Автор отталкивается от мысли о. П. А. Флоренского о лежащей в основе экклесиологических и церковно-политических построений старших славянофилов и в особенности их «вождя» А. С. Хомякова идее народного суверенитета. Церковь, подлинное бытие, понимается здесь как совершенная общественная организация, существующая в единстве и равенстве своих членов, связанных нравственным законом взаимной любви. Отсюда определенная условность в представлениях об иерархической структуре Церкви, неизбежно получающей «утилитарное», «прикладное» значение. Подобный характер тем более присущ царской власти, рассматриваемой исключительно в политическом контексте, который, согласно славянофилам, всегда вторичен, являясь следствием развития религиозно-нравственной жизни. Флоренский же указывает на народно-религиозное представление о сверхъестественном происхождении и границах самодержавия — уровня, на котором происходит «освящение человеческой функции власти».
царская власть, самодержавие, народный суверенитет, общественная организация, нравственный закон, единство и равенство в Церкви, церковная иерархия