/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :76

ИССЛЕДОВАНИЯ

Манохин Александр Александрович

Академический Иоасафовский список Устюжского сборника как исторический источник

Манохин А. А. Академический Иоасафовский список Устюжского сборника как исторический источник // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 11-21

DOI: 10.15382/sturII201776.11-21
В данной статье исследованы Академический Иоасафовский список Устюжского сборника и возможности для его использования в качестве исторического источника. Дана датировка списка периодом после 1532 г., согласно двум обнаруженным филиграням. Автор дает описание ранее не использовавшейся части списка после л. 106 и приходит к выводу, что это — компиляция противоречивых правил. Таким образом, неизвестный автор подборки мог задаться целью разрешить эти противоречия. Заголовки часто не отделены от текста, а текст правил — от толкований, что наводит на мысль о черновой работе. Правила содержат в первую очередь нормы, касающиеся преступлений (блуд, убийство и т. д.). В подборке содержатся и ссылки на Номоканон Иоанна Постника. Автор приходит к выводу, что эту рукопись мог заказать Нифонт (Кормилицын), игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, для сравнения предписаний Номоканона Иоанна Постника и более жесткого общего Номоканона.
каноническое право, Средневековая Русь, Кормчая книга, Устюжский сборник, датировка рукописи, альбом филиграней Пиккара, Номоканон Иоанна Постника, митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын), патриарх Константинопольский Иоанн IV Постник, Нифон
Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI века: стригольники и жидовствующие. Дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2012.
Белякова Е. В. Обзор истории изучения печатной Кормчей // Русский исторический сборник. Вып. 6. М., 2013. С. 72–96.
Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулах и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПб., 1913. Борисов Н. С. Иван III. М., 2006.
Вашица Й. Кирилло-Мефодиевские юридические памятники // Вопросы славянского языкознания. Вып. 7. М., 1963. С. 12–31.
Востоков А. Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Первая половина. М., 1901; Т. 2. Первая половина. М., 1900.
Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993.
Заозёрский Н. А., Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской. М., 1902.
Каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в РГАДА / Л. В. Мошкова, ред. Вып. 1: Апостол — Кормчая. М., 2006.
Клосс Б. М. Библиотека московских митрополитов в XVI веке // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 114–125.
Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1980.
Кормчая. Напечатана с оригинала Патриарха Иосифа. СПб., 2011.
Корогодина М. В. Кормчие книги XIV– первой половины XVII в. как исторический источник. Дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2015.
Корогодина М. В. Составление Кормчей Нифонта Кормилицына // Археографический ежегодник за 2009–2010 годы. М., 2013. С. 99–112.
Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. VI. СПб., 1887.
Максимович К. А. Закон судный людем: Источниковедческие и лингвистические аспекты исследования славянского юридического памятника. М., 2004.
Максимович К. А. Пандекты Никона Черногорца в древнерусском переводе XII века (юридические тексты). М., 1998.
Маханько М. А., Тарасов А. Е. Иона. Житие. Биография. Почитание. Иконография // Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2010. С. 392–404.
Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. / Р. П. Дмитриева, публ. // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 24–42.
Памятники древнерусского канонического права. Ч. I: Памятники XI–XV вв.) // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. Т. 6. СПб., 1880.
Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.
Правила Святых Апостол, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов с толкованиями. Сибирская благозвонница, 2000.
Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. СПб., 1829.
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV–XVI в. Ч. 2. / Д. С. Лихачёв, ред. Л., 1989.
Сметанина С. И. Записи XVI–XVII веков на рукописях собрания Е. Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 год. М., 1964. С. 358–396.
Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910.
Срезневский И. И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1897.
Троицкий С. В. Апостол славянства св. Мефодий как канонист // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 3. С. 38–51.
Ушаков В. Е. О языке Устюжской Кормчей XIII–XIV вв. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Киров, 1961.
Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2004.
Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси. М., 1978.
Piccardonline. URL: http://www.piccard-online.de/start.php (дата обращения: 26.06.2016).

