Захаров Георгий Евгеньевич
Церковные течения эпохи арианских споров: проблемы типологизации
Ссылка на статью:
Захаров Г. Е.
Церковные течения эпохи арианских споров: проблемы типологизации // Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви. 2017.
Вып. 77. С. 11-22.
DOI:
10.15382/sturII201777.11-22
Аннотация
Статья посвящена проблемам типологизации церковных течений IV в. Данный исторический феномен возникает в рамках длительного церковного конфликта, именуемого арианским кризисом. Используемые современниками обозначения церковных течений являются полемическими концептами и не соответствуют самосознанию их сторонников. Как в ересеологической традиции раннехристианского периода, так и в современной историографии при выделении церковных течений во главу угла ставится их богословская позиция. Однако необходимо учитывать и другие консолидирующие факторы, такие как евхаристическое общение и церковно-политическая активность. Формирование течений, как правило, было непосредственно связано с развитием института собора. Анализ источников IV в. позволяет выделить помимо обширных течений -макротечений, претендующих на вселенский или региональный консенсус, основанный на наследии одного из представительных и авторитетных соборов, также и небольшие консолидированные группы - микротечения, собирающиеся на немногочисленные соборы-совещания и постоянно координирующих свои действия в рамках церковно-политического противостояния. Микротечения могли существовать как в рамках макротечений, во многом определяя тенденции их развития, так и вне их границ. В последнем случае речь идет фактически о маргинальных церковных группах, сплотившихся вокруг одного или нескольких неординарных богословов, иногда даже не имевших епископского сана.
Ключевые слова
церковное течение, раннее христианство, арианские споры, епископы, богословие, соборы, церковная организация
Список литературы
- Афанасьев Н., протопр. Церковные соборы и их происхождение. М., 2003.
- Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Т. IV. Петроград, 1918.
- Захаров Г. Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV – начало V вв.). М., 2014.
- Захаров Г. Е. Луцифер, еп. Каралитанский // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 688–690.
- Захаров Г. Е.
Церковные соборы 381–382 годов и проблема поляризации западной и
восточной частей позднеантичного мира // Вестник древней истории. 2015.
№2. С. 151–169.
- Лёр В. Изменчивый образ инакомыслия:
ересь в раннехристианский период // Вестник ПСТГУ. Серия II: История.
История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 4(59). С. 9–27.
- Маттеи П. К
вопросу о взаимоотношениях между Амвросием и Грацианом: хронологические
и исторические проблемы, связанные с трактатом «О вере»; цели и
значение Аквилейского собора // Божественная власть, церковная иерархия и
духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции / Под ред. Г.
Е. Захарова. М., 2016. С. 94–118.
- Ayres L. Nicaea and its Legacy. An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford; N.Y., 2004.
- Barnes M. R. The
Fourth Century as Trinitarian Canon // Christian Origins: Theology,
Rhetoric and Community / Ed. L. Ayres, G. Jones. L.; N. Y., 1998. P.
47–67.
- Barnes T. D. Athanasius and Constantius. Theology and politics in the Constantinian Empire. Cambridge (Mass.), 1993.
- Behr J. Formation of Christian Theology. Vol. II: The Nicene Faith. Crestwood, 2004. Pt. 1.
- Brennecke H. C.
Introduction: Framing the Historical and Theological Problems //
Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / Ed. G. M. Berndt, R.
Steinacher. Farnham, 2014. P. 1–19
- Brennecke H. C. Studien zur Geschichte der Homöer: der Osten bis zum Ende der homöischen Reichskirche. Tübingen, 1988.
- Cavallera F. Le schisme d’Antioche (IVᵉ–Vᵉ siècle). P., 1905.
- Florovsky G.
The Authority of the Ancient Councils and the Tradition of the Fathers.
An Introduction // Glaube, Geist, Geschichte. Festschrift für E. Benz
zum 60. Geburtstage am 17 November 1967. Leiden, 1967. S. 177–188.
- Gaudemet J. L'Église dans l'Empire Romain (IVe–Ve siècles). P., 1958.
- Gwynn D. M. The Eusebians. The Polemic of Athanasius of Alexandria and the Construction of the «Arian Controversy». Oxford, 2007.
- Lienhard J. T. The
«Arian» Сontroversy: some Сategories reconsidered // Doctrines of God
and Christ in the Early Church. N. Y.; L., 1993. P. 415–437.
- Lienhard J. T. Basil of Caesarea, Marcellus of Ancyra, and "Sabellius" // Church History. 1989. Vol. 58. Pt. 2. P. 157–167.
- Löhr W. A.
A Sense of Tradition: the Homoiousian Church Party // Arianism after
Arius: Essays on the Development of the Fourth Century Trinitarian
Conflicts / Ed. M. R. Barnes, D. H. Williams. Edinburgh, 1993. P.
81–100.
- Parvis S. Was Ulfila really a Homoian? //
Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / Ed. G. M. Berndt, R.
Steinacher. Farnham; Burlington, 2014. P. 49–65.
- Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen, 2009.
- Williams D. H.
Another Exception to Later Fourth-Century «Arian» Typologies: The Case
of Germinius of Sirmium // Journal of Early Christian Studies. 1996. №
4. P. 335–357.
Данные об авторе
Захаров Георгий Евгеньевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, 23 б; зав. кафедрой систематического богословия и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках проекта «Взаимоотношения Восточных и Западных Церквей в эпоху арианских споров», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