В статье осуществляется попытка прочитать текст о богословии, как текст об устройстве той реальности, которая стоит за этим текстом. На примере трех русских церковных иерархов - арх. Феофана (Прокоповича), свт. Филарета (Дроздова), свт. Иннокентия (Борисова), которые в течении XVIII - первой половины XIX вв. предлагали структуру понятия о богословии, выявляется и интерпретируется постепенное проникновение в эту структуру категорий истории, управления и богослужения, а также разъясняется значение отказа от т. н. «естественного богословия» (Theologia naturalis), которое происходит в начале XIX в. Опираясь на методологический аппарат М. Фуко автор приходит к выводу об изменении в ситуации «знания-власти», которое в Российской империи первой половине XIX в. приводит к возникновению конфессии - цельного и обособленного социального тела, центральной категорией для которого является богословие. Богословие связывает социальное пространство конфессии через три ключевых нарратива: об идентичности (комплекс исторических дисциплин), об управлении (каноническое право, пастырское богословие), о практиках причастности (литургика). В завершении исследуемого периода категория «Церкви», как центральная для самоописания конфессионального сообщества, проникает в текст системы богословских дисциплин, что свидетельствует с одной стороны о завершенности процесса выстраивания конфессии, а с другой о возникновении новой и центральной для последующего периода практике богословствования - экклесиологии.
русское богословие, каноническое право, конфессиональное богословие, историческая идентичность, литургика, церковная история, экклесиология
- Есюков А. И. Мировоззрение русского человека «духовного
чина»: архиепископ Феофилакт (Ф. Г. Русанов) // Язык и культура Русского
Севера: к вопросу о региональной языковой картине мира. Архангельск,
2013. С. 271-284.
- Иннокентий (Борисов), свт. Мысли
касательно преподавания Богословских наук в Духовных Академиях [1837] //
Сухова Н. Ю. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета
(Дроздова) о Духовных школах // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. C.
51–75.
- Именной, данный Синоду указ от 18 декабря 1797 г. «Об
учреждении Духовных Академий в Санкт-Петербурге и Казани»// Полное
собрание законов Российской империи. Первое собрание. Т. XXIV. СПб.,
1830. № 18273. С. 821–823.
- Орельен-Серж-Жерве Н. Учение Пьера де ла Рамэ и его влияние на логику и научную методологию Нового времени: Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2000.
- [Платон (Левшин), иером.] Theologia christiana super fundamentum… // НИОР РГБ. Ф. 556. № 173.
- Сухова Н. Ю. «Духовная ученость» в России в первой половине XIX в // Филаретовский альманах. 2012. Вып. 8. С. 31–54.
- Сухова Н. Ю.
Духовно-учебный проект святителя Иннокентия (Борисова) 1830-х гг. //
Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви.
2011. №. 39. С. 18–34.
- Сухова Н. Ю. Записки святителей
Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах //
Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 43–91.
- Сухова Н. Ю.
Концепции богословского образования святителей Филарета (Дроздова) и
Иннокентия (Борисова) // Филаретовский альманах. 2011. Вып. 7. С.
231–244.
- Сухова Н. Ю. Служитель Слова Божия в
научно-образовательном пространстве и в жизни Церкви: опыт российской
духовной школы XIX — начала XХ в. // Евангелие в контексте современной
культуры». Ч. 1. Белгород, 2016. С. 309–317.
- Сухова Н. Ю.
Участие Святителя Филарета (Дроздова) в развитии академического
богословия XIX века // Филаретовский альманах. 2006. Вып. 2. С. 46–71.
- Сухова Н. Ю.
Священное Писание и Предание в экклесиологии святителя Филарета
(Дроздова) // Материалы XIX Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ: В 2
т. М., 2009. Т. 1. С. 105–110.
- Тихомиров Ф. А. Идея
абсолютизма Бога и протестантский схоластицизм в богословии Феофана
Прокоповича // Христианское чтение. 1884. № 9–10. C. 315–326.
- Тихомиров Ф. А. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в Лицах. СПб., 1884.
- Уайт Д. М. Единоверие и концепция конфессионализации: дискурсивные заметки // Quaestio Rossica. 2016. Т. 4. № 4. С. 177–189.
- Уколов К. И.
Вопрос о статусе богословия как науке в немецком протестантизме
(Шлейермахер, Трельч, Тиллих) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие.
Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 39–57.
- Феофан (Прокопович), арх. Christiana Orthodoxa Theologia. Гл. 1–5 / Пер. иером. Феодор (Юлаев) [Электронное издание]. СПб.: Аксион эстин, 2011.
- Филарет (Дроздов), иером. Конспект истории и древностей церковных (15 июня 1810 г.) // Собрание мнений и отзывов. СПб., 1885. Т. 1.
- Филарет (Дроздов), архим. Начертание церковно-библейской истории, в пользу духовного юношества. СПб., 1816.
- Филарет (Дроздов), иером.
Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших
духовных училищах // Собрание мнений и отзывов. СПб., 1885.Т. I.
- Фуко М. Безопасность, территория, население: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977/1978 учебном году. СПб., 2011.
- Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
- Хондзинский П., прот.
«Поле» конфессионализации: опыт приложения теории к русской духовной
традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской
Православной Церкви. 2015. №. 2 (63). С. 9–17.
- Хондзинский П., свящ.
Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII —
начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского //
Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 115–120.
- Хондзинский П., свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М., 2010.
- Birkner H. J.
Natürliche Theologie und Off enbarungstheologie. Ein
theologiegeschichtlicher Überblick // Neue Zeitschrift für Systematische
Theologie und Religionsphilosophie. 1961. № 3(3). S. 279–295.
- Blaschke O. Das 19. Jahrhundert: Ein Zweites Konfessionelles Zeitalter? // Geschichte und Gesellschaft. 2000. 26. H. 1. S. 38–75.
- Collis R. The Petrine Instauration: Religion, Esotericism and Science at the Court of Peter the Great, 1689–1725. Brill, 2011.
- Conser W. H. Church and Confession: Сonservative Theologians in Germany, England, and America, 1815–1866. Mercer University Press, 1984.
- Letham R. Amandus Polanus: A Neglected Theologian? // The Sixteenth century journal. 1990. P. 463–476.
- Musaeus J. Introductioin theologiam, qua de natura theologiae naturalis et revelatae. Jena, 1679.
- Nichols R. L. Metropolitan Filaret of Moscow and the awakening of Orthodoxy. Univ. of Washington Ph.D. thesis, 1972.
- Polanus А. Syntagma theologiae christianae. Geneva, 1617.
- Schleiermacher
F. Kurze Darstellung des theologischen Studiums zum Behuf einleitender
Vorlesungen. Kritische Ausgabe [1811]. Darmstadt, 1993.
- Theophan (Prokopowicz), arch. Christianae Orthodoxae Theologiae. T. 1. Danielis Christophori Kanteri, 1773.
- Ziemann B.
Säkularisierung, Konfessionalisierung, Organisationsbildung. Aspekte
der Sozialgeschichte der Religion im langen 19. Jahrhundert // Archiv
für Sozialgeschichte. 2007. 47. S. 485–508.
Лютько Евгений Игоревич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: мл. науч. сотр. Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ;
Электронный адрес: e.i.lutjko@gmail.com.