/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :105

ИССЛЕДОВАНИЯ

Пелезнева Наталья Александровна

Болезнь как пространство коммуникации человека и Бога в восприятии древнерусского книжника XI−XIII вв.

Пелезнева Н. А. Болезнь как пространство коммуникации человека и Бога в восприятии древнерусского книжника XI−XIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 11-30

DOI: 10.15382/sturII2022105.11-30
Статья посвящена особенностям восприятия человеческой болезни в Средние века, выявленным в ходе анализа древнерусских письменных источников XI−XIII вв. Исследование посвящено особому типу восприятия недуга, называемому «болезнью-коммуникацией», выделяются его характерные признаки. В нем предлагается объединить несколько ранее предложенных исследователями вариантов средневековой этиологии болезней, в том числе «болезнь-наказание» и «болезнь-испытание». Автор предполагает, что заболевание, обладающее признаками «болезни-коммуникации», древнерусский книжник воспринимал как сообщение, посылаемое человеку Богом. На содержание подобного сообщения указывали обстоятельства недуга: общий характер ситуации, наличие определенных видений или снов, отсутствие «посредников», посылающих недуг. В зависимости от обстоятельств выделяются несколько подтипов «болезни-коммуникации»: «знак свыше», «наказание», «болезнь от рождения», «предсмертный недуг». Последний подтип мог восприниматься в Древней Руси в качестве аскетической практики, доступной как представителям духовенства, так и мирянам. Попытки симулировать «болезнь-коммуникацию» явно осуждались, книжники рассматривали их наравне с обманом и даже кощунством. Послание свыше, выраженное в «болезни-коммуникации», чаще всего оказывалось положительным, — подобный недуг сообщал о благосклонности Бога к болящему и давал человеку надежду на спасение души, поскольку считалось, что физическое страдание очищает душу. Исследование библейских цитат в описаниях болезни показывает, что восприятие «болезни-коммуникации» было тесно связано с отношением к добродетели терпения. Выводы статьи позволяют дополнить существующее в научной литературе представление о том, что древнерусские книжники негативно воспринимали любые попытки заболевших обратиться к классической медицине. Автор полагает, что книжники осуждали использование ее методов лишь при «болезни-коммуникации», но не возражали в иных случаях.
Древняя Русь, библейские цитаты, агиография, летописание, болезнь, грех, аскетизм
  1. Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб.: Алетейя, 2004.
  2. Артамонов Ю. А. Биографические штрихи к портрету инока Поликарпа — одного из авторов Киево-Печерского патерика. URL: https://history.jes.su/s207987840010080-7-1/ (дата обращения: 16.12.2021).
  3. Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М.: Медгиз, 1960.
  4. Герасимова И. А., Мильков В. В. Врачевательные практики в Древней Руси // Актуальные вопросы фундаментальной, клинической медицины и фармации: сб. статей по материалам конференции, посвященной 25-летию Института медицинского образования НГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2020. С. 9–14.
  5. Данилевский И. Н. Историческая текстология. М.: Издательский дом ВШЭ, 2018.
  6. Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI — первая треть XVII века) // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 16–17. М., 2014. С. 9–388.
  7. Конявская Е. Л. Древнерусский преподобный при кончине // Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 4. С. 1057–1066.
  8. Конявская Е. Л. Тема конца жизни в древнерусских летописях XII в. (Последние дни князя) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. Вып. 4 (74). С. 121–128.
  9. Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016.
  10. Малахова А. С., Малахов С. Н. Феномен болезни в сознании и повседневной жизни человека Древней Руси (ХI − начало XVII в.). Армавир: Дизайн-студия Б, 2014.
  11. Медведь А. Н. Болезнь и больные в Древней Руси: от рудомета до дохтура. Взгляд с позиций исторической антропологии. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017.
  12. Мильков В. В. Древнерусское монашество и его отношение к недугам // Вестник славянских культур. 2015. № 2 (36). С. 13–28.
  13. Мильков В. В. Человек болящий в «Вопрошании» Кирика Новгородца: о своеобразии подхода к недужным с точки зрения отношения к болезням в Древней Руси // Кирик Новгородец и древнерусская культура: сб.: в 4 ч. Великий Новгород, 2017. Ч. 4. С. 56–83.
  14. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М.: Языки русской культуры, 2001.
  15. Новомбергский Н. Я. Врачебное строение в до-Петровской Руси // Известия Императорского Томского университета. Кн. XXXI. Приложение. Томск, 1909. С. 1–763.
  16. Одесский М. П. «Человек болеющий» в древнерусской литературе // Древнерусская литература: изображение природы и человека. М., 1995. С. 158–181.
  17. Пауткин А. А. Беседы с летописцем: поэтика раннего русского летописания. М.: Изд-во МГУ, 2002.
  18. Трофимова Н. В. Библейские цитаты в Киевской летописи // Кусковские чтения. Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения: Материалы международной научной конференции, г. Москва, 3–6 октября 2019 г. М., 2019. С. 225–233.
  19. Трофимова Н. В. Библейские цитаты во владимиро-суздальском летописании XII–XIII // Материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева, г. Москва, 6–7 декабря 2018 г. М., 2019. С. 23–44.
  20. Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  21. Ferngren G. B. Medicine and Health Care in Early Christianity. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2009.
  22. Levin E. Identifying Diseases in Pre-Modern Russia // Russian History. 2008. Vol. 35. № 3/4. P. 321–333.

Пелезнева Наталья Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Graduate student;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: НИУ ВШЭ; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0001-6389-2278;
Электронный адрес: npelezneva@gmail.com.
Автор благодарит Ф. Б. Успенского за консультирование при подготовке статьи.
Гасанов Магомед Магомедович; Газиева Абидат Абдулаевна

К вопросу о роли Русской Православной церкви в интеграции Восточного Кавказа в общероссийское культурное пространство в период Кавказской войны (на примере левого крыла Кавказской кордонной линии)

Гасанов М. М., Газиева А. А. К вопросу о роли Русской Православной церкви в интеграции Восточного Кавказа в общероссийское культурное пространство в период Кавказской войны (на примере левого крыла Кавказской кордонной линии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 31-41

DOI: 10.15382/sturII2022105.31-41
Статья посвящена опыту деятельности русской православной церкви в крепостях и укреплениях Левого крыла Кавказской кордонной Линии. В ходе исследования имеющейся, доступной нам литературы и источников было выявлено, что миссионерская деятельность русской православной церкви (РПЦ) была основана на принципах толерантности в отношении местных народов и ислама. Анализируя деятельность РПЦ на кордонной Линии, стоит отметить, что изначально храмы на Линии возводились, как полковые, при воинских подразделениях - для поддержания морально-нравственных ценностей среди православных солдат. Российским правительством, при основании первых крепостей Кавказской Линии кордонные укрепления рассматривались, как агон противостояния, которые, по их мнению, возможно, было использовать лишь как разделительную черту между войсками и горцами. Вначале XIX века основополагающая идея кавказской политики изменилась и политика трансформировалась от оборонной к гражданской колонизации региона, где деятельность церкви была представлена шире, чем просто курирование и соблюдение духовных нужд военнослужащих на Линии. Церкви, как гражданские, так и воинские участвовали в сложном процессе аккультурации в регионе, где по средствам своего функционирования раздвигали границы представления и восприятия горцев о России, выполняли миссионерскую деятельность в распространении православия на Линии, поддерживали обрядово-бытовую жизнь православного населения края - гражданского и военного. Деятельность РПЦ распространялась и на вопросы распространения образования, что в целом имело положительную динамику для региона. В укреплениях и крепостях Левого крыла Кавказской кордонной Линии деятельность РПЦ была относительной, в сравнении с Правым крылом Линии. Это было связано с тем, что основная концентрация православного населения была сосредоточенная именно там.
Русская Православная Церковь, Кавказская кордонная линия, храмы, Кизляр, крепости, кавказская политика, Святейший Синод
  1. Вихрева А. А. Ранние храмы на Азово-Моздокской военной линии [Электронный ресурс]. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1432 (дата обращения: 10.05.2021).
