Статья посвящена представлениям африканских христиан III–VII вв. о римском примате. Траектория исторического развития, которую мы здесь обозначим, проста. Определяющую роль в формировании африканского взгляда на римский примат сыграл Киприан, который был близок к Иринею, но в иной плоскости. Тертуллиан показал и в этом вопросе свой специфический характер. Для Киприана, учение о Церкви которого соответствовало тому, что в современном богословии называется «экклезиологией общения», ап. Петр был первым поставлен Христом, чтобы явить единство. Римская же Церковь,
хранящая память о Петре, являет собой центр кафолического общения. Петр не превосходит других апостолов, и первенство Римской Церкви не предполагает наделение ее высшей вероучительной или дисциплинарной властью. Оптат и даже Августин были, в сущности, только продолжателями Киприана, хотя их воззрения и носили отпечаток оригинальности, и они адаптировали его идеи исходя из исторической реальности своей эпохи. Они, в свою очередь, тоже имели продолжателей в лице африканских авторов последующих поколений (до VI в.). Африканская экклезиология не утратила свое влияние и в раннее Средневековье, и в современную эпоху. Сегодня ее изучение может иметь особое значение, как во внутренней жизни Католической Церкви, так и в экуменическом диалоге между Церквями, сохранившими преемство епископата.
римский примат, христианская Африка, Киприан, Августин, раннехристианская экклезиология
Маттеи Поль