/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :6 (73)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Петрушко Владислав Игоревич

Московский Собор 1503 г.

Петрушко В. И. Московский Собор 1503 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 9-20

DOI: 10.15382/sturII201673.9-20
Статья посвящена одному из важнейших, но все еще недостаточно изученному событию церковной истории Московской Руси начала XVI в. — Собору, проходившему в Москве в 1503 г. Собор был созван с целью укрепления канонического порядка в Русской Церкви, однако более важной и острой проблемой, затронутой на Соборе, стала проблема монастырского землевладения. Дискуссию о церковных землях инспирировал великий князь Московский Иван III, стремившийся к изъятию земельных владений Церкви в пользу государства. Тем не менее большинство участников Собора выступило в защиту церковного землевладения. В статье предпринимается попытка на основе сохранившихся источников реконструировать картину соборной дискуссии по вопросу о церковных землях.
Русская Церковь, Великое княжество Московское, Московская митрополия, Московский Собор 1503 г., церковное землевладение, великий князь Иван III, митрополит Симон, преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Нил Сорский
1. Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки русской религиозности конца XIV–XVI вв. СПб., 2002.
2. Бегунов Ю. К. «Слово иное» — новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви // ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351–364.
3. Зимин А. А. Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства // Вопросы историографии и источниковедения. Казань, 1974. С. 87–103.
4. Зимин А. А. Россия на рубеже XV– XVI столетий. М., 1982.
5. Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960.
6. Моисеева Г. Н. Об идеологии «нестяжателей» // История СССР. 1961. № 2. С. 88–101.
7. Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.
8. Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005.
9. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003.
10. Седельников А. Д. К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // ИОРЯС. Л., 1926. Т. 30. С. 205–225.
11. Седельников А. Д. Очерки католического влияния в Новгороде в кон. XV — нач. XVI в. // Доклады АН СССР. Сер. В. Л., 1929. № 1. С. 16–19.

Петрушко Владислав Игоревич

Постников Арсений Борисович

Исповедные росписи как источник по истории Псковской Церкви и духовенства в 1727-1762 гг.

Постников А. Б. Исповедные росписи как источник по истории Псковской Церкви и духовенства в 1727-1762 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 21-44

