/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :2 (63)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей

«Поле» конфессионализации: опыт приложения теории к русской духовной традиции

Хондзинский П. В. «Поле» конфессионализации: опыт приложения теории к русской духовной традиции // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 9-17

DOI: 10.15382/sturII201563.9-17
Теория конфессионализации (confessionalization) была создана во второй половине ХХ в. первоначально для того, чтобы описать историю германского протестантизма в XVI– XVII вв. Суть теории сводится к представлению о постепенном обособлении конфессии на всех горизонтах религиозной, культурной, социальной, государственной жизни. Позднее эта же теория была применена для описания аналогичных процессов в католических странах. Сегодня научным сообществом активно обсуждается вопрос о возможности «православной» конфессионализации. В рамках этой дискуссии автор статьи предлагает внести два уточнения в теорию. Во-первых, если в прямом и узком смысле процесс «конфессионализации» (особенно в смысле «нового симбиоза церковных и государственных инстанций») представляет собой продукт Нового времени, продукт модернизации, то в более широком смысле, в смысле доминирующего стремления к тотальному разведению традиций (пусть не на всех возможных уровнях, а только на ментальном или на ментально-культурном), этот процесс, судя по всему, может быть распространен и на иные исторические эпохи, и на иные конфессии. Во-вторых, сама потребность конфессионализации (независимо от того, насколько последовательным оказывается ее осуществление) возникает только там, где существует единое религиозно-культурное (шире — цивилизационное) поле, исторически обнаружившая себя потребность проведения границ на котором и лежит, собственно, в основе конфессионализации. Указанные тезисы представлены в статье на материале русской церковной традиции. Так, в частности, импульсами конфессионализации может быть объяснено возникновение ряда философских и богословских идей, принадлежащих первым славянофилам.
конфессионализация, социально-культурное поле, августинизм XVII века, slavia orthodoxa, общество и народ, русская богословская школа, Laientheologie, Хомяков, Достоевский, митрополит Антоний (Храповицкий)
1. Дмитриев М. В. «Православная конфессионализация» в Восточной Европе во второй половине XVI века? // Дорогобицький краезнавчий збiрник. Вип. XVI. Дрогобич: Коло, 2012. С. 133–152.
2. Курбский А., кн. Предисловие к «Диалектике» Иоанна Дамаскина // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. СПб., 2011. С. 570–583.
3. Пиккио Р. История древнерусской литературы. М., 2002.
4. Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня. СПб., 2010.
5. Шоню Пьер. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, 2005.
6. Яковлев А. И. Очерки истории русской культуры XIX века М., 2010.
7. De controversiis christianae fi Bellarminus R. dei adversus hujus temporis haereticos, Neapolis, 1858.
8. Buddeus F. Institutiones theologiae dogmaticae, Lips, 1724.
9. 1995 “Konfessionale Musik“, in Die katholische Konfessionalisierung. Danckwart Marianne, Gütersloh, 1995, pp. 371–383.
10. Iansenius C. Augustinus, Lovanium, 1640.
11. Jedin Hubert. Geschichte des Koncils von Trident, Freiburg, 1939–1975.
12. Möhler J. A. Symbolik oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und Protestanten, nach ihren öffentlichen Bekenntnissschriften, Mainz, 1834.
13. Schneider H. 1983 “Johann Arndt und die makarianischen Homilien“, in Makarios-Simposium über das Böse, Wiesbaden, 1983, pp. 186–222.

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей

Амбарцумов Иван Владимирович

Англиканская Церковь в Российской империи (конец XIX — начало XX в.)

