/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :3 (58)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Воронцова Ирина Владимировна

Дискуссия о христианизации повседневной жизни в среде петербургского духовенства 1907–1908 гг

Воронцова И. В. Дискуссия о христианизации повседневной жизни в среде петербургского духовенства 1907–1908 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 9-23

DOI: 10.15382/sturII201458.9-23
Революция 1905 г. породила в Русской Церкви движение за обновление церковной жизни. Под впечатлением революционных событий либерально настроенные клирики и миряне называли это движение «освободительным»: в это период действительно предпринимались попытки провести ряд реформ, которые освободили бы Церковь от чрезмерной государственной опеки. Но встречались и порывы иного рода «освобождения»: часть петербургского духовенства, заинтересовавшаяся укреплением роли христианства в повседневной жизни, задумалась о перспективах введения в круг пастырских обязанностей решение социальных вопросов. На эту тему в «Обществе любителей религиознонравственного просвещения в духе православной Церкви» состоялась дискуссия, участники которой в число форм церковного обновления включили официальное признание Русской Церковью «христианизации труда»; по их мнению, христианизация всех элементов повседневной жизни помогла бы привлечь в церковную ограду обособившиеся от Церкви социальные слои русского общества. Обсуждение форм и путей осуществления данной цели проходило на заседаниях петербургского духовенства 1907–1908 гг. Содержание дискуссии попало в печать и было растиражировано священником Владимиром Колачевым, переформулировано в некоторое «учение» и получило отклик в провинциальной прессе. Исследование этого прецедента в истории Русской Церкви подтверждает тенденцию к социологизации нравственного учения христианства в России в начале ХХ в. и к ослаблению традиционно-аскетического миропонимания его среди некоторых представителей белого духовенства.
дискуссия петербургского духовенства 1907–1908 гг., церковное движение, Иоанн Янышев, христианизация труда, социальное христианство, реформизм, неохристианство, обновленчество, священник Владимир Колачев
1. Отчет о деятельности общества [распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в С.-Петербурге] за 1908 г. (существования Общества двадцать восьмой) с приложением списков членов и Устава Общества. СПб., 1909. С. 137–138.
2. Воронцова И. В. Синтез науки и религии, опыта и веры в богословии архимандрита Феодора (Бухарева) // Вопросы философии. 2013. № 12. С. 68–77.
3. Зосима (Давыдов), игумен. Московская церковная революция, или Деятельность Московского общества любителей духовного просвещения в 1905–1908 года // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы. М., 2005. С. 407–408.
4. Новое или церковное христианство // Церковный вестник. 1907. № 19. 10 мая. C. 603–607.
5. Ореханов Ю. Л., диакон. К ранней истории обновленчества. Список членов «Братства ревнителей церковного обновления» // Богословский сборник ПСТБИ. М., 1999. № 3. С. 222–224.

Воронцова Ирина Владимировна

Иванов Сергей Николаевич,

Хронология обновленческого «переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам

Иванов С. Н. Хронология обновленческого «переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 24-60