DOI: 10.15382/sturII201673.21-44
Задачей статьи является введение в научный оборот новых массовых источников для исследования псковской Церкви и духовенства. Работа основана на исповедных росписях приходских церквей Пскова за 1727–1762 гг., хранящихся в Государственном архиве Псковской области (ГАПО), впервые в полном объеме привлеченных к исследованию. В статье представлена общая историография по теме, а также история введения исповедных росписей в церковный обиход. Результаты систематизации исповедных росписей позволили определить состав действующих церковных приходов Пскова. Всего за изучаемый период было выявлено 597 исповедных росписей 57 «псковоградских» церквей. Они содержат исчерпывающие сведения о персональном составе церковных клиров и численности белого духовенства Пскова за время первых десятилетий Синодального периода в истории Русской Православной Церкви. На их основании можно узнать о времени и сроках служения духовных лиц в каждом храме, о перемещениях по «лествице чинов», что показывает жизненный путь представителей духовенства в те годы, когда еще не существовало послужных списков и клировых ведомостей, содержащих биографические данные. Замечательная особенность исповедных росписей состоит в том, что они являются первым по времени появившимся источником, в котором с наибольшей степенью полноты стали учитываться люди «духовные и их домашние». Здесь приводятся данные о всех членах семей священно- и церковнослужителей и их возрасте (включая женскую половину), что открывает широкие возможности для реконструкции родословий представителей духовенства и изучения духовного сословия в целом.
исповедные росписи, духовенство, Церковь, Псков, священно- и церковнослужители, Государственный архив Псковской области (ГАПО)
1. Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Опыт внешней истории. Исследование преимущественно по рукописям. Т. I: Общий устав совершения исповеди; Т. II: Специальные уставы, отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди; Т. III: Приложения. Одесса: Типолитография Штаба Одесского военного округа, 1894.
2. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Лениздат, 1989.
3. Дитрих И. И. Исповедные росписи и метрические книги как источники по исторической демографии г. Пскова // Макарьевские чтения: Материалы третьей международной конференции (21–22 ноября 2004 г.) / Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. URL: http://e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2004-2/37.rtf (дата обращения — 01. 07. 2014).
4. Духовный регламент Петра Первого: С прибавлением «О правилах причта церковного и монашеского». М.: Книжный дом «Либроком», 2012.
5. Кабузан В. М. Народонаселение России в XVIII — первой половине XIX в.: По материалам ревизий. М.: Издательство АН СССР, 1963.
6. Лебедева М. М. Антропонимика Островского уезда XVIII в. по исповедным росписям и метрическим книгам // Псков: Научно-практический, историко-краеведческий журнал ПГПУ. Псков, 2010. № 32. С. 163–167.
7. Макеенко Л. Н. Исповедные росписи как источник по истории дворянства и купечества // Материалы третьих псковских архивных чтений 17–18 ноября 2008 года. Псков, 2009. С. 69–75.
8. Макеенко Л. Н. Состав прихожан церквей г. Пскова XVIII — 1-й пол. XIX в. // Земля Псковская, древняя и современная. Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию Древлехранилища музея и 120-летию со дня рождения А. А. Пурышева (24–25 ноября 2008 г.). Псков, 2009. С. 95–107.
9. Миронов Б. Н. Исповедные ведомости — источник о численности и социальной структуре православного населения России XVIII — первой половины XIX в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XX. Л., 1989. С. 102–106.
10. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода (ОДДС). Т. II: Первая часть. СПб.: Синодальная типография, 1879. Стб. 1169–1170.
11. Павлов А. С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002.
12. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗ). Т. III, V, VI, X. СПб.: Типогр. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.
13. Постников А. Б. Переписные книги и ревизские сказки как источники по истории псковской Церкви и духовенства последней трети XVII — первой половины XVIII в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 2: История. 2015. № 2. СПб., 2015. С. 92–114.
14. Свиридова С. Л., Левин Н. Ф. Обзор фондов ГАПО, содержащих метрические книги, исповедные росписи и клировые ведомости (с приложением их списков по Порховскому уезду) // Материалы восьмых псковских архивных чтений 20–21 ноября 2013 г. Псков: Издание ГАПО, 2014. С. 35–39.
15. Смиречанский В. Д., прот. История Псковской епархии IX–XVIII веков: Историко-статистический сборник сведений. Псков: Псковская областная типография, 2010.
16. Смирнов С. И. Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта. С приложением: Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М.: Синодальная типография, 1913.

Постников Арсений Борисович

Гогорян Кристина Эдувардовна

Русское зарубежное духовенство в Западной Европе в ХIX веке: общие тенденции и специфика

Гогорян К. Э. Русское зарубежное духовенство в Западной Европе в ХIX веке: общие тенденции и специфика // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 45-54

