/

Гагинский Алексей Михайлович

Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии


Гагинский А. М. Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 21-28.

DOI: 10.15382/sturII201671.21-28

Аннотация

В рамках христианской культурной традиции IV столетия сформировались две фундаментальные парадигмы, определившие развитие богословской и философской мысли на Востоке и Западе: 1) парадигма тождества, которая получила распространение на Западе после блж. Августина, предполагает отождествление сущности и предикатов в Боге; 2) парадигма различия, получившая развитие на Востоке благодаря отцам каппадокийцам, основана на фундаментальном различении сущности и предикатов в Боге. Эти подходы не были просто специфическими особенностями учения отдельных богословов, но стали фундаментом двух направлений христианской метафизики. Как показывает автор, парадигма тождества несовершенна и с богословской, и с философской точек зрения, в то время как парадигма различия имеет значительный богословский и философский потенциал. В то же время данная парадигма остается малоизученной в современной научной литературе.

Ключевые слова

различие, тождество, патристическая философия, арианство, отцы каппадокийцы, Августин, Восток, Запад.

Список литературы

1. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012.
2. Гагинский А. М. Онто-теология и преодоление метафизики: М. Хайдеггер, Ж.-Л. Марион и христианская традиция // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. М., 2015. Вып. 4(60). С. 55–71.
3. Плантинга А. Аналитический теист: антология Алвина Плантинги. М., 2014.
4. Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина // Попов И. В. Труды по патрологии. Сергиев Посад, 2005. Т. 2.
5. Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014.
6. Kapriev G. 2002 “Gibt es eine byzantinische Philosophie?“, in Ostkirchliche Studien, Würzburg, 2002, vol. 51, pp. 3–28.
7. Larchet J.-C. La théologie des énergies divines. Des origines à saint Jean Damascène, Paris, 2010.
8. Martzelos G. Ousia kai energiai tou Theou kata ton Megan Basileion. Symbole eis ten istorikogodmatiken diereunesin tes peri ousias kai energeion tou Theou didaskalias tes Orthodoxou Ekklesias (Essence and Energies of God according to Great Basil. Historical-Dogmatical Study on the Teaching of Orthodox Church about Essence and Energies of God), Thessalonike, 1993.

Данные об авторе

Гагинский Алексей Михайлович