/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :4 (71)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Захаров Георгий Евгеньевич

Послание Римского собора Confi dimus quidem в контексте взаимоотношений Церквей Запада и Востока в 70-е гг. IV в

Захаров Г. Е. Послание Римского собора Confi dimus quidem в контексте взаимоотношений Церквей Запада и Востока в 70-е гг. IV в // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 7-20

DOI: 10.15382/sturII201671.7-20
Статья посвящена реконструкции проекта разрешения арианского кризиса, предложенного Римской и другими италийскими Церквами епископату Иллирика и Востока в начале 70-х гг. IV в. По мнению автора, данный проект был зафиксирован в послании одного из Римских соборов периода понтификата папы Дамаса I (366–384), известном под названием Confidimus quidem. Этот памятник был первоначально неоднозначно воспринят восточными новоникейцами и, вероятно, также свт. Афанасием Великим, поскольку в нем предпринималась попытка дополнить никейский символ вероопределением, выраженным в латинских богословских категориях. В частности в послании использовалось понятие substantia, которое могло быть переведено на греческий язык и как οuσtα и как uπ6στασις, в то время как восточные новоникейцы настаивали на различении данных терминов. Кроме того, в послании присутствовали элементы римоцентрической экклезиологии. Так, авторитетность решений вселенских соборов ставилась в зависимость от их рецепции римским епископом. Римская Церковь, судя по всему, в 70-е гг. IV в. рассматривала Confidimus quidem как документ, который в обязательном порядке должен был одобрить всякий епископ, стремящийся вступить с ней в общение. В 379 г. Антиохийский собор включил Confidimus quidem в подборку одобренных им римских вероучительных фрагментов, что, вероятно, и позволило восстановить общение между восточными и западными никейцами.
Римская Церковь, Римские соборы, арианские споры, Confidimus quidem, Дамас I, свт. Василий Великий, свт. Мелетий Антиохийский, свт. Афанасий Великий.
1. Захаров Г. Е. Папа Либерий как участник арианских споров // Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции / Под ред. Г. Е. Захарова. М., 2016. С. 31–73.
2. Amand de Mendieta E. 1963 “Basile de Cesarée et Damase de Rome: Les cause de l’échec de leurs négociations”, in Biblical and Patristic Studies: in Memory of R. P. Casey, Freiburg, 1963, pp. 122–166.
3. Amand de Mendieta E. 1954 “Damase, Athanase, Pierre, Mélèce et Basile. Les rapports de communion ecclésiastique entre les Églises de Rome, d’Alexandrie, d’Antioche et de Césarée de Cappadoce”, in L’Église et les Églises, Chevetogne, 1954, vol. 1, pp. 261–277.
4. Bardy G. 1933 “La concile d’Antioche (379)”, in Revue Bénédictine, 1933, vol. 45, pp. 196–213.
5. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft, Tübingen, 1930, vol. 1.
6. Cavallera F. Le Schisme d’Antioch (IVe–Ve siècle), Paris, 1905.
7. Courtonne Y. Un témoin du IVe siècle oriental. Saint Basile et son temps d’après sa correspondence, Paris, 1973.
8. Duval Y.-M. 1998 “Aquilée et Sirmium durant la crise arienne (325–400)“, in Duval Y.-M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident, Aldershot; Brookfield; Singapore; Sydney, 1998, pp. 331–379.
9. Fedwick P. J. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea, Toronto, 1979.
10. Field L. L. On the Communion of Damasus and Meletius: Fourth-Century Synodal Formulae in the Codex Veronensis LX (with critical edition and translation), Toronto, 2004.
11. Grumel V. 1922 “Saint Basile et le Siège Apostolique”, in Échos d’Orient, 1922, vol. 21, pp. 280–292.
12. Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy, 318–381, London, 2005.
13. Hefele K. J. Histoire des Conciles d’après les documents originaux, vol. 1/2, Paris, 1907.
14. Joannou P.-P. Die Ostkirche und die Cathedra Petri im 4. Jahrhundert, Stuttgart, 1972.
15. Kannengiesser Ch. 1993 “(Ps.-)Athanasius, Ad Afros Examined“, in Brennecke H. C., Grasmück E. L., Markschies Ch. (eds.) Logos: Festschrift für Luise Abramowski, Berlin, New York, 1993, pp. 264–280.
16. Markschies Ch. Ambrosius von Mailand und die Trinitätstheologie: Kirchen- und theologiegeschichtliche. Studien zu Antiarianismus und Neunizänismus bei Ambrosius und im lateinischen Westen (364–381 n. Chr.), Tübingen, 1995.
17. Marot H. 1957 “Les conciles romains des IVе et Vе siècles et le développement de la primauté”, in Istina, 1957, vol. 4, pp. 435–462.
18. Martin A. Athanase d’Alexandrie et l’Église d’Egypte au IVe siècle (328–373), Rome, 1996.
19. Meslin M. Les Ariens d’Occident, 335–430, Paris, 1967.
20. Monachino V. 1959 “II primato nella controversia Ariana”, in Miscellanea Historiae Pontificiae, Vol. 21: Saggi storici intorno al Papato, Roma, 1959, pp. 17–89.
21. 1911 “Einleitung“, in Parmentier L. Theodoret. Kirchengeschichte, Leipzig, 1911, pp. IX–CVIII.
22. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440), Rome, 1976.
23. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk, Tübingen, 2009.
24. Richard M. 1951 “La lettre “Confi dimus quidem” du Pape Damase“, in Annuaire de l’Institut de Philologie et d’Histoire Orientales et Slaves, 1951, vol. 11, pp. 323–340.
25. Richard M. 1949 “Saint Basile et la mission du diacre Sabinus”, in Annalecta Bollandiana, 1949, vol. 67, pp. 178–202.
26. Rousseau Ph. Basil of Caesarea, Berkeley; Los Angeles; London, 1994.
27. Scheidweiler F. 1966 “Besitzen wir das latenische Original des römischen Synodalschreibens vom Jahre 371?“, in Annuaire de l’Institut de Philologie et d’Histoire Orientales et Slaves, 1966, vol. 13, pp. 573–586.
28. Schwartz E. 1936 “Über die Sammlung des Cod. Veronensis LX“, in Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft, 1936, vol. 35, pp. 1 –23.
29. Schwartz E. 1960 “Zur Kirchengeschichte des vierten Jahrhunderts“, in Schwartz E. Gesammelte Schriften 4: Zur Geschichte der alten Kirche und ihres Rechts, Berlin, 1960, pp. 1–110.
30. Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo, Roma, 1975.
31. Stockhausen A., von. Athahasius von Alexandrien Epistula ad Afros: Einleitung, Kommentar und Übersetzung, Berlin; New York, 2002.
32. Taylor J. 1973 “St. Basil the Great and Pope Damasus”, in Downside Review, 1973, vol. 91, pp. 186–203, 262–274.
33. Williams D. H. Ambrose of Milan and the End of the Nicene-Arian Conflicts, Oxford, 1995.
34. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire Romain, Paris, 1918.