Амбарцумов И. В. Англиканская Церковь в Российской империи (конец XIX — начало XX в.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 18-32

DOI: 10.15382/sturII201563.18-32
В статье рассматривается положение англиканского вероисповедания в Российской империи в конце XIX — начале XX в., приводятся сведения о количестве приходов и их местоположении, числе прихожан и соотношении в рамках этого числа российских и британских подданных. Раскрывается специфика статуса российских англиканских приходов, которые не были включены в общеимперскую систему управления инославными исповеданиями, а пользовались экстерриториальными правами, находясь под патронажем британского посольства. Описываются проблемы правового характера, с которыми сталкивались проживавшие в России англикане в связи с необычным статусом своей конфессии, в том числе затруднения при свидетельствовании метрических документов и разрешении бракоразводных дел, неясность порядка перехода англикан в другие протестантские исповедания, невозможность приобретения англиканскими приходами имущества на свое имя. Рассказывается о попытках российских правящих кругов урегулировать эти проблемы путем разработки проекта закона об Англиканской Церкви, который должен был подчинить ее ведению Министерства внутренних дел наравне с прочими инославными исповеданиями в России. Затрагивается вопрос об экуменических контактах между Англиканской и Православной Церквами и их возможном влиянии на политику российских властей по отношению к англиканскому вероисповеданию. Статья основана на материалах Российского государственного исторического архива, она содержит ссылки на опубликованный в 1911 г. очерк С. Д. Бондаря «Англиканская епископальная церковь» и статьи в современных научных и энциклопедических изданиях, посвященные протестантским конфессиям в России.
Англиканская Церковь, инославные исповедания, протестантизм, религиозная политика, приход, метрические книги, бракоразводные дела, Великобритания, российско-британские отношения, экуменическое движение.
1. Бобылев А., Штриккер Г. Евангелическо-Лютеранская Церковь // Немцы России: Энциклопедия. М., 1999. Т. 1 (А–И). С. 750–757.
2. Бондарь С. Д. Англиканская Епископальная Церковь: Записка. СПб., 1911.
3. Краснокутская Л. И. Из истории шотландской колонии Каррас // История Северного Кавказа с древнейших времен по настоящее время: Тезисы конференции 30–31 мая 2000 г. Пятигорск, 2000. С. 111–114.

Амбарцумов Иван Владимирович

Чикурова Ольга Вячеславовна

Миссионерское служение Я. Д. Коблова

Чикурова О. В. Миссионерское служение Я. Д. Коблова // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 33-41

DOI: 10.15382/sturII201563.33-41
В статье на основании ранее не опубликованных документов Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) впервые в отечественной историографии рассматривается деятельность выдающегося российского церковно-общественного и педагогического деятеля Якова Дмитриевича Коблова в должности казанского епархиального противомусульманского и противоязыческого миссионера (1901–1907). Миссионерское служение Я. Д. Коблова происходило в условиях глубокого кризиса православной миссии, который явился отголоском сложных явлений, происходящих как внутри Русской Православной Церкви, так и всего русского общества. В этот период государственные институты, церковно-общественные организации пытаются выработать новые принципы этноконфессиональной и образовательной политики, выстраивания межконфессионального диалога. Объявление в 1905 г. свободы вероисповедания усложнило осуществление миссионерской деятельности в многонациональной Казанской епархии со значительной долей мусульманского населения, потребовало изменения характера и методов миссионерства, выработки новых мер для ограждения новообращенных христиан от татаромусульманского влияния. На первый план выходят культурно-просветительные меры, в частности расширение сети школ казанского православного миссионерского Братства святителя Гурия, привлечение к миссионерской и духовно-учебной деятельности представителей местных нерусских народов. Благодаря подвижнической деятельности православных миссионеров, приходских священников, учителей братских школ в Волго-Камье удалось сократить темпы исламизации местного нерусского населения (кряшен, чувашей, марийцев, удмуртов) и избавить их от реальной угрозы постепенного растворения в татаро-мусульманской среде. Делается вывод о значительном вкладе Я. Д. Коблова в развитие духовно-просветительной и миссионерской деятельности среди нерусских народов Волго-Камья в начале ХХ в.
Я. Д. Коблов, Русская Православная Церковь, Казанская епархия, миссионерская деятельность, противомусульманский миссионер, православное Братство святителя Гурия, свобода вероисповедания, народы ВолгоКамья, этноконфессиональное взаимодействие, межконфесси
1. Багрецов Л. Очерк архипастырской деятельности Высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского во время его пятилетнего управления Казанской епархией, в связи с общим обзором его святительского служения // Вера и разум. 1904. Т. 17. Кн. 1. С. 207.
2. Исхаков Р. Р. Я. Д. Коблов о культурно-религиозной жизни поволжских мусульман в начале ХХ в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 1. С. 60–64.
3. Коблов Я. Крещение 48 человек язычников-черемис в приходе Б. Мушерань Царево-кокшайского уезда 10 марта 1902 г. // Известия по Казанской епархии (ИКЕ). 1902. № 9. С. 400–407.
4. Коблов Я. Среди крещеных татар и отступников Мамадышского уезда // ИКЕ. 1903. №24. С. 780–800.
5. Коблов Я. Д. О состоянии миссионерского дела в Казанской епархии за 1903 г. Отчет епархиального противомусульманского и противоязыческого миссионера. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1904.
6. Коблов Я. Д. Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе. — Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1908.
7. Коблов Я. Д. О татаризации инородцев Приволжского края. Казань: Центр. тип., 1910.
8. Понятов А. Н. Некоторые аспекты миссионерской деятельности «Братства святителя Гурия» // Православный собеседник. Казань: Изд-во Казанской духовной семинарии, 2003. № 2 (5). С. 65.
9. Чикурова О. В. Исторические аспекты взаимодействия ислама, христианства (православия) и язычества в Волго-Камье (на примере удмуртского этноса): Дис. … канд. ист. наук : 07.00.02: Ижевск, 2004.
10. Чикурова О. В. Деятельность Русской Православной Церкви «для ограждения инородцев от влияния магометан» (Волго-Камье, вторая половина XIX – начало ХХ в.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: В 2 ч. Ч. II. Тамбов: Грамота. 2013. № 8 (34). C. 205–210.

