«Православное учение о спасении» — известная работа архимандрита Сергия (Страгородского),
защищенная им в качестве магистерской диссертации в Московской Духовной
академии в 1895 г., — по сей день признается эталонным сочинением в
области православного богословия. Между тем в первой половине XX в. она
подверглась резкой критике по меньшей мере двух видных представителей
церковной иерархии этого времени — священноисповедника Виктора
(Островидова) и архиепископа Серафима (Соболева). В предлагаемой статье
не только рассматривается их аргументация, но и предпринимается
собственное осмысление основных тезисов сочинения архимандрита Сергия.
Работа исследователя в данном случае осложняется большим количеством
святоотеческих текстов, которые приводятся архимандритом Сергием и
обилие которых затрудняет выявление его собственных оригинальных идей.
Тем не менее проведенный анализ позволяет утверждать, что диссертация не
содержит не только святоотеческого, но и сколько-нибудь ясного учения
ни о грехопадении, ни о состоянии человека после грехопадения, ни об
искуплении, ни об усвоении человеком плодов искупления. Кроме того,
иллюстрируемые в диссертации текстами святых отцов тезисы принадлежат не
столько им, сколько первым славянофилам, учителю и старшему другу
архимандрита Сергия архимандриту Антонию (Храповицкому), наконец,
Эммануилу Канту. Вследствие этого, в своем учении о том, что свобода
предваряет благодать, архимандрит Сергий приходит к опасной близости с
пелагианством. Указанные выводы понуждают признать правоту претензий,
предъявленных к работе архимандрита Сергия святителем Виктором
(Островидовым) и владыкой Серафимом (Соболевым).
Митрополит Сергий (Страгородский), епископ Виктор (Островидов), епископ Серафим (Соболев), Православное учение о спасении, новое богословие, святоотеческое предание, пелагианство, митрополит Антоний (Храповицкий), искупление.
1. Виктор (Островидов), священноисп. Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ / Публ. и вступ. ст. иерея Александра Мазырина // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып 3 (20). С. 136–147.
2. Виктор (Островидов), священноисп. [Странник] Новые богословы // Церковь. 1912. № 16. С. 381–383.
3. Сергий (Страгородский), архим. Православное учение о спасении: опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений свято-отеческих. Казань, 1898/
4. Серафим (Соболев), архиеп. Искажение Православной истины в русской богословской мысли. София, 1943.
5. Атоний (Храповицкий), митр. Избранные труды. Письма. Материалы. М., 2007.
6. Гнедич Петр, прот. Догмат искупления в русской богословской науке. М., 2007.
7. Янышев И. Л. Сущность христианства с нравственной точки зрения. СПб., 1887.
8. Катанский А. Л. Учение о благодати Божией в творениях древних Отцов и Учителей Церкви до блж. Августина. СПб., 1902.
9. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 2010.
10. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М., 2000. Т. 2. Вып. 8.
11. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 2003.
12. Колюпанов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева: В 2 т. М., 1889–1892. Т. 2.
13. Михаил (Грибановский), еп. Сочинения. Письма. Жизнеописания. М., 2011.
14. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1.
Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей