/

Захаров Георгий Евгеньевич

Послание Римского собора Confi dimus quidem в контексте взаимоотношений Церквей Запада и Востока в 70-е гг. IV в


Захаров Г. Е. Послание Римского собора Confi dimus quidem в контексте взаимоотношений Церквей Запада и Востока в 70-е гг. IV в // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 7-20.

DOI: 10.15382/sturII201671.7-20

Аннотация

Статья посвящена реконструкции проекта разрешения арианского кризиса, предложенного Римской и другими италийскими Церквами епископату Иллирика и Востока в начале 70-х гг. IV в. По мнению автора, данный проект был зафиксирован в послании одного из Римских соборов периода понтификата папы Дамаса I (366–384), известном под названием Confidimus quidem. Этот памятник был первоначально неоднозначно воспринят восточными новоникейцами и, вероятно, также свт. Афанасием Великим, поскольку в нем предпринималась попытка дополнить никейский символ вероопределением, выраженным в латинских богословских категориях. В частности в послании использовалось понятие substantia, которое могло быть переведено на греческий язык и как οuσtα и как uπ6στασις, в то время как восточные новоникейцы настаивали на различении данных терминов. Кроме того, в послании присутствовали элементы римоцентрической экклезиологии. Так, авторитетность решений вселенских соборов ставилась в зависимость от их рецепции римским епископом. Римская Церковь, судя по всему, в 70-е гг. IV в. рассматривала Confidimus quidem как документ, который в обязательном порядке должен был одобрить всякий епископ, стремящийся вступить с ней в общение. В 379 г. Антиохийский собор включил Confidimus quidem в подборку одобренных им римских вероучительных фрагментов, что, вероятно, и позволило восстановить общение между восточными и западными никейцами.

Ключевые слова

Римская Церковь, Римские соборы, арианские споры, Confidimus quidem, Дамас I, свт. Василий Великий, свт. Мелетий Антиохийский, свт. Афанасий Великий.

Список литературы

1. Захаров Г. Е. Папа Либерий как участник арианских споров // Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции / Под ред. Г. Е. Захарова. М., 2016. С. 31–73.
2. Amand de Mendieta E. 1963 “Basile de Cesarée et Damase de Rome: Les cause de l’échec de leurs négociations”, in Biblical and Patristic Studies: in Memory of R. P. Casey, Freiburg, 1963, pp. 122–166.
3. Amand de Mendieta E. 1954 “Damase, Athanase, Pierre, Mélèce et Basile. Les rapports de communion ecclésiastique entre les Églises de Rome, d’Alexandrie, d’Antioche et de Césarée de Cappadoce”, in L’Église et les Églises, Chevetogne, 1954, vol. 1, pp. 261–277.
4. Bardy G. 1933 “La concile d’Antioche (379)”, in Revue Bénédictine, 1933, vol. 45, pp. 196–213.
5. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft, Tübingen, 1930, vol. 1.
6. Cavallera F. Le Schisme d’Antioch (IVe–Ve siècle), Paris, 1905.
7. Courtonne Y. Un témoin du IVe siècle oriental. Saint Basile et son temps d’après sa correspondence, Paris, 1973.
8. Duval Y.-M. 1998 “Aquilée et Sirmium durant la crise arienne (325–400)“, in Duval Y.-M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident, Aldershot; Brookfield; Singapore; Sydney, 1998, pp. 331–379.
9. Fedwick P. J. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea, Toronto, 1979.
10. Field L. L. On the Communion of Damasus and Meletius: Fourth-Century Synodal Formulae in the Codex Veronensis LX (with critical edition and translation), Toronto, 2004.
11. Grumel V. 1922 “Saint Basile et le Siège Apostolique”, in Échos d’Orient, 1922, vol. 21, pp. 280–292.
12. Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy, 318–381, London, 2005.
13. Hefele K. J. Histoire des Conciles d’après les documents originaux, vol. 1/2, Paris, 1907.
14. Joannou P.-P. Die Ostkirche und die Cathedra Petri im 4. Jahrhundert, Stuttgart, 1972.
15. Kannengiesser Ch. 1993 “(Ps.-)Athanasius, Ad Afros Examined“, in Brennecke H. C., Grasmück E. L., Markschies Ch. (eds.) Logos: Festschrift für Luise Abramowski, Berlin, New York, 1993, pp. 264–280.
16. Markschies Ch. Ambrosius von Mailand und die Trinitätstheologie: Kirchen- und theologiegeschichtliche. Studien zu Antiarianismus und Neunizänismus bei Ambrosius und im lateinischen Westen (364–381 n. Chr.), Tübingen, 1995.
17. Marot H. 1957 “Les conciles romains des IVе et Vе siècles et le développement de la primauté”, in Istina, 1957, vol. 4, pp. 435–462.
18. Martin A. Athanase d’Alexandrie et l’Église d’Egypte au IVe siècle (328–373), Rome, 1996.
19. Meslin M. Les Ariens d’Occident, 335–430, Paris, 1967.
20. Monachino V. 1959 “II primato nella controversia Ariana”, in Miscellanea Historiae Pontificiae, Vol. 21: Saggi storici intorno al Papato, Roma, 1959, pp. 17–89.
21. 1911 “Einleitung“, in Parmentier L. Theodoret. Kirchengeschichte, Leipzig, 1911, pp. IX–CVIII.
22. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440), Rome, 1976.
23. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk, Tübingen, 2009.
24. Richard M. 1951 “La lettre “Confi dimus quidem” du Pape Damase“, in Annuaire de l’Institut de Philologie et d’Histoire Orientales et Slaves, 1951, vol. 11, pp. 323–340.
25. Richard M. 1949 “Saint Basile et la mission du diacre Sabinus”, in Annalecta Bollandiana, 1949, vol. 67, pp. 178–202.
26. Rousseau Ph. Basil of Caesarea, Berkeley; Los Angeles; London, 1994.
27. Scheidweiler F. 1966 “Besitzen wir das latenische Original des römischen Synodalschreibens vom Jahre 371?“, in Annuaire de l’Institut de Philologie et d’Histoire Orientales et Slaves, 1966, vol. 13, pp. 573–586.
28. Schwartz E. 1936 “Über die Sammlung des Cod. Veronensis LX“, in Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft, 1936, vol. 35, pp. 1 –23.
29. Schwartz E. 1960 “Zur Kirchengeschichte des vierten Jahrhunderts“, in Schwartz E. Gesammelte Schriften 4: Zur Geschichte der alten Kirche und ihres Rechts, Berlin, 1960, pp. 1–110.
30. Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo, Roma, 1975.
31. Stockhausen A., von. Athahasius von Alexandrien Epistula ad Afros: Einleitung, Kommentar und Übersetzung, Berlin; New York, 2002.
32. Taylor J. 1973 “St. Basil the Great and Pope Damasus”, in Downside Review, 1973, vol. 91, pp. 186–203, 262–274.
33. Williams D. H. Ambrose of Milan and the End of the Nicene-Arian Conflicts, Oxford, 1995.
34. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire Romain, Paris, 1918.

Данные об авторе

Захаров Георгий Евгеньевич