Чикурова Ольга Вячеславовна

Мошненко Александр Валерьевич

К вопросу о политической ориентации российского православного духовенства в 1905-1907 гг

Мошненко А. В. К вопросу о политической ориентации российского православного духовенства в 1905-1907 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 42-52

DOI: 10.15382/sturII201563.42-52
Автор затрагивает вопрос о политической ориентации в среде православного духовенства в революционный период 19051907 гг. Автор рассматривает исследования, наиболее значимые по данной проблематике, более подробно останавливаясь на работах постсоветского времени. В статье обозначены темы и этапы в историографии данного вопроса, при этом выделяются три историографических этапа: советский, постсоветский и новейший. В ходе анализа автор касается вопросов, связанных с выборгским воззванием, с позицией Святейшего Синода в годы революции, с деятельностью группы 32 священников. Рассматриваются политические симпатии либерально настроенной части духовенства и ее связь с конституционно-демократической партией. Обосновывается тезис, что историческая связь, сложившаяся между самодержавной властью и Церковью, оказала влияние на социально-политическую позицию духовенства в годы Первой русской революции. В статье подчеркивается мысль, что в борьбе с революционным движением духовенство объединяло усилия с самодержавием и поддерживало власть на всех этапах революции. Автор пришел к заключению, что советская историография устойчиво сохраняла взгляд на Церковь как на союзника самодержавия, тогда как постсоветские исследователи устремили свои взгляды на проявление либеральных симпатий в церковной среде в ходе революции 19051907 гг., а факты наличия политической неоднородности в духовной среде и участия православного клира в Первой русской революции позволили поставить под сомнение сложившуюся в советскую эпоху схему.
Православное духовенство, Первая русская революция, Святейший Правительствующий Синод, обновленческое движение, социальнополитическая позиция, Православная Российская Церковь, историография, политическая ориентация, кадетская партия, самодержавие
1. Бычков С. С. Русская Церковь и императорская власть: Очерки по истории Православной Российской Церкви (1700–1917 гг.). М., 1998.
2. Гордиенко Н. С., Курочкин П. К. Либерально-обновленческое движение в русском православии // Вопросы научного атеизма. Вып. 7. М., 1969. C. 313–340.
3. Зырянов П. Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., 1984.
4. Зырянов П. Н. Церковь в период трех русских революций // Русское православие. Вехи истории. М., 1989. С. 391.
5. Лавров В. М., Лобанов В. В., Лобанова И. В., Мазырин А. В. Иерархия Русской Православной Церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М., 2008.
6. Митрофанов Г. Н. История Русской Православной Церкви. 1900–1927. СПб., 2002.
7. Одинцов М. И. Государство и Церковь в России. XX век. М., 1994.
8. Ореханов Г., иерей. На пути к собору. Церковные реформы и первая русская революция. М.: Изд. ПСТБИ, 2002.
9. Платонов Н. Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России (1900–1917 гг.) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.; Л., 1960. Т. IV. С. 103–209.
10. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.
11. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996.
12. Титлинов Б. В. Церковь во время революции. Пг., 1924.
13. Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700–1917 гг. М., 2003.
14. Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996.
15. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен. М., 2002.
16. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
17. Цыпин В. А., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды 1700–2005. М., 2007.
18. Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской православной церкви. Казань, 1970.

