/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :6 (61)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Герд Лора Александровна

Секуляризация имений восточных монастырей и церквей в Валахии и Молдавии в начале 1860-х гг. и Россия

Герд Л. А. Секуляризация имений восточных монастырей и церквей в Валахии и Молдавии в начале 1860-х гг. и Россия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 7-34

DOI: 10.15382/sturII201461.7-34
Настоящая статья имеет целью проследить в деталях, на основе неизданных архивных материалов, историю секуляризации так называемых преклоненных монастырских имений в Соединенных княжествах Молдавии и Валахии в правление Александра Кузы. Попытки (хотя и не имевшие результата) ограничить права иностранных владельцев имений предпринимались уже в первой половине XIX в. После Крымской войны, с ослаблением русского и усилением французского влияния, подобная политика могла рассчитывать на больший успех. Согласно XIII протоколу Парижской конференции 1858 г., княжества должны были решить спор с греками — владельцами имений. В случае затруднений дело предоставлялось международной комиссии. Комиссия начала свою работу в 1862 г. в Константинополе, но, как показывает ее хорошо сохранившаяся документация, она не достигла определенного результата. Русский представитель был единственным, кто последовательно защищал права греческих собственников, позиция Англии и Австрии колебалась, в то время как французский представитель возражал против любых попыток остановить секуляризацию. Непоследовательное поведение греческих патриархов и попытки Иоакима II обернуть дело в свою пользу только мешали его успеху. Не удался и другой проект — материальное возмещение стоимости имений, хотя греческие банкиры Константинополя были готовы его поддержать. Между тем Куза, пользуясь  поддержкой Наполеона III, произвел конфискацию земель. Это был один из существенных этапов в деле объединения Румынии и создания независимого национального государства.
преклоненные имения, Румынская Церковь, Православный Восток, внешняя политика России, Константинопольский патриархат, великие державы, Османская империя, Соединенные княжества, фанариоты, монастырская собственность.
1. Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904.
2. Виноградов В. В. Очерки общественно-политической мысли в Румынии. М., 1975.
3. Волков М. О посвященных монастырях // Голос. СПб., 1863. № 323. С. 127.
4. Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII — нач. XIX в. М., 1978.
5. Греков Ю. Румыния в лицах. Кишинев, 1996. С. 85.
6. Дружинина Е. И. Кючук-Кайнарджийский мир. М., 1955.
7. Краткая история Румынии с древнейших времен до наших дней / Л. Е. Семенова, В. Н. Виноградов и др. М., 1987.
8. Курганов Ф. А. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань, 1899.
9. Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. СПб., 1901. Т. 2.
10. Международные отношения на Балканах. 1856–1878. М., 1986.
11. Неклюдов В. Слово о посвященных монастырях // Московские ведомости. М., 1863. № 181. С. 3.
12. Положение Православной Церкви и монастырей в Молдавии. СПб., 1864.
13. Чертан Е. Е. Великие державы и формирование Румынского независимого государства. Кишинев, 1980.
14. Bobagno G. J. The Emergence of the Romanian National State, New York, 1979.
15. Bossy R. V. L’ Austriche et les Principautés Unies, Bucurest, 1938.
16. Davison R. H . 1976 “«Russian Skill and Turkish Imbecility»: the Treaty of Kuchuk Kainardji Reconsidered”, in Slavic Review, Sept. 1976, vol. 35/3, pp. 463–483.
17. [Ghika I.]. Mémoire sur les couvents Roumains placés sous l’invocation des Saints-Lieux d’ Orient, Bucurest, 1863.
18. Iancu C. 1974 “Napoleon III et la Politique Française à l’ égard de la Roumanie”, in Revue d’ Histoire Diplomatique, 1974, vol. 88/1–2, pp. 59–85.
19. Istoria Bisericii Romîne, Bucureşti, 1958.
20. Ivănescu D. 2011 “La France et la création de l’ État national Roumain modern”, in G. Leanca (ed.). La politique extérieure de Napoleon III, Paris, 2011, pp. 127–136.
21. Jelavich B. 1965 “Russia and the Double Election of Alexandru Cuza, 1858–1859. The letters of S. I. Popov to N. K. Giers” in Südost–Forschungen, 1965, Bd. 24.
22. Jelavich B. Russia and the Rumanian National Cause, 1858–1859, Bloomington: Indiana University, 1959.
23. Jelavich B. Russia and the Formation of the Romanian National State, 1821–1878, Cambridge, 1984.
24. Mémoire sur les Couvents Roumains, Constantinople, 1863.
25. Odobescu A. Étude sur les droits et obligations des monasteries dédiés aux Saint-Lieux, Bucurest, 1863.
26. Riker T. V., Oxon B. L. The Making of Roumania. A Study of an International Problem, 1836–1866, London, 1931.
27. Stamatopoulos D. 2008 “The Bulgarian schism revisited”, in Modern Greek Studies Yearbook, Minneapolis, 2008, pp. 106–120.

Герд Лора Александровна

Беглов Александр Львович

Как можно было реформировать православный приход в 1890-е годы? Епархиальные преосвященные о преобразовании приходских попечительств

Беглов А. Л. Как можно было реформировать православный приход в 1890-е годы? Епархиальные преосвященные о преобразовании приходских попечительств // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 35-57

DOI: 10.15382/sturII201461.35-57
В статье впервые в историографии в деталях анализируются отзывы епархиальных преосвященных о перспективах реформы приходских попечительств при православных церквах, представленные ими по требованию обер-прокуратуры в 1890-е гг. в контексте более общего преобразования православного прихода, планировавшегося К. П. Победоносцевым. Отзывы епархиальных властей о возможностях реформирования попечительств фактически были отзывами о возможностях приходской реформы, и именно в этом качестве они представляют значительный интерес. Автор приходит к выводу, чтоосновным лейтмотивом отзывов было стремление придать попечительствам более «церковный» характер. Но реализовать эту задачу архиереи предлагали двумя путями. Один из этих путей можно назвать «административным», другой — «органическим». Большая часть иерархов предлагала включить попечительства в существующую систему епархиального управления, подчинив их административному контролю со стороны благочинных и консистории. Другая группа иерархов (десятая часть от всех представивших отзывы) считала необходимым придать попечительствам характер добровольных приходских братств, тем самым выделив религиозно активный костяк прихода. В своих отзывах эта группа архиереев учитывала опыт западнорусских братств, а также организаций взаимопомощи, существовавших среди православных в Америке. Однако ни в том, ни в другом случае не решалась важная проблема приходской жизни — проблема эффективностиприходского хозяйства, которое в значительной степени находилось в зависимости от решений крестьянского схода. Преосвященные считали допустимым прибегать к помощи светских властей для осуществления соборов пожертвований с прихожан. И лишь немногие выступали за наделение приходских организаций правами хозяйственной самостоятельности.
История России XIX в., история Российской Православной Церкви, церковные реформы, реформа православного прихода, приходские попечительства, реформа приходских попечительств, мнения архиереев о приходской реформе, крестьянское самоуправление, крестьянский
1. Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. 1856–1904 гг. СПб., 2006.
2. Беглов А. Л. Законодательство Российской империи о православном приходе к началу 1890-х гг.: (Обзор основных законодательных актов) // Религии мира. История и современность. 2006–2010. М., СПб.: Издательство «Нестор», 2012. С. 371–388.
3. Беглов А. Л. Приходские попечительства при православных церквах Российской империи в 1890-е гг.: итоги 30-летнего развития // Российская история. 2014. № 6. С. 104–127.
4. Заозерский Н. А. Братское дело в православной России: По поводу брошюр господина Папкова и священника Фуделя о церковных братствах и приходских попечительствах // Богословский вестник. 1894. Т. 4. № 10. С. 174–197 (2-я пагин.).
5. Курляндский И. А. Законодательство Российской империи и проблемы церковной благотворительности: (1700–1917 годы) // Религии мира: История и современность. 2004. М., 2004. С. 175–181.
6. Панкрат Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы: (вторая половина XIX — начало ХХ столетия). М., 2011.
7. Папков А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902.
8. Полунов А. Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996.
9. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ: (Церковные реформы в России 1860–1870-х годов). М., 1999.
10. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898.
11. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1–2. М., 1996–1997.
12. Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700–1917. М., 2003.
13. Фудель И. И., свящ. К реформе приходских попечительств. М., 1894.
14. Фудель И. И., свящ. Основы церковно-приходской жизни. М., 1894.
15. 1983 “The Parish Clergy” in Freeze G. L. Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, CounterReform, Princeton, 1983.
16. Freeze G. L. 2001 “All Power to the Parish? The Problems and Politics of Church Reform in Late Imperial Russia”, in Madhavan K. Palat (ed.). Social Identities in Revolutionary Russia, Palgrave Macmillan (UK), 2001, pp. 174–208.

Беглов Александр Львович

Иконников Сергей Анатольевич

Деятельность Российского приходского духовенства по созданию церковно-приходских школ во второй половине XIX – начале XX в. (по материалам Воронежской епархии)

Иконников С. А. Деятельность Российского приходского духовенства по созданию церковно-приходских школ во второй половине XIX – начале XX в. (по материалам Воронежской епархии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 58-72

DOI: 10.15382/sturII201461.58-72
В статье рассматривается деятельность приходского духовенства Воронежской епархии на поприще народного образования во второй половине XIX — начале XX в. На основе архивных и опубликованных источников автор на примере Воронежской епархии анализирует вклад православных священно-церковнослужителей в повышение грамотности населения путем создания церковно-приходских школ. Подавляющее число крестьян не имело совершенно никакого образования. Среди населения Воронежской губернии распространялись грубые суеверия и предрассудки. Местные органы самоуправленияпроводили работу по распространению народных школ, но их усилий явно не хватало. К тому же учителя земских школ не отличались лояльностью к традиционным православным ценностям, предпочитая приобщать детей к новым  прогрессивным» идеалам. Специально для более эффективной работы церковные власти восстановили штатнуюдьяконскую должность в структуре православных причтов. В 1884 г. правительство Александра III призвало Церковь внести свой вклад в распространение просвещения среди крестьянского населения империи. Клирики, понимая всю важность возложенной на них ответственности, активно включились в работу по широкому открытию церковно-приходских школ. Приходские пастыри вели работу по разъяснению крестьянам важности получения начал образования. В данной статье анализируется работа духовенства Воронежской епархии по развитию церковно-школьного дела, рассматриваются какположительные аспекты в деятельности приходских причтов, так и явные недоработки. Автор приходит к выводу, что священнослужители вносили значительный вклад в развитие народного образования, несмотря на отсутствие значимой поддержки со стороны государства, неприятие церковно-школьного дела земствами, трудности, связанные с тяжелым материальным положением самих клириков.
Православная Церковь, Российская империя, Воронежская епархия, приходское духовенство, церковно-школьное дело, народные школы, земства.
1. Благовидов Ф. В. Деятельность русского приходского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II. Казань: Типография Императорского университета, 1891.
2. Никольский П. В. Церковно-приходские школы Воронежской епархии с 1884 года // Воронежские епархиальные ведомости. 1906. № 16. С. 750–768; № 18. С. 812–823; № 20. С. 876–890; № 23. С. 1006–1024; № 24. С. 1072–1088; 1907. № 5. С. 179–196; № 7. С. 229–251; № 10. С. 441–456; № 15. С. 489–508.
3. Петров С., архиеп. История Воронежской епархии от её учреждения и до 1960-х годов. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011.
4. Попов П., свящ. Участие земств в содержании церковных школ // Воронежские епархиальные ведомости. 1900. № 12. С. 521–531.
5. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. Церковные реформы в России 1860–1870-х годов. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1999.

Иконников Сергей Анатольевич

Цысь Валерий Валентинович; Цысь Ольга Петровна

Паломничество жителей Западной Сибири в Палестину в конце XIX – начале ХХ в.

Цысь О. П. Паломничество жителей Западной Сибири в Палестину в конце XIX – начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 73-90

DOI: 10.15382/sturII201461.73-90
Статья посвящена особенностям организации паломничества жителей Западной Сибири в Палестину в конце XIX — начале ХХ в. Предпринимается попытка рассмотреть мотивы, по которым отправлялись в паломничество сибиряки, организационные и бытовые трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Приводятся подробности пребывания паломников на Русских подворьях в Иерусалиме, раскрываются финансовые условия, делавшие возможным успешное путешествие в Палестину и обратно. На основе источников личного происхождения описываются впечатления жителей Западной Сибири от посещения Святых мест. Делается вывод, что среднее время пребывания паломника на Русских подворьях составляло около полумесяца, что условия их размещения, питания и др. достигли в начале ХХ в. достаточно высокого уровня. Отмечается, что число паломников из западно-сибирских губерний достигало нескольких десятков человек в год. Характеризуется социальный, возрастной состав паломников, местная специфика, заключавшаяся в преобладании среди богомольцев мужчин, наличии среди них небольшого числа представителей коренного населения Сибири. Отмечается, что подавляющее число паломников составляли крестьяне, лица пожилого возраста. Приводятся примеры того, как, вернувшись на Родину, паломники делились полученными впечатлениями, накопленным духовным опытом с родственниками, знакомыми, односельчанами. Показано, что в рассматриваемый период, благодаря деятельности Императорского Православного Палестинского общества, повышению качества обслуживания паломников, развитию путей сообщения поездки сибиряков в Палестину, хотя и не стали массовым явлением, но тем не менее утратили характер экстраординарного события.
Палестина, Императорское Православное Палестинское общество, паломничество, Западная Сибирь, Иерусалим, Русские подворья, оформление документов, дорожные расходы, условия и мотивы путешествия, транспорт.
1. Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005.
2. Вейсенсел П. Р. Сообщения русских крестьян-паломников о Палестине как отображение жизни русской сельской общины // Палестинский сборник. М. 1992. № 31 (94). С. 37–44.
3. Воробьева И. А. Русские миссии в Святой земле в 1847–1917 годах. М., 2001.
4. Дмитриевский А. А. Ночь под Рождество Христово в Иерусалиме в 1887 г. (из впечатлений очевидца) // СИППО. 1906. Т. XVII. Вып. 1. С. 85–93.
5. Дмитриевский А. А. Типы современных русских паломников в Святую Землю. 72-е чтение. СПб., 1912.
6. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882–1907. М.; СПб., 2008.
7. Дмитриевский А. А. Сельский пастырь — восторженный почитатель Св. Земли и щедрый жертвователь на ее нужды. Протоиерей Петр Прокофьевич Затворницкий (умер 25.01.1912 г.). СПб., 1913.
8. Лисовой Н. Н. Императорское Православное Палестинское общество: 125 лет служения Церкви и России // Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882–1907. М.; СПб., 2008. С. 371–432.
9. Поплавская Х. В. Народная традиция православного паломничества в России в XIX–XX вв. (По материалам Рязанского края): Дис… канд. ист. наук. М., 2000.
10. Самаровский петербуржец: письма земляков к Х. М. Лопареву / Ред.-сост. В. К. Белобородов. СПб.; Ханты-Мансийск, 2008.
11. Туринский свящ. С-л-х-в. О паломническом странствовании моем на Ближний Восток в Турции // Тобольские епархиальные ведомости. 190 лиц, останавливающихся на Русском Сергиевском подворье. 1906. № 16. Отдел неофиц. С. 422–425; № 20. С. 527–531; 1907. № 2. Отдел неофиц. С. 28–34; № 7. Отдел неофиц. С. 198–202; № 13. С. 373–380; № 17. Отдел неофиц. С. 493–501; 1908. № 12. Отдел неофиц. С. 214–215; № 16. Отдел неофиц. С. 302–306; 1909. № 7. Отдел неофиц. С. 177–184; № 12. Отдел неофиц. С. 296–303; № 13. Отдел неофиц. С. 339–343; № 17. Отдел неофиц. С. 460–463.
12. Устав Императорского Православного Палестинского общества (http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/ustav-imperatorskogo-pravoslavnogo-palestinskogo-obschestva-1882-g.html (дата обращения: 17.01.2014 г.)).

