/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :6 (55)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Паромов Кирилл Яковлевич

Религиозно-политические искания С. Н. Булгакова (1905–1917): от «антихристова самодержавия» к «теократии Белого Царя»

Паромов К. Я. Религиозно-политические искания С. Н. Булгакова (1905–1917): от «антихристова самодержавия» к «теократии Белого Царя» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 7-30
PDF
В основу статьи легло утверждение крупного русского мыслителя, общественного и церковного деятеля С. Н. Булгакова о неразрывной связи всех аспектов человеческой деятельности с религией, которая определяет их сущностное содержание. Особый интерес здесь имеет политический аспект. Политическая позиция С. Н. Булгакова недостаточно изучена, тем более рано говорить о всестороннем ее осмыслении. Даже при беглом обзоре политически значимых деклараций бросаются в глаза кардинальные изменения в его отношении к русскому самодержавию, относящиеся к 1905–1917 гг. Одновременно менялся и религиозный настрой философа, оставлявшего окрашенный в христианские тона идеализм ради «веры отцов», православной церковности. Сергей Николаевич двигался в сторону приятия «исторической церкви» с ее далеко не однозначным наследием и многообразным опытом, внешне столь отличным от идеала первых христианских общин. Разумеется, такая эволюция не была лишена оригинальных черт, коренящихся в ранней революционности С. Н. Булгакова: для намечавшейся «симфонии» характерны апокалипсические интонации.
С. Н. Булгаков, Апокалипсис, русское самодержавие, теократия, «христианская политика», русская революция, «Кружок ищущих христианского просвещения», В. А. Тернавцев, Д. С. Мережковский
1. Gollerbah E. A. K nezrimomu gradu: Religiozno-filosofskaja gruppa «Put'» (1910–1919) v poiskah novoj russkoj identichnosti (To an Unseen City: Religious-Philosophical Group “Road” in Search of a New Russian Identity). SPb., 2000.
2. Kolerov M. (2002) „Zametki po arheologii russkoj mysli: Bulgakov, Novgorodcev, Rozanov“ (Notes for the Archeology of Russian Thought: Bulgakov, Novgorodcev, Rozanov), in Issledovanija po istorii russkoj mysli: Ezhegodnik za 2001–2002 gody. M., 2002, pp. 611–637.
3. Kolerov M. A. Ne mir, no mech. Russkaja religiozno-filosofskaja pechat' ot «Problem idealizma» do «Veh». 1902−1909. (Not Peace, but Sword. Russian Religious-Philosophical Press from “Problems of Idealism” to “Vehi”). SPb., 1996.
4. Lokteva O. K. (1993) “Neizvestnaja stat'ja S. N. Bulgakova (1904)” (Unknown Article of S. N. Bulgakov (1904)), in Rossija i Reformy, M., 1993, vol 2, pp. 66–76.
5. Reznichenko A. I. O smyslah imen: Bulgakov, Losev, Florenskij, Frank et dii minors (About the Sense of Names: Bulgakov, Losev, Florenskij, Frank et dii minors). M., 2012.
6. Sukach V. G. (2002) „Kommentarii“ (Commentaries), in Rozanov V. V. Polnoe sobranie «opavshih list'ev», Kn. 1. Uedinennoe, M., 2002, pp. 313–423.

Паромов Кирилл Яковлевич

Шевченко Татьяна Ивановна

К истории закрытия в Москве в 1920-е гг.подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

