/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :2 (69)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Силаева Ирина Александровна

Проблемы истории сибирской церкви в работах Н. Н. Оглоблина

Силаева И. А. Проблемы истории сибирской церкви в работах Н. Н. Оглоблина // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 7-21

DOI: 10.15382/sturII201669.7-21
Научное наследие видного российского архивиста Н. Н. Оглоблина, изучившего громадный массив документов архива Сибирского приказа, дает широкое представление о многих сторонах истории Тобольской епархии и сибирских церквей XVII — первых лет XVIII в. Ученый показал, что основным направлением деятельности сибирских архиепископов было утверждение христианства, в том числе в форме распространения богослужебной литературы. В новооснованных городах и острогах существовала потребность в такой литературе, и направляемые в Сибирь священнослужители привозили с собой необходимые для службы книги. Среди приверженцев старообрядчества было немало крестьян, приобретавших и переписывавших запрещенные книги. Деятельность сибирских архиепископов XVII в., как установлено Н. Н. Оглоблиным, нередко сопровождалась изветами, что отрицательно сказывалось на взаимоотношениях правительства и архиереев и способствовало вмешательству воевод в духовные дела. В начале деятельности первого архиепископа Сибирского и Тобольского Киприана (Старорушанина) обнаружилось враждебное отношение к нему тобольского воеводы боярина М. М. Годунова и его окружения. Раздор между светской и духовной властями повторился при архиепископах Нектарии (Теляшине) и Герасиме (Кремлеве), которым довелось часто вести борьбу с нерадивыми воеводами и служилыми людьми. По наблюдению Н. Н. Оглоблина, с самых первых лет святительского служения архиепископа Симеона сложились неприязненные отношения светской и духовной властей в Тобольске. Документы, рассмотренные Н. Н. Оглоблиным, отражают не только многие аспекты деятельности первых сибирских архиереев, но свидетельствуют о различных сторонах ранней истории тобольской архиепископии, а также многих сибирских церквей XVII — первых лет XVIII в. Н. Н. Оглоблиным тщательно рассмотрены грамоты, отписки, челобитные, памяти, выписи и другие формы делопроизводства Тобольского архиерейского дома и московских приказов, позволяющие раскрыть историю Тобольской епархии первых десятилетий ее существования.
история, Н. Н. Оглоблин, Сибирь, церковь, Сибирская епархия, Тобольск, архиепископ, митрополит, XVII столетие, челобитные, грамоты
1. Бахрушин С. Легенда о Василии Мангазейском // Бахрушин С. В. Науч. труды. М., 1955. Т. 3. Ч. 1. С. 331–354.
2. Буцинский П. Мангазея и Мангазейский уезд (1601–1645). Харьков, 1893.
3. Кротов М. Актовые источники Повести о Василии Мангазейском // Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 127–140.
4. Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века / Изд. подг. Е. Ромодановская и О. Журавель. Новосибирск, 2001.
5. Мирзоев В. Историография Сибири: Домарксистский период. М., 1970.
6. Ромодановская Е. Сибирь и литература: XVII век. Новосибирск, 2002. (Избранные труды).
7. Ромодановская Е. Легенда о Василии Мангазейском // Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1986. С. 190–210.
8. Шейнфельд М. Историография Сибири (конец XIX — начало XX в.). Красноярск, 1973.
9. Шохин Л. О работе Н. Н. Оглоблина над «Обозрением столбцов и книг Сибирского приказа» // Источники по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1988.

Силаева Ирина Александровна

Косик Виктор Иванович

Немного из истории русофильства и русофобства в Болгарии

Косик В. И. Немного из истории русофильства и русофобства в Болгарии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 22-30

DOI: 10.15382/sturII201669.22-30
Статья посвящена известным историкам феноменам русофильства и русофобства в Болгарии в XIX столетии. На сложном историческом фоне, богатом на политические сюрпризы, эти два противоположных феномена представлены в высказываниях и стихах представителей болгарской национально мыслящей интеллигенции — П. Славейкова, Г. Раковского, З. Стоянова, Л. Каравелова, И. Вазова. Одни из них опасались превращения Болгарии в русскую провинцию, другие видели в могучей, единоверной и славянской России спасение своей родины, своего народа. Третьи видели будущее своей страны в союзе с Османской империей и создании дуалистической турецко-болгарской монархии. Наблюдалось и изменение своей позиции, как у Л. Каравелова, подчеркивавшего крепость русско-болгарской дружбы. Отмечено и отношение русской мысли через размышления Константина Николаевича Леонтьева, русского дипломата, философа и публициста, к Болгарии, к русско-болгарским отношениям, которые не представлялись ему, в отличие от многих его современников, радужными. Значительное внимание уделено «смутному» по многим параметрам времени, когда после Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. значительная часть болгарских земель получила возможность сформировать свое государство в форме фактически независимого от Османской империи Болгарского княжества, в котором процессы русофильства и русофобства не только не затихли, но и получили дальнейшее обострение, особенно после совершившегося без ведома России объединения Болгарского княжества с Южной Болгарией, не имевшей государственности. В заключение даны краткие характеристики русофильства и русофобства.
Россия, Болгария, национализм, русофильство, русофобство, политика, либерализм, вера, надежда, любовь, Любен Каравелов, Георгий Раковский, Иван Вазов.
1. Генчев Н. Франция в болгарското духовно възраждане. София, 1979.
2. Каравелов Л. Събрани съчинения. София, 1967.
3. Косев Д. Новая история Болгарии. М., 1952.
4. Леонтьев К. Н. Собр. cоч. М., 1912.
5. Славейков П. П. Избрани съчинения: В 2 кн. Кн. первая: Стихотворения (Избранное). София, 1901.
6. Тодев И. Граф Игнатиев и принципът за единство на православието // Исторически преглед. 1991. № 7. C. 77– 90.

Косик Виктор Иванович

Паромов Кирилл Яковлевич

Политическое и церковное в мировоззрении ≪славянофилов≫ начала ХХ в. (А. А. Киреев, Ф. Д. Самарин, Д. Н. Шипов)

Паромов К. Я. Политическое и церковное в мировоззрении ≪славянофилов≫ начала ХХ в. (А. А. Киреев, Ф. Д. Самарин, Д. Н. Шипов) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 31-48

DOI: 10.15382/sturII201669.31-48
Названные политические, общественные деятели воспринимаются как представители славянофильской традиции русской мысли либо соотносятся с ней. А. А. Киреев, Д. Н. Шипов настаивали на общности религиозных и политических стремлений к единому социально-этическому идеалу. Корреляция церковной и общественной проблематики виделась Ф. Д. Самарину залогом «органического развития» отечественного исторического процесса. Со стороны людей, рассуждавших исходя из приоритета веры и обусловленных ею нравственных принципов, пристальное внимание к общественной среде объяснимо таящимися в ней религиозными возможностями. Политический и церковный дискурсы претендентов на славянофильское наследство совпадают, когда в центре внимания оказывается тема общества, вне которой эти сферы необъяснимы. Предельно осмысленная, она подводит к идее Церкви, «внешней» же, «социально активной» стороной обращена к миру ради возгревания и сбережения все той же «истинной общественности». Изначальная «размытость» славянофильской экклесиологии приносила свои плоды. Спасительная задача Церкви, без насилия над мыслью, начинала перекликаться с освободительными стремлениями, моралью и психологией времени, дублироваться ими. Из намерения «объяснить Церковь» возник целый ряд ассоциаций, вполне способных существовать самостоятельно. И что особенно важно, все громче заявляла о самодостаточности социальная компонента определения, представлявшаяся необходимой, дабы реализовалась Церковь. Комплиментарность в сторону общества, пусть идеального, повлияла на судьбу этого течения русской религиозной, философской и социально-политической мысли.
славянофильство, Церковь и социальный идеал, А. А. Киреев, Ф. Д. Самарин, Д. Н. Шипов, А. С. Хомяков, А. В. Горский, П. С. Казанский, В. А. Тернавцев, П. А. Флоренский.
1. Лурье В. Догматические представления А. С. Хомякова // Славянофильство и современность. СПб., 1994. С. 158–176.
2. Ореханов Г., иерей. На пути к Собору: Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002.
3. Фетисенко О. Преподобный Амвросий Оптинский о «богословствовании мирян» // Христианство и русская литература. СПб., 2006. Сб. 5. С. 260–295.
4. Шелохаев С. Д. Н. Шипов: Личность и общественно-политическая деятельность. М., 2010.

Паромов Кирилл Яковлевич

Веденеев Дмитрий Валерьевич; Шкаровский Михаил Витальевич

Репрессивные акции органов государственной безопасности против общин ≪Истинно Православной Церкви≫ в Украинской ССР (1944–1953 гг.)

Шкаровский М. В. Репрессивные акции органов государственной безопасности против общин ≪Истинно Православной Церкви≫ в Украинской ССР (1944–1953 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 49-65

DOI: 10.15382/sturII201669.49-65
В статье на основе неизвестных научной общественности документов советских органов государственной безопасности дается анализ задач и основных направлений оперативной работы и репрессивных акций спецслужб против общин «Истинно-Православной Церкви» (ИПЦ) в Украинской ССР в 1944–1953 гг. Дается характеристика агентурнооперативных разработок НКГБ–МГБ–КГБ УССР против так называемой «катакомбной церкви» как формы религиозного и социального протеста против агрессивноатеистической политики коммунистической власти, ущемления прав верующих. Освещены основные формы и методы агентурно-оперативной деятельности органов госбезопасности, направленные на создание информаторских позиций в среде общин ИПЦ, внесение раскола в ряды адептов тайных религиозных течений, сбор «компрометирующего материала» как основы для применения суровых репрессивных мер по отношению к участникам движения ИПЦ. Авторы уделяют особое внимание организации и кадровому составу подразделений НКГБ–МГБ–КГБ, занимавшихся, по терминологии того времени, «борьбой с церковно-сектантской контрреволюцией» и «церковно-монархическим подпольем», ведущим представителем которого и считалась ИПЦ, особенно активно действовавшая в Черниговской, Сумской, Харьковской областях УССР и на Донбассе, а также в соседних областях российского Черноземья и Северного Кавказа. Дается авторская периодизация развития катакомбного движения, освещаются исторические предпосылки его возникновения и районирование в СССР. Через призму документов спецслужб исследуются богослужебная сторона деятельности ИПЦ, ее руководящий состав, формы конспирации и укрывательства от преследования властей, позиция катакомбников по отношению к социальной жизни и общественному устройству в СССР.
репрессии, религиозная оппозиция, «Истинно-Православная Церковь», органы госбезопасности, социальный протест.
1. Алексеев В., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское Возрождение. 1981. № 16.
2. Андреев И. О положении Православной Церкви в Советском Союзе. Катакомбная Церковь в СССР. Джорданвилл, 1951.
3. Бабенко Л. Посилення ролі спецслужб у боротьбі з релігією періоду колективізації // Український селянин: Зб. наук праць. Черкаси, 2006. Вип. 10.
4. Бажан О. Репресії серед духовенства та віруючих в УРСР в часи «великого терору»: статистичний аспект // З архівів ВУЧК–ГПУ–НКВД–КГБ. 2007. № 2 (29).
5. Вєдєнєєв Д., Лисенко О. Релігійні конфесії України як об’єкт оперативної розробки німецьких і радянських спецслужб (1943–1945 рр.) // Український історичний журнал. 2012. № 4.
6. Гордієнко В. Німецько-фашистський окупаційний режим і православні конфесії в Україні // Український історичний журнал. 1998. № 3.
7. Михайлуца М. Православна церква на Півдні України в роки Другої світової війни (1939–1945). Одеса, 2008.
8. Одинцов М. Власть и религия в годы войны. Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 2005.
9. Поспеловский Д. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.
10. Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938–1943 гг.) // Отечественные архивы. 1995. № 2.
11. Тригуб О. Переслідування антисергієвської опозиції в РПЦ: з історії «істинно-православної церкви» (1932–1941 рр.) // З архівів ВУЧК–ГПУ–НКВД–КГБ. 2007. № 2.
12. Цибулькін В., Лисюк І. СС-Аненербе: розсекречені файли. Киев, 2010.
13. Цибулькін В., Рожен Л., Вєдєнєєв Д. Нариси з історії розвідки суб’єктів державотворення на теренах України. Kиев, 2011.
14. Чаев П. Катакомбные монастыри // Грани. 1982. № 123.
15. Шкаровский М. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.
16. Шкаровский М. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007.
17. Шкаровский М. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов. М., 2003.
18. Шумило С. В катакомбах. Православное подполье в СССР: Конспект по истории Истинно-православной церкви в СССР. Луцк, 2011.
19. Якунин В. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Самара, 2001.
20. Alekseev W. Russian Orthodox Bishops in the Soviet Union. 1941–1953. N.Y., 1954.

Веденеев Дмитрий Валерьевич


Шкаровский Михаил Витальевич

Непочатова Марина Ивановна

К истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря в 1944–1962 гг.

Непочатова М. И. К истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря в 1944–1962 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 66-79

DOI: 10.15382/sturII201669.66-79
В статье рассматривается послевоенный период в истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Основанный в конце XIX в. в местах многовекового почитания Успенской иконы Богородицы, он никогда не закрывался. Монастырь пережил непростые годы Первой мировой и Великой Отечественной войн, однако рассматриваемый период стал для обители беспрецедентно сложным. 1944–1955 гг. были для сестер обители годами лишений, голода, отсутствия самого необходимого. Эти сложности были сознательно спровоцированы властями. Советское руководство, стремясь поддерживать миф об отсутствии гонений на Церковь в глазах мирового сообщества, избрало поступательный путь уничтожения монастырей в СССР. Архивные документы, на базе которых построено настоящее исследование, показывают, как тяжело сказались на судьбе обители высокие налоги и нормы сельскохозяйственной продукции, которую монастырь должен был сдавать государству, отъем пахотных земель и зданий, препятствия со стороны властей приему молодых послушниц. Осложнил ситуацию и запрет со стороны властей на пребывание в монастыре богомольцев более 1–2 дней. Это лишало дополнительного дохода и помощи, столь необходимых обители. Кроме того, была инспирирована кампания по дискредитации монастыря, которая не привела к желаемому для властей результату благодаря дипломатичной позиции правящего епископа Романа (Танга) и архимандрита Пимена (Извекова), будущего Патриарха Пимена. Обители удалось выжить, несмотря на все меры воздействия со стороны властей. Совету по делам РПЦ при Совмине СССР не удалось также добиться слияния Пюхтицкого с другим женским монастырем (предполагалось слияние с Рижским или Виленским). В тяжелейшие годы правящие архиереи Роман (Танг), Иоанн (Алексеев) и игуменья Рафаила (Мигачева) всячески способствовали поддержанию обители. Монастырю оказывалась материальная помощь, были приняты десятки новых послушниц, что заметно улучшило ситуацию. Казалось, самый тяжелый период был позади. Однако с 1959 г. в СССР был взят курс на полное уничтожение монастырей. Архивные материалы позволяют судить о том, как тщательно планировались и осуществлялись мероприятия по закрытию монастырей. В 1961 г. было принято решение о закрытии Пюхтицкого монастыря. Тогда же эстонскую епархию возглавил епископ Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Алексий II. Владыка имел опыт работы в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата, и, возможно, именно этот опыт подсказал ему способ спасения обители: епископ привез в Пюхтицу несколько иностранных делегаций, появились статьи в иностранной прессе, и закрыть монастырь при таких обстоятельствах власти не посмели. Впоследствии несколько бывших сестер обители возглавили возрожденные монастыри по всей России, передав им сохраненную в Пюхтице традицию православного женского монашества.
Православие в Эстонии, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Патриарх Алексий II, епископ Роман (Танг), архимандрит Пимен (Извеков), игуменья Рафаила (Мигачева), закрытие монастырей в СССР.
1. Алексий II, Патр. Православие в Эстонии. М., 1999.
2. Гаврилин А. Почему не был закрыт Рижский Свято-Троицкий Сергиев монастырь? // Богословский сборник ПСТБИ. 2003. Вып. 11. С. 394–407.
3. Непочатова М. Церковно-государственные отношения в Эстонии в 1944–1953 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 5 (60). С. 18–33.
4. Плюханов Б. Д. РСХД в Латвии и Эстонии. Париж, 1993.
5. Пюхтица — Святая гора. М., 2006.
6. Сорокин В., прот. Иоанн Кронштадтский и Пюхтицкий монастырь: Неизвестная переписка о. Иоанна Кронштадтского с княгиней Е. Д. Шаховской. СПб. (URL: http://www.Leushino.Ru).
7. Три судьбы / А. Трофимов, сост. М., 2008.
8. Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.