Цысь Валерий Валентинович


Цысь Ольга Петровна

Зимина Нина Павловна

«Полуобновленчество» в Патриаршей Церкви в середине 1920-х гг.: епископ Иаков (Маскаев) на Оренбургской кафедре (1923–1925)

Зимина Н. П. «Полуобновленчество» в Патриаршей Церкви в середине 1920-х гг.: епископ Иаков (Маскаев) на Оренбургской кафедре (1923–1925) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 91-112

DOI: 10.15382/sturII201461.91-112
Статья посвящена анализу церковной политики епископа Иакова (Маскаева) на Оренбургской кафедре в 1923–1925 гг. Показано, что еще до своей хиротонии он являлся сторонником двойственной тактики епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского), который признал ВЦУ, однако препятствовал деятельности уполномоченного ВЦУ по насаждению раскола. В этой связи хиротония Иакова (Маскаева) в марте 1923 г. на Орскую викарную кафедру рассматривалась как важный шаг по укреплению епископской власти в епархии в противовес тактике раскольников. Однако вопрос о законности хиротонии, совершенной обновленческими архиереями, был окончательно решен только в октябре 1923 г., когда Патриарх Тихон признал Иакова епископом Орским и назначил его временно управляющим Оренбургской епархией. В это же время под давлением ОГПУ епископ Иаков дал тайную подписку о подчинении обновленческому «синоду», от которого в ноябре 1923 г. получил указ о назначении правящим Оренбургским архиереем, не оглашенный в епархии. Тем самым он стал «тайным обновленцем», продолжая публично заявлять себя православным архиереем. Осенью 1923 г. епископ Иаков обнародовал «декларацию» с изложением своей новой, «полуобновленческой» церковной платформы, включающей отмежевание от контрреволюционной», политики Патриарха Тихона, административное подчинение обновленческому «синоду» при сохранении канонического послушания Патриарху, церковные реформы, объединение с раскольниками. Результатом действий епископа Иакова стала легализация Оренбургского епархиального управления уже в декабре 1923 г. Период «тайного обновленчества» епископа Иакова завершился в январе 1925 г., когда за отказ от открытого перехода в раскол он был обновленцами запрещен в священнослужении, смещен с кафедры и репрессирован. Анализ деятельности епископа Иакова позволил заключить, что основной целью его церковной политики, весьма спорной в каноническом отношении, была легализация епархиального управления при сохранении канонической и негласной административной связи с Патриархом Тихоном. «Декларация» епископа Иакова (Маскаева) открыла собой период церковной истории, связанный с «полуобновленческой» политикой многих архиереев, пытавшихся урегулировать правовое положение епархий с помощью серьезных компромиссов с властью. Этот период завершился в 1927 г. известной «Декларацией» митрополита Сергия (Страгородского), выступившего уже от имени всей Российской Церкви.
обновленческий раскол, проблема легализации Русской Православной Церкви в Советском государстве в 1920-е гг., «полуобновленчество», «тайное обновленчество», «полуобновленческие» церковные платформы, Оренбургская епархия, Орское викариатство, епископ Ари
1. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
2. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922–1925 гг. Новосибирск; М., 1998. Кн. 2.
3. Дамаскин (Орловский), игумен, Никитин Д. Н. Иаков (Маскаев), священномученик, архиепископ Барнаульский // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 480–481.
4. Жертвы политического террора в СССР. М., 2007 (сайт http://lists.memo.ru/).
5. Зимина Н. П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской православной епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (ноябрь 1922 г. — август 1923 г.) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 79–117.
6. Зимина Н. П. Иоанн (Поярков), архиепископ Уфимский и Давлекановский // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 435–438.
7. Зимина Н. П. К вопросу о роли епископа Андрея (Ухтомского) в борьбе с обновленческим расколом в Новгородской епархии в 1923 г. // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века: Материалы XI Междунар. науч. конф. Иваново, 15–16 февр. 2012 г. Иваново, 2012. Ч. 2. С. 48–55.
8. Зимина Н. П. К вопросу о полуобновленчестве как явлении в Русской Православной Церкви в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (1922–1923 гг.) // Материалы XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2012. С. 173–185.
9. Зимина Н. П. Полуобновленчество в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 3. С. 17–39.
10. Зимина Н. П. Исторические портреты. Епископ Аристарх (Николаевский) в коллизиях церковной истории 1920–1930-х гг. // Страницы истории Оренбургской епархии / Под общ. ред. Н. Стремского, прот. п. Саракташ, 2014. С. 234–256.
11. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М., 2006.
12. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно): В 6 т. Т. 3. С. 176–177.
13. Материалы по истории русской иерархии: Статьи и документы. М., 2002.
14. Никитин И. В. Оренбургская епархия в 1922–1938 гг. // Страницы истории Оренбургской епархии / Под общ. ред. Н. Стремского, прот. п. Саракташ, 2014. С. 186–233.
15. Осипова И. И., сост. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России // Церковно-исторический вестник. 1999. № 2/3. С. 4–198.
16. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Кн. 9.
17. Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917–1995. СПб., 1995.