Захаров Георгий Евгеньевич

Гагинский Алексей Михайлович

Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии

Гагинский А. М. Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 21-28

DOI: 10.15382/sturII201671.21-28
В рамках христианской культурной традиции IV столетия сформировались две фундаментальные парадигмы, определившие развитие богословской и философской мысли на Востоке и Западе: 1) парадигма тождества, которая получила распространение на Западе после блж. Августина, предполагает отождествление сущности и предикатов в Боге; 2) парадигма различия, получившая развитие на Востоке благодаря отцам каппадокийцам, основана на фундаментальном различении сущности и предикатов в Боге. Эти подходы не были просто специфическими особенностями учения отдельных богословов, но стали фундаментом двух направлений христианской метафизики. Как показывает автор, парадигма тождества несовершенна и с богословской, и с философской точек зрения, в то время как парадигма различия имеет значительный богословский и философский потенциал. В то же время данная парадигма остается малоизученной в современной научной литературе.
различие, тождество, патристическая философия, арианство, отцы каппадокийцы, Августин, Восток, Запад.
1. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012.
2. Гагинский А. М. Онто-теология и преодоление метафизики: М. Хайдеггер, Ж.-Л. Марион и христианская традиция // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. М., 2015. Вып. 4(60). С. 55–71.
3. Плантинга А. Аналитический теист: антология Алвина Плантинги. М., 2014.
4. Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина // Попов И. В. Труды по патрологии. Сергиев Посад, 2005. Т. 2.
5. Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014.
6. Kapriev G. 2002 “Gibt es eine byzantinische Philosophie?“, in Ostkirchliche Studien, Würzburg, 2002, vol. 51, pp. 3–28.
7. Larchet J.-C. La théologie des énergies divines. Des origines à saint Jean Damascène, Paris, 2010.
8. Martzelos G. Ousia kai energiai tou Theou kata ton Megan Basileion. Symbole eis ten istorikogodmatiken diereunesin tes peri ousias kai energeion tou Theou didaskalias tes Orthodoxou Ekklesias (Essence and Energies of God according to Great Basil. Historical-Dogmatical Study on the Teaching of Orthodox Church about Essence and Energies of God), Thessalonike, 1993.

Гагинский Алексей Михайлович

Артеев Михаил Владимирович

Вопросы епархиальной организации Бретонской Церкви в IX в.

Артеев М. В. Вопросы епархиальной организации Бретонской Церкви в IX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 29-42

DOI: 10.15382/sturII201671.29-42
В статье на основе широкого круга источников (хроник, агиографии, грамот, писем) показан процесс формирования епархиальной системы в Бретани в эпоху Каролингов под влиянием включения этого региона в состав Империи. До начала IX в. епархий в Бретани по сути не было: Доль и Леон были монастырями-епископиями; возможно, таким же статусом обладали Трегье и Алет. Епископы там появлялись лишь время от времени. В середине IX в. епископские кафедры существовали и регулярно замещались в Алете, Кемпере, Леоне и Доле. Попытка основать кафедры в Сен-Бриоке и Трегье, видимо, не увенчалась продолжительным результатом. Вместе с расширением территории, находившейся под политической властью бретонского герцога, в состав Бретонской Церкви были включены еще три галльские епархии, возникшие на рубеже Античности и Средневековья: ваннская, нантская и реннская. Претензии герцога Номиноэ на политическую самостоятельность по отношению к Западно-Франкскому королевству привели к фактическому отделению большей части бретонских епархий от Галльской Церкви в результате «схизмы» 849 г. При этом попытка короля Саломона в 860-е гг. возвысить кафедру в Доле до уровня митрополии окончилась неудачно по причине неуступчивости папы Николая I и позиции франкского епископата. Не получив статус отдельной церковной провинции во главе с архиепископом, Бретонская Церковь, управляемая собственными синодами и сохранявшая особые церковные обычаи, уже в последней трети IX столетия пользовалась значительной автономией по отношению к Церкви Галлии и Римскому престолу, подобно другим Кельтским Церквам раннего Средневековья.
Каролинги, Бретань, кельтские церкви, епархии, митрополия, Доль, Алет, Тур, Номиноэ, Саломон, папство, Николай I.
1. Артеев М. В. Становление бретонской церкви в эпоху Меровингов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «История. Политология. Социология». 2014. № 4. С. 20–25.
2. Королев А. А. Доль // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 590–594.
3. Шевеленко А. Я. Начальные формы феодальной собственности в Бретани // Европа в Средние века: экономика, политика, культура. К 80-летию академика С. Д. Сказкина. М., 1972. С. 32–46.
4. Chédeville A., Guillotel H. La Bretagne des saints et des rois Vè–Xè siècle, Rennes, 1984.
5. Duine F. 1914 “Le schisme breton. L’Eglise de Dol au milieu du IXe siècle, d’après les sources”, in Annales de Bretagne, 1914, vol. 30, pp. 424–472.
6. Fougerolles P. de. 2002 “Tours, Dol et les droits du métropolitain au neuvième siècle”, in Britannia monastic, 2002, vol. 6, pp. 75–82.
7. Giot P.-R., Guigon P., Merdrignac B. The British settlement of Brittany: the first Bretons in Armorica, Stroud, 2003.
8. Landévennec et le monachisme breton dans le haut Moyen Âge: actes du colloque du 15e centenaire de l’abbaye de Landévennec, 25–27 avril 1985, Landévennec, 1986.
9. Lot F. 1906 “Mélanges d’histoire bretonne: Festien «archevêque» de Dol“, in Annales de Bretagne et des Pays de l’Ouest, Rennes, 1906, vol. 22, pp. 10–28.
10. Morice Y. L’abbaye de Landévennec des origines au XIe siècle à travers la production hagiographique de son scriptorium: Culture monastique et idéologies dans la Bretagne du Haut Moyen Age: these pour l’obtention du grade de docteur de l’université Rennes 2: 2 vols, Rennes, 2006.
11. Smith J. M. H. 1982 “The archbishopric of Dol and the ecclesiastical politics of ninth-century Brittany”, in Studies in Church history, 1982, vol. 18, pp. 59–70.
12. Smith J. M. H. Province and Empire: Brittany and the Carolingians, Cambridge, 1992.