Мошненко Александр Валерьевич

Старикова Елена Павловна

Голод 1921-1922 гг. и изъятие церковных ценностей (на материалах Марийского края)

Старикова Е. П. Голод 1921-1922 гг. и изъятие церковных ценностей (на материалах Марийского края) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 53-64

DOI: 10.15382/sturII201563.53-64
Голод 1921–1922 гг., унесший тысячи человеческих жизней, явился для советской власти поводом для наступления на Русскую Православную Церковь. В статье на основе региональных источников выявлены подлинные масштабы голода в Марийском крае, послужившего причиной для начала агитации в пользу проведения кампании по изъятию церковных ценностей. В исследовании подробно описаны основные этапы подготовки, организации и практической реализации данного процесса в Марийском крае. В частности, определен порядок формирования и работы как Областной комиссии по реализации декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г., так и кантонных комиссий, работающих в отдельно взятых волостях. Автором приводится детальное описание порядка изъятия церковных ценностей в мае–июне 1922 г.: установлен характер и содержание документов, которые приходы предоставляли местным властям, описана процедура изъятия ценностей на приходе, частично установлена последующая судьба изъятого имущества. По материалам приходов выявлен ущерб, нанесенный кампанией отдельно взятым общинам верующих. Статистические данные по изъятию ценностей в Марийском крае показаны в сравнении с общесоветскими показателями. Анализируя реакцию верующих на проводимую политику, автор приходит к заключению, что данная кампания не приобрела широкой огласки и в целом спокойно была встречена населением края. Такая реакция объяснима тяжелым бедственным положением населения в условиях голода начала 1920-х гг. Результаты исследования позволили комплексно осветить обстоятельства проведения кампании как кощунственного метода помощи голодающему населению официальной властью за счет имущества Русской Православной Церкви.
церковное имущество, советская власть, голод 1921–1922 гг., декреты советской власти, церковно-государственные отношения, Марийская автономная область, кантоны, помощь голодающим, храмы, Краснококшайск
1. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Кн. 1 / Подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М., 1997.
2. 5 лет строительства МАО. Краснококшайск, 1926.
3. Иванов А. А. Голод 1921–1922 гг. и конфискация церковных ценностей в Марийской автономной области // Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение: Материалы региональной научной конференции. Йошкар-Ола, 23–24 ноября, 2000. Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, 2001. С. 163–164.
4. Козлов Ф. Н. Голод 1921–1922 гг. и изъятие церковных ценностей (URL: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=264/ (дата обращения 17.07.2014)).
5. Козлов Ф. Н. Голод 1921–1922 годов в чувашском и марийском краях в контексте государственно-церковных отношений // PolitBook. 2012. № 2. С. 142 –156.
6. Поляков В. А. Голод в Поволжье, 1919–1925: Происхождение, особенности, последствия. Волгоград, 2007. С. 510.

Старикова Елена Павловна

Пузович Владислав

Русские эмигранты - студенты Православного богословского факультета Университета в Белграде (1920-1940 гг.)

