/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :5 (54)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Петрушко Владислав Игоревич

Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II и его деятельность по возрождению церковной жизни Руси после монгольского нашествия

Петрушко В. И. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II и его деятельность по возрождению церковной жизни Руси после монгольского нашествия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 7-30
PDF
Статья посвящена митрополиту Киевскому и всея Руси Кириллу II и его деятельности, направленной на возрождение церковной жизни на Руси в период, последовавший после монгольского нашествия — с 1240-х гг. по 1280 г. Митрополит Кирилл был выходцем из западнорусских земель, выдвинутым на митрополичью кафедру Галицко-Волынским князем Даниилом Романовичем около 1242.1243 гг. Несмотря на то что митрополит Кирилл стал Предстоятелем Русской Церкви при активной поддержке Даниила Романовича, Первосвятитель большую часть времени проводил во Владимиро-Суздальской Руси. В дальнейшем митрополит оказывал большую поддержку великому князю Владимирскому св. Александру Невскому. Отношения Кирилла II с Даниилом Галицким, напротив, стали ухудшаться. Перемена в политической ориентации митрополита была связана прежде всего с разницей политических курсов, проводимых двумя крупнейшими русскими князьями: если Даниил ориентировался на латинский Запад в ожидании поддержки от Римского папы и европейских монархов, то св. Александр опасался агрессии западных крестоносцев и предпочел зависимость от Орды, которая, тем не менее, давала возможность сохранить русскую государственность и Православную веру. В статье рассматриваются причины, по которым Русские митрополиты начиная с Кирилла II фактически перестают жить в своем кафедральном городе — Киеве и начинают все более тяготеть к Владимиру. В статье говорится о поездках митрополита Кирилла, направленных на устроение церковной жизни в разоренных епархиях Русской Церкви. Рассмотрены обстоятельства, при которых были основаны новые Тверская и Сарайская епископии, а также отношения Русской Церкви и ханов Золотой Орды. Значительное внимание уделено проведенному митрополитом Кириллом во Владимире в 1273.1274 гг. церковному собору.
Русская Церковь, Древняя Русь, Орда, Митрополит Киевский и всея Руси, монгольское нашествие, Галицко-Волынское княжество, Владимирское великое княжество, митрополит Кирилл, св. Алексий
1. Berezhkov N. G. Hronologija russkogo letopisanija (Chronology of Russian Annals). M., 1963.
2. Bol'shakova S. A. (1976) “Papskie poslanija galickomu knjazju kak istoricheskij istochnik“ (Pope Letters to Prince of Galitsia as a Historical Source), in Drevnejshie gosudarstva na territorii SSSR. 1975 god. M., 1976, pp. 122-129.
3. Dombrovskij D. (2006) “Daniil Romanovich”, in Pravoslavnaja jenciklopedija. T. 14. M., 2006.
4. Zimin A. A. (1962) Kratkoe i Prostrannoe sobranija hanskih jarlykov, vydannyh russkim
mitropolitam (Short and Long Collections of Khans’ Yarlyks, Given to Russian Metropolits), in Arheografichesij ezhegodnik za 1961. M., 1962, pp. 28-40.
5. Matuzova V. I. Anglijskie srednevekovye istochniki IX-XIII vv. Teksty, perevod,kommentarij (English Mediaeval Sources for IX–XIII Cent. Texts, Translations, Commentaries). M., 1979.
6. Pashuto V. T. Vneshnjaja politika Drevnej Rusi (Foreign Politics of the Old Russia). M., 1968.
7. Pechnikov M. V. (2009) “K izucheniju sobornyh pravil 1273 g.” (To the Study of Council’s Rules of 1273), in Drevnjaja Rus': Voprosy medievistiki, 2009, vol. 4, pp. 97-107.
8. Pechnikov M. Marko Polo. M., 1997.
9. Poppje A. V. (1989) „Mitropolity Kievskie i vseja Rusi (988-1305 gg.)“ (Metropolits of Kiev and All Russia (988–1305)), in Shhapov Ja. N. Gosudarstvo i Cerkov' Drevnej Rusi X-XIII vv. M., 1989.
10. Prisjolkov M. D. Troickaja letopis'. Rekonstrukcija teksta (Troickaya Chronicle. Reconstruction of the Text). M.; L., 1950.
11. Rybinskij V. Mitropolich'ja kafedra s poloviny XIII do konca XVI v. (Metropolit’s Chair from the Middle of XIII till the End of XVI Cent.). Kiev, 1891.
12. Selart A. (2011) “Arhiepiskop Petr i Lionskij sobor 1245 goda” (Archbishop Petr and Lyon Council of 1245), in Rossica Antiqua. 2011, vol. 1, pp. 100-113.
13. Tomashivs'kij St. (1927) “Predtecha Isidora, Petro Akerovich, neznannij mitropolit rus'kij (1241-1245)” (Precursor of Isidor, Petro Akerovich, Unknown Metropolit of Rus’ (1241–1245)), in Analecta ordinis s. Basilii Magni. Zapiski china sv. Vasilija Velikogo, Zhovkva, 1927. vol. 2.
14. Shhapov Ja. N. Vizantijskoe i juzhnoslavjanskoe pravovoe nasledie na Rusi v XI-XIII vv. (Byzantine and South-Slavic Law Heritage in Rus’ in XI–XII Cent.) M., 1978.

Петрушко Владислав Игоревич

Кострюков Андрей Александрович

Экзарх Болгарской Церкви митрополит Стефан и Московская Патриархия

Кострюков А. А. Экзарх Болгарской Церкви митрополит Стефан и Московская Патриархия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 31-43
PDF
Статья посвящена последнему периоду церковно-административной деятельности митрополита Софийского Стефана (Шокова). Приводятся свидетельства современников о характере и личных качествах этого противоречивого иерарха. В 1945–1948 гг. митрополит Стефан был экзархом Болгарской Православной Церкви, принял участие в Совещании глав и представителей Автокефальных Православных Церквей 1948 г. Особенно важными и интересными представляются обстоятельства увольнения митрополита Стефана и его последующей ссылки. Переломным событием в судьбе экзарха стало совещание 1948 г. Являясь сторонником экуменизма, митрополит Стефан безуспешно пытался убедить в своей правоте патриарха Алексия и не допустить осуждения экуменических контактов Московским совещанием. Однако в Москве в те годы смотрели на экуменизм иначе. Советское руководство стремилось к созданию в Москве центра мирового православия, старалось противопоставить Московский Патриархат Константинополю, находившемуся под влиянием США и Великобритании. Поскольку Вселенский престол одобрял участие в экуменическом движении, то Московская Патриархия была вынуждена занять противоположную позицию. В этой связи участие Русской Церкви в экуменическом движении было невозможно. Митрополит Стефан, высказываясь за первенство Московского Патриархата в мировом православии, выступал за активное участие всех Поместных Церквей в экуменическом движении. Коммунистическое руководство приложило максимум усилий к тому, чтобы со стороны экзарха не прозвучало нежелательных заявлений на совещании. После окончания этого мероприятия судьба митрополита Стефана была решена. В том же 1948 г. он был уволен на покой и отправлен в ссылку. При этом Московская Патриархия не исключала возможности переезда митрополита Стефана в Россию и поселения его в каком-либо монастыре. Однако митрополит Стефан остался в Болгарии. Судьба экзарха лишний раз подтверждает, что независимая позиция иерарха в те годы грозила ему полным устранением от церковно-общественной жизни.
Русская Православная Церковь, Болгарская Православная Церковь, Патриарх Алексий I, митрополит Стефан (Шоков), Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей 1948 г., Совет по делам РПЦ
1. Bojkikeva A. Bolgarskaja Pravoslavnaja Cerkov'. Istoricheskij ocherk (Bulgarian Orthodox Church. Historical Survey). Sofija: 2005.
2. Blhova M. (2009) “Bolgarskaja Pravoslavnaja Cerkov' (1945-1953): rol' Jekzarha Stefana v vozrozhdenii Cerkvi” (Bulgarian Orthodox Church (1945–1953): Role of Exarch Stefan in the Rebirth of the Church), in Gosudarstvo, religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom, 2009, vol. 2, pp. 191-214.
3. Blhova M. (2009) “Jekzarh Stefan i novaja vlast': primirenie i protivostojanie” (Exarch Stefan and the New Power: Reconciliation and Confrontation), in Cerkov' v istorii Rossii, M., 2009, vol. 8, pp. 378-387.
4. Jovanovich M. Russkaja jemigracija na Balkanah 1920-1940 (Russian Emigration on Balkans 1920–1940). M., 2005.
5. Kadkandzhieva D. Blgarskata Pravoslavna Crkva i drzhavata: 1944-1953 (Bulgarian Orthodox Church and State). Sofija. 1997;
6. Kosik V. (2003) “Russkaja Cerkov' v Bolgarii (1940-1950-e gody)” (Russian Church in Bulgaria (1940–1950)), in Slavjanovedenie. 2003. № 6.
7. Kostrjukov A. (2010) „Predposylki uchastija arhiepiskopa Serafima (Soboleva) vo Vsepravoslavnom soveshhanii 1948 goda“ (Premises of Participation of Archbishop Serafim (Sobolev) in the Allorthodox Council of 1948), in Vestnik PSTGU: II, 2010, vol. 2 (35).
8. Lazov D. Ekzarh Stefan I: zhivot, apostolstvo i tvorchestvo (Exarch Stefan I: Life, Apostoly and Work). Sofija. 1947.
9. Pantev A. i dr. 100-te naj vlijatelni blgari v nashata istorija (Centenary of Bulgarian Influence in Our History). Sofija. 1997;
10. Pis'ma Patriarha Aleksija I v Sovet po delam Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi pri Sovete narodnyh komissarov — Sovete ministrov SSSR. 1945-1963 gg. (Letters of Patriarch Alexiy I to the Council for Cases of Russian Orthodox Church by Council of People’s Ministers of USSR, 1945–1963), vol. 1. M., 2009.
11. Stefan, mitr. (1938) „Nel'zja bol'she molchat'“ (We Can Keep Silence Any More), in Cerkovnaja zhizn'. 1938, vol. 2.
12. Shkarovskij M. Istorija russkoj cerkovnoj jemigracii (History of Russian Church Emigration). SPb, 2009.
13. Shpiller I. Vospominanija ob o. Vsevolode Shpillere (Memoires about f. Vsevolod Shpiller).