  2. Гаджиев Б. И. Царские и Шамилевские крепости в Дагестане. Эпоха. М., 2006. 330 с.
  3. Газиева А. А. К вопросу о мусульманских кварталах Кизляра в политике России в Дагестане в XIX веке // Исламоведение. 2016. Т. 7. № 1 (27). С. 93–99.
  4. Гедеон (Докунин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. 192 с.
  5. Киняпина Н. С. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России второй половины XVIII — 80-х гг. XIX в. / Н. С. Киняпина, М. М. Блиев, В. В. Дегоев. М.: Изд-во МГУ, 1984. 328 с.
  6. Левое крыло Кавказской линии, Терская область, Прикаспийский край (Дагестанская область), Лезгинская кордонная линия: сб. док. Отдел редкой книги ИИАЭ ДФИЦ РАН. Б.м., б.г. 752 с.
  7. Левый фланг Кавказской линии в 1848 году // Кавказский сборник. Том 10. 1886 [Электронный ресурс]. URL://http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Lev_flang_linii_1848/text5.htm (дата обращения: 15.04.2021).
  8. Невская Т. А. Европейские авторы XIII–XVIII вв. о христианстве у народов Северного Кавказа // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: вопросы источниковедения и историографии: Материалы VII международных Свято-Игнатьевских чтений (г. Ставрополь, 12 мая 2015 г.). Ставрополь, 2017. Вып. I. С. 104–111.
  9. Ольшевский М. Кавказ с 1841 по 1866 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Olsevskij /frametext5.htm (дата обращения: 10.03.2021).
  10. Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования: в 2 т.: Очерки истории Астраханской епархии с 1902 по 2002 гг. / под общ. ред. Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского. Ростов н/Д: Фолиант, 2002. Т. 2. 561 с.
  11. Сергеев А. Д. К истории создания церквей на территории Дагестана по проектам князя Г. Г. Гагарина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Махачкала, 2011. Т. 3 (16). С. 43–50.
  12. Сергеев А. Д. История военных православных храмов в сельской местности Дагестана (втор. пол. XIX — нач. ХХ в.). // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. С. 60–70.
  13. Шидловский Ю. Записки о Кизляре. Восточная литература. [Электронный ресурс]. URL:http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Sidlovskij_Ju/text1.htm (дата обращения: 02.04.2021).

Гасанов Магомед Магомедович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет; Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала;
Должность: заведующий кафедры Истории России;
ORCID: 0000-0002-1189-4797;
Электронный адрес: mgasanov@list.ru.

Газиева Абидат Абдулаевна


Место работы: Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН; Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8109-2861;
Электронный адрес: gazieva.abidat@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках государственного задания «Восточный Кавказ в составе Российской империи: опыт интеграции и модернизации» FMSW-2022-0019.
Сиднева Мария Владимировна

Епископ Иеремия (Соловьев) как составитель акафистов

Сиднева М. В. Епископ Иеремия (Соловьев) как составитель акафистов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 42-58