Пузович В. Русские эмигранты - студенты Православного богословского факультета Университета в Белграде (1920-1940 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 65-83

DOI: 10.15382/sturII201563.65-83
В период между двумя мировыми войнами Православный богословский факультет в Белграде был одним из важных центров получения высшего богословского образования российскими эмигрантами. Свыше 200 российских эмигрантов обучались на этом факультете. В некоторые периоды они составляли более половины общего количества студентов. На основании архивных материалов из Архива Православного богословского факультета (протоколы заседаний совета факультета, досье студентов) в предлагаемом докладе представлено несколько аспектов, связанных с обучением российских студентов. Рассматривалось изменение количества студентов, представлены главные аспекты их студенческой жизни, а также проблемы, с которыми они сталкивались. Особое внимание уделялось первому поколению российских выпускников. На основании сведений из студенческих досье Николая Николаевича Афанасьева, Николая Михайловича Зёрнова, Леонида Георгиевича Иванова, Константина Эдуардовича Керна и Михаила Борисовича Максимовича представлены сведения, свидетельствующие о ходе их обучения в Белграде. Изложенные сведения указывают на то, что российские студенты, вопреки трудному материальному положению, добивались хороших результатов в обучении. Примечательно также их стремление сохранить духовную связь с потерянной родиной посредством создания студенческих кружков и изучения истории Русской Церкви. В приложении к настоящему докладу даны сведения о 69 российских выпускниках, а также отметки трех русских, принадлежащих к первому поколению выпускников (Афанасьев, Керн и Максимович).
Православный богословский факультет Университета в Белграде, российские эмигранты — студенты, сербско-русские духовные связи, Николай Николаевич Афанасьев, Константин Эдуардович Керн, Михаил Борисович Максимович, русский студенческий кружок Святого Апост

Пузович Владислав

Мазырин Александр Владимирович, священник

К вопросу об «обновленческой природе сергианства»

Мазырин А. В. К вопросу об «обновленческой природе сергианства» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 84-98

DOI: 10.15382/sturII201563.84-98
В статье исследуется церковная полемика 1920–1930-х гг., а именно обвинения Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в следовании обновленческому пути, выдвигавшиеся против него представителями «правой» церковной оппозиции. Рассматриваются вопросы о содержании этих обвинений и их обоснованности. С этой целью анализируются церковно-политическая деятельность митрополита Сергия, его отношение к реформам в Церкви и к обновленческому расколу, характер допускавшихся им компромиссов с атеистической властью. Выясняется, что по части реформаторства митрополит Сергий первоначально был близок обновленцам, вплоть до готовности признать «белый епископат», но после 1923 г. перешел на консервативную позицию. В то же время декларирование политической солидарности с советской властью со стороны Заместителя после 1927 г. стало заметно походить на заявления обновленцев. Подобно им, он начал практиковать наложение на неугодных власти церковных деятелей «канонических прещений», хотя и более мягких. Допускал митрополит Сергий и секретное сотрудничество иерархии с ОГПУ–НКВД, но стремился при этом действовать в церковных интересах, как он их понимал, в отличие от обновленцев, которые могли сознательно помогать богоборческой власти разрушать Церковь изнутри. В целом для митрополита Сергия была характерна забота о сохранении прежде всего внешних организационных форм существования Церкви, что достигалось не без ущерба для ее внутренней свободы и верности идеалу церковной истины. В этом заключалось сходство «сергианства» с обновленчеством, но оно не было полным.
Русская Православная Церковь, Московская Патриархия, церковно-государственные отношения, обновленчество, церковная оппозиция, новомученики и исповедники Российские.
1. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922–1925 гг.: В 2 кн. / Подгот. изд. Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова. Кн. 1. Новосибирск; М., 1997.
2. Венгер А. Рим и Москва: 1900–1950 / Пер. с фр. М., 2000.
3. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений ХХ века. М., 2004.
4. История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней, 1917–1970. СПб., 1997.
5. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.) // Богословский сборник. 2000. Вып. 6. С. 26–75.
6. Косик О. В. Истинный воин Христов: Книга о священномученике епископе Дамаскине (Цедрике). М., 2009.
7. Кострюков А. А. Новые сведения о жизни и деятельности митрополита Сергия (Страгородского) в 1920–1930-е гг. (по материалам архива протоиерея Стефана Ляшевского) // Материалы XХ Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ: В 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 312–316.
8. Мазырин А., свящ. Подвиг первосвятительского служения Патриаршего Местоблюстителя священномученика Петра, митрополита Крутицкого // Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 343–714.
9. Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ / Публ. и вступит. ст. А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 3 (20). С. 136–147.
10. Послание братьев-архиепископов Пахомия и Аверкия (Кедровых) об отношении к политике митрополита Сергия (Страгородского) / Публ. и вступ. ст. А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 137–168.
11. Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского) / Публ. Т. В. Петровой // Даниловский благовестник. 2009. Вып. 17. С. 34–79.
12. Сафонов Д. В. «Завещательное послание» Патриарха Тихона и «Декларация» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия // http://www.pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-zaveschanie3.htm.
13. «Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову»: Донесения из Ленинграда в Москву, 1927–1928 годы / Публ., вступ. ст. и примеч. А. Мазырина // Богословский сборник. 2002. Вып. 10. С. 362–385.
14. Фирсов С. Л. Время в судьбе: Святейший Сергий, Патриарх Московский и всея Руси: К вопросу о генезисе «сергианства» в русской церковной традиции ХХ века. СПб., 1999.
15. Хондзинский П. «Православное учение о спасении» архимандрита Сергия (Страгородского) и его критика священноисповедником Виктором (Островидовым) и архиепископом Серафимом (Соболевым) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 98–113.
16. «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее…»: Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930) / Публ. и примеч. Н. А. Кривошеевой и А. В. Мазырина // Богословский сборник. 2001. Вып. 8. С. 326–351.
17. «Я иду только за Христом…»: Митрополит Иосиф (Петровых), 1930 год / Публ., вступ. ст. и примеч. А. В. Мазырина // Богословский сборник. 2002. Вып. 9. С. 376–424.

