Генезис научного богословия в России является нерешенной историографической проблемой. В данной статье выдвигается предположение о ключевой роли А. В. Горского (с 1860 г. протоиерея) в становлении образа ученого-богослова второй половины XIX — начала XX в. Его жизнь протекала в период существенных сдвигов в процессе развития богословия в России. В рамках Духовно-образовательной системы 1808–1814 гг. впервые была создана высшая ступень богословского образования. В числе прочих целей она подразумевала исследовательскую деятельность и развитие научно-богословского дискурса в соответствии с вызовами эпохи. Вместе с тем ее существенным противоречием было отсутствие возможности полноценно сочетать церковное служение с духовноакадемическим. Это заставляло некоторых профессоров духовных академий — представителей духовного сословия — воздерживаться как от вступления на монашеский путь, так и от брака, что не являлось нормативной поведенческой стратегией. Однако именно такой образ жизни способствовал институционализации богословской науки и, таким образом, достижению целей Духовно-академической реформы 1808–1814 гг. Именно А. В. Горский был первым представителем духовно-академической корпорации, целостно реализовавшим эту программу «научного богословия». В данной статье предпринята попытка выявить и структурировать элементы «научного богословия» в контексте Синодальной эпохи, которые впервые объединяет в себе А. В. Горский: 1) сословная идентичность, 2) положение за рамками церковной иерархии, 3) образ жизни исследователя, осмысленный как аспект церковного служения; 4) ориентация на установление научной реемственности. Все эти элементы были синтезированы Горским, который стал образцом для подражания последующим поколениям профессоров духовных академий.
протоиерей Александр Васильевич Горский, русская богословская наука, духовное сословие, коллективные идентичности, институализация науки, духовно-академическая система.
1. Агапова Н. Г. Повседневность и парадигмы научной деятельности // Человек в мире культуры: история и культура повседневности: Материалы VII международного философско-культурологического симпозиума. Рязань, 2011. С. 16–25.
2. Алексей (Лавров-Платонов), арх. Слово пред отпеванием заслуженного профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского 16 февраля 1878 года // Православное обозрение. 1878. Т. 1. № 3. С. 487–494.
3. Воробьев М. Н. А. В. Горский и К. И. Невоструев (к вопросу о соавторстве) // Богословский сборник. М., 1997. № 1. С. 277–295.
4. Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.
5. Высочайше утвержденное 26 мая 1869 г. мнение Государственного Совета, объявленное Сенату Святейшим Синодом «Об устройстве детей лиц православного духовенства» // Полное собрание законов Российской Империи II. Т. 44. Отд. 1. СПб., 1872. № 47138.
6. Высочайше утвержденный 30 августа 1814 г. проект Устава православных духовных училищ // Полное собрание законов Российской Империи I. Т. 32. СПб., 1830. № 25673.
7. Геннадий (Гоголев), архим. Великан учености: Жизнь и труды протоиерея А. В. Горского. М., 2004.
8. Гиляров-Платонов Н. П. А. В. Горский // Сборник сочинений. Т. 2 / Ред. К. П. Победоносцев. М., 1899. С. 464–465.
9. Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого: Автобиографические записки. Т. 1, 2. М., 2009.
10. Глубоковский Н. Н. За тридцать лет (1884–1914 гг.) // У Троицы в Академии. М., 1914. С. 737–757.
11. Голубинский Е. Е. Воспоминания // Полунов А. Ю., Соловьев И. В. Жизнь и труды академика Е. Е. Голубинского. М., 1998. С. 143–230.
12. Голубинский Ф. А., прот. История общества составившегося под названием «Ученых бесед» в Московской духовной академии 1816 года марта 1 дня // У Троицы в Академии. М., 1914. С. 1–10.
13. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. II: Кафедры и личный состав Академии. Ч. 2: Биобиблиографический словарь сотрудников Академии. М., 1987.
14. Горский А. В., прот. Из письма от 18 ноября 1842 года к брату Владимиру Владимировичу в Пекин // У Троицы в Академии. М., 1914. C. 402–403.
15. Горский А. В., прот. Дневник. М., 1885.
16. Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002.
17. Журналы Комиссии при Святейшем Синоде по выработке проекта нового Устава духовных академий 18 марта — 27 ноября 1909 г. СПб., 1909.
18. Казанский П. С. В защиту русского духовенства // Прибавления к Творениям Святых Отцов. 1881. Ч. 28. Кн. 4. С. 520–564; 1882. Ч. 30. Кн. 2. С. 564–638.
19. Казанский П. С. Воспоминания об А. В. Горском // Богословский вестник. 1900. Т. 3. № 11. С. 544–560.
20. Казанский П. С. Переписка с Александрой Николаевной Бахметьевой // У Троицы в Академии. М., 1914. С. 510–589.
21. Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. Н. Новгород, 2010.
22. Кефнер Н. В. Научная повседневность послевоенного поколения советских историков: Дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2006.
23. Лебедев А. П. К моей учено-литературной автобиографии и материалы для характеристики беспринципной критики // Он же. К моей учено-литературной автобиографии и материалы для характеристики беспринципной критики: Сб. памяти А. П. Лебедева. СПб., 2005. С. 17–43.
24. Листовский И. С. Филарет, архиепископ Черниговский. Чернигов, 1894.
25. Мельков А. С. Жизненный путь и научное наследие протоиерея А. В. Горского. М., 2006.
26. Писанюк С. Ученая деятельность профессора протоиерея Александра Горского. Дипл. раб. Сергиев Посад: МДА, 1996.
27. Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А. В. Горский // Богословский вестник. 1896. № 1–12.
28. Постников П. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского // У Троицы в Академии. М., 1914. С. 254–341.
29. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской Духовной Академии: 1814–1869 гг. СПб., 1907.
30. Смирнов С. И. Александр Васильевич Горский // Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской духовной академии. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1900.
31. Соколов В. А. Годы студенчества (1870–1874) // Богословский вестник. 1916. Т. 1. № 3/4. С. 385–420.
32. Солнцев Н. И. Историческая концепция архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) в работе «История Русской Церкви» // Вестник Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Сер. История. 2003. № 2. С. 154–161.
33. Сухова Н. Ю. «Дело протоиерея Герасима Павского»: проблема «историзма» в русской библеистике // Филаретовский альманах. № 10. М., 2014. С. 88–107.
34. Сухова Н. Ю. «Духовная ученость» в России в первой половине XIX в. // Филаретовский альманах. 2012. № 8. С. 31–54.
35. Сухова Н. Ю. Духовно-учебная реформа 1808–1814 гг. и становление высшей духовной школы в России // Вертоград наук духовный. М., 2007. С. 15–52.
36. Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX в. М., 2009.
37. Тарасенко А. Ф. Жизнеописание Филарета (Гумилевского Д. Г.) // Филарет (Гумилевский), свт. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Т. 1. Харьков, 2006. С. 9–46.
38. Феофилакт, игумен. Библиотека Московской Духовной Академии // Богословские труды. Юбилейный сборник. Московская Духовная Академия: 300 лет (1685–1985). М., 1986. С. 247–263.
39. Филарет (Гумилевский), свт. Письма к А. В. Горскому // Прибавления к Творениям Святых Отцов. 1884. Ч. 33.
40. Филарет (Дроздов), свт. Мнения, отзывы и письма. М., 1905.
41. Филарет (Дроздов), свт. Собрание мнений и отзывов. Том дополнительный. СПб., 1887.
42. Фриз Г. Л. Сословная парадигма и социальная история России // Американская русистика: вехи историографии последних лет. Императорский период: Антология. Самара, 2000. С. 121–162.
Лютько Евгений Игоревич