Манохин Александр Александрович

Бежанидзе Георгий Вениаминович; Фирсов Андрей Германович

Обер-прокурор Святейшего Синода А. А. Яковлев и его записки

Фирсов А. Г. Обер-прокурор Святейшего Синода А. А. Яковлев и его записки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 22-36

DOI: 10.15382/sturII201776.22-36
Статья посвящена деятельности обер-прокурора Святейшего Синода А. А. Яковлева, дяди А. И. Герцена, оставившего мемуары о своей работе в Синоде. Авторы рассмотрели его происхождение, семейную жизнь и личные качества. Сведения, приводимые в записках Яковлева, сопоставлены с архивными материалами. Авторы утверждают, что записки Яковлева нельзя считать достоверным источником. В историографии утвердилось мнение о деятельности Яковлева как первом этапе возвышения обер-прокуратуры. Однако проекты Яковлева, направленные на усиление контрольных функций обер-прокурора, не нашли поддержки императора. Монарх не стал на сторону обер-прокурора в его конфликте с епископатом. Отставка Яковлева была связана с необходимостью найти пост для А. Н. Голицына, личного друга Александра I. Яковлев считал свою отставку незаслуженной, и его обида отразилась в записках. Это обстоятельство нельзя не учитывать при использовании записок Яковлева в качестве исторического источника. Министерское начало применительно к церковному управлению действительно найдет свое воплощение в ХIХ столетии, но с деятельностью А. А. Яковлева на посту обер-прокурора этот процесс не связан
церковно-государственные отношения, высшая церковная власть, обер-прокурор Святейшего Синода А. А. Яковлев, А. И. Герцен
Бежанидзе Г. В. Фирсов А. Г. «Повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко…». Инструкция обер-прокурору Святейшего Синода 1722 г. // Исторический архив. 2017. № 2. C. 178–184.
Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры святейшего Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия. Казань, 1900.
Голохвастов Д. Д. Несколько замечаний по поводу воспоминаний Т. П. Пассек // Русский архив. 1876. Т. 2. Вып. 6.
Голохвастов Д. Д. Wahrheit und Dichtung // Русский Архив. 1874. Т. 1. Вып. 4.
Знаменский П. В. Чтения из истории русской церкви за время царствования императора Александра I. Казань, 1885.
Кондаков Ю. Е. Государство и Православная Церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века. СПб., 2003.
Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894.
Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. СПб., 2001.

Бежанидзе Георгий Вениаминович


Фирсов Андрей Германович

Ефремова Ольга Николаевна

Проблемы монашествующих в Псковской епархии в 1903–1910 гг. и попытки их разрешения преосвященным Арсением (Стадницким)

Ефремова О. Н. Проблемы монашествующих в Псковской епархии в 1903–1910 гг. и попытки их разрешения преосвященным Арсением (Стадницким) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 37-53