Артеев Михаил Владимирович

Смекалина Валентина Владимировна

"Устав от бурь, накрывших Европу, я отправился в Швейцарию на поиски покоя": Ф. Г. Головкин в Швейцарии

Смекалина В. В. "Устав от бурь, накрывших Европу, я отправился в Швейцарию на поиски покоя": Ф. Г. Головкин в Швейцарии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 43-52

DOI: 10.15382/sturII201671.43-52
Статья посвящена исследованию одного из примеров разработки «швейцарского мифа» в заметках русских путешественников рубежа XVIII–XIX вв. Граф Федор Гаврилович Головкин, выходец из знатной семьи российского дворянства, осевшей за границей, оставил обширные и информативные записки и письма о стране, в которой проживал в течение ряда лет. Они касались не только природных красот Швейцарии, но и давали картины ее истории, общественной и политической жизни. При этом он дополняет восприятие «швейцарского мифа» чертами «дворянской идиллии» — образом безмятежного, уединенного существования аристократа-философа. Его теплое отношение к Швейцарии неотделимо от его привязанности к самим швейцарцам, к своим тамошним друзьям, к событиям прошлого, к культурному пространству страны. В статье на основании анализа источников, почерпнутых из мемуаров и писем графа Ф.Г. Головкина, делаются выводы о степени инкорпорации российского дворянства в европейское культурное пространство, а также о влиянии политических перемен в Европе начала XIX в. на мировосприятие русских дворян за границей. Характерная для Головкина позиция «успокоения между развалинами прошлого и рассуждениями о будущем», которую он приобрел даже в сравнительно тихой и не затронутой сильными общественными переменами Швейцарии, предвосхищает более трагическое и интенсивное восприятие Европы последующими поколениями русских путешественников XIX в.
Россия, Швейцария, Головкин, миф, идиллия, культура.
1. Боннэ С. Историческое введение // Головкин Ф. Г. Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания. М., 2003. С. 40–112.
2. Данилевский Р. Ю. Россия и Швейцария. Литературные связи XVIII–XIX вв. Л., 1984.
3. Исмаил-Заде Д. «Пишу эти строки во цвете лет…» // Головкин Ф. Г. Двор и царствование Павла I. М., 2003. С. 5–38.
4. Смекалина В. В. Швейцарский поэт и ученый Альбрехт фон Галлер // Новая и новейшая история. 2013. № 6. С. 184–188.
5. Смекалина В. В. Русские путешественники в Швейцарии во второй половине XVIII — первой половине XIX в. М., 2015.
6. Тозато-Риго Д. Семья Головкиных. Русские аристократы на республиканской земле // Родина. 2014. № 1. С. 18–20.
7. Brang P. “„Mein Erstaunen schwand...“. Zum Schweiz-Mythos in der russischen Literatur“, in Neue Zürcher Zeitung, Zürich, 1985, vol. 9/10/3, p. 66.
8. Cart J. L. Histoire de mouvement religieux et ecclésiastique dans le canton de Vaud pendant la première moitié du dix-neuvième siècle, Lausanne, 1870, vol. 1.
9. Coppet et la revolution de Suisse 1797–1805. Forum europeen de Coppet, Vaud, 2003.
10. Hentschel U. Mythos Schweiz: zum deutschen literarischen Philhelvetismus zwischen 1700 und 1850, Tübingen, 2002.
11. Hofmann E., Rosset F. Le Groupe de Coppet. Une constellation d’intellectuels européens, Presses polytechniques et universitaires romandes (coll. Le Savoir Suisse), Lausanne, 2005.
12. Jaume L. (ed.) Coppet, creuset de l’esprit liberal, Paris; Aix-en-Provence, 2000.
13. Kloocke K. (ed.) Le groupe de Coppet et l’Europe: 1789–1830, Lausanne, 1994.
14. Reichler C. Le voyage en Suisse: anthologie des voyageurs français et européens de la Renaissance au XXe siècle, Paris, 1998.

Смекалина Валентина Владимировна

Феофанов Александр Михайлович

Воспитанники Благородного пансиона в 1792 году

Феофанов А. М. Воспитанники Благородного пансиона в 1792 году // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 53-57

DOI: 10.15382/sturII201671.53-57
В статье на основе анализа списка учеников Благородного пансиона 1792 г. реконструируется численность, социальный статус и карьерные достижения воспитанников Московского университетского пансиона. Несмотря на то что пансион именовался Благородным и был предназначен для дворян, из общего списка далеко не все принадлежали к цвету этого сословия, хотя представители аристократии, безусловно, встречались. Благодаря новому источнику удалось уточнить сведения об образовании генералов эпохи 1812 г. Автор приходит к выводу, что эвристические возможности данного документа требуют привлечения новых источников, в том числе и архивных, для создания синтетического знания.
Благородный пансион, дворянство, генералитет, карьерные механизмы, социальная мобильность.
1. Безотосный В. М. Закаленные эпохой: Российский генералитет Александра I. М., 2015.
2. Лонгинов М. Н. Воспоминания о Московском университетском пансионе Н. В. Сушкова. М., 1858.
3. Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.
4. Отечественная война 1812 года: Биографический словарь. М.: Росвоенцентр; Кучково поле; Росспэн, 2011.
5. Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Университетский Благородный пансион. 1779–1830. М., 2006.
6. Феофанов А. М. Образовательный уровень российского генералитета 1812 года // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 4(53). С. 23–30.