Кострюков Андрей Александрович

Гаврилин Александр Валентинович

Отношение советской власти к Латвийской Православной Церкви в 1940–1941 гг

Гаврилин А. В. Отношение советской власти к Латвийской Православной Церкви в 1940–1941 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 44-59
PDF
Анализ церковной политики советского режима на территории Латвии в 1940–1941 гг. до настоящего времени ограничивается выдвигаемым a priori тезисом об уничижительном отношении коммунистической идеологии к религии и Церкви. Автор считает необходимым проследить основные направления этой политики по отношению к Латвийской Православной Церкви (далее — ЛПЦ). По мнению автора, политику советской власти на территории Латвии по отношению к ЛПЦ в 1940–1941 гг. можно разделить на три основных периода: 1) июнь 1940 г. — январь 1941 г. — административное, психологическое и экономическое давление на верующих и духовенство; 2) февраль — май 1941 г. — жесткое психологическое давление и усиление налогового обложения церковного имущества; 3) июнь 1941 г. — начало открытых репрессий против духовенства. В 1940–1941 гг. происходит смена юрисдикции ЛПЦ — от ЛПЦ Константинопольского Патриархата до Латвийской епархии Московского Патриархата — и смена руководства Церкви — с митрополита Рижского и Латвийского Августина (Петерсонса) на главу экзархата Латвии и Эстонии митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского). В целом православные верующие и духовенство с достоинством пережили это сложнейшее для Церкви время, более того, развернутые против Церкви гонения способствовали большему сплочению верующих вокруг духовенства и духовенства вокруг церковного руководства в лице Епархиального совета и Экзаршего управления.
Латвийская Православная Церковь, отношение Церкви и государства, митрополит Сергий (Воскресенский), митрополит Августин (Петерсонс), советский режим в Латвии в 1940-1941 гг.
1. Vasil'eva O. Ju. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v politike sovetskogo gosudarstva v 1943-1948 gg. (Russian Orthodox Church in Politics of the Soviet State in 1943–1948) M., 2001.
2. Vorob'eva L. M. Istorija Latvii ot Rossijskoj imperii k SSSR (History of Latvia from Russian Empire to USSR). M., 2011.
3. Gavrilin A. V. (2010) “Ugolovnye dela pravoslavnyh svjashhennikov kak istochniki izuchenija stalinskih repressij na territorii Latvii” (Criminal Cases of Orthodox Priests as Sources for Study of Stalin Repressions in Latvia), in Cerkov' i vremja. Nauchno-bogoslovskij i cerkovno-obshhestvennyj zhurnal. 2010, vol. 3 (52).
4. Golikov A., svjashh., Fomin S. Krov'ju ubelennye. Muchenniki i ispovedniki Severo-Zapada Rossii i Pribaltiki (1940-1955) (Whitened by Blood. Martyrs and Confessors of North-West of Russia and Baltic Lands). M., 1999.
5. Odincov M. I. Vlast' i religija v gody vojny. Gosudarstvo i religioznye organizacii v SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. (Power and Religion in the Years of War. State and Religious Organizations in USSR in the Years of Great Patriotic Wars 1941–1945). M., 2005.
6. Pospelovskij D. V. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v XX veke (Russian Orthodox Church in XX Cent.). M., 1995.
7. Shkarovskij M. V. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' pri Staline i Hrushheve (Gosudarstvenno-cerkovnye otnoshenija v SSSR v 1939-1964 godah) (Russian Orthodox Church by Stalin and Khruchshev (State-Church Relations in USSR in 1939–1964)). M., 1999.
8. Bergmanis A. (2003) Latvijas iedzivotaju baumas par karu 1940.-1941. gada, in Latvijas Okupacijas muzeja gadagramata. Varas patvaja. Riga, 2003.
9. Dura D., Gundare I. (2007) “Okupacijas vara un Latvijas cilveks: izmainas sabiedribas psihologiskaja noskanojuma (1940-1941)”, in Latvij as Vesturnieku komisij as raksti. 10.sejums. Okupacij as rezimi' Latvija 1940.-1959. gada. Riga, 2007.
10. Okupacij as varu politika Latvij a, 1939-1991: Dokumentu krajums. Atbildigais redaktors E. Pelkaus. Riga, 1999.
11. Salnais V. (2007) “The Church in Latvia during Soviet Russian and German Rule”, in Ezergailis A. (ed.) Stockholm Documents. The German Occupation of Latvia. 1941-1945. What Did America Know? Latvijas Vesturnieku komisijas raksti. 5.sejums. Riga, 2007.
12. Strods Heinrihs. Metropolits Petersons. Dzive un darbs. 1873-1955. Riga, 2005.
13. Strods Hs. Metropolits Augustins Petersons. Dzive un darbs. 1873-1955. Riga, 2005.
14. Talonen J. Church under the Pressure of Stalinism. The development of the status and activities of Soviet Latvian Evangelical Lutheran Church during 1944-1950. Jyvaskyla, 1997. P. 12.
15. Trups-Trops H. Latvijas Romas Katolu Baznica komunisma gados. 1940-1990. Rigas Romas katolu metropolijas kurijas izdevums. 1992. 26.lpp.
16. Zagars E. (1970) “Revolucionaro tradiciju izmantosana komunistiskas audzinasanas darba Padomju Latvja 1940. un 1941. gada“, in Arheologija un etnografija, vol. 9. Riga, 1970.
17. Zelmenis Gints. (2007) “Kulturas parraudziba un cenzura Latvija padomju okupacij as apstakjos 1940.-1941.g.” in Latvijas vesture 20. gadsimta 40.-90.gados. Latvijas Vesturnieku komisij as
2006. gada petijumi. 21. sejums. Riga: Latvijas vestures instituta apgads. 2007.