DOI: 10.15382/sturII201776.37-53
Статья посвящена обзору проблем монашествующих в Псковской епархии в начале XX в., типичных для большинства монастырей Российской империи, которые по своему уставу делились на общежительные и необщежительные с существенными различиями во внутреннем строе монастырской жизни. Общежительных монастырей, с более строгим уставом, где монашествующие не могли иметь собственность, было значительно меньше. В 1900 г. из 828 монастырей только 46 мужских и 101 женский являлись общежительными. В необщежительных монастырях монашествующие имели общую трапезу, а одежду и прочие необходимые вещи приобретали сами, зарабатывая своим трудом, а в штатных монастырях и получая пособие из казны. Падение нравственности в русском обществе и революционные события непосредственно влияли на монашескую жизнь через послушников, приходящих в монастырь из мира, и на саму братию, вынужденную отлучаться из монастыря. Отсутствие строгого устава в необщежительных монастырях вело к ослаблению монастырской дисциплины, частые отлучки из монастыря приводили к нарушению монашеских обетов и разным порокам. Постепенно происходило ослабление уставности церковного богослужения. Крайне низкий уровень подготовки в вопросах православного вероучения у монашествующих и послушников вызывал их шатания и переходы из монастыря в монастырь. Архивные материалы в виде дневника преосвященного Арсения (Стадницкого), хранящегося в ГА РФ, и периодические источники позволяют проанализировать скопившиеся проблемы, а методика их разрешения, разработанная преосвященным Арсением, и его попытки их преодоления дают неоценимый материал как в историческом, так и в практическом аспектах.
Псковская епархия, монастыри, игумен, монахи, послушники, преосвященный Арсений (Стадницкий), Иувеналий (Масловский), Владимир (Гиганов), Спасо-Елеазаров монастырь, Никандрова пустынь, Псково-Печерский монастырь
Арсений (Стадницкий), митр. Дневник: 1902–1903. Т. 2. М., 2012.
Он же. Дневник: 1903–1905. Т. 3. М., 2015.
Лагунин И. И. Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь: 500 лет истории: Историко-архитектурный очерк // Псков. 2004. № 20. С. 43–56; № 21. С. 53–73.
Петиция монахов: Спасо-Елеазарова монастыря братий петиция // Псковский голос. 1906. № 9. 18(31) января. С. 4–5.
По поводу нападения на Крыпецкий монастырь // Псковские епархиальные ведомости. 1907. № 22. 16–30 ноября. С. 549.
Распоряжения епархиального начальства: Похищения // Псковские епархиальные ведомости. 1905. № 24. 16–31 дек. Офиц. ч. С. 508; 1907. № 24. 16–31 дек. Офиц. ч. С. 332.
Собрание настоятелей и настоятельниц монастырей Псковской епархии в покоях Преосвященнейшего Арсения, епископа Псковского 10 октября // Псковские епархиальные ведомости. 1905. № 23. 1–15 дек. С. 468–475.

Ефремова Ольга Николаевна

Табунщикова Людмила Викторовна

Антиколокольная кампания на Дону в 1920–1930-е гг.

Табунщикова Л. В. Антиколокольная кампания на Дону в 1920–1930-е гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 54-66

DOI: 10.15382/sturII201776.54-66
Статья раскрывает содержание антиколокольной кампании, проводимой большевиками в борьбе с Церковью в 1923–1924 гг. и 1929–1930 гг. Автор, опираясь на широкий круг архивных источников (Государственный архив Российской Федерации, Государственный архив Ростовской области, Центр документации новейшей истории Ростовской области, Таганрогский филиал Государственного архива Ростовской области, Центр хранения архивной документации (г. Шахты), Архив Управления Федеральной службы безопасности по Ростовской области) и данных региональной периодической печати раскрывает особенности проведения данной политики в Донском регионе. Основное внимание автор уделяет особенностям каждого этапа и его результатам. В первом периоде снятие колоколов носило немассовый, эпизодический характер. Поводом для снятия колоколов послужила кампания помощи Воздухофлоту. Во второй период (1929–1930 гг.) кампания по снятию колоколов приняла массовый характер. Антиколокольная кампания в Донской области, как и по всей стране, развернулась в 1930 г., совпав, так же как и в 1923 г., с кампанией по массовому закрытию церквей. Интерес государства в это время к колокольной меди был двоякий — политический и экономический. Именно в это время на Церковь обрушивается волна репрессий и начало массового закрытия храмов. С другой стороны, в условиях начавшейся индустриализации страна испытывала необходимость в скорейшем поступлении цветных металлов. Помимо колоколов с закрытых и закрываемых церквей снимались частично поврежденные колокола с действующих храмов. Обе кампании по снятию колоколов совпадают с кампаниями массового закрытия церквей в области. Массовые народные волнения, связанные с проведением антиколокольной кампании, на Дону не наблюдались.
Русская Православная Церковь, колокола, антиколокольная кампания, антирелигиозная пропаганда, Донская область, церковно-государственные отношения, закрытие храмов
Васильева О., Кнышевский П. Красные конкистадоры. М., 1994.
Гидулянов П. Церковные колокола на службе магии и царизма (фактические материалы). Издательство «Атеист», 1929.
Ершов А. Роль Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК в регулировании взаимоотношений Русской Православной Церкви и местных властей во Владимирском крае в 1930-е гг. // Вестник СПбГУ. Серия 2. 2011. Вып. 4. С. 13–23.
Измаилова Л. Кампанология и судьбы колоколов в ХХ в. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2007. № 1. С. 67–72.
Козлов В. Гибель церковных колоколов в 1920–1930-е годы. URL:http://www.danilovbells.ru/bellsonrussia/articles/gibel_tserkovnyh_kolokolov_v_192.html (дата обращения: 12 августа 2015).
Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР. М.: Безбожник, 1930.
Проскурина А. Антиколокольная кампания Советского государства во второй половине 1920-х — 30-е гг. (по материалам Псковского и Новгородского округов // Псков. 2004. № 21. С. 121–122.
Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б)– ВКП (б) (Антирелигиозной комиссии). М.: ПСТГУ. М., 2014.