Мазырин Александр Владимирович, священник

Марченко Алексей Николаевич, протоиерей

Отношение игумена Серафима (Кузнецова) к обновленческому расколу по материалам переписки из Иерусалима с тихоновским духовенством Пермской епархии 1927-1931 гг

Марченко А. Н. Отношение игумена Серафима (Кузнецова) к обновленческому расколу по материалам переписки из Иерусалима с тихоновским духовенством Пермской епархии 1927-1931 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 99-107

DOI: 10.15382/sturII201563.99-107
Обновленческое раскольническое движение, возникшее в Русской Церкви в 1920-е гг., неожиданно получило поддержку Восточных Патриархатов – Константинопольского и Иерусалимского. Преследуя свои политические и экономические интересы, Восточные Патриархи установили отношения с обновленческим «Священным Синодом», тем самым поставив каноническую Российскую Православную Церковь в двусмысленное положение. Московская Патриархия всеми способами стремилась предотвратить дальнейшие авантюры обновленцев на уровне межцерковных контактов. Предпринимались попытки убедить Восточных Патриархов в незаконности обновленческой иерархии и пагубности всех форм общения с ними. С этой целью священники из окружения епископа Пермского Павлина (Крошечкина) вступили в опасную переписку с бывшим настоятелем Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской епархии игуменом Серафимом (Кузнецовым). Покинув Россию вместе с остатками армии адмирала А. В. Колчака, отец Серафим в 1921 г. доставил во Святую Землю останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой и инокини Варвары Яковлевой. Получив личное покровительство Иерусалимского патриарха Дамиана, русский игумен остался в Иерусалиме и проживал в греческом монастыре Св. Апостолов в Малой Галилее. Переписка длилась несколько лет (с 1927 по 1931 г.), но не имела существенных результатов. Игумен Серафим, изучив присланные из России документы, принял сторону тихоновского духовенства и осудил деятельность обновленцев. Однако, несмотря на свой высокий авторитет во Святой Земле, он был не в состоянии повлиять на внешнюю политику Иерусалимского патриарха Дамиана, который по-прежнему продолжал контакты с обновленцами.
Российская Православная Церковь, Московская Патриархия, Восточные Патриархи, обновленческое движение, Священный Синод, епископ, священники, переписка, Иерусалим, политика.