Феофанов Александр Михайлович

Андреев Андрей Юрьевич

Формирование воспитательной концепции Ф.-С. Лагарпа: европейские идеалы и русская практика

Андреев А. Ю. Формирование воспитательной концепции Ф.-С. Лагарпа: европейские идеалы и русская практика // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 58-73

DOI: 10.15382/sturII201671.58-73
Формирование воспитательных идеалов в русской образовательной культуре является актуальной проблемой, изучаемой в современной исторической науке. В данной статье эта проблема рассмотрена на примере становления педагога, которому было поручено обучение внуков императрицы Екатерины II, — швейцарца Фредерика-Сезара Лагарпа. В статье показано, что, несмотря на высокую репутацию, существовавшую в конце XVIII в. в отношении швейцарских воспитателей в целом, Лагарп не был профессиональным педагогом; его выбор этой карьеры оказался во многом случайным, вытекавшим из желания закрепиться на службе в России. В то же время, будучи зачисленным ко двору, Лагарп приложил немалые усилия в освоении педагогической литературы эпохи Просвещения и смог «создать свою должность», став по сути главным учителем Александра I, оказавшим огромное влияние на становление его личности. Педагогика Лагарпа находилась в тесной связи с идеями, выраженными в педагогической «Инструкции», написанной Екатериной II, и ближе всего выражала идеи самой императрицы по воспитанию для России нового просвещенного монарха. К «образовательному стандарту», выдвинутому Лагарпом, относились основные науки эпохи Просвещения с акцентом на историю и философию, а также «гражданское воспитание», которое должно помочь будущему правителю составить «ясное сознание своих обязанностей». Однако реализация этих идей наталкивалась на противодействие со стороны придворной атмосферы, окружавшей внуков Екатерины II, приводила к ряду конфликтов, следствием которых явился в целом незавершенный характер воспитания Александра I.
педагогика, воспитание, Лагарп, Швейцария, Россия, Екатерина II, Александр I.
1. Альбина Л. Л. Личная библиотека Фредерика Сезара де Лагарпа // Книга в России: Век Просвещения: Тезисы доклада 4-й Всесоюзн. научн. конф. (Ленинград, 11–13 дек. 1990 г.). Л., 1990. С. 123–125.
2. Андреев А. Ю. Воспитание великих князей Александра и Константина Павловичей глазами Ф.-С. Лагарпа // Филаретовский альманах. Вып. 9. М., 2013. С. 90–122.
3. Андреев А. Ю. «Записки» Ф.-С. Лагарпа как источник по истории России конца XVIII — начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 4 (53). C. 7–22.
4. Андреев А. Ю. Переписка Александра I с Ф.-С. Лагарпом: история бытования // Отечественные архивы. 2014. № 2. С. 21–30.
5. Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп: Письма. Документы: В 3т. Т. 1: 1782–1802 / А. Ю. Андреев, Д. Тозато-Риго, сост., коммент. М., 2014.
6. Глинский Б. Б. Республиканец при русском дворе // Исторический вестник. 1888. Т. 34. № 10. С. 54–96.
7. Данилевский Р. Ю. Россия и Швейцария. Литературные связи XVIII–XIX вв. Л., 1984.
8. Рей М. П. Фридрих Цезарь Лагарп, воспитатель будущего императора Александра I // Французский ежегодник. 2011: Франкоязычные гувернеры в Европе XVII–XIX вв. / Под ред. А. В. Чудинова и В. С. Ржеуцкого. М., 2011. С. 233–244.
9. Сафонов М. М. «Господин Александр» и Салтыковы // Родина. 2005. № 3. С. 38–42.
10. Сборник Императорского русского исторического общества. СПб., 1870. Т. 5. С. 1–121.
11. Смекалина В. В. «Когда судьба велит вам быть в Лозанне…»: Русские путешественники в кантоне Во в последней трети XVIII — первой трети XIX в. // Родина. 2013. № 6. С. 56–58.
12. Смекалина В. В. Швейцарский поэт и ученый Альбрехт фон Галлер — родоначальник мифа об Альпах // Новая и новейшая история. 2013. № 6. С. 184–188.
13. Солодянкина О. Ю. Феномен иностранного гувернерства в России (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.) // Отечественная история. 2008. № 4. С. 9–23.
14. Строев А. Ф. «Выбор гувернера»: Фридрих Цезарь Лагарп, Фридрих Мельхиор Гримм и Карл Фридрих Тиманн // Французский ежегодник. 2011: франкоязычные гувернеры в Европе XVII–XIX вв. С. 218–232.
15. Сухомлинов М. И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. Т. 2. СПб., 1889. Т. 2. С. 37–142.
16. Тихонова А. В. Швейцарские учителя в России в первой половине XIX в. // Вопросы истории. 2011. № 9. С. 142–147.
17. Тозато-Риго Д. «Пользуются репутацией людей порядочных и серьезных»: швейцарские гувернеры и гувернантки в России (1750–1850) // Родина. 2014. № 1. С. 30–34.
18. Тозато-Риго Д. Семья Головкиных: русские аристократы на республиканской земле // Родина. 2014. № 1. С. 18–20.
19. Уваров А. С. Бумаги Лагарпа, хранящиеся в публичной библиотеке в Лозанне // Русский архив. 1869. Кн. 1. Ст. 75–81.
20. Шильдер Н. К. Император Александр I: его жизнь и царствование. Т. 1. СПб., 1897.
21. Bader P.-L. Un Vaudois à la cour de Catherine II: François de Ribaupierre (Ivan Stepanovitch), 1754–1790, Lausanne; Genève, 1932.
22. Auberson D., Meuwly O. (eds.) Deux siècles de prеsence russe en Pays de Vaud, Genève, 2013.
23. Goehrke C. 1998 “Die Auswanderung aus der Schweiz nach Russland und die Russlandschweizer. Eine vergleichende Forschungsbilanz“, in Revue suisse d’histoire, 1998, vol. 48, pp. 291–324.
24. Rey M.-P. Alexandre Ier, Paris, 2009.
25. [Schneider L.] Le gouverneur d’un prince. Frédéric-César de La Harpe et Alexandre Ier de Russie. D’après les manuscrits inédits de F.-C. de Laharpe et les sources russes les plus récentes, Lausanne; Paris; Fribourg-en-Brisgau, 1902.