Табунщикова Людмила Викторовна

Бараненко Виктор Викторович

Ликвидация Белорусской обновленческой церкви в 1934–1938 гг.

Бараненко В. В. Ликвидация Белорусской обновленческой церкви в 1934–1938 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 67-77

DOI: 10.15382/sturII201776.67-77
В статье показан процесс ликвидации в 1934–1938 гг. Белорусской обновленческой церкви как религиозной общины, имевшей свою иерархическую и организационную структуру. Автор охарактеризовал деятельность обновленческих институтов на территории Белорусской ССР при отсутствии коллегиальной формы управления Российской обновленческой церкви во время «самоличного архиерейского управления». Приводится статистическая информация духовенства и храмов церковных организаций в БССР во второй половине 1930-х гг. Рассматриваются формы приспособления духовенства к государственным запретам и ограничениям в период «Большого террора». Сделан вывод о том, что причиной исчезновения обновленчества в БССР является репрессивная политика коммунистической власти к его деятелям.
Белорусская обновленческая церковь, церковный раскол, церковная автономия, БССР, репрессии, «Священный Синод Православных церквей в СССР»
Бараненко В. Отношение белорусского православного верующего населения к обновленческому движению в 1920-х — 1930-х гг. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А: Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 79–87.
Горидовец В. К истории обновленческого раскола в Витебске // Вестник церковной истории. 2007. № 3. С. 157–166.
История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М., 2006.
Крапивин М. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности: (октябрь 1917 — конец 1930-х гг.). Спб, 2005.
Кривонос Ф. У Бога мертвых нет. Неизвестные страницы из истории Минской епархии (1917–1939 годы). Минск, 2007.
Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М., 2002. С. 129–605.
Лавринов В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922–1945). М., 2007.
Лавринов В. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996.
Левчик Н. Обновленческая церковь в Беларуси (по документам фонда «Белорусский православный синод», 1922 — 1935 гг.) // Архівы і справаводства. 2002. № 4. С. 111–120.
Мазырин А. К истории высшего управлении Русской Православной Церкви в 1935– 1937 гг. // Материалы XVI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2006. Т. 1. С. 161–172.
Маракоў Л. Рэпрасаваныя праваслаўныя свяшчэнна- і царкоўнаслужыцелі Беларусі 1917– 67 гг. Т. 1. Мінск, 2007.
Маракоў Л. Рэпрасаваныя праваслаўныя свяшчэнна- і царкоўнаслужыцелі Беларусі 1917– 67 гг. Т. 2. Мінск, 2007.
Пивоваров Б. Блинов Петр Федорович // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 361–363.
Соловьев И. Неопубликованные документы из архива митрополита Сергия (Старогородского) // Церковь и время. 2009. № 2. С. 216–234.
Соловьев И. Раскольническая деятельность «обновленцев» в русском зарубежье // Материалы XVIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. С. 273–281.
Соловьев И. Штрихи к историческому портрету обновленческого митрополита А. И. Введенского // Материалы XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. С. 300–307.
Шиленок Д. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939). («Обновленческий» раскол в Белоруссии). М., 2006.
Шкаровский М. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010.
Шкаровский М. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999.

