В статье анализируется динамика государственно-церковных отношений в Эстонии в первые годы после ее включения в состав СССР. В 1944 г. религиозная ситуация в республике характеризовалась отличительными особенностями. Местное население, существовавшее до присоединения Прибалтики к СССР в атмосфере религиозной свободы, представляло для союзных властей новое явление, с которым приходилось считаться. Местные уполномоченные по делам РПЦ убеждали руководство в том, что в республике необходимо действовать осторожнее с учетом местной специфики. В статье рассматриваются также типичные особенности эстонского православия. Будучи второстепенной конфессией в крае, оно испытало на себе влияние лютеранских обычаев и обрядов. Национальная неоднородность паствы и языковой барьер определяли выбор кандидатуры правящего архиерея. В целом в 1944-1947 гг. церковно-государственные отношения в рес публике были стабильными. При этом политика государства в отношении местного православия была осторожной. В 1948-1949 гг. ситуация ухудшилась как в целом по стране, так и в Эстонии. Отличие было в методах. Например, в Эстонии было решено бороться с Церковью и духовенством прежде всего посредством коллективизации, которая проводилась в Прибалтике с начала 50-х гг. Коллективизация поставила в безвыходное положение сельские приходы и их духовенство, религиозная жизнь на селе стала угасать. Однако с прибытием из центральных областей СССР русскоязычного населения церковная жизнь в городах стала более оживленной. В результате эстонское православие постепенно изменяло свой национальный состав. Общесоюзные тенденции усиления гонений начала 1950-х гг. проявились и в Эстонии. Имели место аресты духовенства, закрытие храмов, началась кампания по закрытию Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Правящим эстонским архиереям удавалось продуманными и последовательными действиями поддерживать церковную жизнь в республике, однако с начала 1950-х гг. в отношении к Церкви на территории Эстонии стали активно проявляться общесоюзные тенденции
православие в Эстонии, православные приходы в Эстонии, Патриарх Алексий II, епископ Исидор (Богоявленский), епископ Павел (Дмитровский), епископ Роман (Танг), государственно-церковные отношения в Эстонии, православие в Прибалтике.
1. Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999.
2. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999.
3. Зотова-Печерская Т. Когда уводят в вечность. Жизнеописание епископа Печерского Иоанна (Булина). М., 2006.
4. Николай Балашов, прот., Игорь Прекуп, прот. Проблемы православия в Эстонии. О книге архимандрита Григория Папатомаса «Несчастье быть маленькой церковью в маленькой стране». Таллин, 2013.
5. Православие в Эстонии. Исследования и документы. Т. 2. М., 2010.
6. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999.
7. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005.