DOI: 10.15382/sturII201458.24-60
В настоящей статье освещаются события, связанные с началом обновленческого раскола в Русской Православной Церкви, в частности попыткой группы лояльного советской власти духовенства захватить весной–летом 1922 г. высшую церковную власть. Публикуемые архивные документы существенно дополняют хронологию обновленческого «переворота», раскрывая обстоятельства переговоров между будущими раскольниками и представителями надзорных органов накануне встреч с Патриархом Тихоном на Троицком подворье в Москве. Результаты исследования позволяют считать научно обоснованным предположение об использовании властями приговора Московского Трибунала о расстреле 11 человек, в том числе 8 священников, для давления как на святителя Тихона, так и самих обновленцев в целях управляемого контроля последних. Научно доказанным фактом становится получение лидерами раскола, агитировавшими за добровольную сдачу богослужебных сосудов комиссиям Помгола, денежного вознаграждения от госорганов за работу по изъятию ценностей, что ранее лишь предполагалось в церковноисторических исследованиях на основании известной сметы расходов по изъятию церковных ценностей. Учитывая, что именно разногласия в духовенстве по вопросу изъятия ценностей были взяты Политбюро ЦК РКП(б) за основу при организации церковного раскола, данное обстоятельство вносит ясность в отношении настоящих мотивов громких заявлений указанных лиц о «помощи голодающим». Воссозданная в статье картина событий позволяет более корректно подойти к выводам о принятых в этот период патриарших решениях в области высшего управления.
Русская Православная Церковь, Патриарх Тихон, обновленческий раскол, Высшее Церковное Управление, Троицкое подворье, Канцелярия Синода, Государственное политическое управление, изъятие церковных ценностей, церковная революция, гонения на Церковь
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943. М., 1994.
2. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг.: В 2 кн. М.; Новосибирск., 1997–1998.
3. Иванов С. Н. О причинах передачи св. Патриархом Тихоном канцелярских дел группе священников в мае 1922 г. // Вестник ПСТГУ. Cерия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 3 (40). С. 17–35.
4. Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). М., 2002. С. 216.
5. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Крутицкое патриаршее подворье, Москва. Kűsnacht., 1996.
6. Одинцов М. И. «Видно не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний». Письма епископа Ямбургского Алексия (Симанского) митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) 1921–1922 гг. // Исторический архив. 2000. № 1. С. 77.
7. Патриарх Тихон в 1920–1923 годах: Аналитическая записка из Гуверовского архива / Публ. Е. В. Ивановой // Журнал Московской Патриархии. 2007. № 11. С. 60–96.
8. Передача власти патриархом Тихоном // Красная газета. 1922. 20 мая. № 111. С. 3.
9. Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921–1925 гг.). М., 2004.

Иванов Сергей Николаевич,

Шубкин Валерий Михайлович

Воинствующий атеизм как политика государства в предвоенные годы на территории Оренбургской (Чкаловской) области

Шубкин В. М. Воинствующий атеизм как политика государства в предвоенные годы на территории Оренбургской (Чкаловской) области // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 61-81

DOI: 10.15382/sturII201458.61-81
В статье рассматривается антирелигиозное наступление советской власти в Оренбургской (Чкаловской) области в период последних пяти предвоенных лет, а также раскрываются его методы и формы. Прослеживается переустройство жизни людей в соответствии с коммунистической моделью, освещен процесс закрытия приходов в городах и сельской местности. Приводятся факты варварского уничтожения церковного имущества Оренбургской епархии. Отражено противостояние верующего населения области органам советской власти в отстаивании своих интересов. Приводятся факты репрессий, проводимых государством в отношении священнослужителей и мирян, закончившихся разгромом церковной организации на территории всей области и ликвидацией Оренбургской епархии как структурной единицы Русской Православной Церкви. Рассказывается о подпольной церковной жизни верующих людей в условиях гонений за веру. В том числе рассматривается жизнь иноков и инокинь закрытых монастырей Оренбургской епархии в разных населенных пунктах Оренбургской области. Исследуется деятельность Союза воинствующих безбожников (СВБ) на областном и районном уровнях. Рассказывается о мероприятиях, проводимых центральными органами СВБ с целью оживления антирелигиозной агитации среди населения области перед началом Великой Отечественной войны. Прослеживается неоднократная попытка областного руководства Союза воинствующих безбожников покрыть всю территорию области первичными ячейками организации, которая в итоге закончилась полным провалом. Приводятся данные о проводимых областных конференциях Союза воинствующих безбожников. Рассматриваются примеры антирелигиозной агитации и пропаганды в трудовых коллективах фабрик и заводов, колхозах и совхозах, учебных заведениях области. Освещается агитационноатеистическая работа, проводимая в районных и областных газетах Оренбургской области. Исследуется тематика антирелигиозных статей, выходивших в местной прессе за пять предвоенных лет.
Оренбургская (Чкаловская) область, Оренбургская (Чкаловская) епархия, гонения на Церковь, газета «Оренбургская коммуна», газета «Чкаловская коммуна», епископ Варлаам (Козуля), Оренбургский Союз воинствующих безбожников (СВБ), антирелигиозная агитация и п
1. Дамаскин (Орловский) игумен. Гонения на Русскую Православную церковь в Советский период // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь М., 2000. С. 186.
2. Федорова А. В. Русская Православная Церковь на Южном Урале в 30–40-х гг. XX в. // Русская нация и русская идея: история и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 1. Оренбург, 1999. С. 155.
3. Судоргина Т. В. Колокола Оренбургской епархии. Оренбург, 2001.
4. Потапова А. Н. Религиозная политика Советского Государства и ее осуществление на Южном Урале в 1941–1958 гг. Оренбург, 2004.
5. Стремский Н., прот. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века. Саракташ, 1998. Кн. 1.
6. Стремский Н., прот. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века. Оренбург, 1999. Кн. 2.
7. Стремский Н., прот. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века. Оренбург, 2000. Кн. 3.
8. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.
9. Беглов А. Л. В поисках «Безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М., 2008.
10. Мишучков А. А. Духовная личность в современности: портрет схиархимандрита Серафима Томина // Личность в политических, экономических и культурных процессах Российской истории: Материалы XVII Всероссийской научно-теоритической конференции. М.: РУДН, 2013. С. 456.
11. Валишина Н. М. История гонений на Русскую Православную Церковь в г. Орске Оренбургской епархии в годы Советской власти в период с 1917 по 1964 г. Машинопись. М., 2012. Л. 60.
12. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005. С. 91, 97, 337.
13. Курников М. В. Деятельность союза воинствующих безбожников в Оренбургской области накануне Великой Отечественной войны // Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны. Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне: В 3 ч. Ч. 3. Оренбург, 2005. С. 43.
14. Потапова А. И. Деятельность союза воинствующих безбожников на Южном Урале накануне и в годы Великой Отечественной войны // Южный Урал в годы Великой Отечественной войны. Материалы региональной научной конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Оренбург, 2005. С. 179.
15. Хисамутдинова Р. Р. Антирелигиозная пропаганда среди населения накануне Великой Отечественной войны // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 1998. С. 198.
16. Жиромская В. Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестность. М., 2001.

