/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :106

ИССЛЕДОВАНИЯ

Пашков Дмитрий Вадимович, протоиерей

Модернизирующее церковное правотворчество св. императора Юстиниана на примере регулирования провинциальных соборов

Пашков Д. В. Модернизирующее церковное правотворчество св. императора Юстиниана на примере регулирования провинциальных соборов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 106. С. 11-24

DOI: 10.15382/sturII2022106.11-24
Церковные соборы доникейской эпохи не имели ни четкой периодичности, ни строго определенной компетенции. Их компетенция была очень широка, практически безгранична: вопросы веры, дисциплины, календаря, практики совершения Таинств. Неупорядоченным местным соборам доникейской эпохи пришли на смену провинциальные соборы эпохи Вселенских Соборов. В 325 г. на Никейском Соборе был утвержден ряд правил для соборов провинций: они должны были созываться дважды в год, состоять из епископов одной, отдельно взятой провинции, проходить в провинциальном гражданском центре (митрополисе), а их компетенция ограничивалась судопроизводством второй инстанции. Дальнейшее церковное законодательство не расширило отчетливо этой компетенции, хотя не исключено, что такие соборы занимались не только судом, но решали и доктринальные проблемы. Положенная Никейскими канонами частота «дважды в год» становится обременительной из-за значительных размеров некоторых провинций. Новеллы Юстиниана I впервые отчетливо очертили компетенцию «провинциального» собора. Император включил в круг рассматриваемых вопросов не только судебные, но и канонические, и вероучительные темы, а регулярность их проведения установил более редкой, - один раз в год. Модернизирующая законодательная деятельность св. императора Юстиниана оказалась полезной и получила признание со стороны церковной иерархии.
каноническое право, церковное право, провинциальный собор, епископ, митрополит, церковный суд, компетенция, регулярность, императорское церковное законодательство, император св. Юстиниан I, новеллы, Codex Encyclius, император Лев I
  1. Маттеи П. Африканские соборы в эпоху св. Киприана Карфагенского / пер. с фр. Г. Е. Захарова // Собор и соборность: К столетию начала новой эпохи / отв. ред. А. В. Анашкин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. С. 7–27.
  2. Покровский А. И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков. Сергиев Посад, 1914.
  3. Dvornik F. Byzantium and the Roman Primacy // The American Ecclesiastical Review. 1961. Vol. 144. № 5. P. 289–312.
  4. Histoire du christianisme des origines à nos jours / Mayer J.-M., Pietri Ch., Pietri L., Vauchez A., Venard M., éds. P.: Desclé e: T. 2: Naissance d’une chrétienté (250–430), 1995; T. 3: Les Églises d’Orient et d’Occident (432–610), 1998.
  5. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford: The Clarendon Press, 1961.
  6. Métivier S. La Cappadoce (IVe–VIe siècle). Une histoire provinciale de l’Empire romain d’Orient (Byzantina Sorbonensia, 22). P.: Publications de la Sorbonne, 2005.
  7. Schnitzler Th. Im Kampfe um Chalcedon. Geschichte und Inhalt des Codex Encyclius von 458 (Analecta Gregoriana. Vol. XVI. Series facultatis theologiae. Sectio B (№ 7)). Romae, 1938.
  8. Siebigs G. Kaiser Leo I. Das oströmische Reich in den ersten drei Jahren seiner Regierung (457–460 n. Chr.). Berlin; N. Y.: De Gruyter, 2010.
  9. Sieben H. J. Studien zur Gestalt und Überlieferung der Konzilien (Konziliengeschichte. Reihe B: Untersuchungen). Padeborn; München; Wien; Zürich: Ferdinand Schöningh, 2005.
  10. The History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500 / Hartmann W., Pennington K., eds. Washington: Catholic University of America Press, 2012 (History of Medieval Canon Law).
  11. Troianos S. Historia et Ius. T. II (1989–2004). Αθνα: Εκδ. Αντ. Ν. ΣÎκκουλας, 2004.
  12. Troianos S. Οι «Κωδικοποιητικές» Νεαρές του Ιουστινιανού. Η περίπτωση της Νεαράς 123 // Myriobiblos: Essays on Byzantine Literature and Culture / Antonopoulou Th., Kotzabassi S.,
  13. Loukaki M., eds. Berlin; München; Boston: De Gruyter, 2015. P. 317–327.
  14. Φειδ•ς Β. ˜κκλησιαστικŸ στορ£α. Τ. 1. ¥θ§ναι, 2002.