DOI: 10.15382/sturII201673.45-54
В статье рассматриваются общие тенденции и специфика служения особой группы русского духовенства, служившего при посольствах в странах Западной Европы. Сформировавшаяся в Синодальный период данная категория священнослужителей находилась под двойной юрисдикцией и подчинялась не только духовной, но и светской власти в лице Министерства иностранных дел. Поэтому на положение зарубежного духовенства оказывали влияние как религиозные факторы, так и многие другие: культурные, политические, дипломатические, национальные. Важную роль играла специфика конкретного региона, международные отношения России и страны, где проходило служение. Православный священник, как и дипломатический корпус, являлся представителем своей страны за рубежом; его обязанности зачастую выходили за рамки церковного быта, а иногда и вовсе приобретали дипломатический оттенок. Кроме того, во всех европейских странах положение посольского священника значительно отличалось от состояния белого духовенства внутри страны. Всему этому, а также образованию, официальному статусу, экономическому положению и другим критериям, которые характеризуют посольское духовенство как единую группу, формировавшуюся постепенно, уделено отдельное внимание в статье. Эволюция данной социальной категории проходила на протяжении XIX в. Изменения шли от служения в походных и домовых церквях к построению русских православных соборов, ставших символами Российской империи за рубежом. Именно церковное строительство являлось главной заботой посольского духовенства во второй половине XIX в., когда по всей Европе возводились православные храмы, знакомившие Запад с русской культурой и восточным христианством.
Синод, посольское духовенство, зарубежное духовенство, международные отношения и религия, церковная архитектура
1. Киприан (Керн), архим. Дореволюционное русское духовенство за границей // Православная мысль. Париж, 1957. Вып. XI.
2. Киценко Н. «Витрины самодержавия»: русская церковная архитектура за границей // П. А. Зайончковский: Сб. статей и воспоминаний к столетию историка. М., 2008.
3. Межконфессиональные культурные и общественные связи России с зарубежными славянами. М., 2013.
4. Одерова М. Православная церковь при посольстве в Париже. Дис. … канд. ист. наук. М., 2009.
5. Романюк С. Русский Лондон. М., 2009.
6. Росс Н. Русская церковь на берегах Сены: От зарождения храма до 1917 г. СПб., 2007.
7. Сарни М. Русская церковь в Лондоне: От Петра Великого до наших дней. Л.; М., 2013.
8. Смолич И. История русской церкви. 1700–1917 гг. М., 1996. Т. 1.

Гогорян Кристина Эдувардовна

Морозан Владимир Васильевич

Экономическое положение Кишиневской епархии в XIX - начале ХХ в.

Морозан В. В. Экономическое положение Кишиневской епархии в XIX - начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 55-68

DOI: 10.15382/sturII201673.55-68
В статье на основе архивных материалов впервые в отечественной и зарубежной историографии рассматривается экономическое положение Кишиневской епархии Русской Православной Церкви в период с момента присоединения Бессарабии к Российской империи до начала ХХ в. Важным показателем материального благополучия церковнослужителей служит их обеспеченность земельными угодьями и жалованьем. В связи с этим автор уделил основное внимание размерам земельных владений отдельных причтов и денежному содержанию священнослужителей. В работе также уделено внимание объемам дохода отдельных причтов от производства треб и продажи свечей. В ходе исследования выяснилось, что основная доля доходов от свечной торговли не могла использоваться членами причтов на их нужды, а перечислялась в общий бюджет епархии. Существенную часть своих доходов церковнослужители тратили на наем и содержание жилья. Учитывая это обстоятельство, была предпринята попытка определить степень обеспеченности жильем этой категории духовенства. В ходе исследовательской работы удалось обнаружить сведения о числе детей священнослужителей Бессарабии в момент ее присоединения к Российской империи, состоявшие на их попечении, и их степени образованности. Эти данные крайне важны для понимания частной жизни духовенства и положения их семей, так как подобные сведения встречаются в документальных материалах начала XIX в. крайне редко, независимо от епархиальной принадлежности священников.
церковь, епархия, причт, земельные владения, денежное содержание, Российская империя, Бессарабия

Морозан Владимир Васильевич

Леонов Сергей Викторович

Начало антицерковного террора в период Октябрьской революции

Леонов С. В. Начало антицерковного террора в период Октябрьской революции // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 69-90

DOI: 10.15382/sturII201673.69-90
В статье исследуется развертывание антицерковного террора в Октябрьской революции, выделяются его важнейшие факторы, даются оценки численности его жертв по месяцам с конца октября 1917 г. и до весны 1918 г. Эти данные сопоставляются с первой российской революцией и периодом после Февраля 1917 г. Делаются выводы о недооценке масштабов антицерковного террора; о том, что он начался уже в ходе Октябрьской революции и еще до утверждения советской власти по всей стране обрел динамику, близкую к геометрической прогрессии. Уже зимой 1918 г. в некоторых районах этот террор начал приобретать характер массовых репрессий.
Православная Церковь, Октябрьская революция, антицерковный террор, репрессии, гонения, большевики, жертвы, статистика
1. Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Ч. 2. URL: http://penzahroniki.ru/index.php/khroniki/37-istoriya-penzenskoj-eparkhii/33-glava-1-tserkov-posle-oktyabrya.
2. Емельянов С. Н., Зорин А. В., Шпилев А. Г. Курский край в Гражданской войне 1917–1921 гг.: Очерк военно-политической истории. Курск, 2013.
3. Емелях Л. И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., 1976.
4. Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. 1918 год в Крыму: большевики приходят к власти // Историческое наследие Крыма. 2006. № 16. URL: http://a-pesni.org/grvojna/kr/a-1918krym.php.
5. Капков К. Г. Памятная книга российского военного и морского духовенства XIX — начала XX в.: Справочные материалы. М., 2008.
6. Катунин Ю. А. Православная церковь и государство: Проблема взаимоотношений в 1917–1939 гг. (На материалах Крыма). Дис. … д-ра ист. наук. Симферополь, 2003.
7. Корзун М. С. Русская Православная церковь. 1917–1945 гг. Минск, 1987.
8. Костогрызов П. И. Участие православной Церкви в антибольшевистском сопротивлении 1917–1918 гг. (на материалах Урала). URL:http://www.dk1868.ru/statii/pavel/Pravosl.htm (дата обращения –1.06.16).
9. Красный террор на Юге России. М., 2013.
10. Леонов С. В. Антицерковный террор в период Октябрьской революции сквозь призму историографии // Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2014. Вып. 2(57). С. 38–55.
11. Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917–1922. Пермь, 2004.
12. Панова А. В. Расправа матросов Черноморского флота над офицерским составом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 126.
13. Польский М. Новые мученики российские. М., 1994. Ч. II.
14. Поляков Г. Военное духовенство России. М., 2002.
15. Сапелкин Н. Красный террор: Февраль восемнадцатого. URL: http://www.vob.ru/eparchia/history/histor/fabruari.htm (дата обращения: 14.01.2016).
16. Соколов А. В. Государство и Православная церковь в России, февраль 1917 — январь 1918 гг.: Дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2014.
17. Фаст М. В., Фаст М. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск, 2004.
18. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х — 1918 г.). М., 2002.

Леонов Сергей Викторович

Агеев Евгений Анатольевич, священник

Полвека из жизни донского хутора: приходская летопись Пантелеимоновской церкви хутора Летовского станицы Кременской Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского (1873-1929)

Агеев Е. А. Полвека из жизни донского хутора: приходская летопись Пантелеимоновской церкви хутора Летовского станицы Кременской Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского (1873-1929) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 91-106