Андреев Андрей Юрьевич

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А.)

"Официальный отдел" "Смоленских епархиальных ведомостей" как источник по истории Смоленщины (1865–1918)

Ивочкин Д. А. "Официальный отдел" "Смоленских епархиальных ведомостей" как источник по истории Смоленщины (1865–1918) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 74-83

DOI: 10.15382/sturII201671.74-83
Статья раскрывает основные направления публикаций в «Официальном отделе» «Смоленских епархиальных ведомостей». Исследование рассматривает епархиальные ведомости как исторический источник по разным аспектам жизни Смоленской епархии во второй половине XIX — начале XX в. Изучены такие направления отдела, как текущая жизнь епархии в рассматриваемый период, вопросы социокультурной деятельности и просветительства смоленского духовенства. Большое внимание уделено анализу публикаций о храмостроительстве, пастырскому окормлению школ духовного ведомства, генеалогии клириков. Во время работы над статьей применены комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности. Полученные результаты позволят объективнее представить не только историю Смоленской епархии, но и Русской Православной Церкви.
Смоленская епархия, «Смоленские епархиальные ведомости», исторический источник, просветительство, социальная деятельность.
1. Балбышкин Ю. А., Степченков Л. Л. Смоленские мемории. Вып. 1: Смоленские епархиальные ведомости. Отдел официальный. Библиографический указатель. Смоленск, 2010. С. 6.
2. Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб., 1883.
3. Ивочкин Рафаил, иеромонах. Рославльская земля: православные храмы. Смоленск, 2011.
4. Ивочкин Рафаил, иеромонах. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX — начале XX в. Смоленск, 2012.
5. Ивочкин Рафаил, иеромонах. Фонд Ивана Ивановича Орловского как источник по истории Русской Православной Церкви // Третьи Авраамиевские чтения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2005. С. 150–159.

Иеромонах Рафаил (Ивочкин Д. А.)

Филиппов Борис Алексеевич

Ф. Рузвельт, Пий XII, И. Сталин и проблема репутации СССР в годы Второй мировой войны

Филиппов Б. А. Ф. Рузвельт, Пий XII, И. Сталин и проблема репутации СССР в годы Второй мировой войны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 84-102

DOI: 10.15382/sturII201671.84-102
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз сделало нашу страну союзником Великобритании и США. Встал вопрос об организации военно-технической помощи СССР. Но на пути принятия закона о ленд-лизе (поставках США военного оборудования своим союзникам) возникли трудности. Против оказания помощи СССР запротестовали не только американские изоляционисты, но и верующие католики и протестанты. Они считали оказание помощи стране, в которой разрушаются церкви и преследуется религия, безнравственным. Для преодоления сопротивления в Конгрессе президент Ф. Д. Рузвельт и американские дипломаты предприняли попытку убедить Сталина отказаться от антирелигиозной политики. Одновременно Рузвельт обратился за помощью к Папе Римскому Пию XII. В это же время немецкий и итальянский послы пытались убедить папу поддержать их «крестовый поход против безбожной большевистской России». Вопрос об улучшении репутации СССР стоял на повестке дня все годы войны. Статья посвящена истории наиболее значительных попыток решить эту задачу, предпринятых западными союзниками и Сталиным. Прежде всего речь идет о таинственном «Письме Сталина папе Пию XII» (1942) и о не менее загадочном визите американского священника С. Орлеманьского в Москву для встречи со Сталиным (1944).
Ф. Рузвельт, Пий XII, И. Сталин, Ватикан, C. Орлеманьский, свобода совести и вероисповедания, преследование религии, «письмо Сталина Пию XII», закон о ленд-лизе, Конгресс США, американские католики, внешняя политика СССР.
1. Бережков В. М. Страницы дипломатической истории. М., 1987.
2. Бернс Дж. М. Франклин Рузвельт. Человек и политик. М., 2004.
3. Венгер А. Рим и Москва. 1900–1950. М., 2000.
4. Дойч Г. С. Заговор против Гитлера. Деятельность Сопротивления в Германии. 1939–1944. М., 2008.
5. Краснов П. П. Трансатлантическая дипломатия папы Пия XII и Ф. Рузвельта в период Второй мировой войны // Вестник ОГУ. 2010. № 5 (111). С. 4–11.
6. Кулачков В. В. Окно в Америку: дипломатия кардинала Пачелли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 160–164.
7. Маджистер С. Политика Ватикана и Италия 1943–1978. М., 1982.
8. Майнер С. М. Сталинская священная война. Религия, национализм и союзническая политика 1941–1945. М., 2010.
9. Максимова Н., Филиппов Б. Ватикан и Вторая мировая война // Наука и религия. 2000. № 5. С. 12–17.
10. Мурашко Г. П. Коммунистические партии и католическая церковь Восточной Европы в послевоенных политических реалиях (1944–1948 гг.) // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939–1958: Дискуссионные аспекты. М., 2003. С. 126–143.
11. Мурен М. Ватикан и СССР. М., 1966.
12. Токарева Е. С. Ватикан в советской политике и пропаганде в годы Второй мировой войны // Иоанн XXIII и современный мир: христианское свидетельство, сосуществование и сотрудничество. М., 2002. С. 98–128.
13. Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца: В 2 т. М., 1958. Т. 1.
14. Якунин В. Н. Внешние связи Московской Патриархии и расширение ее юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Самара, 2002.
15. Blet P., SJ. Pius XII i druga wojna światowa w tajnych archiwach watykańskich (Pius XII and Second World War in Secret Vatican Archives), Katowice, 2000.
16. Cornwell Jo. Papież Hitlera. Sekretna historia Piusa XII (Hitler Pope. Secret History of Pius XII), Warszawa, 2006.
17. Deschner K. Polityka papieska w XX wieku (Pope Politics in XX Century), Warszawa, 1993, vol. 2.
18. Haynes J. E., Klehra H. Venona: Decoding Soviet Espionage in America, New Haven, London, 2000.
19. Romerstein H., Breindel E. The Venona secrets. Exposing Soviet Espionage and America’s Traitors, Washington, 2001.
20. Smutny udział… (Troubled Part…), in Szaniec, Warszawa, 1942, vol. 7/81, p. 2.
21. Stehle H. J. Tajna dyplomacja Watykanu. Papiestwo wobec komunizmu (1917–1991) (Secret Diplomacy of Vatican. Papacy to Communism (1917–1991)), Warszawa, 1993.
22. Taylor M. Wartime Correspondence between President Roosevelt and Pope Pius XII. Introduction and Explanatory Notes by Myron C. Taylor, New York, 1947.

Филиппов Борис Алексеевич

Станков Кирилл Николаевич

Король Яков II в зарубежной историографии: основные научные направления и подходы

Станков К. Н. Король Яков II в зарубежной историографии: основные научные направления и подходы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 103-117

DOI: 10.15382/sturII201671.103-117
Статья посвящена судьбе в зарубежной историографии трагической фигуры британского монарха Якова II Стюарта. Основное внимание уделено, прежде всего, истории изучения этой персоналии на его родине, а также ведущими европейскими и американскими специалистами по Раннему Новому времени. Что касается британской историографии, необходимо отметить, что при всем разнообразии научных школ существует некоторая схожесть в вопросе о трактовке политической деятельность Якова II. За исключением апологетов все они в конечном счете негативно оценивают этого монарха и сводят большинство проблем к религиозному фактору. Однако в критике последнего Стюарта между этими направлениями выделяются четкие отличия. Вигская школа, исходя из своих ценностных ориентиров, заявляла, что главной виной Якова II является нарушение тех общественных свобод, которых народ добился в результате Английской революции середины XVII в. Тори считали, что король пренебрегал правом на собственность джентри и пытался трансформировать дуалистическую монархию в абсолютную. Позитивисты полагали, что последний Стюарт олицетворял собой католическую реакцию, боровшуюся против Просвещения. Школы ревизионизма и постревизионизма пытаются пересмотреть ту роль, которую Яков II сыграл в британской истории, но, в отличие от апологетов, — на подлинно научной основе. Оригинальный взгляд на Якова II представляют немецкие, французские и американские исследователи.
Яков II, якобиты, Вильгельм III Оранский, Людовик XIV, историография, виги, тори, позитивизм, ревизионизм, постревизионизм, апологеты, историческая антропология, «Славная революция», религиозная политика, Контрреформация, веротерпимость, абсолютизм, эмиг

Станков Кирилл Николаевич

Ульянова Галина Николаевна; Троицкая Ирина Алексеевна

Ревизские сказки как источник в историографии 1970-х – 2010-х годов

Троицкая И. А. Ревизские сказки как источник в историографии 1970-х – 2010-х годов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 118-135