Бараненко Виктор Викторович

Щелкунов Антоний Алексеевич,

Трансформация карательной политики советского государства против Православной Церкви в 1939–1941 гг.

Щелкунов А. А. Трансформация карательной политики советского государства против Православной Церкви в 1939–1941 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 78-88

DOI: 10.15382/sturII201776.78-88
В изучении проблематики антицерковного террора советского государства 1920–1950-х гг. существуют многочисленные белые пятна. Одной из таких лакун являются репрессии 1939–1941 гг. Этот этап репрессивной политики сталинского режима имеет ряд характерных особенностей, которые были связаны с трансформацией органов государственной безопасности после завершения «большого террора» и началом кампании по укреплению социалистической законности. К таким особенностям можно отнести то, что органы НКВД в этот период закрывали дела против православных верующих, арестованных еще в 1937–1938 гг., что привело к снижению арестов православных в 1939 г., но уже с 1940 г. количество арестов по религиозным мотивам снова начало расти. Политика укрепления социалистической законности вынуждала следователей управления госбезопасности НКВД действовать с оглядкой на существующие нормы уголовного права. Многие уголовные дела против православных верующих рассматривались не внесудебными органами, а судами общей юрисдикции, что вынуждало сотрудников НКВД менять методы антирелигиозной борьбы. В этот период антицерковная политика советского режима на новоприсоединенных землях была достаточно умеренной, в то же время на территориях СССР в границах до сентября 1939 г. проводилась политика планомерного уничтожения Православной Церкви. Несмотря на изменение методов антицерковных репрессий, которое имело место перед Великой Отечественной войной, конечная цель — полное уничтожение религии и Церкви в СССР — была неизменной.
Русская Православная Церковь, старообрядчество, «Истинно Православная Церковь», обновленчество, антицерковный террор, НКВД, массовые репрессии
Бабенко Л. Технологія боротьби з Церквою (1920 — початок 1950-х рр..): «чекістський» сегмент // Радянські органи державної безпеки в Україні (1918–1991 рр.): історія, структура, функції. К.: Інститут історії України НАН України, 2014. С. 248–299.
Вишиванюк А. В. Особенности религиозной политики советских властей в западных об ластях УССР в 1939–1941 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2012. № 45 С. 56–71.
Гераськин Ю. В., Михайловский А. Ю. К вопросу о государственно-церковных отношениях в 1938–1940-х гг. // Научный православный взгляд на ложные исторические учения: Материалы совместной конференции Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого и Института Российской истории РАН. М.: Русский издательский центр, 2011. С. 472–481.
Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные: Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940–1955). М., 1999.
Курляндский И. А. Сталин, власть, религия (религиозные и церковные факторы во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). М.: Кучково поле, 2011.
Овчинников В. А. К вопросу о периодизации истории Русской Православной Церкви в Сибири в советский период (1917–1991) // Вестник КемГУ. 2015. Сер. I. №1 (61). С. 72–80.
Одинцов М. И. Русская Православная Церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. М.: Политическая энциклопедия, 2014.
Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Вече, Лепта, 2010.
Чурилина Т. И. Антирелигиозная политика на Дальнем Востоке накануне Великой Отечественной войны // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11–1. С. 230–236.

