Centuries. New York; Oxford, 1992.
- Delumeau J. Le Catholicisme entre Luther et Voltaire. Paris, 1971 (Nouvelle Clio).
- Delumeau J. Un chemin d’histoire. Chrétienté et christianisation. Paris, 1981.
- Dmitriev M. Dissidents russes. II. Matvej Baskin, le starec Artemij . Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1999 (=Bibliotheca dissidentium. Répértoire des non-conformistes religieux des seizième et dix-septième siècles. Ed. par A. Séguenny. T. XX).
- Kämpfer F. “Russland an der Schwelle Neuzeit”. Kunst, Ideologie und historisches Bewusstsein unter Ivan Groznyj // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, 23 (1975). № 4. S. 504–524.
- Kriza A. A középkori orosz képvédö irodalom. I.rész. Bizànci forràsok. Криза А. Древнерусские тексты в защиту икон. Часть 1. Византийское наследие. Budapest, 2011
- Lilienfeld F.v. Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der tradition im Russland Ivans III. Berlin, 1963.
- Miller D. B. The Viskovatyi aff aire of 1553-1554: Offi cial Art, the Emergence of Autocracy, and the Desintegration of Medieval Russian Culture // Russian History, VIII (1981).
- Schulz G. Die theologiegeschichtliche Stellung des Starzen Artemij innerhalb der Bewegung der
- Besitzlosen in Russland der ersten Hälfte des 16. Jahrhunderts. Erlangen, 1980 (=Oikonomia. Quellen and Studien zur Orthodoxen Theologie. XV).
- Seebohm T. M. Ratio und Charisma, Ansätze und Ausbildung eines philosophischen und wissenschaftlichen Weltverständnisses im Moskauer Russland. Bonn, 1977.
- Stökl G. Das Echo von Renaissance und Reformation im Moskauer Russland // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Neue Folge. 7 (1959).
- Stökl G. Der Russische Staat im Mittelalter und Früher Neuzeit. Wiesbaden, 1981;
- Wirth J. L’image médiévale. Naissance et développement (VIe- XVe siècles). Paris, 1989;
- Wirth J. Théorie et pratique de l’image sainte à la veille de la Réforme // Bibliothèque d’humanisme et Renaissance. 48 (1986). № 2. Р. 319–358;
Данные об авторе
Дмитриев Михаил Владимирович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27;
Должность: профессор кафедры истории южных и западных славян Исторического факультета, директор Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета;
Электронный адрес: dmzdtp@gmail.com.