Марченко Алексей Николаевич, протоиерей

Щелкунов Антон Алексеевич

Особенности ведения следствия органами НКВД против священнослужителей во время «Большого террора» 1937–1938 гг.

Щелкунов А. А. Особенности ведения следствия органами НКВД против священнослужителей во время «Большого террора» 1937–1938 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 108-120

DOI: 10.15382/sturII201563.108-120
В статье исследуется вопрос о фальсификации следственных дел органами НКВД во время «Большого террора» без привлечения арестованных. В большинстве исследований доминирует точка зрения, согласно которой следственные дела и обвинительные постановления фабриковались с помощью пыток и истязаний заключенных. Однако есть основания предполагать, что наравне с подобной практикой огромная масса людей была осуждена без единого вызова на допрос, без единой очной ставки и т. д. Следственные материалы подделывались, как и подписи подследственных, решения «троек» выносились заочно. Факты, которые бы напрямую подтвердили подобную гипотезу, можно найти в первую очередь среди воспоминаний жертв массовых репрессий. В целом можно выделить два основных фактора, которые подталкивали большевистское руководство к полному уничтожению Церкви и религии. Первым является то, что Церковь и верующие воспринимались партийным руководством как потенциальная «пятая колонна», уничтожение которой было их прямой задачей. Второй фактор  большевики искренне верили в социализм как идеал социального устройства общества, куда не вписывалась религия. Тактика постепенного «удушения» Церкви в 19201930-х гг. не дала ожидаемых результатов. Поэтому были предприняты более решительные меры. Во время массовых политических репрессий 1937–1938 гг. Церковь стала одним из главных объектов террора. Вина священнослужителей была очевидна для органов НКВД. По их мнению, священники, которые не отказывались от своего сана, публично признавали свою враждебность Советской власти. Их вина не требовала доказательств, нужно было лишь соблюдение формальностей.
массовые репрессии, следственный подлог, фальсификации, пытки, НКВД, репрессии против священнослужителей, воспоминания репрессированных, внесудебные полномочия, Православная Церковь, советское общество, классовая борьба.
1. Беглов А. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М.: Изд. совет Русской Православной Церкви; «Арефа», 2008.
2. Выписка из протокола № 51 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) // Юнге М., Бордюгов Г., Биннер Р. Вертикаль большого террора. История операции по приказу НКВД №00447. М.: Новый Хронограф; АРИО-ХХІ, 2008. С. 57.
3. Головкова Л. Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации новомучеников и исповедников Российских (http://pk-semya.ru/articles/l-golovkova-osobennostiprochteniya-sledstvennykh-del/).
4. Горбачев М. С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М.: Политиздат, 1987.
5. Ефимова И. А. Ничего не забывается // …Иметь силу помнить: Рассказы тех, кто прошел ад репрессий / Сост. Л. М. Гурвич. М.: Моск. рабочий, 1991. С. 290–300.
6. Казанцев А. П. Агент мировой буржуазии // В загоне / Сост. А. П. Казанцев. Верхняя Пышма, 2000. С. 78–83.
7. Кириллова Т. А. Незабытое // ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои. (Раскулачивание и гонение на Православную Церковь пополняли лагеря ГУЛАГа) / Под ред. И. В. Добровольского. Франкфурт-на-Майне; М.: Международ. о-во прав человека, 1999. С. 355– 356.
8. Кудинов Ю. П. Заговорщики // Книга памяти: посвящается тагильчанам — жертвам репрессий 1917–1980-х годов / Нижнетагил. о-во «Мемориал». Сост. В. М. Кириллова. Екатеринбург: Наука, 1994. С. 184–187.
9. Степанов А. Ф. «Большой террор»: 1937–1938 гг.: проблемы изучения // Проблемы истории массовых политических репрессий в СССР. К 70-летию Всесоюзной переписи населения 1939 года: материалы VI Международной научной конференции. Краснодар: Экоинвест, 2010. С. 98–111.
10. Тарасова О. Дело об утопленном колесе // Политические репрессии в Ставрополе-на-Волге в 1920–1950-е годы: Чтобы помнили… Тольятти: Центр информ. технологий, 2005. С. 204–207.
11. Хлевнюк О. В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд первого президента России Б. Н. Ельцина, 2010.
12. Хрущев Н. С. О культе личности и его последствиях // Известия ЦК КПСС. 1989. № 3. С. 128–170.
13. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Вече; Лепта, 2010.