Шевченко Т. И. К истории закрытия в Москве в 1920-е гг.подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 31-71
PDF
Статья охватывает послереволюционный период жизни подворья Валаамского монастыря в Москве. Автор описывает политическую обстановку, сопровождавшую переговоры сотрудников Наркомюста и Моссовета по вопросу ликвидации церкви и часовни подворья, анализирует документы по данному вопросу и переписку приходского совета с настоятелем монастыря на Валааме, проясняет некоторые факты из жизни подворья и его насельников. Анализируются источники нескольких архивов — отечественных (ГА РФ, ЦИАМ, ЦГАМО) и находящихся в Финляндии (Архив Нововалаамского монастыря). В статье проводятся параллели между событиями, упоминаемыми в разных письмах и документах, выясняется двусмысленность роли, которую играли некоторые насельники подворья, ранее считавшиеся защитниками православия и борцами против обновленчества, автор проливает свет на то, почему подворье так долго оставалось действующим, когда многие церкви и монастыри в Москве были уже закрыты, и показывает, что заступничество правительства Финляндии не играло большой роли в защите подворья. В приложении даются документы, освещающие события, связанные с закрытием подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в г. Москве, информирующие о некоторых особенностях внутренней жизни подворья и его насельников. Документы относятся к периоду 1918–1923 гг. Особенно интересны ранее не публиковавшиеся источники, как, например, переписка сотрудников Наркомюста и Моссовета о судьбе подворья, текст «охранной грамоты» Финляндской миссии, письмо одного из насельников подворья к валаамскому настоятелю, в котором автор клевещет на начальника Московского подворья. Автор публикует также письмо председателя приходского совета подворья к Валаамскому настоятелю с опровержением клеветы; письма настоятеля о переезде братии из Москвы на Валаам в Финляндию.
гонения против Русской Православной Церкви, Валаамское подворье в Москве, закрытие храмов и монастырей, Валаамский монастырь, обновленчество, репрессии
1. Kovaleva I. I. (publ.) «Sud'ba jetoj registracii takova…» (Destiny of This Registration is…), in Vestnik PSTGU:II (Istorija. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi), 2009, vol. 1, pp. 73–78.
2. Pokrovskij N. N., Petrov S. G. (eds.). Arhivy Kremlja: V 2 t. Kn. 1: Politbjuro i Cerkov' 1922 –1925 gg. (Archives of Kremlin. Vol. 1: Politburo and Church in 1922–1925) M.: ROSSMPJeN; Novosibirsk: Sibirskij hronograf, 1997.
3. Damaskin (Orlovskij), ierom. Mucheniki, ispovedniki i podvizhniki blagochestija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi XX stoletija: Zhizneopisanija i materialy k nim (Martyrs, Confessors and Devotees of Russian Orthodox Church of XX Century: Vitas and Materials for Them). Tver': Bulat, 1999. T. 3.
4. Aleksandr Mazyrin diak, Goncharov V. A., Uspenskij I. V. (eds.) Izjatie cerkovnyh cennostej v Moskve v 1922 g.: Sb. dokumentov iz fonda Revvoensoveta Respubliki (Impressment of Church Values in Moscow in 1922: Collection of Documents from the Fund of Revvoensovet of the Republic). M.: PSTGU, 2006.
5. Kashevarov A. N. (2002) “Vysshee cerkovnoe upravlenie v 1918–1922 gg.” (Highest Church Administration in 1918–1922), in Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v XX veke (1917–1933 gg.). Materialy konferencii v g. Sjentendre (Vengrija) 13–16 nojabrja 2001. Petrozavodsk: Izdanie obiteli prp. Iova Pochaevskogo v Mjunhene, 2002, pp. 16–69.
6. Kashevarov A. N. Pravoslavnaja Rossijskaja Cerkov' i sovetskoe gosudarstvo (1917–1922) (Russian Orthodox Church and Soviet State (1917–1922)). M., 2005.
7. Petrov S. G. (2002) „Osvobozhdenie Patriarha Tihona iz-pod aresta: istochnikovedcheskoe izuchenie «pokajannyh» dokumentov“ (Liberation of Patriarch Tikhon from Arrest: Source Study of „Repentance“ Documents), in Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v XX veke (1917–1933 gg.). Materialy konferencii v g. Sjentendre (Vengrija) 13–16 nojabrja 2001. Petrozavodsk, 2002, pp. 213–237.
8. Solov'ev Il'ja, svjashh. „Dokumenty o poslednem periode zhizni i dejatel'nosti Patriarha Tihona (Bellavina)” (Documents about the Last Period of Life and Work of Patriarch Tikhon (Bellavin)), in Cerkov' i Vremja, 2009, vol. 3, pp. 245–247.
9. Hariton (Dunaev), ierom. Vvedenie novogo stilja v Finljandskoj Pravoslavnoj Cerkvi i prichiny nestroenij v monastyrjah (Leading of the New Style in Finnish Orthodox Church and Reasons of Problems in Monasteries). Arensburg, 1927.
10. Shevchenko T. I. Igumen Hariton. M., 2011.

