В настоящей статье рассматриваются представления византийских богословов и церковных деятелей 1-ой пол. XV в. о критериях Вселенского Собора в связи с полемикой о Флорентийской унии. В рассмотрение по необходимости также включена экклезиологическая традиция предшествующего столетия, отраженная в документах переговоров с Римом о церковной унии и антилатинских сочинениях архиеп. Нила Кавасилы. Также кратко рассматриваются итоги византийского богословского развития, сформулированные в первые десятилетия османского владычества. Автор показывает, что православные богословы поздневизантийского периода, следуя традиции, восходящей еще к 1-му тысячелетию, действительно признавали (вопреки расхожим представлениям) существование строгих формальных критериев Вселенского Собора, которые определялись в их глазах концепцией «Пентархии» древних Патриархатов: Вселенским считался Собор, принятый представителями Церквей Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. При этом иным локальным Церквам отводилась второстепенная роль. Значение индивидуальных епископий и вовсе нивелировалось; субъектом церковной деятельности выступал Патриархат. Эта система экклезиологических представлений к XV в. уже в некоторой степени не отвечала требованиям реальности; тем не менее, благодаря ее коллегиальному характеру она дала Православной Церкви возможности преодолеть кризис, вызванный Флорентийской унией. Неприятие тех учений Римской Церкви, в которых она отклонилась от православной догматики, со стороны патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима, отвержение ими унии (подтвержденное в том числе соборно в Иерусалиме в 1443 г.) и поддержка ее оппонентов в Константинопольском Патриархате сыграли в этом процессе определяющую роль. Благодаря этому Ферраро-Флорентийский собор не мог считаться Вселенским с точки зрения византийской традиции. В то же время развитие экклезиологической мысли в 1-ой пол. XV в. укрепило православных богословов в убеждении, что Вселенский Собор возможен и без участия Рима. «Пентархия» таким образом переходила в «Тетрархию».
греко-латинская полемика, Ферраро-Флорентийский собор, Вселенские Соборы, экклезиология, Пентархия, уния, патриархи
Статья подготовлена в рамках проекта «Соотношение идеи вселенского первенства с региональной консолидацией епископата в IV –VI вв.», осуществляемого при поддержке Фонда «Живая традиция».