Зимина Нина Павловна

Шишкин Евгений, священник

Русская Православная Церковь на оккупированных территориях Кавказа в августе 1942 – феврале 1943 г.

Шишкин Е. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях Кавказа в августе 1942 – феврале 1943 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 113-127

DOI: 10.15382/sturII201461.113-127
На материале Северного Кавказа и Кубани рассматриваются положение и деятельность Русской Православной Церкви в 1942–1943 гг. Битва за Кавказ и битва за Сталинград —переломные сражения Великой Отечественной войны — сопровождались на первом этапе оккупацией значительной части Юга России. Исследуются как трагические, так и позитивные грани церковной жизни на занятых неприятелем территориях. Показан процесс стихийной легализации православных общин и духовенства, поставленных советской властью вне закона в предшествующий период, прослеживаются судьбы православных как пастырей, возвращавшихся к служению и погибавших от рук нацистов,так и церквей, открытых для совершения богослужений и разрушенных гитлеровскими войсками. В центре внимания религиозная политика немецкого командования и особенности ее реализации в регионе, а также иерархические и юрисдикционные проблемы, вызванные обновленческим расколом, и их преломление в условиях военной повседневности. Отмечаются объединяющие процессы в церковной среде и делается вывод о формировании на локальном уровне предпосылок к преодолению церковных разделений 1920–1930-х гг.
Русская Православная Церковь, обновленческий раскол, Великая Отечественная война, оккупация, религиозная политика, Северный Кавказ, архиепископ Флавиан (Иванов), «архиепископ» Николай Автономов, митрополит Иосиф (Чернов).
1. Алексеев В. И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение. 1980. № 11–12; 1981. № 13–16; 1982. № 17–18.
2. Беглов А. Л. Последний бой обновленцев // Альфа и Омега. 2004. №2 (40). С. 205–214.
3. Беликов Г. А. Оккупация: Ставрополь. Август 1942 — январь 1943. Ставрополь: Фонд духовного просвещения, 1998. 152 с.
4. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М.: ИРИ РАН, 1999. 296 с.
5. Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945: Рассекреченные документы. Хроника событий. Краснодар: Диапазон-В, 2005. Кн. 1: 1941–1942. 814 с.
6. Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви //«Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики) / Сост. И. В. Соловьев. М.: Крутицкое подворье, 2002. С. 129–606.
7. Левитин А. Защита веры в СССР: рукопись, привезенная из Советской России. Париж, 1966. 101 с.
8. Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 — октябрь 1943 г.). Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2003. 563 с.
9. Обозный К. П. История Псковской Православной Миссии 1941–1944 гг. М.: Крутицкое подворье, 2008. 607 с.
10. Одинцов М. И. Власть и религия в годы войны. М.: Российское объединение исследователей религии, 2005. 540 с.
