/

Захаров Георгий Евгеньевич

Римское первенство и развитие института церковного собора в эпоху арианских споров


Захаров Г. Е. Римское первенство и развитие института церковного собора в эпоху арианских споров // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 1 (62). С. 7-25.

DOI: 10.15382/sturII201562.7-25

Аннотация

Статья посвящена проблеме соотношения принципов примата и соборного консенсуса в системе церковной организации эпохи арианских споров. Автор подробно рассматривает эволюцию института римского собора и практику участия Римского престола в церковных соборах за пределами Рима, уделяя особое внимание неудачной попытке созыва в 382 г. в Риме общецерковного собора. Анализ исторического материала показывает, что способность Римского престола в короткий срок организовать представительный собор (главным образом италийского епископата) позволяла ему претендовать на особый статус в рамках церковного общения. В то же время Римский престол так и не стал в IV в. центром соборной активности на вселенском уровне. Участие Рима во вселенских и общезападных соборах было достаточно пассивным. Во второй части статьи предпринимается попытка реконструировать различные модели церковного устройства, характерные для западного и восточного епископата в IV в. Автор приходит к выводу, что инициатором развития идеи вселенского первенства Рима были первоначально не сами папы, а западный епископат (Сердикский собор 343 г.). В 70-е - начале 80-х гг. IV в. папа Дамас развил данную концепцию, поставив принцип первенства Римского престола как кафедры Петра выше принципа соборного консенсуса. В то же время восточный епископат рассматривал Римскую кафедру как церковный центр Запада, а не всей Церкви, то отстаивая идею полной автономии Востока, то обращаясь к римскому епископу и всему западному епископату с просьбой выступить в качестве арбитра в разрешении восточных конфликтов.

Ключевые слова

римское первенство, церковные соборы, Запад и Восток, церковная организация, епископская власть, раннехристианская экклезиология, Юлий I, Либерий, Дамас I, свт. Афанасий Великий, свт. Василий Великий

Список литературы

1. Захаров Г. Е. Богословская позиция Римской церкви в арианских спорах // Communio et traditio: Кафолическое единство Церкви в раннехристианский период / Под ред. Г. Е. Захарова. М., 2014. С. 29–45.
2. Захаров Г. Е. «…Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами»: Экклезиологическая проблематика в истории арианских споров. М., 2014.
3. Захаров Г. Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV — начало V в.). М., 2014.
4. Маттеи П. Африканские соборы в эпоху св. Киприана Карфагенского // XXIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Т. 1. М., 2013. С. 242–249.
5. Маттеи П. Римский примат в восприятии африканских христиан: предыстория, содержание и исторические следствия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 4. С. 40–61.
6. Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских соборов. М., 2005.
7. Barnes T. D. 1992 “Capitulation of Liberius and Hilary of Poitiers”, in Phoenix, 1992, vol. 46/3, pp. 256–265.
8. Batiffol P. Cathedra Petri: études d’histoire ancienne de l’Eglise, Paris, 1938.
9. De Vries W. Orient et Occident: les structures ecclésiales vues dans l’histoire des sept premiers conciles oecuméniques, Paris, 2011.
10. Dvornik F. Byzance et la primauté romaine, Paris, 1964.
11. Florovsky G. 1967 “The Authority of the Ancient Councils and the Tradition of the Fathers. An Introduction”, in Glaube, Geist, Geschichte. Festschrift für E. Benz zum 60. Geburtstage am 17 November 1967, Leiden, 1967, pp. 177–188.
12. Gryson R. Prêtre selon saint Ambroise, Louvain, 1968.
13. Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica, Oxford, 2002.
14. Just P. Imperator et Episcopus. Zum Verhältnis von Staatsgewalt und christlicher Kirche zwischen dem 1. Konzil von Nicaea (325) und dem 1. Konzil von Konstantinopel (381), Stuttgart, 2003.
15. Maccarrone M. Romana ecclesia — cathedra Petri, Roma, 1991, vol. 1.
16. Marot H. 1957 “Les conciles romains des Ive et Ve siècles et le développement de la primauté”, in Istina, 1957, vol. 4, pp. 435–462.
17. McLynn N. B. Ambrose of Milan: Church and Court in a Christian Capital, Berkeley, 1994.
18. Monachino V. 1959 “Il primato nella controversia Ariana”, in Miscellanea Historiae Pontificiae, Roma, 1959. vol. 21: Saggi storici intorno al papato, pp. 17–89.
19. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440), Roma, 1976.
20. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk, Tübingen, 2009.
21. Roethe G. 1937 “Zur Geschichte der römischen Synoden im 3. und 4. Jahrhundert“, in Forschungen zur Kirchen- und Geistesgeschichte, Stuttgart, 1937, Bd. 11.
22. Sieben H.-J. 1970 “Zur Entwicklung der Konzilsidee. Werden und Eigenart der Konzilsidee des Athanasius von Alexandrien“, in Theologie und Philosophie, 1970, vol. 45, pp. 353–389.

Данные об авторе

Захаров Георгий Евгеньевич