/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :3 (70)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Секачёв Василий Романович, протоиерей

Тайна обращения князя Владимира и его заветы русскому народу

Секачёв В. Р. Тайна обращения князя Владимира и его заветы русскому народу // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 9-20

DOI: 10.15382/sturII201670.9-20
Статья посвящена обстоятельствам крещения святого равноапостольного князя Владимира. Как известно, в древних русских летописях обстоятельства крещения порой излагаются противоречиво. Сопоставление летописей позволяет объяснить внешние противоречия и представить логичную картину обращения и крещения великого князя.
Крещение Руси, Византия, Великий князь Владимир, митро полит Киевский Иларион, монах Иаков, Повесть временных лет.
1. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I. Ч. I. М.: Университетская типография, 1901.
2. Интервью с профессором Вологодского пединститута П. А. Колесниковым // Комсомольская правда. 1992. 6 февр.
3. Как была крещена Русь. М.: Изд-во политической литературы, 1989.
4. Карпов А. Владимир Святой. М.: Молодая гвардия, 1997.
5. Карташов А. Очерки по истории Русской Церкви. Париж: YMCA-Press, 1959.
6. Милютенко Н. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008.
7. Трубецкой Е. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. М., 1922.

Секачёв Василий Романович, протоиерей

Кустова Елена Витальевна

К вопросу об именовании монастырских храмов в Вятском крае в конце XVI‒XVII в

Кустова Е. В. К вопросу об именовании монастырских храмов в Вятском крае в конце XVI‒XVII в // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 21-34

DOI: 10.15382/sturII201670.21-34
В статье на основе как опубликованных, так и архивных источников впервые рассматриваются вопросы формирования религиозных ландшафтов вятских монастырей. В центре внимания автора — слабо изученная в отечественной историографии на общероссийском уровне проблема именования монастырских храмов в конце XVI–XVII в. В ходе исследования были выявлены и проанализированы названия храмов всех вятских монастырей, существовавших в то время, что позволило создать целостную картину. В частности, выявляются факторы и причины посвящения как отдельных престолов, так и формирования из них определенных идейных линий. Автор приходит к выводу, что храмы получали название в зависимости от местных условий создания монастыря, времени закладки или освящения храма, наличия церквей на этом месте в предшествующее время. Велика была роль при именовании престолов монахов-строителей или ктиторов. Освящение первого храма нередко было обусловлено особенностями появления монастыря, в частности его связями с чтимыми иконами, домом Романовых и пр. В исключительных случаях именования отдельных храмов и престолов выстраивались в целые идейные линии, создавая уникальные «пространственные иконы».
Вятский край, монастыри, сакральные пространства, именование храмов, освящение престолов, ктиторы, Романовы, Трифон Вятский, чтимые иконы.
1. Баталов А. Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины — второй половины XVI века // Русское искусство позднего Средневековья: Образ и смысл: Cб. научных трудов. М., 1993.
2. Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. М., 1988.
3. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования. О православных монастырях в Российской империи. СПб., 1879. Кн. 3.
4. Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М., 2006.
5. Иеротопия: Сравнительные исследования сакральных пространств. М., 2008.
6. Лидов А. Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., 2009.
7. Манькова И. Л. Маркеры российской государственности в православном ландшафте Урала и Сибири (конец XVI–XVII вв.) // Уральский исторический вестник. 2013. № 3. С. 40–46.
8. Манькова И. Л. Роль царей Романовых в формировании православного ландшафта Зауралья в XVII в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. Вып. 1 (5). С. 39–48.
9. Манькова И. Л. Формирование православного ландшафта Зауралья в XVII в. // Уральский исторический вестник. 2008. № 4. С. 83–97.
10. Мохова Г. А. Икона святого преподобного Михаила Малеина (к проблеме бытования на Вятской земле) // Герценка: Вятские записки. Киров, 2011. Вып. 18. С. 130–134.
11. Низов В. В. Управление Вятской землей во второй половине XVI — начале XVII века // История и культура Волго-Вятского края. Киров, 1994. С. 100–113.
12. Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств. М., 2009.
13. Тинский А. Г. Деревянные клетские и шатровые церкви // Энциклопедия земли Вятской. Т. 5: Архитектура. Киров, 1996. С. 35–36.
14. Тинский А. Г. Успенская многошатровая церковь Трифонова монастыря // Энциклопедия земли Вятской. Т. 5: Архитектура. Киров, 1996. С. 48–50.
15. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994

Кустова Елена Витальевна

Нечаева Марина Юрьевна

"Монашества лишить и… разослать… на прежние жилища"

Нечаева М. Ю. "Монашества лишить и… разослать… на прежние жилища" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 35-54

DOI: 10.15382/sturII201670.35-54
В статье рассматривается законодательная база и практика проведения в 30-е гг. XVIII в. следствий о постриженных в монашество после запретительных указов 20-х гг. На основе проведенного анализа установлено, что запретительные нормы социального, возрастного и образовательного характера глубоко противоречили сложившимся традициям формирования православного монашества в России. Именно в этом была причина их массового неисполнения. Только следствия 30-х гг. XVIII в. и последовавшие за ними жесткие меры расстрижения в мирское состояние, штрафования, публичного наказания и ссылки, а также созданный механизм отчетности и контроля за постригом заставили монастыри выполнять указы. Реализация ограничений на постриг привела к резкому сокращению численности монашества, ставившему монастыри на грань выживания. Таким образом, именно следствия 30-х гг. стали принципиально важной вехой реализации секуляризационной реформы относительно российских православных монастырей.
Русская Православная церковь, монастыри, монашество, секуляризация, Церковь и государство, следственные дела, синодальный период.
1. Акишин М. О. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск, 1996.
2. Буцинский П. Н. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. Харьков, 1893.
3. Ивановский В. Русское законодательство XVIII и XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей: Опыт историко-канонического исследования. Харьков, 1905.
4. Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1850 года. СПб., 1857.
5. Морохин А. В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церковный деятель эпохи перемен / А. В. Морохин. Н. Новгород, 2009.
6. Недосеков А. Миссионерская деятельность митрополита Филофея Лещинского и его вторичное управление Сибирскою митрополиею с 1715 до 1721 года // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 7–8. С. 140–152.
7. Плотников Г. Настоятели Далматовского монастыря // Пермские епархиальные ведомости. 1869. № 26. Отдел неофициальный. С. 319–326.
8. Святители земли Нижегородской / Авт.-сост.: игумен Тихон (Н. И. Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новгород, 2003.
9. Титлинов Б. В. Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам Православной Церкви. Вильна, 1905.
10. Тихон (Затёкин), игумен, Нечаева М. Ю. Уральская Лавра. Екатеринбург, 2006.
11. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.

Нечаева Марина Юрьевна

Реброва Мария Ивановна

Возобновление церковной жизни в Сталинской (Донецкой) области в условиях германской оккупации (1941–1943 гг.)

Реброва М. И. Возобновление церковной жизни в Сталинской (Донецкой) области в условиях германской оккупации (1941–1943 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 55-68

DOI: 10.15382/sturII201670.55-68
Статья посвящена деятельности религиозных объединений на территории оккупированной Сталинской области. В 1942 г. в регионе были созданы два епархиальных управления: Енакиевское возглавлялось протоиереем Арсением Кнышевым и находилось в юрисдикции митрополита Алексия (Громадского); Макеевское возглавлялось протоиереем Петром Качевским и находилось в подчинении епископа Таганрогского Иосифа (Чернова). К сентябрю 1943 г. в области были открыты 233 церкви и молитвенных дома. Автор полагает, что, несмотря на то что регион оказался включенным в военную зону, оккупантами проводилась пропаганда автокефализма. Но реальной почвы для деятельности УАПЦ в области не было. В связи с чем ради разобщения верующих захватчики могли использовать группы иоаннитов, стефановцев и секты.
рейхс-комиссариат «Украина», Украинская Автономная Православная Церковь, Украинская автокефальная православная церковь, религиозное объединение, епархиальное управление, церковь, приход, прихожане, епископ, священник, раскол, секты.
1. Донетчина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Донецк, 2008.
2. Николай (Амасийский Николай Васильевич) // Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
3. Титаренко Д. М. Донбасс навеснi 1943 року, нiмецькi документи свiдчать // Новi сторiнки iсторii Донбасу: Збiрник статей. Кн. 12 / Головний редактор З. Г. Лiхолобова. ДонНУ, 2006.
4. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2004.