Щелкунов Антоний Алексеевич,

Шумило Сергей Викторович

От Афона до застенков НКВД: крестный путь архиепископа Дамаскина (Малюты, 1883–1946)

Шумило С. В. От Афона до застенков НКВД: крестный путь архиепископа Дамаскина (Малюты, 1883–1946) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 89-106

DOI: 10.15382/sturII201776.89-106
В статье представлены результаты работы по сбору сведений о жизни и деятельности архиепископа Волынского и Подольского Дамаскина (Малюты, 1883– 1946), бывшего афонского монаха, наместника Почаевской Лавры и местоблюстителя автономной Украинской Православной Церкви, который сыграл решающую роль в судьбе Почаевской Лавры и Православной Церкви на Украине в 1920–1940-е гг. В статье подробно проанализированы материалы следственного дела НКГБ УССР за 1944 г., по которому архиепископ Дамаскин был арестован в мае 1944 г. и приговорен к 15 годам лишения свободы. Также рассмотрены материалы из фондов Почаевской Лавры, хранящиеся в Государственном архиве Тернопольской области. В результате проделанной работы на основе архивных документов удалось составить подробное жизнеописание архиепископа Дамаскина, проанализировать его деятельность и служение, раскрыть ранее неизвестные факты как биографии иерарха, так и истории Православной Церкви на Украине в 1920–1940-е гг.
Архиепископ Дамаскин (Малюта), Митрополит Алексий (Громадский), Митрополит Дионисий (Валединский), Украинская Православная Церковь, Афон, Пантелеимонов монастырь, Почаевская Лавра
Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln; Braunsfeld, 1953.
Pawluczuk U. A. Życie monastyczne w II Rzeczypospolitej. Wydawnictwo Uniwersytetu w Białymstoku, 2007.
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / М. Е. Губонин, сост. М., 1994.
Архиепископ Пантелеимон (Рудик) 1941–1943 // Киевские митрополиты. URL: http://mitropolit.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=619:---19411943&catid=5:--xx-&Itemid=13 (дата обращения: 01.03.2014).
Афанасий (Мартос), архиеп. На ниве Христовой // Православный вестник. 2001–2002. Декабрь–февраль. С. 6–11.
Борщевич В. Малюта Дамаскін, архієпископ / Борщевич В. Волинський пом’янник. Рівне, 1994.
Власовський I. Нарис iсторiï Української Православної Церкви. Т. 4. Ч. 2. Бавнд Брук, Н.Й., США, 1966.
Галкин А. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года // Вестник церковной истории. 2008. № 2 (10). С. 57–118.
Дамаскин (Малюта) // База данных ПСТГУ. URL: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/ db.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu2c8mUsOecfG*cX80fvi8U8E* (дата обращения 01.03.2014).
Дамаскин (Малюта) // Русское Православие. URL: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_ file.cgi?2_5673 (дата обращения 01.03.2014).
За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956: Биографический справочник. Кн. 1. М., 1997.
Історія Почаївської духовної семінарії // Сайт Почаївської духовної семінарії. URL: http://pdsem.mrezha.net/history.html(дата обращения 01.03.2014).
Ковальский В., прот. Положение Церкви Православной в Польше между 1-й и 2-й мировой войной. Рукопись (хранится в библиотеке МДА). 1949.
Логінов О. До історії Української Автономної Православної Церкви після смерті митрополита Алексія (Громадського) // Історія: Збірник праць. Київ, 2009.
Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т. 3.
Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Серия: Русский Афон IX–XX веков. Т. 2. Афон, 2013.
Николаев К. Восточный обряд. Париж, 1950.
Петрушко В. Дамаскин (Малюта) // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 392–393.
Пидгайко В. Епископ Владимиро-Волынский и Ковельский Мануил (Тарнавский) в истории украинских церковных разделений 1941–1943 годов // Вестник церковной истории. 2010. № 3–4 (19–20). С. 303–321.
Польский М., прот. Новые мученики российские. Т. 2. Джорданвилль, 1957.
Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945. М., 2007.
Скурат К. История Поместных Православных Церквей: Учеб. пособие. Т. 2. М., 1994.
Собор Святої Троїці // Сайт Свято-Успенської Почаївської Лаври. URL: http://www. pochaev.org.ua/?lang=rus&pid=1386 (дата обращения 01.03.2014).
Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004.
Фотиев К., прот. Попытки Украинской Церковной автокефалии в ХХ веке // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950: Сб. М., 1997.
Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700–2005). М., 2009.
Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917–1997. М., 1997.
Шкаровский М. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. Ч. 3 // Богослов.Ru. Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/656557.html (дата обращения 01.03.2014).

