В статье рассматривается история двух общественных начинаний по совершенствованию народного образования в середине — начале второй половины 1890-х гг. Одним из таких начинаний явилась попытка преобразовать уже существовавшие к началу царствования Николая II комитеты грамотности, проводившие либеральную (и даже радикально-либеральную) политику, в общегосударственную организацию — Российское общество ревнителей просвещения народа. Автор уточняет сложившееся в историографии представление о том, что деятельность комитетов грамотности была свернута исключительно по политическим мотивам, и доказывает важную роль в этом процессе межведомственных противоречий. Другая инициатива заключалась в выстраивании массовой образовательной организации — Общества ревнителей русского исторического просвещения. В статье приводится неизвестная прежде информация о вехах становления этой структуры, а также анализируются причины ее неудачи.
император Александр III, император Николай II, великий князь Сергей Александрович, великий князь Константин Константинович, председатель Комитета министров, министр внутренних дел, обер-прокурор Святейшего Синода, министр финансов, Н. Х. Бунге, И. Л. Гор