Шевченко Татьяна Ивановна

Кострюков Андрей Александрович

К истории воссоединения с Московским Патриархатом приходов Западноевропейского экзархата в послевоенные годы (1945–1946)

Кострюков А. А. К истории воссоединения с Московским Патриархатом приходов Западноевропейского экзархата в послевоенные годы (1945–1946) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 72-84
PDF
В статье рассматриваются обстоятельства объединения между Московским Патриархатом и Западноевропейским экзархатом приходов русской традиции в 1945 г. Проведен анализ последующих обстоятельств, приведших стороны к разрыву в 1946 г. На основании ранее не публиковавшихся документов сделан вывод об изначальной непрочности объединения, совершенного поспешно и без учета специфических юрисдикционных особенностей экзархата. Серьезные проблемы на пути к единству были заметны еще в августе 1945 г., когда представитель Московского Патриархата митрополит Николай (Ярушевич) прибыл в Париж. Возражения против объединения основывались прежде всего на том, что Церковь в Отечестве продолжает находиться в порабощении атеистической государственной власти. Сторонники объединения на встрече с митрополитом Николаем аргументировали свою позицию, как правило, речами митингового характера. Несмотря на аргументы противников объединения, митрополит Евлогий согласился войти в состав Московского Патриархата. В последующие месяцы позиции противников единства серьезно укрепились, тем более что митрополит Евлогий оставался одновременно экзархом Вселенского и Московского Патриархов. Уже в феврале 1946 г. при рукоположении епископа Никона (Греве) последний присягнул не Московскому, а Константинопольскому патриарху. Серьезным ударом по единству стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1945 г. о предоставлении гражданства русским эмигрантам во Франции. В экзархате началось размежевание между теми, кто принял советское гражданство, и теми, кто от него отказался. При этом епархиальный совет, опасаясь ущемления свободы, готовил почву для будущего отделения от Московского Патриархата. В июле 1946 г. епархиальный совет составил меморандум о том, что политика дальнейшего сближения с СССР и Московской Патриархией грозит экзархату расколом. После смерти митрополита Евлогия разделение стало свершившимся фактом.
гонения против Русской Православной Церкви, Валаамское подворье в Москве, закрытие храмов и монастырей, Валаамский монастырь, обновленчество, репрессии.
1. Kosik V. Russkoe cerkovnoe zarubezh'e (Russian Church Emigration). M., 2008.
2. Niv'er A. Pravoslavnye svjashhennosluzhiteli, bogoslovy i cerkovnye dejateli russkoj jemigracii v zapadnoj i central'noj Evrope. 1920–1955 (Orthodox Clerics, Theologians and Church Figures of Russian Emigration in Western and Central Europe. 1920–1955). M.; Parizh, 2007.
3. Popov A. Rossijskoe pravoslavnoe zarubezh'e: istorija i istochniki (Russian Orthodox Emigration: History and Sources). M., 2005.
4. Solov'ev I. Cerkovno-istoricheskij vestnik, 1999, vol. 4–5.
5. Cypin V., prot. Istorija Russkoj Cerkvi 1917–1997 (History of Russian Church 1917–1997). M., 1997.
6. Shkarovskij M. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v XX veke (Russian Orthodox Church in XX Century). M., 2010.
7. Shkarovskij M. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' pri Staline i Hrushheve (Russian Orthodox Church by Stalin and Khrushchev). M., 2005.

Кострюков Андрей Александрович

ПУБЛИКАЦИИ

Сухова Наталия Юрьевна

«Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней...» (письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского к А. А. Дмитриевскому) (Продолжение)

Сухова Н. Ю. «Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней...» (письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского к А. А. Дмитриевскому) (Продолжение) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 87-110
PDF
В публикации представлены письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского, будущего архиепископа Василия, своему бывшему коллеге по академии профессору А. А. Дмитриевскому. Основное ядро сохранившихся писем охватывает период с марта 1908 по октябрь 1911 г. — очень непростой и противоречивый для российской высшей духовной школы. В них освещается деятельность и внутренняя жизнь академии, отношения членов корпорации в этот непростой период российской истории, затрагивается и внеучебная церковная деятельность профессоров академии — прежде всего в Киевском религиозно-просветительском обществе. Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.
Русская Православная Церковь, высшая духовная школа, Киевская духовная академия, епископ Василий (Богдашевский), А. А. Дмитриевский

