/

Михайлов Петр Борисович

Тайна истории у Оригена: конфликт интерпретаций


Михайлов П. Б. Тайна истории у Оригена: конфликт интерпретаций // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 16-30.

DOI: 10.15382/sturII201456.16-30

Аннотация

Предлагаемый материал представляет собой аналитический обзор наиболее ярких и по сути своей противоположных  интерпретаций богословия истории Оригена, принадлежащих христианским богословам и исследователям патристической мысли — современникам протоиерею Георгию Флоровскому и кардиналу Анри де Любаку. Оба подхода характеризуются масштабным и одновременно контекстуальным видением предмета. Как показывает разбор, за тем или иным истолкованием стоит определенная богословская позиция авторов, обусловленная во многом их собственным жизненным и интеллектуальным путем. Так, для Флоровского импульсом для обращения к исторической мысли Оригена послужили идейные столкновения его времени, а для де Любака таким мотивом оказалась потребность современного ему католического богословия в герменевтическом ресурсе древней христианской традиции. Сопоставление различных подходов и интерпретаций завершается краткой характеристикой сути исторической и герменевтической позиции Оригена. Как показывают последние исследования Б. Штудера, история для Оригена всецело заключена в Писании. Само значение греческого слова Ñστορία вомножестве текстов александрийского богослова связано по преимуществу с идеей повествования, рассказа о былом. Особенность Оригена в данном случае заключается всвое образном «библиоцентризме» его мысли, который в процессе его экзегетической деятельности оборачивается в системное толкование единственной истории, каковой является повествование Священного Писания. Оно охватывает первые мгновения бытия мира, сотворение человека, падение и долгий встречный путь человечества к Боговоплощению, которое собирает в себе все библейское свидетельство и ориентирует верующего на его окончательное исполнение в будущем веке.

Ключевые слова

богословие истории, рецепция Оригена, современное православное богословие, современное католическое богословие, герменевтика и экзегеза, Г. В. Флоровский, Анри де Любак

Список литературы

1. Блейн Э. Жизнеописание отца Георгия // Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М.: Прогресс — Культура, 1995. С. 7–240.
2. Любак А. де. Католичество: Социальные аспекты догмата / Пер. В. Зелинского. М.; Милан: Христианская Россия, 1992.
3. Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
4. Флоровский Г. В. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1998.
5. Флоровский Г. В. Метафизические предпосылки утопизма // Флоровский Г. В. Христианство и цивилизация: Избранные труды по богословию и философии. СПб.: РХГА, 2005. С. 197–228.
6. Флоровский Г. В. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор // Флоровский Г. В. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1998. С. 351–376.
7. Флоровский Г. В. Противоречия оригенизма // Там же. С. 292–302.
8. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж: YMCA-PRESS, 1988 (4-е изд.).
9. Crouzel H., Simonetti M. (1978) “Introduction”, in Origène. Traité des principes, 1978, SC. vol. 252/1, pp. 9–58.
10. Dorival G. (1987) “Nouvelles remarques sur la forme du Peri Archôn”, in Recherches augustiniennes, 1987, vol. 22, pp. 67–108.
11. Dorival G. (1987) “Remarques sur la forme du Peri Archôn”, in Recherches augustiniennes, 1987, vol. 22, pp. 33–46.
12. Harl M. (1961) “Recherches sur le Περὶ ἀρχῶν d’Origène en vue d’une nouvelle edition”, in Studia Patristica, 1961, vol. 3, pp. 57–67.
13. Harl M. (1975) “Structure et cohérence du Peri Archôn”, in Origeniana (I colloque international des études origéniennes. Montserrat, 18–21 septembre 1973), Bari, 1975, pp. 11–32.
14. Lubac H. de. Histoire et Ésprit. L’intelligence de l’Écriture d’après Origène, Paris: Aubier, 1950, pp. 16, 37–38.
15. Studer B. (2003) „Der Begriff der Geschichte im Schrifttum des Origenes von Alexandrien“, in Origeniana octava. Papers of the 8th International Origen Congress. Pisa, 27–31 August 2001, Leuven, 2003, vol. 1, pp. 757–777.
16. Studer B. Durch Geschichte zum Glauben: Zur Exegese und zur Trinitätslehre der Kirchenväter, R.: Pontifi cio Ateneo S. Anselmo, 2006.

Данные об авторе

Михайлов Петр Борисович