DOI: 10.15382/sturII2022105.42-58
Настоящая статья посвящена российскому архиерею XIX века, епископу Иеремии (Соловьеву) (1799-1884) как составителю акафистов, написавшему в 60-70-е годы XIX века акафист преподобным Антонию и Феодосию и прочим Киево-Печерским чудотворцам, а также «Покаянный акафист» Ангелу Хранителю. Эти тексты сохранились в нескольких рукописях и никогда не публиковались и не становились предметом специального научного изучения. Автор предпринимает попытку обращения к социальному аспекту феномена православного русского акафиста XVIII-начала ХХ века на примере жизни одного из составителей. Исследование направлено на выяснение мотивов, стоящих за написанием акафистов, на поиск места епископа Иеремии в среде других акафистографов, изучение акафистов в контексте всего литературного творчества духовного писателя, а также на прослеживание бытования его текстов. На основе архивных материалов восстанавливаются факты жизни епископа, повлиявшие на его акафистное творчество, связи и отношения с другими представителями круга составителей акафистов, а также анализируются принадлежащие ему гимны. Акафистное творчество епископа Иеремии является ярким примером гимнографии «ученого монашества», в которой все чаще в Новое время стало отводится место акафистописанию. Исключительным побуждением к составлению гимнов для преосвященного Иеремии являлось личное благочестие и почитание отдельных святых, как и большинство молитвословий они предназначались им для личного употребления и узкого круга близких лиц, а не для общецерковного употребления. Приведённые в статье сюжеты, связанные с традициями сочинения и употребления акафистов, свидетельствуют о развитии акафистной культуры в Русской Церкви в Синодальную эпоху.
епископ Иеремия (Соловьев), православный русский акафист, Н.В. Елагин, игумения Парфения (Адабаш), архиепископ Иннокентий (Борисов), составители акафистов, акафистное творчество, Синодальный период.
  1. Андрианова И. С. Духовная поэтесса Иг. П. А.: атрибуция письма одной неизвестной корреспондентки Достоевского // Неизвестный Достоевский. 2016. № 4. С. 85–107.
  2. Богданова Т. А. «На мою долю выпал жребий весьма завидный, он научит меня переносить трудности в жизни слуги Церкви и Отечества!»: архимандрит Моисей (Рыбальский) по письмам к епископу Иеремии (Соловьеву) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 3 (15). С. 185–232.
  3. Крейдун Г., свящ. Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность. М., 2008.
  4. Марьева А. О., Захарченко Н. В. Рукопись Преосвященнаго Иеремии, б. епископа Нижегородскаго «Воспоминания о Пр. Иннокентие, Архиепископе Херсонском и Таврическом» // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2017. Вып. 15. С. 337–381.
  5. Немашкалов П. Г. Жизнь и деятельность преосвященного Иеремии (Соловьева) в 1843–1849 гг. (Кавказская кафедра) // Вопросы истории. 2019. № 11. С. 222–234.
  6. Попов А. В. Православные русские акафисты. М.: Изд-во Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.

Сиднева Мария Владимировна


Статус обучающегося: Graduate student;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0003-0746-1398;
Электронный адрес: marysidneva@gmail.com.
Медоваров Максим Викторович

Борьба за журнал «Русское обозрение» в 1892 году

Медоваров М. В. Борьба за журнал «Русское обозрение» в 1892 году // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 59-78

DOI: 10.15382/sturII2022105.59-78
В статье впервые предпринят анализ причин, движущих сил и результатов борьбы за редакцию журнала «Русское обозрение» в 1892 году. Рассматривается история изучения проблемы, достижения и ошибки современников и историков. На основе цензурного дела «Русского обозрения» и обширной переписки десятков действующих лиц восстанавливается хронология конфликта. Демонстрируется роль смерти Константина Леонтьева в сплочении его учеников и соратников вокруг Тертия Филиппова и в начале попыток Николая Боборыкина отнять «Русское обозрение» у князя Дмитрия Цертелева. Выясняется роль в данных событиях спонсора журнала Давида Морозова, главного цензора Евгения Феоктистова и других заинтересованных лиц. Выявлены причины выдвижения кандидатуры малоизвестного на тот момент Анатолия Александрова в новые редакторы «Русского обозрения», круг его сторонников и противников. Рассматриваются причины отказа в передаче ему журнала в конце августа 1892 года и последовавшего полтора месяца спустя разрешения утвердить Александрова редактором и издателем. Вводятся в научный оборот свидетельства участия крупных сановников и выдающихся публицистов в борьбе за «Русское обозрение». Анализируется позиция Главного управления по делам печати, министерства внутренних дел, канцелярии московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Уделено внимание борьбе Константина Победоносцева и Тертия Филиппова за влияние на новую редакцию журнала и ее политический курс. Показана приверженность леонтьевским идеям как ключевой фактор в становлении круга молодой редакции (Анатолий Александров, Василий Розанов, Лев Тихомиров, о. Иосиф Фудель и другие).
«Русское обозрение», князь Дмитрий Цертелев, Давид Морозов, Николай Боборыкин, Анатолий Александров, Тертий Филиппов, русский консерватизм, периодическая печать
  1. Ведерников В. В. «Русское обозрение» // Русский консерватизм середины XVIII — начала XX века: энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2010. С. 432–436.
  2. Гончарова Е. И. Василий Розанов и Анатолий Александров (из переписки 1892 г.) // Словесность и история: Журнал филологических и историко-культурных исследований. 2020. № 3. С. 143–179.
  3. Динерштейн Е. А. И. Д. Сытин. М.: Книга, 1983.
  4. Костылев В. Н. Лев Тихомиров на службе царизма: (Из истории общественно-идейной борьбы в России в конце XIX — начале XX в.): дис. … канд. ист. наук. М.: МГУ, 1987.
  5. Медоваров М. В. Д. Н. Цертелев как первый редактор журнала «Русское обозрение» (1890–1892 гг.) // Вестник Пермского университета. Сер. «История». 2020. № 2. С. 98–109.
  6. Платон (Рожков), иеродиакон. Преподобный Варсонофий и Оптинская смута. Оптина пустынь, 2010. URL: https://www.optina.ru/pub/p48/ (дата обращения: 28.11.2021).
  7. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М.: РОССПЭН, 2010. 374 с.
  8. Репников А. В., Милевский О. А. Две жизни Льва Тихомирова. М.: Academia, 2011.
  9. Тарасова А. А. Реакционно-охранительная журналистика // Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века. 1890–1904. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М.: Наука, 1982. С. 234–260.
  10. Фетисенко О. Л. Александр Петрович Саломон (1853–1908) — возможный собеседник Ф. М. Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. 2019. № 22. С. 88–102.
  11. Фетисенко О. Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики (Идеи русского консерватизма в литературно-художественных и публицистических практиках второй половины XIX — первой четверти XX века). СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2012.
  12. Фетисенко О. Л. Протоиерей Иосиф Фудель о митрополите Филарете // XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Т. 1. С. 111–114.
  13. Филиппов А. Ф. Из истории журнала // Русское обозрение. 1901. № 1. С. IV–XXIV.

Медоваров Максим Викторович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; Российская Федерация, 603950, г. Н. Новгород, пр. Гагарина, 23;
Должность: доцент кафедры информационных технологий в гуманитарных исследованиях;
ORCID: 0000-0002-9921-2219;
Электронный адрес: mmedovarov@yandex.ru.
Балыко Тимофей Александрович

Формирование в Орловской епархии консервативной церковной мысли по вопросу свободы совести после Миссионерского съезда 1901 года

Балыко Т. А. Формирование в Орловской епархии консервативной церковной мысли по вопросу свободы совести после Миссионерского съезда 1901 года // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 79-96