DOI: 10.15382/sturII201671.118-135
В статье рассмотрено изучение ревизских сказок в период 1970-х–2010-х гг. В это время содержанием развития историко-демографического направления в исторической науке стало введение в научный оборот ревизских сказок не только крестьянства, горнозаводских рабочих, но и купечества, изучение демографического поведения, выделение в качестве единиц учета семей и домохозяйств, установление их типологии. Одновременно с усложнением проблематики историко-демографических исследований (прежде всего истории семьи) происходило формирование сильных университетских и академических исследовательских центров. Структура статьи состоит из трех разделов, которые освещают такие вопросы, как применение ревизских сказок в историко-демографических исследованиях в 1970-е и 1980-е гг., расширение проблематики исследований 1990–2015 гг., формирование исследовательских центров в Москве, Петербурге, Тамбове, Саранске, Барнауле, на Урале и в Сибири, изучение купеческой семьи на основе анализа материалов ревизий. На этом этапе историографии был введен в научный оборот значительный объем первичных документов, особенно из местных архивов. Обработка массовых источников с 1990-х гг. стала проводиться с помощью компьютерных технологий. Появилось значительное количество исследований, отличающихся глубиной и тщательностью анализа различных аспектов брачности, рождаемости, смертности. В статье проанализированы работы, в которых изучалось положение различных категорий крестьянства, в том числе население горнозаводских округов, а также купечество. Изучаемый период также стал важным этапом в изучении на основе анализа ревизских сказок социальной структуры городов и семейно-брачных отношений в купеческом сословии.
историческая демография, историография, история городов, региональная история, ревизские сказки, история России XVIII и XIX вв., имперская Россия.
1. Авдеев А., Блюм А., Троицкая И. Сезонный фактор в демографии российского крестьянства в первой половине XIX в.: брачность, рождаемость, младенческая смертность // Российский демографический журнал. 2002. № 1. С. 35–45.
2. Акользина М. К. Изменение социальной структуры населения среднего русского уездного города в первой половине XIX века (по материалам Моршанска Тамбовской губернии). Тамбов, 2010.
3. Аксенов А. И. Генеалогия московского купечества ХVIII в.: из истории формирования русской буржуазии. М., 1988.
4. Аксенов А. И. Очерки генеалогии уездного купечества XVIII в. М., 1993.
5. Александров В. А. Типология русской крестьянской семьи в эпоху феодализма // История СССР. 1981. № 3. С. 78–96.
6. Апонасенко А. Н. Реформа 19 февраля 1861 г. в Олонецкой губернии: Опыт компьютерной обработки массовых источников. Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2005.
7. Арсентьев Н. М., Егунова А. И. Ревизские сказки: новые возможности исторического исследования // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. М., 1996. С. 214–229.
8. Арсентьев Н. М., Першин С. В., Стешин А. В., Щербаков В. В. Система сбора и обработки материалов ревизских сказок // Круг идей. М., 1996. С. 206–213.
9. Арсентьев Н. М., Першин С. В., Щербаков В. В. Новые горизонты в исследовании ревизских сказок. Из опыта создания банка данных «Регион» // Круг идей. М., 1997. С. 138–145.
10. Арсентьев Н. М., Першин С. В., Щербаков В. В. Особенности формирования демографической структуры населения Примокшанья в конце XVIII – начале XIX века // Круг идей. Минск, 1998. С. 75–91.
11. Боpодкин Л. И. Историческая информатика в развитии: методологические аспекты // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. М., 1996. С. 12–27.
12. Боpодкин Л. И. Историческая информатика: этапы развития // Новая и новейшая история. 1997. № 1. С. 3–22.
13. Боpодкин Л. И. Многомеpный статистический анализ в исторических исследованиях. М., 1986.
14. Бразевич С. С. Удельные крестьяне Санкт-Петербургской губернии в конце ХVIII – середине ХIХ века. Дис. … канд. ист. наук. СПб., 1993.
15. Брачность, рождаемость, семья за три века / Под ред. А. Г. Вишневского и И. С. Кона. М., 1979.
16. Владимиров В. Н., Сарафанов Д. Е., Щетинина А. С. К истокам «новой исторической демографии»: от формы к содержанию // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 4. Т. 2. С. 38–42.
17. Власова И. В. Сельское расселение в Устюжском крае в XVIII – первой четверти XX в. М., 1976.
18. Водарский Я. Е. Население России в конце XVII – начале XVIII века. М., 1977.
19. Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI – первой четверти XVIII в. М., 1998.
20. Голикова С. В. Семья горнозаводского населения Урала XVIII–XIX веков: Демографические процессы и традиции. Екатеринбург, 2001.
21. Голикова С. В. Теоретические аспекты изучения семьи в научной литературе // Документ. Архив. История. Современность. Вып. 9. Екатеринбург, 2008. С. 226–240.
22. Гончаров Ю. М. Городская семья второй половины XIX – начала XX в. Барнаул, 2002.
23. Гончаров Ю. М. Купеческая семья второй половины XIX начала XX вв. (По материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). М., 1999.
24. Гончаров Ю. М. Типология семьи в отечественной историографии // Известия Алтайского государственного университета. 1999. № 4. С. 13–18.
25. Гришкина М. В. Типология удмуртской крестьянской семьи конца XVII – первой половины XIX в. // Социально-демографические процессы в российской деревне (XVI – начало XX в.). Таллинн, 1986. С. 146–153.
26. Захаров В. Н. Западноевропейские купцы в российской торговле XVIII века. М., 2005.
27. Зверев В. В. Воспроизводство сельского населения Сибири (вторая половина XIX – начало XX вв.). Дис. ... д-р. ист. наук. Новосибирск, 1992.
28. Зуева Е. А. Русская купеческая семья в Сибири конца XVIII – первой половины XIX в. Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1993.
29. Ивонин А. Р. Западносибирский город последней четверти XVIII – 60-х гг. XIX в.: Опыт историко-демографического исследования. Барнаул, 2000.
30. Кабакова Н. В. Государственные и церковные источники о демографических процессах в южных уездах Тобольской губернии в конце XVIII – первой половине XIX века. Дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2004.
31. Кабузан В. М. Изменения в размещении населения России в XVIII – первой половине XIX в. (По материалам ревизий). М., 1971.
32. Кабузан В. М. Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав. М., 1990.
33. Кабузан В. М. Распространение православия и других конфессий в России в XVIII - начале ХХ в. (1719–1917 гг.). М., 2008.
34. Канищев B. B., Мизис Ю. А. Методологические проблемы интегрального социально-демографического исследования истории России XIX – начала XX в. на микроуровне // ACTIO NOVA. 2000. М., 2000. С. 455–483.
35. Кащенко С. Г. Современные исследования по исторической демографии России. Особенности массовых источников и некоторые проблемы их изучения // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 2002. № 30. С. 182–183.
36. Кащенко С. Г. Изучение исторической демографии Российской империи на кафедре источниковедения истории России Санкт-Петербургского государственного университета // Информационный бюллетень АИК. 2014. № 41. С. 137–141.
37. Кащенко С. Г., Маркова М. А. Население уездов столичной губернии в XVIII – первой половине XIX века: Историко-демографические очерки. СПб.; Брянск, 2013.
38. Козлова Н. В. Семья и отношения родства московского купечества XVIII века // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 4. С. 14–26.
39. Колесников П. А. Северная деревня в XV – первой половине XIX века. К вопросу об эволюции аграрных отношений в Русском государстве. Вологда, 1976.
40. Колесников П. А. Северная Русь (XVIII столетие). Вологда, 1973. С. 154–189.
41. Компьютер и историческая демография / Под ред. В. Н. Владимирова. Барнаул, 2000.
42. Компьютер и историческое знание / Под ред. Л. И. Бородкина и В. Н. Владимирова. Барнаул, 1994.
43. Компьютер и экономическая история / Под ред. Л. И. Бородкина и В. Н. Владимирова. Барнаул, 1997.
44. Кондрашенко А. А., Будаев Д. И., Рябкова Г. Т. Эволюция форм землевладения и ее влияние на социальную структуру помещичьей деревни второй половины XVII – XIX в. (по материалам Смоленской губернии) // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы 1969. Киев, 1979. С. 149–157.
45. Кончаков Р. Б. Демографическое поведение крестьянства Тамбовской губернии в XIX – начале XX в.: Новые методы исследования. Дис. … канд. ист. наук. Тамбов, 2001.
46. Крутиков В. И. Ревизские сказки как источник для изучения демографических процессов в крепостной деревне в период кризиса капитализма // Социально-демографические процессы... С. 173–182.
47. Кузнецов В. В. Купечество малых волжских городов Саратовской губернии в конце XVIII – первой половине XIX в. Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2007.
48. Мареева Е. П. Церковный фактор в демографическом поведении населения Тамбовской губернии в XIX – начале XX в. Дис. … канд. ист. наук. Тамбов, 2003.
49. Маркова М. А. К вопросу о возрасте вступления в первый брак женщин в XVIII в. (по ревизским сказкам Санкт-Петербургской губернии) // Историография и источниковедение отечественной истории. Вып. 4. СПб., 2005. С. 73–78.
50. Маркова М. А. Первичные документы по учету населения Санкт-Петербургской губернии в XVIII – первой половине XIX в. как исторический источник: Метрические книги, исповедные росписи, ревизские сказки. Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2005.
51. Миненко H. A. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII – первая половина XIX в.). Новосибирск, 1979.
52. Миронов Б. Н. Новая историческая демография имперской России: Аналитический обзор современной литературы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 2: История. 2006. № 4. С. 62–90; Там же. 2007. № 1. С. 100–126; Там же. № 3. С. 3–28.
53. Морозова Э. А. Особенности социально-демографического облика населения торгово-промышленного села (на примере села Рассказово Тамбовской губернии). Дис. … канд. ист. наук. Тамбов, 2003.
54. Перковский А. Л. Кризис демографического воспроизводства крепостного крестьянства России в первой половине XIX столетия // Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР / Под ред. А. Г. Вишневского. М., 1977. С. 167–190.
55. Першин С. В. Социально-демографическое развитие Мордовского края в первой половине XIX века. Дис. … канд. ист. наук. Саранск, 2000.
56. Разгон В. Н. Сибирское купечество в XVIII – первой половине XIX в.: Региональный аспект предпринимательства традиционного типа. Дис. … д-ра ист. наук. Барнаул 1999.
57. Сатлыкова Р. К. Татары Среднего Прииртышья (хозяйственный уклад, общинная организация и семейные отношения в конце XVIII – начале XX в.). Дис. … канд. ист. наук. М., 1986.
58. Скубневский В. А., Старцев А. В., Гончаров Ю. М. Купечество Алтая второй половины XIX – начала XX в. Барнаул, 2001.
59. Смирнова С. С. Демографические процессы в Олонецкой губернии в XIX – начале XX в. Опыт компьютерного анализа метрических книг. Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2002.
60. Соловьев В. В. Семейный строй коми-ижемцев в XVIII – середине XIX века (по материалам ревизских сказок). Сыктывкар, 1985.
61. Социально-демографические процессы в российской деревне (XVI – начало XX в.). Таллинн, 1986.
62. Стрекалов Д. В. Социально-демографическое развитие губернского города Тамбова в конце XVIII – первой половине XIX в. Дис. … канд. ист. наук. Тамбов, 2010.
63. Твердюкова Е. Д. Административные и церковные источники по истории народонасе-ления Новгородской губернии XIX – нач. XX в.: Опыт комплексного анализа. Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2001.
64. Троицкая И. А. Ревизии населения России как источник демографической информации: Методологические проблемы. Дис. … канд. экон. наук. М., 1995.
65. Ульянова Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860–1914. М., 1999.
66. Фомина О. В. Имущественно-демографическая характеристика московской купеческой семьи последней трети XVIII века. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2003.
67. Фролова Т. В. Городская семья в XIX в. (на материалах городов Ярославской губернии). Дис. … канд. ист. наук. Иваново, 2008.
68. Юрченко H. Л. Ревизские сказки как источник по социально-экономической истории: опыт обработки на ЭВМ ревизских сказок московского купечества XVIII – первой половины XIX в. Дис. ... канд. ист. наук. Л., 1989.
69. Avdeev A., Troitskaia I., Blum A. 2004 “Peasant marriage in nineteenth-century Russia”, in Population, 2004, vol. 59/6, pp. 721–764.
70. Czap P. 1983 “A Large Family: The Peasants Greatest Wealth. Serf Households in Mishino, Russia, 1814–1858”, in Family Form in Historic Europe, Cambridge, 1983, pp. 105–152.
71. Czap P. 1978 “Marriage and the Peasant Joint Family in the Era of Serfdom”, in Ransel D. L. (ed.) The Family in Imperial Russia. New Lines of Historical Research, Urbana, 1978, pp. 103–123.
72. Hoch S., Kashchenko S., Mizis Y. 1996 “Project in Russian Population History, 1700–1917. Preliminary Results”, in Data Modelling, Modelling History, Moscow, 1996, pp. 89–91.
73. Where the Twain Meet – Dutch and Russian Regional Development in a Comparative Perspective, 1800–1917, Groningen; Wageningen, 1998.