Реброва Мария Ивановна

Мельникова Ия Евгеньевна

К истории взаимоотношений Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым в 1944–1947 гг

Мельникова И. Е. К истории взаимоотношений Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым в 1944–1947 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 69-76

DOI: 10.15382/sturII201670.69-76
Статья посвящена проблемам взаимоотношений Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым после восстановления евхаристического общения между Русской и Грузинской Православными Церквами. Приводятся сведения о том, как Католикос Каллистрат инициировал вопрос об изменении характера контроля над Грузинской Церковью со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви, прибегая в 1946 г. к покровительству Председателя Совета Министров СССР И. В. Сталина и его заместителя — Л. П. Берии. Эти труды закончились созданием в Грузии филиала контролирующего церковного органа, а его глава стал с 1947 г. именоваться Уполномоченным по делам Грузинской Церкви при Совете Министров Грузинской ССР.
Грузинская Православная Церковь, Патриарх Каллистрат, Совет по делам Русской Православной Церкви, митрополит Антоний (Романовский).
1. ვარდოსანიდზე სერგო. სრულიად საქართველოს კათოლიკოს–პატრიაქი უწმიდესი და უნიტარესი კალისტრატე (1932–1952 წწ. )თბ. 2009 (Варджанидзе Серго Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (1932–1952 гг.). Тбилиси, 2009).
2. Грузинская Православная Церковь // Православная Энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 191–321.
3. Мельникова И. Е. К истории восстановления евхаристического общения Русской и Грузинской Церквей в первой половине XX в. // Материалы XXI Ежегодной Богословской конференции. М., 2011. Т. 2. С. 60–68.
4. Мельникова И. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви // Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции. М., 2013. С. 163–172.
5. Щелкачев А., свящ. Отдельные вопросы дискуссии на Предсоборном Присутствии о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви // Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции. М., 2013. С. 93–102.

Мельникова Ия Евгеньевна

Веденеев Дмитрий Валерьевич; Шкаровский Михаил Витальевич

Репрессивные акции органов государственной безопасности против общин ≪Истинно-Православной Церкви≫ в Украинской ССР (1944–1953 гг.) (окончание)

Шкаровский М. В. Репрессивные акции органов государственной безопасности против общин ≪Истинно-Православной Церкви≫ в Украинской ССР (1944–1953 гг.) (окончание) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 77-92

DOI: 10.15382/sturII201670.77-92
В статье на основе неизвестных научной общественности документов советских органов государственной безопасности дается анализ задач и основных направлений оперативной работы и репрессивных акций спецслужб против общин «Истинно-Православной Церкви» (ИПЦ) в Украинской ССР в 1944–1953 гг. Дается характеристика агентурнооперативных разработок НКГБ–МГБ–КГБ УССР против так называемой катакомбной церкви как формы религиозного и социального протеста против агрессивноатеистической политики коммунистической власти, ущемления прав верующих. Освещены основные формы и методы агентурно-оперативной деятельности органов госбезопасности, направленные на создание информаторских позиций в среде общин ИПЦ, внесение раскола в ряды адептов тайных религиозных течений, сбор «компрометирующего материала» как основы для применения суровых репрессивных мер по отношению к участникам движения ИПЦ. Авторы уделяют особое внимание организации и кадровому составу подразделений НКГБ–МГБ–КГБ, занимавшихся, по тогдашней терминологии, «борьбой с церковно-сектантской контрреволюцией» и «церковно-монархическим подпольем», ведущим представителем которого и считалась ИПЦ, особенно активно действовавшая в Черниговской, Сумской, Харьковской областях УССР и на Донбассе, а также в соседних областях российского Черноземья и Северного Кавказа. Дается авторская периодизация развития катакомбного движения, освещаются исторические предпосылки его возникновения и районирование в СССР. Через призму документов спецслужб исследуются богослужебная сторона деятельности ИПЦ, ее руководящий состав, формы конспирации и укрывательства от преследования властей, позиция катакомбников по отношению к социальной жизни и общественному устройству в СССР.
репрессии, религиозная оппозиция, «Истинно-Православная Церковь», органы госбезопасности, социальный протест.
1. Алексеев В., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское Возрождение. 1981. № 16. С. 91–121.
2. Андреев И. О положении Православной Церкви в Советском Союзе. Катакомбная Церковь в СССР. Джорданвилл, 1951.
3. Бабенко Л. Посилення ролі спецслужб у боротьбі з релігією періоду колективізації // Український селянин: Зб. наук праць. Черкаси, 2006. Вип. 10. С. 160–164.
4. Бажан О. Репресії серед духовенства та віруючих в УРСР в часи «великого терору»: Статистичний аспект // З архівів ВУЧК–ГПУ–НКВД–КГБ. 2007. № 2 (29). С. 7–18.
5. Вєдєнєєв Д., Лисенко О. Релігійні конфесії України як об’єкт оперативної розробки німецьких і радянських спецслужб (1943–1945 рр.) // Український історичний журнал. 2012. № 4. С. 104–126.
6. Веденеев Д. Антирелигиозное подразделение органов госбезопасности советской Украины (1945–1950-е гг.) // Исторические чтения на Лубянке. 2014 год. М., 2014. С. 185–197.
7. Веденеев Д. Руководитель антирелигиозного подразделения госбезопасности в Украине: к биографии полковника Виктора Сухонина // Церква-наука-суспільство: Матеріали Дванадцятої Міжнародної наукової конференції (28–30 травня 2014 р.). К., 2014. С. 172–175.
8. Веденеев Д. Чекисты Украины на «религиозном фронте» // Родина. 2014. № 12. С. 110–113; 2015. № 1. С. 117–119.
9. Гордієнко В. Німецько-фашистський окупаційний режим і православні конфесії в Україні // Український історичний журнал. 1998. № 3. С. 107–119.
10. Демьянов А. Истинно православное христианство. Воронеж, 1977.
11. Зарубежные клерикально-подрывные и религиозные организации. М., 1986.
12. Михайлуца М. Православна церква на Півдні України в роки Другої світової війни (1939–1945). Одеса, 2008.
13. Одинцов М. Власть и религия в годы войны. Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 2005.
14. Поспеловский Д. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.
15. Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938–1943 гг.) // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 37–67.
16. Санников Г. Большая охота. Разгром вооруженного подполья в Западной Украине. М., 2002.
17. Тригуб О. Переслідування антисергієвської опозиції в РПЦ: з історії «істинно-православної церкви» (1932–1941 рр.) // З архівів ВУЧК–ГПУ–НКВД–КГБ. 2007. № 2. С. 39–60.
18. Цибулькін В., Лисюк І. СС-Аненербе: розсекречені файли. Киев, 2010.
19. Цибулькін В., Рожен Л., Вєдєнєєв Д. Нариси з історії розвідки суб’єктів державотворення на теренах України. Kиев, 2011.
20. Чаев П. Катакомбные монастыри // Грани. 1982. № 123. С. 190–196.
21. Шкаровский М. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.
22. Шкаровский М. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007.
23. Шкаровский М. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов. М., 2003.
24. Шумило С. В катакомбах. Православное подполье в СССР: Конспект по истории Истинно-православной церкви в СССР. Луцк, 2011.
25. Якунин В. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Самара, 2001.
26. Alekseev W. Russian Orthodox Bishops in the Soviet Union. 1941–1953. N.Y., 1954.

Веденеев Дмитрий Валерьевич


Шкаровский Михаил Витальевич

Кострюков Андрей Александрович

Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов

Кострюков А. А. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 93-103

DOI: 10.15382/sturII201670.93-103
В 1970 г. Московский Патриархат даровал автокефалию Православной Церкви в Америке. Это событие недостаточно отражено в литературе, а многие документы по этому вопросу недоступны. На основании материалов российских и зарубежных архивов показаны некоторые подробности предоставления автокефалии. В частности, Московская Патриархия долгое время отказывалась от примирения с Североамериканской митрополией на ее условиях. В конце 1960-х гг. ситуация изменилась. В Москве стали опасаться, что Североамериканская митрополия пойдет на сближение с Вселенским Патриархом Афинагором. В этих условиях московская церковная власть пошла на уступки Североамериканской митрополии. Кроме того, после хрущевских антицерковных реформ Московскому Патриархату было невыгодно содержать свои американские приходы. Руководство Русской Церкви считало, что передача этих приходов в Американскую Церковь решит многие проблемы, в том числе и финансовые.
Православная Церковь в Америке, Московский Патриархат, Патриарх Афинагор, Патриарх Алексий I, митрополит Ириней (Бекиш), митрополит Никодим (Ротов), протоиерей А. Шмеман, протопресвитер И. Мейендорф.
1. Гуревич А. Опыт создания временной самостоятельной архиепископии Православной Церкви Франции и Западной Европы: уроки истории // Проблемы истории Русского зарубежья: Материалы и исследования. М., 2008. Вып. 2. С. 135–152.
2. Жизненный путь архиепископа Вашингтонского и Аляскинского Антонина (Покровского), его личные воспоминания и переписка / Авт.-сост. архим. Павел (Фокин). М., 2007.
3. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011.
4. Л. Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. / Публ. А. А. Кострюкова // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 65–118.
5. Русская Православная Церковь в Северной Америке. Историческая справка. Джорданвилль, 1954 (на обложке указан 1955).
6. Скурат К. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Ч. 2.
7. Ювеналий, митр. Человек Церкви. М., 1998.