Гаврилин Александр Валентинович

Просветов Ростислав Юрьевич

Епископальная Церковь Америки и ее влияние на переговорный процесс между Североамериканской митрополией и Московским Патриархатом в 1945–1947 гг

Просветов Р. Ю. Епископальная Церковь Америки и ее влияние на переговорный процесс между Североамериканской митрополией и Московским Патриархатом в 1945–1947 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 60-72
PDF
Статья посвящена контактам Епископальной Церкви Америки с Североамериканской митрополией и ее влиянию на переговорный процесс о примирении с Московским Патриархатом в 1945–1947 гг. Одним из результатов этого влияния стало устранение патриаршего экзарха в Америке митрополита Вениамина (Федченкова) от переговоров, а в дальнейшем и от управления экзархатом. Исследование опирается на документы Государственного архива Российской Федерации (фонд Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР), доклады митрополита Вениамина (Федченкова), а также периодическую печать того времени, выходившую на русском языке в США.
Североамериканская митрополия, Североамериканский экзархат Московского Патриархата, Протестантская Епископальная Церковь в Америке, Русская Православная Церковь Заграницей, Православная Церковь в Америке
1. Efimov A. B., Lavsaeva O. V. Aleutskaja i Severo-Amerikanskaja eparhija pri svjatitele Tihone (Aleut and North American Diocese by St. Tikhon). M., 2012.
2. Kostrjukov A. A. (2011) “"Krasnyj" vladyka russkogo zarubezh'ja. Mitropolit Veniamin (Fedchenkov) i ego administrativnaja missija” (“Red” Bishop of Russian Emigration. Metropolit Veniamin (Fedchenkov) and His Administrative Mission), in NG-religii (21.12.2011) [Jelektronnyj resurs]: http://religion.ng.ru/history/2011-12-21/6_veniamin.html.
3. Kurkov N. V. (2000) “Vseamerikanskij pravoslavnyj cerkovnyj Sobor 1946 g.” (Allamerican Orthodox Church Council of 1946), in Ezhegodnaja bogoslovskaja konferencija PSTBI: Materialy 2000, pp. 423-427.
4. Kurljandskij I. A. Stalin, vlast', religija (religioznyj i cerkovnyj faktory vo vnutrennej politike sovetskogo gosudarstva v 1922-1953 gg. (Stalin, Power, Religion (Religious and Church Factors in the Inner Politics of the Soviet State in 1922-1953)). M., 2011.
5. Liberovskij A. P. (2000) “Pravoslavnaja Cerkov' v Amerike: svjatye i sobory” (Orthodox Church in America: Saints and Councils), in Ezhegodnaja bogoslovskaja konferencija PSTBI: Materialy 2000 g, pp. 413-423.
6. Mat'ju Nami. Dannye istoricheskoj perepisi pravoslavnyh v Amerike (Data about Historical Census of Orthodoxies in America), in http://www.pravmir.ru/dannye-istoricheskoj-perepisi-pravoslavnyx-v-amerike.
7. Pis'ma patriarha Aleksija I v Sovet po delam Russkoj pravoslavnoj cerkvi pri Sovete narodnyh komissarov — Sovete ministrov SSSR. 1945—1970 gg. (Letters of Patriarch Alexiy I to Council for Cases of Russian Orthodox Church by the Council of People Commisars — Council of People Ministers 1945–1970). M., 2009. T. 1.
8. Pospelovskij D. V. Russkaja pravoslavnaja cerkov' v XX veke (Russian Orthodox Church in XX Cent.). M., 1995.