Непочатова Марина Ивановна

Кострюков Андрей Александрович

О некоторых причинах неудачи православия западного обряда

Кострюков А. А. О некоторых причинах неудачи православия западного обряда // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 80-98

DOI: 10.15382/sturII201669.80-98
Статья посвящена истории православия западного обряда. Движение в сторону Православной Церкви во Франции наметилось в 1930-е гг., когда в Православную Церковь перешел римо-католический священник Л. Винарт. Этот священнослужитель заинтересовался православием и увлек за собой группу духовенства. Вместе с Винартом в православие были приняты и его последователи. Эта группа использовала латинское богослужение с некоторыми изменениями. Впоследствии западный обряд распространяли два священнослужителя — архимандрит Дионисий (Шамбо) и священник Евграф Ковалевский. Часть православных западного обряда оказалась в ведении Русской Зарубежной Церкви, часть — в ведении Московского Патриархата. Однако распространение западного обряда в послевоенные годы остановилось. В статье анализируются причины неудачи этого миссионерского проекта. Среди них: отсутствие помощи со стороны Московского Патриархата, конфликты между ветвями русского православия в эмиграции. Еще одна причина — грубые ошибки, допущенные протоиереем Евграфом Ковалевским (епископом Иоанном).
Русская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, «Французская Православная Церковь», западный обряд в православии, святитель Иоанн (Максимович), преподобный Силуан Афонский, архимандрит Ириней (Винарт), архимандрит Дионисий (Шамбо),
1. Бурега В. Жизнь и церковная деятельность архимандрита Дионисия (Шамбо) // Церковь и время. 2006. № 3 (36). С. 116–162.
2. Жуньеви К. Попытка создания галликанской Церкви: Католическая Православная Церковь Франции (ЕСОF). Историческая справка // Альфа и Омега. 2002. № 4 (34). С. 328–345.
3. Ковалевский Е., прот. Православие во Франции // Церковная жизнь. 1962. № 1–6. С. 44–52.
4. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.
5. Мазырин А., диак. К истории высшего управления Русской Православной Церкви в 1935–1937 гг. // ХVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы: В 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 161–172.
6. Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе 1920–1995. М.: Русский путь;YMCAPress, 2007.
7. Пучкин Д. Латинский обряд в Православной Церкви (URL: http://www.spasi.ru/biblt/pch1.htm (дата обращения: 20.12.2015)).
8. Слесарев А. Православие западного обряда: исторический путь от церковной миссии к расколу (URL: http: //rusk.ru/st.php?idar=113631 (дата обращения 20.12.2015)).
9. Слесарев А. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). М., 2009.
10. Kovalevsky M. Orthodox et Occident: Renaissance d’une eglise locale. P., 1990.
11. Sidenko A. L’archimandrite Denis Chambault: un Français au sein de l’orthodoxie occidentale. P., 2015.

Кострюков Андрей Александрович

ПУБЛИКАЦИИ

Ковалева Ирина Ивановна; Буйских Алла Евгеньевна

Представленные во ВЦИК списки церквей, религиозных общин и молитвенных зданий городов России второй половины 1920-х годов

Буйских А. Е. Представленные во ВЦИК списки церквей, религиозных общин и молитвенных зданий городов России второй половины 1920-х годов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 101-154

DOI: 10.15382/sturII201669.101-154
Подлинники публикуемых документов хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. Они освещают сложный период в истории Русской Церкви, отражают расколы и разделения 1920-х гг., дробление религиозных общин. Нестроения в Церкви использовались богоборческой советской властью для борьбы с Церковью.
Русская Православная Церковь, списки церквей и общин, обновленчество, григорианский раскол, закрытие церквей.

Ковалева Ирина Ивановна


Буйских Алла Евгеньевна

РЕЦЕНЗИИ

Корнилов Александр Алексеевич

Новая монография об историческом пути и миссии Русской Зарубежной Церкви — Рец. на кн.: Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015

Корнилов А. А. Новая монография об историческом пути и миссии Русской Зарубежной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 155-159 — Рец. на кн.: Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015
PDF

Корнилов Александр Алексеевич