Сухова Наталия Юрьевна

Милякова Лидия Борисовна; Зюзина Ирина Алексеевна

Нереализованный проект: Московский кремль как музейный город

Зюзина И. А. Нереализованный проект: Московский кремль как музейный город // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 111-126
PDF
Публикуемый документ «Проект приспособления здания Московского Кремля под музейный город» появился 17 июня 1917 г. в период работы Временного правительства. Авторами документа явились выдающиеся русские деятели культуры — архитектор Р. И. Клейн, искусствовед И. Э. Грабарь, коллекционер Е. Ф. Вишневский, профессор МГУ А. П. Ланговой, архитектор и коллекционер И. А. Кузнецов. Все они входили в состав Комиссии по охране Кремля и московских дворцов и приемке дворцового имущества (март 1917 — весна 1918 г.) при Московской городской думе. Проект носил уникальный масштабный характер: в нем предлагалось превратить Кремль в основной московский музейный центр, сосредоточив в нем все имевшиеся музейные и частные коллекции; его отличало прекрасное знание состояния кремлевских святынь и памятников и проработанность плана их музеефикации. Проект не был обсужден в прессе, не стал достоянием широкой общественности, однако отечественные историки о нем помнили.
Московский Кремль, музейный город, русские деятели культуры, коллекционеры, охрана памятников, комиссия по охране Кремля и московских дворцов, Р. И. Клейн, И. Э. Грабарь

Милякова Лидия Борисовна


Зюзина Ирина Алексеевна

Косик Ольга Владимировна; Кривошеева Наталия Александровна

Из истории Владимирской епархии. Епископ Афанасий (Сахаров) и епископ Дамиан (Воскресенский) (1925−1926)

Кривошеева Н. А. Из истории Владимирской епархии. Епископ Афанасий (Сахаров) и епископ Дамиан (Воскресенский) (1925−1926) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 128-150
PDF
Публикуемые ниже документы характеризуют церковную обстановку во Владимирской епархии в 1925−1926 гг., в частности в Переславском викариатстве. Они свидетельствуют о ситуации, сложившейся в связи с присоединением к Временному высшему церковному совету (григорианскому расколу) епископа Переславского Дамиана (Воскресенского). В феврале 1925 г. во Владимир из Зырянской ссылки вернулся епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), который принял на себя управление Владимирской епархией как первый помощник архиепископа Владимирского Николая (Добронравова), высланного в Москву. Однако вскоре по требованию ОГПУ в мае 1925 г. Владыка должен быть дать подписку о неуправлении епархией. В ноябре 1925 г. временно управляющим Владимирской епархией был назначен епископ Дамиан (Воскресенский). В середине декабря 1925 г. был образован при помощи ОГПУ раскольнический орган под названием Временный Высший церковный совет, в который вошел и епископ Дамиан. После этого епископ Афанасий взял на себя управление Владимирской епархией. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) обличил раскольников и запретил их в священнослужении. Епископ Дамиан вскоре понял свою ошибку, принес покаяние и был воссоединен с Православной Церковью. 15 января 1926 г. епископ Афанасий был арестован, после выхода из тюрьмы 15 марта 1926 г. Владыка призвал православных Владимирской епархии обращаться к епископу Дамиану. В документах раскрыта принципиальная позиция епископа Ковровского Афанасия, выступившего против раскола.
Григорианский раскол, ВВЦС, Переславское викариатство, Владимирская епархия, епископ Дамиан (Воскресенский), епископ Афанасий (Сахаров), обновленчество, гонения на Церковь

Косик Ольга Владимировна


Кривошеева Наталия Александровна

РЕЦЕНЗИИ

Кривошеева Наталия Александровна

«Не Богу ли повинуется душа моя...» — Рец. на кн.: Арсеньев Иоанн, протопр. Мои воспоминания / авт.-сост. В. А. Гончаров и М. Е. Колесова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 629 с.: ил

Кривошеева Н. А. «Не Богу ли повинуется душа моя...» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 153-155 — Рец. на кн.: Арсеньев Иоанн, протопр. Мои воспоминания / авт.-сост. В. А. Гончаров и М. Е. Колесова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 629 с.: ил
PDF

Кривошеева Наталия Александровна

ХРОНИКА

Кострюков Андрей Александрович

Конференция «Подвиг новомученикови исповедников Церкви Русской XX века» в Ярославле

Кострюков А. А. Конференция «Подвиг новомученикови исповедников Церкви Русской XX века» в Ярославле // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 159-161
PDF

Кострюков Андрей Александрович