Щелкунов Антон Алексеевич

Шкаровский Михаил Витальевич

Создание и деятельность Ленинградских Богословско-пастырских курсов в 1944 -1945 гг

Шкаровский М. В. Создание и деятельность Ленинградских Богословско-пастырских курсов в 1944 -1945 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 121-139

DOI: 10.15382/sturII201563.121-139
Начавшееся в годы Великой Отечественной войны возрождение Русской Православной Церкви было тесно связано с воссозданием уничтоженного еще в первое десятилетие советской власти богословского образования. Важнейшим его центром в 1920-е гг. был Петроград (Ленинград), поэтому открытие Духовных школ в северной столице имело особое значение. Данное событие произошло в 1945 г., и важнейшую роль в этом сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) — бывший ректор Петроградского Богословского института. Владыка Григорий осуществил преемственность новой богословской школы со старой, сохранив многие лучшие из прежних традиций в возрожденных духовных школах. Именно он добился открытия в северной столице Богословско-пастырских курсов. 28 сентября 1945 г. Ленгорисполком принял решение о передаче курсам части здания бывшей Петроградской Духовной семинарии, а 22 ноября состоялось торжественное открытие новой духовной школы. Общее руководство организации курсов принадлежало митрополиту Григорию, который написал специальное положение о них, разработал учебный план, подобрал педагогический персонал. Заведующим курсов, на которых преподавали шесть человек, а учились 24 воспитанника, был протоиерей Николай Ломакин. 1 июля 1946 г. Священный Синод принял решение об организации Ленинградской Духовной академии и преобразовании Богословско-пастырских курсов северной столицы в семинарию, которые вскоре начали успешно работать. В духовные школы города на Неве митрополит Григорий стремился привлечь лучшие из сохранившихся после репрессий церковные кадры, что ему во многом удалось. И существенную роль в возрождении академии и семинарии сыграл появившийся опыт работы Богословскопастырских курсов.
Русская Православная Церковь, Ленинград, Богословскопастырские курсы, духовные школы, митрополит Григорий (Чуков).

Шкаровский Михаил Витальевич

ПУБЛИКАЦИИ

Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей; Казаков Иван Сергеевич

«Милость Господня да будет с тобою!» Письма священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) исповеднице Ираиде (Тиховой) 1934–1937 гг.

Казаков И. С. «Милость Господня да будет с тобою!» Письма священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) исповеднице Ираиде (Тиховой) 1934–1937 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 143-156
PDF
По рукописным подлинникам из архивного фонда священномученика архиепископа Серафима (Самойловича), хранящегося в ПСТГУ, впервые публикуются письма первого кандидата на должность Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) исповеднице Ираиде Тиховой, написанные им в последние годы его жизни.
Русская Православная Церковь, гонения на Церковь, новомученики и исповедники Российские, «правая» церковная оппозиция, эпистолярное наследие

Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей


Казаков Иван Сергеевич

РЕЦЕНЗИИ

Корнилов Александр Алексеевич

История жизни архиерея Русской Зарубежной Церкви в мемуарном источнике — Рец. на кн.: Легкая И. И. Летающий архиерей. НП «Посев», 2014

Корнилов А. А. История жизни архиерея Русской Зарубежной Церкви в мемуарном источнике // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 159-163 — Рец. на кн.: Легкая И. И. Летающий архиерей. НП «Посев», 2014
PDF

Корнилов Александр Алексеевич

Косик Виктор Иванович

Рец. на кн.: Любенова Л. По пътя на българската духовност. Т. 1. Изследвания по църковна история. София, 2014.

Косик В. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 163-165 — Рец. на кн.: Любенова Л. По пътя на българската духовност. Т. 1. Изследвания по църковна история. София, 2014.
PDF

Косик Виктор Иванович