/

Захаров Георгий Евгеньевич

Развитие церковной организации в IV в. в свете современной православной и католической историографии


Захаров Г. Е. Развитие церковной организации в IV в. в свете современной православной и католической историографии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 5 (60). С. 123-138.

DOI: 10.15382/sturII201460.123-138

Аннотация

Настоящая статья посвящена интерпретации основных тенденций развития церковной организации в IV в. в современной православной и католической историографии. Анализ работ православных (протопр. Николай Афанасьев, протопр. Иоанн Мейендорф) и католических (В. Монакино, С. Фогель, В. Туми, К. Шатц, Ф. Дворник) церковных историков и богословов позволяет выделить ряд специфических конфессиональных предпосылок в интерпретации церковной истории IV в. Для православных авторов характерно акцентированное внимание к проблеме автономии локальной церкви, а также определенный «демократизм» в объяснении механизмов принятия общецерковных решений и критика идеи наделения тех или иных институтов полнотой власти над локальными церквами (будь то папская власть, власть собора или власть императора). В центре внимания католических авторов находится идея общения локальных церквей, при этом это общение определяет наличие в Церкви иерархии, во главе которой стоит Римский престол. Рост влияния Римской кафедры и постепенное юридическое оформление идеи примата рассматриваются как важнейшие инструменты борьбы Церкви за свою свободу от посягательств государственной власти, а также за свое единство, угрозой которому является возникновение на Востоке региональных союзов церквей, получивших впоследствии статус патриархатов. Таким образом, в работах конфессиональных историков можно наблюдать отзвуки православно-католической богословской полемики по вопросу о соотношении вселенского примата и региональной автокефалии в жизни Церкви.

Ключевые слова

конфессиональная историография, евхаристическая экклезиология, экклезиология общения, римский примат, арианский кризис

Список литературы

1. Афанасьев Н., протопр. Две идеи вселенской церкви // Путь. 1934. № 45. С. 16–29.
2. Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святого. Киев, 2010.
3. Афанасьев Н., протопр. Церковные соборы и их происхождение. М., 2003.
4. Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. СПб., 2007.
5. Захаров Г. Е. Вселенский собор как собрание епископов Востока и Запада в патристическом наследии и церковной практике IV века // XXIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2013. Т. 1. С. 249–253.
6. Захаров Г. Е. «…Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами»: Экклезиологическая проблематика в истории арианских споров. М., 2014.
7. Захаров Г. Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV — начало V в.). М., 2014.
8. Маттеи П. Африканские соборы в эпоху св. Киприана Карфагенского // XXIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2013. Т. 1. С. 242–249.
9. Маттеи П. Римский примат в восприятии африканских христиан: предыстория, содержание и исторические следствия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. № 4. С. 40–61.
10. Мейендорф И., протопр. Живое Предание: Свидетельство Православия в современном мире. М., 2004.
11. Суворов В., свящ. Проблема первенства в трудах протопресвитера Николая Афанасьева // Церковь и время. 2013. № 64.
12. Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 25–71.
13. Шмеман А., протопр. Знаменательная буря. Несколько мыслей об автокефалии, церковном предании и экклезиологии // Альфа и Омега. 1996. № 9/10. С. 141–164.
14. Dvornik F. Byzance et la primauté romaine, Paris, 1964.
15. Florovsky G. 1967 “The Authority of the Ancient Councils and the Tradition of the Fathers. An Introduction”, in Glaube, Geist, Geschichte. Festschrift für E. Benz zum 60. Geburtstage am 17 November 1967, Leiden, 1967, pp. 177–188.
16. Meyendorff J. 1957 “La primauté romaine dans la tradition canonique jusqu’au Concile de Chalcédoine”, in Istina, 1957, vol. 4, pp. 463–482.
17. Monachino V. 1972 “Communio e primato nella controversia ariana”, in Comunione interecclesiale collegialita-primato ecumenismo, Roma, 1972, pp. 319–377.
18. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom, (366–384). Leben und Werk, Tübingen, 2009.
19. Schatz K. La primauté du Pape. Son histoire, des origines à nos jours, Paris, 1992.
20. Twomey V. Apostolikos Thronos: The Primacy of Rome as Reflected in the Church History of Eusebius and the Historico-Apologetical Writings of Saint Athanasius the Great, Münster, 1982.
21. Vogel C. 1962 “Unité de l’Église et pluralité des formes historiques d’organisation ecclésiastique du IIIe au Ve siècle“, in Congar Y., Dupuy B.-D. (eds.) L’épiscopat et l’Église universelle, Paris, 1962. pp. 591–636.

Данные об авторе

Захаров Георгий Евгеньевич