В статье рассматривается деятельность приходского духовенства Воронежской епархии на поприще народного образования во второй половине XIX — начале XX в. На основе архивных и опубликованных источников автор на примере Воронежской епархии анализирует вклад православных священно-церковнослужителей в повышение грамотности населения путем создания церковно-приходских школ. Подавляющее число крестьян не имело совершенно никакого образования. Среди населения Воронежской губернии распространялись грубые суеверия и предрассудки. Местные органы самоуправленияпроводили работу по распространению народных школ, но их усилий явно не хватало. К тому же учителя земских школ не отличались лояльностью к традиционным православным ценностям, предпочитая приобщать детей к новым прогрессивным» идеалам. Специально для более эффективной работы церковные власти восстановили штатнуюдьяконскую должность в структуре православных причтов. В 1884 г. правительство Александра III призвало Церковь внести свой вклад в распространение просвещения среди крестьянского населения империи. Клирики, понимая всю важность возложенной на них ответственности, активно включились в работу по широкому открытию церковно-приходских школ. Приходские пастыри вели работу по разъяснению крестьянам важности получения начал образования. В данной статье анализируется работа духовенства Воронежской епархии по развитию церковно-школьного дела, рассматриваются какположительные аспекты в деятельности приходских причтов, так и явные недоработки. Автор приходит к выводу, что священнослужители вносили значительный вклад в развитие народного образования, несмотря на отсутствие значимой поддержки со стороны государства, неприятие церковно-школьного дела земствами, трудности, связанные с тяжелым материальным положением самих клириков.
Православная Церковь, Российская империя, Воронежская епархия, приходское духовенство, церковно-школьное дело, народные школы, земства.
1. Благовидов Ф. В. Деятельность русского приходского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II. Казань: Типография Императорского университета, 1891.
2. Никольский П. В. Церковно-приходские школы Воронежской епархии с 1884 года // Воронежские епархиальные ведомости. 1906. № 16. С. 750–768; № 18. С. 812–823; № 20. С. 876–890; № 23. С. 1006–1024; № 24. С. 1072–1088; 1907. № 5. С. 179–196; № 7. С. 229–251; № 10. С. 441–456; № 15. С. 489–508.
3. Петров С., архиеп. История Воронежской епархии от её учреждения и до 1960-х годов. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011.
4. Попов П., свящ. Участие земств в содержании церковных школ // Воронежские епархиальные ведомости. 1900. № 12. С. 521–531.
5. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. Церковные реформы в России 1860–1870-х годов. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1999.