Шумило Сергей Викторович

Реброва Мария Ивановна

Церковная жизнь на территории Сталинской (Донецкой) области в 1944–1953 гг.

Реброва М. И. Церковная жизнь на территории Сталинской (Донецкой) области в 1944–1953 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 107-120

DOI: 10.15382/sturII201776.107-120
Cтатья посвящена изучению церковной жизни в Сталинской (Донецкой) области в 1944–1953 гг. В ней рассматриваются положительные тенденции в церковной жизни региона (образование епархии, открытие богословских курсов, увеличение уровня религиозности населения и т. д.). Вместе с тем автор акцентирует внимание на том, что практически сразу после освобождения Донбасса в области начался обратный процесс изъятия церковных зданий, занятых в период немецкой оккупации. Автор полагает, что таким образом, используя особенности промышленной области (разрозненность пришлого населения, немногочисленность приходов), государство уже в эти годы начало серьезное наступление на Церковь в Донбассе. Тем самым подтверждается, что улучшение церковно-государственных отношений в военный период носило временный характер. Об этом, по мнению автора, свидетельствуют запрет на миссионерскую деятельность Церкви в регионе, ограничение деятельности правящего архиерея (епископа Никона (Петина)) и проч.
церковная жизнь, церковно-государственные отношения, изъятие церквей, сокращение приходов, богословские курсы, миссионерская деятельность, священники, епископ, правящий архиерей
Житие преподобноисповедника Варсонофия (Юрченко) архимандрита, Херсонского. URL: http://newmartyros.ru/life/zhitie-prpisp-varsonofiya-yurchenko-arhimandritahersonskogo.html
Исиченко С. Образовательная и миссионерская деятельность Донецкой епархии Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века: Материалы VIII Междунар. науч. конф. Иваново, 11–12 февраля 2009 г.: В 2 ч. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. Ч. I. С. 115–119.
Луковенко I. Радянська держава и росiйська православна церква на Донеччинi у 1943– 1964 роках. Монографiя. Донецьк, 2011.
Овсянникова Н. Преподобный Варсонофий (Юрченко) в Краматорске. URL:http://www. ortodox.donbass.com/text/ovsyanik_varsonofi y.htm
Шкаровский М. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С. 143.

Реброва Мария Ивановна

Фирсов Сергей Львович

Святой Патриарх Тихон в отражении изданий Московской Патриархии (с 1940-х по 1990-йг.). К историографии вопроса

Фирсов С. Л. Святой Патриарх Тихон в отражении изданий Московской Патриархии (с 1940-х по 1990-йг.). К историографии вопроса // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 121-137

