/

Афиногенов Дмитрий Евгеньевич

Арианские споры в гомилиях патриарха Фотия (гомилии XV и XVI)


Афиногенов Д. Е. Арианские споры в гомилиях патриарха Фотия (гомилии XV и XVI) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 4 (59). С. 28-39.

DOI: 10.15382/sturII201459.28-39

Аннотация

В двух гомилиях, посвященных арианским спорам (сохранившихся из первоначальных пяти), Фотий пользуется различными способами актуализации этой темы для широкой византийской аудитории, главным образом в связи с вопросом, который больше всего занимал патриарха во время его первого правления, — антииконоборческой полемикой. Арианство было избрано как чисто логическая параллель иконоборчеству, причем реальный постепенный рост этого движения сравнивается с теоретической конструкцией арианства, имеющей мало общего с действительными событиями IV в. Сравнение главы иконоборца Иоанна Грамматика с Арием в основном направлено на обоснование необратимого низложения иконоборческих священников, провозглашенного патриархом Никифором в 815 г. и проведенного в жизнь Мефодием в 843 г. Триадологические рассуждения в XVI гомилии на самом деле не относятся к полемике с filioque, а представляют собой изложение традиционных для Востока взглядов. Это обстоятельство, так же как и пристальное негативное внимание к Сардикийскому собору, указывает на 861 г., когда Фотию пришлось опровергать применимость 10 правила этого собора к своему поставлению в патриархи сразу из мирян.

Ключевые слова

свт. Фотий Константинопольский, византийская литература, арианские споры, антилатинская полемика, Сардикский собор.

Список литературы

1. Афиногенов Д. Е. Патриаршество св. Мефодия I (843–847): борьба за преемственность в Византийской Церкви // Византийский временник. Т. 57. 1997. С. 130–156.
2. Afinogenov D. (2003–2004) “The new edition of «The Letter of the Three Patriarchs»: problems and achievements”, in Symmeikta, 2003–2004, vol. 16, pp. 9–33.
3. Afinogenov D. (2010) “The condemnation of Anthony of Syllaion in 814: the procedure and the political context”, in Nomos. Kwartalnik Religioznawczy, 2010, vol. 71/72, pp. 9–16.
4. Afinogenov D. Mnogosložnyj Svitok: the Church Slavonic translation of the Letter of the Three Oriental Patriarchs to Emperor Theophilos, Parsis, 2014.
5. Alexander P. The Patriarch Nicephorus of Constantinople, Oxford, 1958.
6. Chryssostalis A. (2009) “La reconstitution d’un vaste traité iconophile écrit par Nicéphore de Constantinople (758–828)”, in Semitica et Classica, 2009, vol. 2, pp. 203–215.
7. Dvornik F. (1953) “The Patriarch Photius and Iconoclasm”, in Dumbarton Oaks Papers, 1953, vol. 7, pp. 67–97.
8. Jugie M. De processione Spiritus Sancti ex fontibus revelationis et secundum orientales dissidents, Rome, 1936.
9. Mango C. (1977) “The Liquidation of Iconoclasm and the Patriarch Photius”, in Iconoclasm. Papers given at the Ninth Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, 1977, pp. 133–140.

Данные об авторе

Афиногенов Дмитрий Евгеньевич