/

Захаров Георгий Евгеньевич

«Апостольский» и «имперский дискурс» в развитии идеи римского первенства в IV в


Захаров Г. Е. «Апостольский» и «имперский дискурс» в развитии идеи римского первенства в IV в // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 4 (65). С. 9-26.

DOI: 10.15382/sturII201565.9-26

Аннотация

Статья посвящена эволюции учения о римском примате в IV в. Как показывает автор, христианизация Империи ускорила процессы региональной консолидации епископата, но не привела к возникновению специфической «имперской экклезиологии». Однако в IV столетии как на Западе, так и на Востоке сохранила свои позиции традиционная апостольская экклезиология в обоих ее вариантах: локально-историческом (учение св. Иринея Лионского и Тертуллиана) и универсально-иерархическом (концепция св. Киприана Карфагенского). В то же время на Сердикском соборе 343 г. западный епископат поддержал новую римоцентрическую экклезиологическую модель, предполагая провозглашение Римского престола как кафедры Петра единственным центром кафолического общения и наделение его особыми правовыми прерогативами. Фактически данная экклезиологическая модель была результатом синтеза двух сформулированных ранее концепций апостоличности: идея исторической связи Римской Церкви с ап. Петром была соединена с представлением о примате Петра как основании церковного единства. В дальнейшем подобного рода концепция была взята на вооружение самими римскими епископами. Папа Дамас I (366–384), развивая учение о Римской кафедре как апостольском престоле (sedes apostolica), фактически поставил принцип римского примата выше принципа соборного согласия. Восточный епископат не поддержал подобного рода концепцию и, отстаивая идею церковной автономии Востока, провозгласил Константинополь Новым Римом, фактически отрицая тем самым уникальность статуса Римской Церкви.

Ключевые слова

Римская Церковь, римский примат, апостоличность, Римская империя, арианский кризис, экклезиология, каноническое право, Сердикский собор, Юлий I, Либерий, Дамас I

Список литературы

1. Захаров Г. Е. Богословская позиция Римской церкви в арианских спорах // Communio et traditio: Кафолическое единство Церкви в раннехристианский период. М., 2014. С. 29–45.
2. Захаров Г. Е. «…Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами»: Экклезиологическая проблематика в истории арианских споров. М., 2014.
3. Захаров Г. Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV — начало V в.). М., 2014.
4. Захаров Г. Е. Образ Константинополя в творениях свт. Григория Богослова // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2014. № 1. С. 244–251.
5. Захаров Г. Е. Римское первенство и развитие института церковного собора в эпоху арианских споров // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 1(62). С. 7–25.
6. Маттеи П. Африканские соборы в эпоху св. Киприана Карфагенского // XXIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2013. С. 242–249.
7. Маттеи П. Римский примат в восприятии африканских христиан: предыстория, содержание и исторические следствия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 4(47). С. 40–61.
8. Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских соборов. М., 2005.
9. Blaise A. Dictionnaire latin-français des auteurs chrétiens, Turnhout, 1954.
10. Basdevant-Gaudemet B. 2006 “Les évêques de la chrétienté et l’évêque de Rome du milieu du IIIе au milieu du Vе siècle”, in Basdevant-Gaudemet B. Église et Autorités. Études d’histoire du droit canonique medieval, Limoges, 2006, pp. 25–49.
11. Batiffol P. Cathedra Petri: études d’histoire ancienne de l’Eglise, Paris, 1938.
12. Dagron G. 1968 “L’empire romain d’Orient au IVe siècle et les traditions politiques de l’hellénisme. Le témoignage de Thémistios”, in Travaux et mémoires, vol. 3, Paris, 1968, pp. 1–242.
13. Dvornik F. Byzance et la primauté romaine. Paris, 1964.
14. Falbo G. Il primato della Chiesa di Roma alla luce dei primi quattro secoli, Roma, 1989.
15. Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica, Oxford, 2002.
16. Lanne D. E. 1961 “Églises locales et patriarcats à l’époque des grands conciles”, in Irénikon, 1961, vol. 34, pp. 292–321.
17. Le Guillou M. J. 1976 “Principe apostolique et principe imperial: quelques réflexions sur le sens de la primauté romaine aux premiers siècles”, in Istina, 1976, vol. 21, pp. 142–153.
18. Maccarrone M. Romana ecclesia — cathedra Petri, vol. 1. Roma, 1991.
19. Marot H. 1957 “Les conciles romains des IVе et Vе siècles et le développement de la primauté”, in Istina, 1957, vol. 4, pp. 435–462.
20. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440), Roma, 1976.
21. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk, Tübingen, 2009.
22. Schatz K. La primauté du Pape. Son histoire, des origines à nos jours, Paris, 1992.
23. Twomey V. Apostolikos Thronos: The Primacy of Rome as Reflected in the Church History of Eusebius and the Historico-Apologetical Writings of Saint Athanasius the Great, Münster, 1982.
24. Waarden J., van. 2014 “Priscillian of Avila’s Liber ad Damasum and the Inability to Handle a Conflict”, in Geljon A. C., Roukema R. (eds.) Violence in Ancient Christianity: Victims and Perpetrators, Leiden, 2014 (Vigiliae Christianae Supplements, vol. 125), pp. 132–150.

Данные об авторе

Захаров Георгий Евгеньевич