Пашков Дмитрий Вадимович, протоиерей


Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6;
Должность: ст. преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0002-0129-9548;
Электронный адрес: papadimitrios1@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Соотношение идеи вселенского первенства с региональной консолидацией епископата в IV–VI вв.», осуществляемого при поддержке Фонда «Живая традиция».
Пашков Петр Алексеевич

Представления о критериях Вселенского Собора в Византии в первой половине XV в. и концепция пентархии

Пашков П. А. Представления о критериях Вселенского Собора в Византии в первой половине XV в. и концепция пентархии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 106. С. 25-43

DOI: 10.15382/sturII2022106.25-43
В настоящей статье рассматриваются представления византийских богословов и церковных деятелей 1-ой пол. XV в. о критериях Вселенского Собора в связи с полемикой о Флорентийской унии. В рассмотрение по необходимости также включена экклезиологическая традиция предшествующего столетия, отраженная в документах переговоров с Римом о церковной унии и антилатинских сочинениях архиеп. Нила Кавасилы. Также кратко рассматриваются итоги византийского богословского развития, сформулированные в первые десятилетия османского владычества. Автор показывает, что православные богословы поздневизантийского периода, следуя традиции, восходящей еще к 1-му тысячелетию, действительно признавали (вопреки расхожим представлениям) существование строгих формальных критериев Вселенского Собора, которые определялись в их глазах концепцией «Пентархии» древних Патриархатов: Вселенским считался Собор, принятый представителями Церквей Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. При этом иным локальным Церквам отводилась второстепенная роль. Значение индивидуальных епископий и вовсе нивелировалось; субъектом церковной деятельности выступал Патриархат. Эта система экклезиологических представлений к XV в. уже в некоторой степени не отвечала требованиям реальности; тем не менее, благодаря ее коллегиальному характеру она дала Православной Церкви возможности преодолеть кризис, вызванный Флорентийской унией. Неприятие тех учений Римской Церкви, в которых она отклонилась от православной догматики, со стороны патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима, отвержение ими унии (подтвержденное в том числе соборно в Иерусалиме в 1443 г.) и поддержка ее оппонентов в Константинопольском Патриархате сыграли в этом процессе определяющую роль. Благодаря этому Ферраро-Флорентийский собор не мог считаться Вселенским с точки зрения византийской традиции. В то же время развитие экклезиологической мысли в 1-ой пол. XV в. укрепило православных богословов в убеждении, что Вселенский Собор возможен и без участия Рима. «Пентархия» таким образом переходила в «Тетрархию».
греко-латинская полемика, Ферраро-Флорентийский собор, Вселенские Соборы, экклезиология, Пентархия, уния, патриархи
  1. Калић Ј. Срби у позном средњем веку. Београд, 1994.
  2. Ломизе Е. М. Письменные источники о Флорентийской унии на Московской Руси в середине XV в. // Россия и христианский Восток. 1997. Вып. 1. С. 69–85.
  3. Михаил Новоселов, мч. Письма к друзьям. М., 1994.
  4. Переписка Ю. Ф. Самарина с баронессой Э. Ф. Раден (1861–1876). М., 1893.
  5. Смирнов Д. В. Констанцский собор // Православная энциклопедия. Т. 37. М., 2015. С. 359–393.
  6. Gill J. «Concilium Florentinum: Documenta et Scriptores». An Ambitious Project Accomplished // Orientalia Christiana Periodica. 1977. Vol. 43. P. 5–17.
  7. Jugie M. La lettre de Georges Amiroutzes au duc de Nauplie Demetrius sur le Concile de Florence // Byzantion. 1939. Vol. 14. № 1. P. 77–93.
  8. Jugie M. Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia catholica dissidentium. P., 1926–1935. Vol. 1–5.
  9. Meyendorff J. Was there an Encounter between East and West in Florence? // Christian Unity: The Council of Ferrara-Florence 1438/39–1989 / G. Alberigo, ed. Leuven, 1991. P. 153–176.
  10. Nasrallah J. Chronologie des patriarche melchites d’Antioche de 1250 à 1500. Jérusalem, 1968.
  11. Νεκτάριος (Καρσιώτης), ¸ρχιμ. σύνοδος Φερράρας-Φλωρεντίας ¸π° τ§ς Ðπογραφ§ς τοÅ æρου áνώσεως Æως καÓ τ§ς καταργήσεως αÄτοÅ: μελέτη φιλολογικŸ καÓ στορική. ¥θ§ναι, 2020.

Пашков Петр Алексеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
ORCID: 0000-0002-5056-5267;
Электронный адрес: petrpashkov@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Соотношение идеи вселенского первенства с региональной консолидацией епископата в IV –VI вв.», осуществляемого при поддержке Фонда «Живая традиция».
Суслова Евгения Дмитриевна

Традиционное территориальное устройство Андомского прихода Олонецкого уезда в первой половине XVIII столетия

Суслова Е. Д. Традиционное территориальное устройство Андомского прихода Олонецкого уезда в первой половине XVIII столетия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 106. С. 44-61

DOI: 10.15382/sturII2022106.44-61
Статья посвящена изучению особенностей территориального устройства церковного прихода Андомского околопогостского округа Олонецкого уезда в первой половине XVIII в. В историографии поставленная проблема не являлась предметом пристального анализа. Признавая тезис о совпадении на Северо-Западе Российского государства в XVII—XVIII вв. прихода и волости, подчёркивая единство прихода, учёные преимущественно сосредоточили внимание на проблеме выявления общих характеристик прихода и их классификации. В основу исследования положен сравнительный анализ сведений, зафиксированных в донесениях священников погоста 1708 г. и исповедных ведомостях 1769 г. На основе реконструкции сетки всех деревень, упомянутых в источниках, локализованы две группы деревень, которые делил между собой причт. Выявленные данные, дополненные реконструкцией особенностей причисления клириков к тому или иному храму, и распределения духовенства в штате, позволяют заключить, что церковный приход Андомского околопогостского округа имел значительно более сложную структуру по сравнению со структурой церковных приходов небольших волостей. Для упорядочения механизма материального обеспечения клириков и распределения между ними разнообразных обязательств с целью полноценного удовлетворения духовных потребностей мирян приходская община исстари делила округ на две части. Обе части обладали значительной долей самостоятельности: за каждой был закреплён свой храм, причт, входивший в общий штат, и строго определённая группа деревень. Устойчивое бытование архаичных практик в территориальной структуре прихода в течение первой половины XVIII столетия позволяет утверждать, что локальному сообществу удавалось подстраиваться под вновь утверждаемые законодательные принципы, направленные на унификацию и укрупнение церковных приходов. Во многом это было обусловлено тем, что реализуемая государством и церковью политика проводилась с учётом старинных традиций и была рассчитана на результат в отдалённой перспективе.
церковный приход, приходской округ, унификация прихода, территориальная реорганизация, Андомский погост, Олонецкий уезд, Русская Православная Церковь
  1. Витов М. В. Историко-географические очерки Заонежья XVI–XVII вв. Из истории сельских поселений. М.: Изд-во Московского ун-та, 1962. 291 с.
  2. Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1990. 291 с.
  3. Камкин А. В. Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII веке: автореф. дис. … д-ра ист. наук / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 1993. 39 с.
  4. Камкин А. В. Севернорусский сельский приход XVIII века: пространство, населенность, клир // Культура Русского Севера: межвуз. сб. науч. тр. Вологда, 1994. С. 91–108.
  5. Колесников П. А. Северная деревня в XV — первой половине XIX века: К вопросу об эволюции аграрных отношений в Русском государстве. Вологда: Северо-Западное книжное издательство, 1976. 416 с.
  6. Мильчик М. И. Ремонты деревянных церквей в XVII веке по порядным записям // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера: межвузовский сб. Петрозаводск, 1989. С. 120–127.
  7. Пулькин М. В. Православный приход и власть в середине XVIII — начале XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009. 422 с.
  8. Пулькин М. В. Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине XVIII в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Санкт-Петербургский филиал Института истории РАН. СПб., 1995. 20 с.
  9. Санников А. П. Православный приход Прибайкалья и его количественные характеристики в конце XVII—XVIII в. // Известия Иркутского государственного ун-та. Сер.: Политология. Религиоведение. 2015. Т. 11. С. 219–230.
  10. Селин А. А. Историческая география Новгородской земли в XVI–XVIII вв. Новгородский и Ладожский уезды Водской пятины. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 493 с.
  11. Соболев А. И. Вепсское топонимическое наследие Юго-Восточного Обонежья в соотношении с археологическими и историческими источниками // Севернорусские говоры. 2015. Вып. 14. С. 89–111.
  12. Cтарицын А. Н. Курженская пустынь // Вестник церковной истории. 2009. № 3–4. С. 191–205.
  13. Старицын А. Н. Отношение к церковной реформе XVII в. в северных монастырях Новгородской митрополии // Труды института российской истории РАН. 2014. № 12. С. 61–82.
  14. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI—XVII вв. / отв. ред. Б. Н. Флоря. М.: Индрик, 2002. 352 с.
  15. Суслова Е. Д. Церковно-приходская система в Карелии конца XV — начала XVIII века: [Научное электронное издание] / науч. ред. И. А. Чернякова. Петрозаводск: ПетрГУ, 2013. 224 с. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34993448.
  16. Тимошенкова З. А. Социокультурный облик северо-западной деревни XVII — начала XVIII вв. Псков: Изд-во Псковского гос. педагогического ин-та им. С. М. Кирова, 1999. 260 с.
  17. Тормосова Н. И. Каргополье: история исчезнувших волостей. Каргополь: Каргопольский музей, 2011. 711 с.
  18. Тормосова Н. И. Погосто-волости Каргополья // Ильинский Водлозерский погост: материалы науч. конф. (6–10 августа 2007 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. С. 246–252.
  19. Черкасова М. С. Экономическая и демографическая характеристика сельских приходов Вологодско-Белозерской епархии в XVII веке // Северо-Запад в аграрной истории России: межвузовский тематический сб. науч. тр. / под ред. В. Н. Никулина. Калининград: Изд-во Российского гос. ун-та, 2008. С. 234–251.
  20. Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII века. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. 295 с.
  21. Чернякова И. А., Черняков О. В. Писцовые и переписные книги XVI–XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера: межвуз. сб. Петрозаводск, 1988. С. 55–73.
  22. Freeze G. L. The Russian Levites: Parish Clergy in the Eighteenth Century / [By] Gregory L. Freeze. Cambridge, (Mass.); L.: Harvard univ. press, 1977. 325 p.

Суслова Евгения Дмитриевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ)»; Россия, г. Петрозаводск;
Должность: специалист Гуманитарного инновационного парка; старший преподаватель кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук;
ORCID: 0000-0003-1017-8761;
Электронный адрес: evgeniasus@rambler.ru.
Андреев Андрей Юрьевич

«Политическая теология» императора Александра I: идеи, репрезентации, практика

Андреев А. Ю. «Политическая теология» императора Александра I: идеи, репрезентации, практика // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 106. С. 62-80

DOI: 10.15382/sturII2022106.62-80
В 1815 г. российский император Александр I сформулировал принципы нового мироустройства, которое должно было обеспечить долговременный и устойчивый мир после двух десятилетий непрерывных войн в Европе. Этот проект, получивший название Священного союза, имел под собой не столько внешнеполитические, сколько религиозные основания. Данная статья подробно исследует комплекс идей, выдвинутых Александром I, с точки зрения политической теологии. Показаны религиозные мотивы, двигавшие российским императором и обусловленные особенностями его духовной жизни. Проанализирована риторика Священного союза, ее основные понятия, связанные с христианским вероучением. Отдельное внимание уделяется репрезентациям Священного союза в публичной сфере, а именно – торжественным богослужениям, призванным доказать единство и «братство во Христе» монархов Европы и их народов. В то же время исследование продемонстрировало, сколь значимую роль для обоснования Священного союза в рамках политической теологии играл образ врага в лице «революции», понятие которой было предельно обобщено Александром I и трактовалось как проявление всемирного зла. Вследствие этого вызрела доктрина интервенций под эгидой Священного союза в страну, пораженную революцией, что в свою очередь провоцировало новое кровопролитие. Анализ накапливаемых противоречий позволил сделать вывод о причинах угасания интереса Александра I к конструкциям политической теологии в последние годы царствования.
Александр I, Священный союз, внешняя политика, вечный мир, риторика, революции
  1. Андреев А. Ю. «Литургика» Священного союза: к вопросу о религиозных взглядах Александра I // Филаретовский альманах. Вып. 12 / отв. ред. А. И. Яковлев. М., 2016. С. 123–154.
  2. Андреев А. Ю. Начало «нового века»: рождественская символика в царствование Александра I // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 1 (44). C. 40–48.
  3. Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы. Т. 2: 1802–1815. М., 2017.
  4. Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы. Т. 3: 1815–1832. М., 2017.
  5. Вишленкова Е. А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002.
  6. Жирнов Н. Ф. Консерватизм и неоконсерватизм: политические идеи Эдмунда Бёрка. М., 2022.
  7. Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX века. М., 2001.
  8. Кондуров В. Е. Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод // Труды Института государства и права РАН. 2019. Т. 14, № 3. С. 49–77.
  9. Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. Т.1–5. Рига, 1886–1892.
  10. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. Опыт исторического исследования. Т. 1. СПб., 1912.
  11. Парсамов В. С. Александр I и проблема общеевропейского единства в 1814–1815 гг. // Вестник истории, литературы и искусства. Т. 4. М., 2007. С. 312–323.
  12. Першин Ю. Ю. Политическая теология в топологии рационального дискурса // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13, вып. 1 (61–62). С. 246–252.
  13. Пыпин А. Н. Исследования и статьи по эпохе Александра I. Т. 1: Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916.
  14. Савищенко А. Н. Политическая теология: в поисках целостности // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 2. С. 190–195.
  15. Фетисов М. Политическая теология и секуляризация. О настойчивости одного понятия // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17, № 3. С. 30–55.
  16. Чернов А. В. Проекты «вечного мира» и «европейского союза» во внешней политике России первой четверти XIX века // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». 2013. № 4. С. 31–39.
  17. Чернов А. В. Российская внешняя политика и конгрессы в Троппау и Лайбахе // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». 2014. № 4. С. 61–71.
  18. Шебунин А. Н. Европейская контрреволюция первой четверти XIX века. Л., 1925.
  19. Шильдер Н. К. Император Александр I: его жизнь и царствование. Т. 3. СПб., 1897.
  20. Шмитт К. Политическая теология / пер. с нем.; заключит. ст. и сост. А. Ф. Филиппова. М., 2000.
  21. Büchler F. Die geistigen Wurzeln der heiligen Allianz. Freiburg im Breisgau, 1929.
  22. Ghervas S. Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance. P., 2008.
  23. Hantraye J. Le camp de Vertus: un épisode révélateur des relations entre la Russie et les autres puissances européennes, septembre 1815 // Revue des études slaves. 2012. T. 83(4). P. 1023–1033.
  24. Ley F. Alexandre I et sa Sainte-Alliance (1811–1825). P., 1975.
  25. Menger Ph. Die Heilige Allianz. Religion und Politik bei Alexander I. (1801–1825) (Historische Mitteilungen Beiheft 87). Stuttgart, 2014.
  26. Menger Ph. Konversion und Politik: Alexander I. von Russland // Historisches Jahrbuch. Vol. 130 (2010). S. 157–180.
  27. Paulmann J. Pomp und Politik. Monarchenbegegnungen in Europa zwischen Ancien Régime und Erstem Weltkrieg. Paderborn, 2000.
  28. Pyta W. Idee und Wirklichkeit der “Heiligen Allianz” // Neue Wege der Ideengeschichte. Festschrift für Kurt Kluxen zum 85. Geburtstag (hg. von F. L. Kroll). Paderborn, 1996. S. 315–345.
  29. Schaeder H. Autokratie und Heilige Allianz nach neuen Quellen. Darmstadt, 1963.
  30. Siemann W. Metternich. Stratege und Visionär. Eine Biographie. München, 2016.
  31. Werth P. W. The tsar’s foreign faiths. Toleration and the fate of religious freedom in Imperial Russia (Oxford Studies in Modern European History). Oxford, 2014.

Андреев Андрей Юрьевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Общецерковная аспирантура и докторантура имени св.равноап.Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, Москва, 115035, Пятницкая ул., 4/2, стр.5; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-7075-6637;
Электронный адрес: andrejev-goetting@yandex.ru.
Иванов Илья Олегович

Научное использование документов архива Московской Духовной Консистории в условиях ведомственных ограничений синодального периода

Иванов И. О. Научное использование документов архива Московской Духовной Консистории в условиях ведомственных ограничений синодального периода // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 106. С. 81-96