DOI: 10.15382/sturII201673.91-106
Статья вводит в научный оборот ценный источник по истории приходской жизни конца XIX — начала ХХ в. на Дону — приходскую летопись, найденную в одном из следственных дел репрессированных священнослужителей. Данная летопись уникальна большим временным охватом — с 1873 до 1929 г., она включает годы революции, Гражданской войны на Дону и первое послереволюционное десятилетие. Автор дает краткий обзор истории создания летописи, характеристики ее шести авторов — сельских священников. На протяжении первых 30 лет отмечается строительство и украшение храма, отсутствие конфликтов. В начале ХХ в. отмечаются конфликты прихожан с духовенством. В летописи описываются тяготы жизни рядовых казаков, бедствия Гражданской войны, голод начала 1920-х гг. В послевоенные годы отмечается растущее недовольство прихожан мероприятиями Советской власти: налоговой политикой, антирелигиозной пропагандой и притеснениями духовенства, начинающейся коллективизацией. Повествование ведется сельскими священниками и отражает их собственное восприятие ключевых событий эпохи. В статье рассматриваются отношение прихожан к храму и Церкви, восприятие ими современных событий, участие в приходской жизни. Делаются выводы о высокой степени вовлеченности казаков в церковную жизнь, большое значение Церкви в их повседневной жизни. Приводимые в статье факты свидетельствуют об устойчивости приходской хуторской общины, которая смогла выстоять в катаклизмах Гражданской войны. Принудительное разрушение приходского уклада в годы коллективизации разрушило общину и привело к деградации и исчезновению сельского поселения. Последний автор летописи был репрессирован, причем из текста становится понятно, что обвинение его и арестованных вместе с ним священнослужителей и прихожан в подготовке вооруженного восстания являлось ложным.
церковные летописи, Дон, донские казаки, Гражданская война, приходская община, коллективизация, репрессии против духовенства, «обновленчество»
1. Агеева Е. А. Церковная жизнь и повседневный быт русского села по приходским летописям ХIХ — начала ХХ века // Исторический вестник. М.; Воронеж, 2000. Т. 3. C. 127–136.
2. Агеева Е. А. Церковные летописи — важнейший источник для изучения приходской жизни втор. пол. ХIХ — нач. XX в. // Исторический вестник. 2001. Т. 15. № 4. C. 155–169.
3. Агеева Е. А. Церковноприходские летописи втор. пол. ХIХ — нач. ХХ в.: вопросы изучения // Современные проблемы изучения истории Церкви: Международная научная конференция: Тезисы докладов. Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2011. С. 3–5.
4. Глухих Н. В., Миронова А. А. Церковные летописи XIX века как хроника жизни уральского города // Русская речь. 2008. № 1. С. 74–78.
5. Добренький С. И. Церковно-приходские летописи второй половины XIX — начала ХХ века как источник по истории северной деревни // Русская культура на рубеже веков: русское поселение как социокультурный феномен: Сб. статей. Вологда, 2002.
6. Рябов С. И. Усть-Медведицкий округ Области Войска Донского (1870–1916 гг.): Историко-статистическое описание поселений. Волгоград, 2012.
7. Синельников С. П. Смутное время 1913–1920 гг. глазами священника // Волга. № 413. 2000.
8. Фриз Г. Л. Православие, власть и секуляризация в России. 1860–1940 // ГИИМ: Доклады по истории 18 и 19 вв. DHI Moskau: Vorträge zum 18. und 19. Jahrhundert, Nr. 19 (2013). URL: http://www.perspectivia.net.

Агеев Евгений Анатольевич, священник

ПУБЛИКАЦИИ

Мазырин Александр Владимирович, священник

"Линию на сокрушение всей церковной черной сотни веду беспощадную". Донесения в ГПУ члена обновленческого ВЦУ "протоиерея" Бориса Дикарева

Мазырин А. В. "Линию на сокрушение всей церковной черной сотни веду беспощадную". Донесения в ГПУ члена обновленческого ВЦУ "протоиерея" Бориса Дикарева // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 109-138

DOI: 10.15382/sturII201673.109-138
Публикуются секретные донесения в ГПУ одного из руководителей обновленческого раскола на Украине, члена «Высшего Церковного Управления» Б. Т. Дикарева о подготовке и проведении в Киеве в феврале 1923 г. «Всеукраинского обновленческого съезда», а также о начале деятельности «Всеукраинского Высшего Церковного Управления». Документы показывают состояние дел в обновленческом расколе, степень его зависимости от органов ГПУ, методы борьбы раскольников с Православной Церковью.
обновленческий раскол, «Живая Церковь», «Высшее Церковное Управление», «Всеукраинское Высшее Церковное Управление», Украина, ГПУ, осведомители, апостаты

Мазырин Александр Владимирович, священник

РЕЦЕНЗИИ

Мазырин Александр Владимирович, священник

Новое слово в отечественном расколоведении — Рец. на кн.: Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016

Мазырин А. В. Новое слово в отечественном расколоведении // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 141-148 — Рец. на кн.: Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016
PDF

Мазырин Александр Владимирович, священник

Корнилов Александр Алексеевич

Опыт исторической реконструкции в агиографии святителя Серафима (Соболева) — Рец. на кн.: Кострюков А. А. Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015

Корнилов А. А. Опыт исторической реконструкции в агиографии святителя Серафима (Соболева) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 148-152 — Рец. на кн.: Кострюков А. А. Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015
PDF

Корнилов Александр Алексеевич

ХРОНИКА

История Святой Горы Афон на VII Покровских чтениях (г. Хельсинки)

История Святой Горы Афон на VII Покровских чтениях (г. Хельсинки) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 155-157
PDF