Шубкин Валерий Михайлович

Седова Галина Владимировна; Просветов Ростислав Юрьевич

Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Латвии в 1948–1951 гг

Просветов Р. Ю. Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Латвии в 1948–1951 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 82-105

DOI: 10.15382/sturII201458.82-105
В статье рассматриваются основные этапы служения и архипастырской практики митрополита Вениамина (Федченкова) в Латвийской ССР после его возвращения на родину из Америки в 1948 г. За период управления Рижской епархией с 1948 по 1951 г. митрополит Вениамин последовательно выстраивал свои взаимоотношения с двумя уполномоченными Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР. Авторы, опираясь на широкий круг архивных источников, показывают, что при всей законопослушности митрополита главным для него была забота о сохранении внутренней церковной автономии в условиях жесткого советского прессинга и налаживании конструктивного взаимодействия с государством. Также внимание в статье уделено положению латышских приходов, мыслям архипастыря о будущем Православной Церкви в Латвии и его действиям по укреплению православия среди латышей в период управления Рижской епархией.
Латвийская Православная Церковь, отношение Церкви и государства, советский режим в Латвии в 1948–1951 гг., митрополит Вениамин (Федченков), Совет по делам РПЦ, «борьба за мир».
1. Вениамин (Федченков), митр. О конце мiра [Письма свящ. Александру в Париж] // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. 1997. № 1(12). С. 196–212.
2. Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940–1955): Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1952 гг. М., 1999.
3. Обозный К. П. История Псковской Православной Миссии. 1941–1944. М., 2008.
4. Онищенко А. Б. О роли и значении Совета по делам Русской Православной Церкви в 1943–1953 годах» // Церковь и время. 2011. № 55. Апрель–июнь. С. 144.
5. «Разработку Луки продолжаем…»: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и Крымская епархия. 1946–1961. М., 2011.
6. Силин Н. Н. Жизнь и деятельность митрополита Вениамина (Федченкова) в 1948–1961 гг. в контексте церковно-государственных отношений. Дис. … канд. богосл. Сергиев посад, 2010.
7. Шкаровский М. В., Соловьев И., свящ. Церковь против большевизма. М., 2013.
8. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.

Седова Галина Владимировна


Просветов Ростислав Юрьевич

ПУБЛИКАЦИИ

Семененко-Басин Илья Викторович

Архимандрит Тихон (Беллавин) и иеромонах Антонин (Грановский) в 1897 г.

Семененко-Басин И. В. Архимандрит Тихон (Беллавин) и иеромонах Антонин (Грановский) в 1897 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 109-113

DOI: 10.15382/sturII201458.109-113
Впервые публикуется письмо архимандрита Тихона (Беллавина), будущего Патриарха Московского и всея России, в поддержку библеиста иеромонаха Антонина (Грановского), будущего главы обновленческого раскола. Иеромонах Антонин был сотрудником архимандрита Тихона в стенах Холмской духовной семинарии; позднее их разделили события церковного раскола 1920-х гг. Публикация основана на документах дела об издании научной монографии иеромонаха Антонина «Книга Варуха», хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (Ф. 1184). Благодаря этому издательскому делу мы знаем, что в трудную минуту руку помощи ученому иеромонаху Антонину протянул его ректор, архимандрит Тихон. Выясняется значение данного источника в контексте истории дореволюционной русской библеистики и в связи с историей расколов в Русской Церкви 1920-х гг.
Тихон (Беллавин), Антонин (Грановский), церковное книгоиздание, Московская Синодальная типография, библеистика, Книга пророка Варуха, духовная семинария, переписка, конфликт, публикация, магистр богословия, церковный раскол.

Семененко-Басин Илья Викторович

Ильяшенко Николай Александрович

Состав иерархии Русской Православной Церкви в преддверии Большого террора. Список архиереев из архивно-следственного дела митрополита Серафима (Александрова) 1937 г.

Ильяшенко Н. А. Состав иерархии Русской Православной Церкви в преддверии Большого террора. Список архиереев из архивно-следственного дела митрополита Серафима (Александрова) 1937 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 114-146

DOI: 10.15382/sturII201458.114-146
Публикуется важный источник по истории русской иерархии — принадлежавший митрополиту Серафиму (Александрову) список архиереев Русской Православной Церкви. Список хранится в Архиве ДКНБ Республики Казахстан по Акмолинской области в его следственном деле. Список составлен в 1933–1934 гг. и отражает следующие характеристики епископов: дату рождения и хиротонии, сан, ученую степень, пребывание за границей, в отделении, на покое. Последним параметром обозначены те, кто епархией в действительности не управлял. Работа по фиксации изменений в среде русского епископата велась систематически; список обладает значительной полнотой. Во вступительной статье проанализированы принципы формирования списка и изменения в епископате, происходившие при смене высшей церковной власти. Также произведено сравнение данных документа с опубликованными документами Московской Патриархии за 1934 г., в результате чего сделаны следующие выводы: архиереев-обновленцев, григориан и поставленных за границей в списке нет, за редким исключением, объясняемым неосведомленностью составителя. Первых и вторых не признавали епископами Русской Церкви, о последних не имели сведений из-за затруднений в сношениях с заграницей. Оппозиционные митрополиту Сергию иерархи в списке есть, то есть, несмотря на прещения в отношении «отделившихся», де-факто их признавали полноценными, благодатными епископами. Массовые хиротонии позволяли до какого-то времени сдерживать убыль епископата. Власти препятствовали епископам управлять епархиями даже при компромиссной политике митрополита Сергия (Страгородского) во второй период его заместительства. В это время хиротоний совершается в несколько раз меньше, а новые архиереи резко выделяются по своим характеристикам среди других: они все солидарны с Заместителем, и хотя и подвергаются преследованиям власти, но все же меньше, чем остальные. Также в статье отмечено, что после революции 1917–1918 гг. общей тенденцией стало изменение требований к кандидатам на епископство: падает значение уровня образования
Русская Православная Церковь, Московская Патриархия, епископат, церковные расколы, репрессии, церковное делопроизводство, митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Серафим (Александров).

Ильяшенко Николай Александрович

РЕЦЕНЗИИ

Матисон Андрей Викторович

Записки провинциального священника — Рец. на кн.: Из истории провинциального духовенства: записки священника В. Ф. Владиславлева: Хрестоматия. Сост.: Д. А. Беговатов, Т. Г. Леонтьева. Тверь: СФК-офис, 2012

Матисон А. В. Записки провинциального священника // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 149-152 — Рец. на кн.: Из истории провинциального духовенства: записки священника В. Ф. Владиславлева: Хрестоматия. Сост.: Д. А. Беговатов, Т. Г. Леонтьева. Тверь: СФК-офис, 2012
PDF

Матисон Андрей Викторович

ХРОНИКА

Вопросы церковной истории ХХ в. на XXIV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ

Вопросы церковной истории ХХ в. на XXIV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 155-157
PDF