DOI: 10.15382/sturII201776.121-137
Статья посвящена анализу личности Святого Патриарха Тихона в церковных изданиях Московской Патриархии. Изучается вопрос о том, как церковные авторы писали о Патриархе Тихоне начиная с 1940-х гг. и заканчивая эпохой «перестройки», насколько политика государственного атеизма влияла на деятельность церковных публицистов.
Патриарх Тихон, Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Журнал Московской Патриархии, пресса, Советское государство
Александр, архиеп. Русская Православная Церковь в новых исторических условиях // Журнал Московской Патриархии. 1987. № 11. С. 4–7.
Ведерников А. Русская Православная Церковь после кончины Патриарха Сергия // Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 271–411.
Ведерников А. Ревнитель церковного единства. (К двадцатипятилетию со дня кончины Патриарха Тихона — 25 марта 1925 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1950. № 5. С. 61–69.
Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 2. С. 56–68.
Казем-Бек А. Святейший Патриарх Тихон (1865–1925) // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 4. С. 16–24.
Ладоренко В. К вопросу об изменении политической ориентации Русской Православной Церкви (1917–1945) // Вопросы истории религии и атеизма: Сб. статей. М., 1964. Вып. XII. C. 106–123.
Н. И. Памяти Святейшего Патриарха Тихона // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 3. C. 22–24.
Памяти Святейшего Патриарха Тихона. К 60-летию со дня кончины // Журнал Московской патриархии. 1985. № 6. С. 9–10.
Послание Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции // Журнал Московской Патриархии. 1987. № 11. С. 2–4.
Поспеловский Д. «Осень святой Руси». Сталин и Церковь: «Конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви // Церковно-исторический вестник. 2000. № 6–7. С. 209–227.
Пр. Г-ий. Патриархи Московские // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 9. С. 11–16.
Пречистенский Т. Летопись Русской Церкви // ЖМП. 1945. № 3. С. 69.
Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сб. документов / О. Ю. Васильева, И. И. Кудрявцев, Л. А. Лыкова, сост. М., 2009.
Русская Православная Церковь 988–1988. М., 1988. Вып. 2:
Очерки истории 1917–1988 гг. М., 1988.
Сергий, архиеп. В Отечественной войне Русская Православная Церковь и ее Глава выполняют заветы Патриарха Тихона // Правда о религии в России. М., 1942. С. 29–60.
Служения Святейшего Патриарха Пимена // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 6. С. 6.
Служения Святейшего Патриарха Пимена // Журнал Московской Патриархии. 1985. № 6. С. 6.
Сорок лет возрожденного Патриаршества // Журнал Московской Патриархии. 1957. № 12. С. 36–45.
Служения Святейшего Патриарха Алексия // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 5. С. 7.
Церковь и Советское Государство // Русская Православная Церковь: Устройство, положение, деятельность. М., 1958. С. 5–29.
Тихон (Беллавин Василий Иванович) // Die Russischen Orthodoxen Bischöfe von 1893–1965. Bio-Bibliographie von Metropolit Manuil (Lemeševskij). Erlangen, 1989. T. VI. S. 257–281.
Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в 1939–1964 годах. М., 1999.

Фирсов Сергей Львович

РЕЦЕНЗИИ

Кострюков Андрей Александрович

"Церковь снова будет светом во тьме" — Рец. на кн.: Ершова А. А. "В тюрьме в 1920 году". Воспоминания. М.: Культурно-просветительский фонд "Преображение". Свято-Филаретовский православно-христианский институт. 2017

Кострюков А. А. "Церковь снова будет светом во тьме" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 141-144 — Рец. на кн.: Ершова А. А. "В тюрьме в 1920 году". Воспоминания. М.: Культурно-просветительский фонд "Преображение". Свято-Филаретовский православно-христианский институт. 2017
PDF

Кострюков Андрей Александрович

ХРОНИКА

Проблемы истории Русской Православной Церкви ХХ в. на XXVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ

Проблемы истории Русской Православной Церкви ХХ в. на XXVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 147-149
PDF

Сотрудники Отделановейшей истории Русской Церкви приняли участие в ХI Международных образовательных Сретенских чтениях (Хельсинки)

Сотрудники Отделановейшей истории Русской Церкви приняли участие в ХI Международных образовательных Сретенских чтениях (Хельсинки) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 150-152
PDF