/

Зимина Нина Павловна

«Полуобновленчество» в Патриаршей Церкви в середине 1920-х гг.: епископ Иаков (Маскаев) на Оренбургской кафедре (1923–1925)


Зимина Н. П. «Полуобновленчество» в Патриаршей Церкви в середине 1920-х гг.: епископ Иаков (Маскаев) на Оренбургской кафедре (1923–1925) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 91-112.

DOI: 10.15382/sturII201461.91-112

Аннотация

Статья посвящена анализу церковной политики епископа Иакова (Маскаева) на Оренбургской кафедре в 1923–1925 гг. Показано, что еще до своей хиротонии он являлся сторонником двойственной тактики епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского), который признал ВЦУ, однако препятствовал деятельности уполномоченного ВЦУ по насаждению раскола. В этой связи хиротония Иакова (Маскаева) в марте 1923 г. на Орскую викарную кафедру рассматривалась как важный шаг по укреплению епископской власти в епархии в противовес тактике раскольников. Однако вопрос о законности хиротонии, совершенной обновленческими архиереями, был окончательно решен только в октябре 1923 г., когда Патриарх Тихон признал Иакова епископом Орским и назначил его временно управляющим Оренбургской епархией. В это же время под давлением ОГПУ епископ Иаков дал тайную подписку о подчинении обновленческому «синоду», от которого в ноябре 1923 г. получил указ о назначении правящим Оренбургским архиереем, не оглашенный в епархии. Тем самым он стал «тайным обновленцем», продолжая публично заявлять себя православным архиереем. Осенью 1923 г. епископ Иаков обнародовал «декларацию» с изложением своей новой, «полуобновленческой» церковной платформы, включающей отмежевание от контрреволюционной», политики Патриарха Тихона, административное подчинение обновленческому «синоду» при сохранении канонического послушания Патриарху, церковные реформы, объединение с раскольниками. Результатом действий епископа Иакова стала легализация Оренбургского епархиального управления уже в декабре 1923 г. Период «тайного обновленчества» епископа Иакова завершился в январе 1925 г., когда за отказ от открытого перехода в раскол он был обновленцами запрещен в священнослужении, смещен с кафедры и репрессирован. Анализ деятельности епископа Иакова позволил заключить, что основной целью его церковной политики, весьма спорной в каноническом отношении, была легализация епархиального управления при сохранении канонической и негласной административной связи с Патриархом Тихоном. «Декларация» епископа Иакова (Маскаева) открыла собой период церковной истории, связанный с «полуобновленческой» политикой многих архиереев, пытавшихся урегулировать правовое положение епархий с помощью серьезных компромиссов с властью. Этот период завершился в 1927 г. известной «Декларацией» митрополита Сергия (Страгородского), выступившего уже от имени всей Российской Церкви.

Ключевые слова

обновленческий раскол, проблема легализации Русской Православной Церкви в Советском государстве в 1920-е гг., «полуобновленчество», «тайное обновленчество», «полуобновленческие» церковные платформы, Оренбургская епархия, Орское викариатство, епископ Ари

Список литературы

1. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
2. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922–1925 гг. Новосибирск; М., 1998. Кн. 2.
3. Дамаскин (Орловский), игумен, Никитин Д. Н. Иаков (Маскаев), священномученик, архиепископ Барнаульский // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 480–481.
4. Жертвы политического террора в СССР. М., 2007 (сайт http://lists.memo.ru/).
5. Зимина Н. П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской православной епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (ноябрь 1922 г. — август 1923 г.) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 79–117.
6. Зимина Н. П. Иоанн (Поярков), архиепископ Уфимский и Давлекановский // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 435–438.
7. Зимина Н. П. К вопросу о роли епископа Андрея (Ухтомского) в борьбе с обновленческим расколом в Новгородской епархии в 1923 г. // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века: Материалы XI Междунар. науч. конф. Иваново, 15–16 февр. 2012 г. Иваново, 2012. Ч. 2. С. 48–55.
8. Зимина Н. П. К вопросу о полуобновленчестве как явлении в Русской Православной Церкви в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (1922–1923 гг.) // Материалы XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2012. С. 173–185.
9. Зимина Н. П. Полуобновленчество в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 3. С. 17–39.
10. Зимина Н. П. Исторические портреты. Епископ Аристарх (Николаевский) в коллизиях церковной истории 1920–1930-х гг. // Страницы истории Оренбургской епархии / Под общ. ред. Н. Стремского, прот. п. Саракташ, 2014. С. 234–256.
11. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М., 2006.
12. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно): В 6 т. Т. 3. С. 176–177.
13. Материалы по истории русской иерархии: Статьи и документы. М., 2002.
14. Никитин И. В. Оренбургская епархия в 1922–1938 гг. // Страницы истории Оренбургской епархии / Под общ. ред. Н. Стремского, прот. п. Саракташ, 2014. С. 186–233.
15. Осипова И. И., сост. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России // Церковно-исторический вестник. 1999. № 2/3. С. 4–198.
16. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Кн. 9.
17. Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917–1995. СПб., 1995.

Данные об авторе

Зимина Нина Павловна