Кострюков Андрей Александрович

Маковецкий Аркадий Валентинович, протоиерей

Роль епископа Григория (Граббе) в открытии приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата (1990–1995)

Маковецкий А. В. Роль епископа Григория (Граббе) в открытии приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата (1990–1995) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 104-115

DOI: 10.15382/sturII201670.104-115
В настоящем исследовании говорится об участии епископа Григория (Граббе) в процессе и организационном оформлении приходов Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата в начале 1990-х гг. Епископ Григорий был одним из инициаторов открытия параллельной церковной структуры, настаивал на архиерейской хиротонии архимандрита Валентина (Русанцова), а впоследствии защищал идею о предоставлении этим приходам полной самостоятельности. После отделения российских приходов от РПЦЗ епископ Григорий стал главным апологетом новой структуры.
Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), Архиерейский Синод, каноническая территория, епископ Григорий (Граббе), митрополит Виталий (Устинов), епископ Валентин (Русанцов), «Российская Православная Свободная Церковь», Суздальско-Владимирская епархи

Маковецкий Аркадий Валентинович, протоиерей

ПУБЛИКАЦИИ

Гончаров Владимир Александрович; Косик Ольга Владимировна

≪Спасибо Вам за все, а главное за свет, которого здесь очень мало≫. Из переписки Т. Н. Каменевой с епископом Афанасием (Сахаровым) и иеромонахом Иераксом (Бочаровым)

Косик О. В. ≪Спасибо Вам за все, а главное за свет, которого здесь очень мало≫. Из переписки Т. Н. Каменевой с епископом Афанасием (Сахаровым) и иеромонахом Иераксом (Бочаровым) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 119-137

DOI: 10.15382/sturII201670.119-137
Публикуемые документы из фонда епископа Афанасия (Сахарова), хранящегося в Церковно-историческом архиве ПСТГУ (Ф. 1. Оп. 4), и личного архива А.В. Корниловой (урожденной Каменевой) представляют собой переписку святителя Афанасия и иеромонаха Иеракса (Бочарова) с сотрудницей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека) Татьяной Ниловной Каменевой. В письмах, относящихся к 1950-м гг., содержится информация об обстоятельствах жизни святителя Афанасия и иеромонаха Иеракса после их освобождения из заключения. Т. Н. Каменева, духовная дочь о. Иеракса, была одной из многих подвижниц, которые оказывали незаменимую и существенную помощь репрессированным по политическим мотивам духовенству и мирянам. Предисловие к текстам документов включает в себя подробную биографию Татьяны Ниловны и ее родственников, а также сведения о ее знакомых из числа членов так называемых непоминающих церковных общин, многие из которых были репрессированы. Письма хорошо передают атмосферу церковной жизни 1950-х гг.
Русская Православная Церковь, святитель Афанасий (Сахаров), иеромонах Иеракс (Бочаров), московский храм Кира и Иоанна на Солянке, оппозиция митрополиту Сергию (Страгородскому), репрессии против верующих в СССР, новомученики и исповедники Российские, акаф

Гончаров Владимир Александрович


Косик Ольга Владимировна

РЕЦЕНЗИИ

Кострюков Андей Александрович

≪Нам не нужны ни старая, ни новая Церковь…≫ — Рец. на кн.: Церковные расколы в Донской области в 1920–1930-е гг.: Сборник документов и материалов / Л. В. Табунщикова, А. В. Шадрина — Ростов-на-Дону: Антей, 2015

Кострюков А. А. ≪Нам не нужны ни старая, ни новая Церковь…≫ // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 141-145 — Рец. на кн.: Церковные расколы в Донской области в 1920–1930-е гг.: Сборник документов и материалов / Л. В. Табунщикова, А. В. Шадрина. — Ростов-на-Дону: Антей, 2015
PDF

Кострюков Андей Александрович

ХРОНИКА

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПСТГУ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ПОКРОВСКИХ ЧТЕНИЯХ (БРЮССЕЛЬ)

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПСТГУ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ПОКРОВСКИХ ЧТЕНИЯХ (БРЮССЕЛЬ) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 149-150
PDF
Мазырин Александр Владимирович, священник

ХХVI ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПСТГУ СЕКЦИЯ «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Мазырин А. В. ХХVI ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПСТГУ СЕКЦИЯ «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 151-155
PDF

Мазырин Александр Владимирович, священник

VI ПОКРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ХЕЛЬСИНКИ

VI ПОКРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ХЕЛЬСИНКИ // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 156-158
PDF