DOI: 10.15382/sturII2022106.81-96
В статье рассматривается малоизвестное и трудно вообразимое в контексте дореволюционного духовного ведомства научное направление деятельности Архива Московской Духовной Консистории. Опираясь на архивный материал и сочинения церковных москвоведов XIX – нач. ХХ в.в. выявляются принципы введения епархиальных материалов в научный оборот, а также параметры ведомственного влияния в границах структур церковных учреждений на примере архива Московской Духовной Консистории. Ко второй четверти XIX в. в Консистории складывается крупный комплекс епархиальных документов с нераскрытым информационным потенциалом. Кроме влиявших на освоение архива ведомственных порядков интерес к архиву зависел от лежащих в плоскости исследовательской мотивации психологических факторов. Укоренению науки в предреволюционном консисторском архиве в немалой степени способствовал созданный в первой половине XIX в., подготовленный для работы с архивным комплексом специальный Комитет. На его сотрудниках лежала основная нагрузка по разысканию нужных документов. Разработка архива учёными протекала нелинейно: периоды подъёма чередовались со спадами. Внимание к архивным документам притупляется в связи со сменой просветительских методик ОЛДП, заменивших исторические реконструкции на визуальную проповедь. Несмотря на это, механизмы обработки архива Комитетом сохранились, и только Первая мировая война прерывает дальнейшую разработку информационных возможностей архива Консистории. Благодаря общей совокупности усилий занятого в архиве духовенства, а также повышения качества хранения документов, архив епархиального учреждения постепенно становится питательной средой для учёных занятых в области изучения истории Русской Церкви.
Архивы Русской Православной церкви, Архив Московской Духовной Консистории, Общество Любителей Духовного Просвещения, историко-статистические описания, Комитет Архива Московской Духовной Консистории, здание Московской Духовной Консистории, регионалитстика
  1. Авшаров Е. Г. Материалы по истории Москвы и Московской области в личных фондах Н. А. Скворцова и М. И. Александровского // Археографический ежегодник. М., 1976. С. 294–299.
  2. Виноградов Н. П., дьякон. Из материалов для истории церквей города Можайска, Московской губернии // Московские церковные ведомости. М., 1905. № 22. С. 247–249.
  3. Воинов Г., архим. Высокопетровский монастырь. М., 1873.
  4. Воинов Г., архим. Историческое описание Московского Златоустовского монастыря. М.,1871.
  5. Воинов Г., архим. О домовых церквах московской епархии. М., 1877.
  6. Воронцова И. В. К истории «Московской церковной революции» (1905–1907) в Обществе любителей духовного просвещения // Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. М., 2007. № 2 (39). С. 132–133.
  7. Извеков Н. Д., прот. Исторический очерк полувековой жизни и деятельности Московского общества любителей духовного просвещения (1863–1913). М., 1913.
  8. Козлов В. Ф. Выдающийся церковный историк-москвовед. К 100-летию гибели протоиерея Николая Алексеевича Скворцова // Московский журнал. М., 2017. № 7 (319). С. 2–8.
  9. Копылова Е. А. К вопросу об издании журнала «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения»: создание, становление, основные редакционные идеи // Прикосновение к вечности: сб. статей. М., 2017. С. 207–219.
  10. Никулин М. В. Обер-прокурор Святейшего Синода Дмитрий Андреевич Толстой: штрихи к портрету на фоне церковного переустройства // Проблемы социальной и политической истории России. М., 2009. С. 265–279.
  11. Раздорский А. И. Историко-статистические описания епархий Русской Православной Церкви (1848–1916). СПб.: РНБ, 2007. С. 14.
  12. Розанов Н. П. История московского епархиального управления со времени учреждения Святейщего Синода (1721–1821): в 5 т. М., 1869–1871.
  13. Розанов Н. П. Об Архиве Московской духовной консистории. М., 1868.
  14. Ружицкая И. В. Барон М. А. Корф — историк: по материалам его архива. М.: Археографический центр, 1996.
  15. Скворцов Н. А., свящ. Московский Кремль. Упраздненные монастыри, соборы, церкви и подворья в Кремле // Русский архив. М., 1893. № 8. С. 433–448.
  16. Скворцов Н. А., свящ. Плач церквей Московских // Русский архив. М., 1893. № 6. С. 288–299.
  17. Скворцов Н. А., свящ. Уничтоженный Троицкий в Березниках, монастырь. Об иконе Святого Иоанна Златоуста в Церкви Покрова в Кудрине. М., 1901.
  18. Скворцов Н. А., свящ. Уничтоженные церкви в местности Ивановского сорока // Московские церковные ведомости. М., 1898. №. 3. С. 34–35.
  19. Скворцов Н. А., свящ. Уничтоженные церкви в местности Никитского сорока // Русский архив. М., 1897. № 8. С. 106–107.
  20. Скворцов Н. А., свящ. Уничтоженные в Московском Китай-городе церкви // Московские церковные ведомости. М., 1895. №. 26. С. 280–282; №. 33. С. 314; №. 35. С. 334; № 46. С. 445–447; № 49. С. 484.
  21. Скворцов Н. А., свящ. Уничтоженные в Московском уезде церкви // Московские церковные ведомости. М., 1903. № 3; № 18. С. 229–232; № 19. С. 295–296.
  22. Скворцов. Н. А., свящ. Храм св. великомученика Георгия Победоносца на Красной Горке в Москве: Исторический очерк // Труды Комиссии по осмотру и изучению церковной старины г. Москвы и Московской епархии. М., 1904. С. 7–10.
  23. Скворцов Н. А., свящ. Церковь во имя Нерукотворенного образа Спасителя на Божедомке в Пречистенском сороке более известная по приделу св. великомученицы Параскевы-Пятницы // Труды Комиссии по осмотру и изучению церковной старины г. Москвы и Московской епархии. М., 1904. С. 2.
  24. Соловьев Н. А. Сарайская и Крутицкая епархия. М., 1903. Вып. 1–4.
  25. Слуцкая С. А. Краеведческая издательская и библиографическая деятельность Русской Православной Церкви (вторая половина XIX в. — 1918 г.): автореф. дис… канд. пед. наук. М., 1993.
  26. Спасский С., архим. Историческое описание московского Знаменского монастыря, что на старом Государевом дворе. М., 1866.
  27. Страхов С., свящ. Что может ускорить появление в свет историко-статистического описания Московской епархии и способствовать полноте и обстоятельности его // Московские епархиальные ведомости. М., 1890. № 28. С. 339–341.
  28. Холмогоров В., Холмогоров Г., дьяк. Исторические материалы для составления церковных летописей московской епархии. М., 1881. Вып. 1.

Иванов Илья Олегович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: РГГУ; Российская Федерация, г. Москва;
ORCID: 0000-0002-0102-5037;
Электронный адрес: inkanus453@mail.ru.
Автор выражает особую благодарность своему научному руководителю доктору исторических наук Хорхординой Татьяне Иннокентьевне, заведующему кафедрой Истории Организации Архивного Дела ИАИ РГГУ за ценные советы и замечания положительно повлиявшие на содержание статьи.

ПУБЛИКАЦИИ

Пушкарев Владимир Анатольевич

Житие преподобного Гермогена, устроителя Киренского и Албазинского монастырей. Уникальный памятник сибирской агиографии середины XIX века

Пушкарев В. А. Житие преподобного Гермогена, устроителя Киренского и Албазинского монастырей. Уникальный памятник сибирской агиографии середины XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 106. С. 99-131

DOI: 10.15382/sturII2022106.99-131
Иеромонах Гермоген относится к числу выдающихся подвижником Русской Православной Церкви, несших свое служение в Восточной Сибири. Здесь во второй половине XVII века его трудами были основаны два монастыря. Он был добрым пастырем для русских первопоселенцев Приамурья, являя пример христианского смирения и благочестия. Сразу же после смерти Гермогена (1690 г.) началось его народное почитание, а в 1858 году появилось его житие. Это рукописный текст, составленный из двух слов, сказанных в дни памяти праведника. В 1910 году рукопись была приобретена Императорской публичной библиотекой. В настоящем издании впервые публикуется полный комментированный текст Жития. Предварительный анализ этого документа позволил выявить использованные при его составлении источники и установить личность агиографа. Вместе с тем значительный объем содержащихся в тексте исторических фактов обусловил подготовку объемного корпуса примечаний, уточняющих, дополняющих или опровергающих эти сведения. «Житие преподобного Гермогена» является уникальным памятником сибирской агиографии середины XIX века. Помимо очевидной историко-культурной ценности оно является убедительным подтверждением широкого народного почитания Гермогена в дореволюционной России и может послужить веским основанием его церковного прославления.
агиография, рукопись, иеромонах Гермоген, архимандрит Гавриил (Воскресенский), Усть-Киренский Троицкий монастырь, Албазинский Спасский монастырь, народное почитание
  1. Артемьев А. Р. Икона Албазинской Божьей Матери // Вестник Дальневосточного отделения РАН. Владивосток, 1995. № 5. С. 131–134.
  2. Ванчугов В. В. Первый историк русской философии: Архимандрит Гавриил и его время. М., 2015.
  3. Дмитрук А., прот. Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия. М., 2006.
  4. Жизнеописание Ермогена Киренского и Албазинского / сост. В. А. Пушкарев. Благовещенск, 2021.
  5. Игнатий (Чигвинцев), иером. Иеромонах Гермоген — молитвенник о земле Приамурской. История жизни и современное почитание // Дорохинские чтения. 2009. Вып. 3. С. 22–30.
  6. Казарян А. Т. Гавриил (Воскресенский) // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 213–217.
  7. Красноштанов Г. Б. Возвращение черного попа Ермогена в Киренск // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Иркутск, 2005. Вып. 4. С. 7–24.
  8. Красноштанов Г. Б. Еще раз о черном попе Ермогене // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Иркутск, 2015. Вып. 7. С. 41–49.
  9. Красноштанов Г. Б. Никифор Романов Черниговский: Документальное повествование. Иркутск, 2008.
  10. Мангилев Петр, прот. Ермоген // Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 647–648.
  11. Пушкарев В. А. «Народное мнение на стороне его святости»: к вопросу о канонизации иеромонаха Ермогена, первого подвижника веры и благочестия на Амуре // Культура и наука Дальнего Востока. 2021. № 2 (31). С. 54–59.
  12. Степанов Д. Ю. Русская Православная Церковь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в последней трети XVII века // Родина. 2012. № 10. С. 140–144.

