Настоящая статья посвящена российскому архиерею XIX века, епископу Иеремии (Соловьеву) (1799-1884) как составителю акафистов, написавшему в 60-70-е годы XIX века акафист преподобным Антонию и Феодосию и прочим Киево-Печерским чудотворцам, а также «Покаянный акафист» Ангелу Хранителю. Эти тексты сохранились в нескольких рукописях и никогда не публиковались и не становились предметом специального научного изучения. Автор предпринимает попытку обращения к социальному аспекту феномена православного русского акафиста XVIII-начала ХХ века на примере жизни одного из составителей. Исследование направлено на выяснение мотивов, стоящих за написанием акафистов, на поиск места епископа Иеремии в среде других акафистографов, изучение акафистов в контексте всего литературного творчества духовного писателя, а также на прослеживание бытования его текстов. На основе архивных материалов восстанавливаются факты жизни епископа, повлиявшие на его акафистное творчество, связи и отношения с другими представителями круга составителей акафистов, а также анализируются принадлежащие ему гимны. Акафистное творчество епископа Иеремии является ярким примером гимнографии «ученого монашества», в которой все чаще в Новое время стало отводится место акафистописанию. Исключительным побуждением к составлению гимнов для преосвященного Иеремии являлось личное благочестие и почитание отдельных святых, как и большинство молитвословий они предназначались им для личного употребления и узкого круга близких лиц, а не для общецерковного употребления. Приведённые в статье сюжеты, связанные с традициями сочинения и употребления акафистов, свидетельствуют о развитии акафистной культуры в Русской Церкви в Синодальную эпоху.
епископ Иеремия (Соловьев), православный русский акафист, Н.В. Елагин, игумения Парфения (Адабаш), архиепископ Иннокентий (Борисов), составители акафистов, акафистное творчество, Синодальный период.