Теория конфессионализации (confessionalization) была создана во второй половине ХХ в. первоначально для того, чтобы описать историю германского протестантизма в XVI– XVII вв. Суть теории сводится к представлению о постепенном обособлении конфессии на всех горизонтах религиозной, культурной, социальной, государственной жизни. Позднее эта же теория была применена для описания аналогичных процессов в католических странах. Сегодня научным сообществом активно обсуждается вопрос о возможности «православной» конфессионализации. В рамках этой дискуссии автор статьи предлагает внести два уточнения в теорию. Во-первых, если в прямом и узком смысле процесс «конфессионализации» (особенно в смысле «нового симбиоза церковных и государственных инстанций») представляет собой продукт Нового времени, продукт модернизации, то в более широком смысле, в смысле доминирующего стремления к тотальному разведению традиций (пусть не на всех возможных уровнях, а только на ментальном или на ментально-культурном), этот процесс, судя по всему, может быть распространен и на иные исторические эпохи, и на иные конфессии. Во-вторых, сама потребность конфессионализации (независимо от того, насколько последовательным оказывается ее осуществление) возникает только там, где существует единое религиозно-культурное (шире — цивилизационное) поле, исторически обнаружившая себя потребность проведения границ на котором и лежит, собственно, в основе конфессионализации. Указанные тезисы представлены в статье на материале русской церковной традиции. Так, в частности, импульсами конфессионализации может быть объяснено возникновение ряда философских и богословских идей, принадлежащих первым славянофилам.
конфессионализация, социально-культурное поле, августинизм XVII века, slavia orthodoxa, общество и народ, русская богословская школа, Laientheologie, Хомяков, Достоевский, митрополит Антоний (Храповицкий)
1. Дмитриев М. В. «Православная конфессионализация» в Восточной Европе во второй половине XVI века? // Дорогобицький краезнавчий збiрник. Вип. XVI. Дрогобич: Коло, 2012. С. 133–152.
2. Курбский А., кн. Предисловие к «Диалектике» Иоанна Дамаскина // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. СПб., 2011. С. 570–583.
3. Пиккио Р. История древнерусской литературы. М., 2002.
4. Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. СПб., 2010.
5. Шоню Пьер. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, 2005.
6. Яковлев А. И. Очерки истории русской культуры XIX века М., 2010.
7. De controversiis christianae fi Bellarminus R. dei adversus hujus temporis haereticos, Neapolis, 1858.
8. Buddeus F. Institutiones theologiae dogmaticae, Lips, 1724.
9. 1995 “Konfessionale Musik“, in Die katholische Konfessionalisierung. Danckwart Marianne, Gütersloh, 1995, pp. 371–383.
10. Iansenius C. Augustinus, Lovanium, 1640.
11. Jedin Hubert. Geschichte des Koncils von Trident, Freiburg, 1939–1975.
12. Möhler J. A. Symbolik
oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und
Protestanten, nach ihren öffentlichen Bekenntnissschriften, Mainz, 1834.
13. Schneider H. 1983 “Johann Arndt und die makarianischen Homilien“, in Makarios-Simposium über das Böse, Wiesbaden, 1983, pp. 186–222.
Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей