В изучении проблематики антицерковного террора советского государства 1920–1950-х гг. существуют многочисленные белые пятна. Одной из таких лакун являются репрессии 1939–1941 гг. Этот этап репрессивной политики сталинского режима имеет ряд характерных особенностей, которые были связаны с трансформацией органов государственной безопасности после завершения «большого террора» и началом кампании по укреплению социалистической законности. К таким особенностям можно отнести то, что органы НКВД в этот период закрывали дела против православных верующих, арестованных еще в 1937–1938 гг., что привело к снижению арестов православных в 1939 г., но уже с 1940 г. количество арестов по религиозным мотивам снова начало расти. Политика укрепления социалистической законности вынуждала следователей управления госбезопасности НКВД действовать с оглядкой на существующие нормы уголовного права. Многие уголовные дела против православных верующих рассматривались не внесудебными органами, а судами общей юрисдикции, что вынуждало сотрудников НКВД менять методы антирелигиозной борьбы. В этот период антицерковная политика советского режима на новоприсоединенных землях была достаточно умеренной, в то же время на территориях СССР в границах до сентября 1939 г. проводилась политика планомерного уничтожения Православной Церкви. Несмотря на изменение методов антицерковных репрессий, которое имело место перед Великой Отечественной войной, конечная цель — полное уничтожение религии и Церкви в СССР — была неизменной.
Русская Православная Церковь, старообрядчество, «Истинно Православная Церковь», обновленчество, антицерковный террор, НКВД, массовые репрессии
Бабенко Л. Технологія боротьби з Церквою (1920 — початок 1950-х рр..): «чекістський» сегмент // Радянські органи державної безпеки в Україні (1918–1991 рр.): історія, структура, функції. К.: Інститут історії України НАН України, 2014. С. 248–299.
Вишиванюк А. В. Особенности религиозной политики советских властей в западных об ластях УССР в 1939–1941 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2012. № 45 С. 56–71.
Гераськин Ю. В., Михайловский А. Ю. К вопросу о государственно-церковных отношениях в 1938–1940-х гг. // Научный православный взгляд на ложные исторические учения: Материалы совместной конференции Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого и Института Российской истории РАН. М.: Русский издательский центр, 2011. С. 472–481.
Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные: Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940–1955). М., 1999.
Курляндский И. А. Сталин, власть, религия (религиозные и церковные факторы во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). М.: Кучково поле, 2011.
Овчинников В. А. К вопросу о периодизации истории Русской Православной Церкви в Сибири в советский период (1917–1991) // Вестник КемГУ. 2015. Сер. I. №1 (61). С. 72–80.
Одинцов М. И. Русская Православная Церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. М.: Политическая энциклопедия, 2014.
Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Вече, Лепта, 2010.
Чурилина Т. И. Антирелигиозная политика на Дальнем Востоке накануне Великой Отечественной войны // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11–1. С. 230–236.