Ульянова Галина Николаевна


Троицкая Ирина Алексеевна

ПУБЛИКАЦИИ

Цыганков Дмитрий Андреевич

Воспоминания В. И. Герье о Московской городской думе (публ., вступ. ст., коммент. Д. А. Цыганкова)

Цыганков Д. А. Воспоминания В. И. Герье о Московской городской думе (публ., вступ. ст., коммент. Д. А. Цыганкова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 139-149

DOI: 10.15382/sturII201671.139-149
Мемуарное наследие В. И. Герье до сих пор не опубликовано полностью. Во многом это связано с тем, что историку не удалось подготовить законченный вариант воспоминаний для издания. Особенно много Герье перерабатывал ту часть воспоминаний, которая была посвящена размышлениям о Московской городской думе. Фактически престарелый профессор подготовил две редакции этой главы, или две части одной главы, которые существенно отличаются одна от другой. Первая часть воспоминаний Герье о Московской городской думе, впервые опубликованная А. Н. Шахановым, посвящена коллегам Герье по думской работе и раскрывала историю политизации и радикализации ее состава. Ниже представлена вторая редакция (или часть) этой главы, в которой историк подводил итоги собственной работы в Думе на посту председателя комиссии о пользах и нуждах общественных (до 1907 г.).
В. И. Герье, воспоминания, Московская городская дума, благотворительность, комиссия о пользах и нуждах общественных.

Цыганков Дмитрий Андреевич