Пушкарев Владимир Анатольевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Амурская государственная медицинская академия; Российская Федерация, 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 101, 3-й корпус;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3098-9505;
Электронный адрес: amurhistory@yandex.ru.
Шевченко Татьяна Ивановна

«Пути души, ума и сердца к Богу – никто не в состоянии пресечь…». Письма Коневского игумена-старостильника Амфилохия князю А.В. Оболенскому 1926-1934

Шевченко Т. И. «Пути души, ума и сердца к Богу – никто не в состоянии пресечь…». Письма Коневского игумена-старостильника Амфилохия князю А.В. Оболенскому 1926-1934 // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 106. С. 132-166

DOI: 10.15382/sturII2022106.132-166
В публикации представлено 21 письмо бывшего настоятеля Коневского Рождество-Богородичного монастыря в Финляндии игумена Амфилохия (Кулакова) к эмигранту первой волны князю Алексею Васильевичу Оболенскому периода 1926-1934 гг. Письма хранятся в архиве Ново-Валаамского монастыря в Финляндии и публикуются впервые. Первое из представленных писем написано игуменом Амфилохием 23 июня 1926 г., последнее – 27 января 1934 г. До 1939 г. он поздравлял Оболенских с Рождеством и Праздником Пасхи. Начиналась переписка, когда игумену был 51 год, в течение восьми лет он писал примерно по 2-3 письма ежегодно, а после 1934 г. это были краткие поздравления с праздниками. Игумен Амфилохий принял постриг в монашество в Валаамском монастыре в 1908 г., в 1920 г. был переведен в Коневский монастырь. Он стал одним из ярких представителей старостильного движения, возникшего после того, как в Финляндской Православной Церкви ввели григорианский календарь (1921) и «новую» Пасхалию (1925). За отказ принять реформу он был судим церковным судом и отстранен от настоятельства. Тем не менее, бывший настоятель остался в монастыре, выполнял общие работы и молился келейно. Переписка с Оболенским носила преимущественно духовно-воспитательный характер, однако в ней можно встретить и некоторые отсылки к церковной жизни того времени. Письма интересны также тем, что раскрывают внутренний мир и взгляды одного из «вождей» старостильного движения в Финляндии, показывают его как глубоко духовного человека, преданного монашеским традициям.
календарная реформа, старостильники, Финляндская Православная Церковь, Коневский монастырь, игумен Амфилохий (Кулаков), переписка, эмиграция, русское зарубежье, церковное рассеяние, Валаамский монастырь, русское зарубежье в Финляндии, монашество, старчество, князь Алексей Васильевич Оболенский
  1. Александрова-Чукова Л. К. Спасо-Преображенский Валаамский и Коневецкий Рождества Пресвятой Богородицы мужские монастыри в Финляндии под управлением Преосвященного Григория (Чукова), митрополита Ленинградского и Новгородского (1946–1954) // V Валаамские образовательные чтения «Православие — основа русской культуры: пути духовно-нравственного возрождения современного общества». СПб., 2016. С. 180–214.
  2. Михаил [Чуб], еп. Патриаршая Покровская община в Хельсинки // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 11. С. 41–46.
  3. Шевченко Т. И. К истории появления в Финляндии русских старостильных приходов (1925–1927 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 2 (87). С. 83–96.

Шевченко Татьяна Ивановна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, оф. 219;
Должность: Старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6497-503X;
Электронный адрес: Tatyana-valaam@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Станков Кирилл Николаевич

Рец. на кн.: Козлова Ю. А. Путешествие Петра I в Западную Европу, 1716–1717 годы. М.: Ломоносов, 2020. 192 с.

Станков К. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 106. С. 169-176 — Рец. на кн.: Козлова Ю. А. Путешествие Петра I в Западную Европу, 1716–1717 годы. М.: Ломоносов, 2020. 192 с.
PDF

Станков Кирилл Николаевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт российской истории РАН; ул. Дмитрия Ульянова, 19, Москва, 117292, Российская Федерация;
Должность: страшний научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5056-255X;
Электронный адрес: stankov11@yandex.ru.