9. Herbel O., Fr. Federated Orthodox Greek Catholic Primary Jurisdictions in America, in http://
orthodoxhistory.org/2009/12/02/federated-orthodox-greek-catholic-primary-jurisdictionsin-america/.
10. Stokoe M., Kishkovsky L., Very Rev. Orthodox Christians in North America, 1794-1994, in
http://oca.org/history-archives/orthodox-christians-na/chapter-8.

Просветов Ростислав Юрьевич

ПУБЛИКАЦИИ

Сухова Наталия Юрьевна

«Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней» (Письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского к А. А. Дмитриевскому)

Сухова Н. Ю. «Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней» (Письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского к А. А. Дмитриевскому) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 75-107
PDF
В публикации представлены письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского, будущего архиепископа Василия, своему бывшему коллеге по академии профессору А. А. Дмитриевскому. Основное ядро сохранившихся писем охватывает период с марта 1908 по октябрь 1911 г., очень непростой и противоречивый для российской высшей духовной школы. В них освещается деятельность и внутренняя жизнь академии, отношения членов корпорации в этот сложный период российской истории, затрагивается и внеучебная церковная деятельность профессоров академии — прежде всего в Киевском религиозно-просветительском обществе. Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.
Русская Православная Церковь, высшая духовная школа, Киевская духовная академия, епископ Василий (Богдашевский), А. А. Дмитриевский

Сухова Наталия Юрьевна

Мазырин Александр Владимирович, священник

«Москва в недоумении около моего имени.» К истории раскольнической деятельности епископа Бориса (Рукина)

Мазырин А. В. «Москва в недоумении около моего имени.» К истории раскольнической деятельности епископа Бориса (Рукина) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 108-127
PDF
Публикация содержит выявленное в архиве Санкт-Петербургской митрополии послание к духовенству и мирянам Московской епархии основоположника григорианского раскола епископа Бориса (Рукина). Послание написано в апреле 1926 г., в период активных, но безуспешных попыток епископа Бориса утвердиться в качестве управляющего столичной епархией, и представляет собой его развернутую и в то же время сумбурную автоапологию.
Московская епархия, григорианский (борисовский) раскол, ВВЦС, легализация Русской Православной Церкви

Мазырин Александр Владимирович, священник

РЕЦЕНЗИИ

Гайда Федор Александрович

Священство и царство в жанре фэнтези — Рец. на кн.: Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX в — 1918 г.). Исследования и материалы. М.: Индрик, 2011

Гайда Ф. А. Священство и царство в жанре фэнтези // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 131-143 — Рец. на кн.: Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. — 1918 г.). Исследования и материалы. М.: Индрик, 2011
PDF

Гайда Федор Александрович