11. «О поддержке Православной Церкви не может быть и речи…». Церковная политика нацистской Германии на оккупированных территориях СССР. 1941–1945 гг. / Публ. М. В. Шкаровского // Источник. № 6. 2001. С. 75–86.
12. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов. Сборник документов. / Сост. М. В. Шкаровский. М.: Крутицкое подворье, 2003. 366 с.
13. Православная Церковь на Украине в период германской оккупации 1941–1944 гг. Документы и материалы // Нестор. №6 (2001, № 2). СПб., 2003. С. 314–345.
14. Советская повседневность и массовое сознание. 1939–1945. М.: РОССПЭН, 2003. 470 с.
15. Сомова И. Ю. Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны: Дис. ... канд. ист. наук. Пятигорск, 2004. 190 с.
16. Ставропольская и Владикавказская епархия: Справочник по приходам. Ставрополь: Ставропольский благовест, 2005. 139 с.
17. Трегубенко В. В. Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. — начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти: Дис. ... канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2013. 223 с.
18. Фефилин С. В. Взаимоотношения государства и религиозных организаций в 40-х — середине 50-х годов ХХ века: на материалах Краснодарского края: Дис. … канд. ист. наук. Майкоп, 2002. 235 с.
19. Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М.: Крутицкое подворье, 2000. 528 с.
20. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М.: Крутицкое подворье, 2005. 400 с.
21. Якунин В. Н. Положение и деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Самара: Самарский университет, 2001. 400 с.
22. Якунин В. Н. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Самара: Самарский университет, 2001. 243 с.

Шишкин Евгений, священник

ПУБЛИКАЦИИ

Смолякова Инна Николаевна

Письма священномученика Вениамина, митрополита Петроградcкого, святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России (вступ. ст., публ. и примеч.)

Смолякова И. Н. Письма священномученика Вениамина, митрополита Петроградcкого, святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России (вступ. ст., публ. и примеч.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 131-146

DOI: 10.15382/sturII201461.131-146
Данная публикация предлагает неизвестные ранее письма священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, адресованные Московскому митрополиту, а затем Святейшему Патриарху Тихону в сентябре 1917 г. — июле 1918 г. В письмах поднимаются актуальные вопросы церковной жизни в революционную эпоху
Петроградская епархия, Петроградская контора Св. Синода, Александро-Невская Лавра, Александро-Невское братство, Совет Народных Комиссаров, епископ Прокопий (Титов), епископ Геннадий (Туберозов), епископ Амвросий (Либин).

Смолякова Инна Николаевна

РЕЦЕНЗИИ

Косик Виктор Иванович

Рец. на кн.: Хорхордина Т. И., Попов А. В. Архивная эвристика: Учебник. Коломна, 2014.

Косик В. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 149-149 — Рец. на кн.: Хорхордина Т. И., Попов А. В. Архивная эвристика: Учебник. Коломна, 2014.
PDF

Косик Виктор Иванович