DOI: 10.15382/sturII2022105.79-96
Статья посвящена теме свободы совести, которая к началу ХХ века стала одной из главных в российской церковной и общественной мысли. Соответствующая дискуссия в значительной степени была инициирована выступлением в сентябре 1901 г. на Миссионерском съезде в Орле предводителя дворянства Орловской губернии М. А. Стаховича, который предложил ввести в России свободу совести и отменить уголовные наказания за отпадение от Православной Церкви. Это событие неоднократно рассматривалось в контексте возникшей общероссийской полемики, однако последствия выступления Стаховича в самой Орловской епархии научному изучению ранее не подвергались. Автору статьи удалось установить факт активизации консервативной церковной мысли в Орловской епархии в конце 1901 г. и четкого оформления позиций орловских консерваторов по вопросам введения свободы совести и других либеральных свобод, которые представлялись угрозой существования церковно-государственного союза и российского православного государства. Особое внимание в исследовании уделено попыткам размывания в Орловской епархии границ Церкви, включения в церковную жизнь «случайных лиц», действующих по политическому заказу. Это также вызывало критику со стороны консерваторов. После 1901 г. проявление церковной консервативной мысли в Орловской епархии по указанным проблемам прослеживается в ряде публицистических материалов. Это касается, в первую очередь, периода революционных 1905-1907 гг. и 1917 г., что говорит об определенной устойчивости церковных консервативных идей в Орловской епархии, о наличии у данных идей групп сторонников, активизировавшихся в переломные моменты истории.
свобода совести, Миссионерский съезд, М. А. Стахович, церковная консервативная мысль, епископ Никанор (Каменский), Митрофан Афонский, либерализм, Орловское Православное Петропавловское Братство
  1. Балыко Т. А. Формирование предпосылок обновленческого раскола в среде либерального дворянства и духовенства Орловской губернии в 1900–1917 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 94–107.
  2. Бендин А. Ю. Свобода совести или веротерпимость?: Полемика в российской печати (начало ХХ века) // Новый исторический вестник. 2010. № 2 (24). С. 5–14.
  3. Гуларян А. Б. М. А. Стахович: политические взгляды и общественная жизнь // Российская история. 2012. № 2. С. 184a–192.
  4. Дорская А. А. Особенности взаимодействия государства и личности по вопросам свободы совести в отечественной правовой традиции // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: Материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского / под общ. ред. Д. А. Пашенцева. М., 2016. С. 170–174.
  5. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 688 с.
  6. Жукова О. А., Кара-Мурза А. А. В борьбе за свободу совести (о дискуссии вокруг речи М. А. Стаховича на «Миссионерском съезде» в Орле 1901 г.) // Орловский мудрец, опередивший время. Орел: ИД «Орлик», 2011. C. 27–45.
  7. Кондакова Л. М. Епископ Митрофан Афонский (Орловские страницы жизни) // История. Историки. Источники: электронный научный журнал Тульского государственного университета. 2019. № 3. C. 22–32.
  8. Курилов В. А. Проблемы права на свободу совести в Российской империи начала ХХ века // Начало: журнал Института богословия и философии. 2013. Т. 28. С. 194–206.
  9. Матюхина О. А. Миссионерская и просветительская деятельность Орловского Православного Петропавловского Братства в 1887–1905 гг. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 7. С. 113–116.
  10. Павлова О. С. Обсуждение вопроса о свободе совести в рамках деятельности религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге в 1901–1903 гг. // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 10. С. 104–108.
  11. Перелыгин А. И. Русская Православная Церковь в Орловском крае: 1917–1953 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Орел, 2009. 24 с.
  12. Пономарёв А. А. К вопросу о представлениях Русской Православной Церкви о правах и обязанностях человека в ХХ веке // Правовая система современной России: проблемы и перспективы их преодоления: Материалы III Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. А. Ф. Марукова и В. А. Кувакина. Коломна, 2012. С. 31–36.
  13. Роднянская И. Б. Эпизоды защиты свободы совести русскими литераторами христианского мировоззрения (ХIХ век) // Культурология. 2015. № 4 (75). С. 118–128.
  14. Сафонов А. А. Проблемы свободы совести и вероисповеданий в общественных дискуссиях начала ХХ столетия // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2007. № 2 (271). С. 203–211.
  15. Шиманская О. К. Свобода совести в России: история, генезис, современное состояние // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Право». 2001. № 1. С. 308–314.

Балыко Тимофей Александрович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0001-6577-4320;
Электронный адрес: t.balyko@yandex.ru.
Иерею, профессору, заместителю заведующего отделом новейшей истории Русской православной церкви ПСТГУ Александру Мазырину
Леонов Дмитрий Евгеньевич

Благочиннический совет в Российской Православной Церкви начала ХХ в. (по материалам Ярославской епархии)

Леонов Д. Е. Благочиннический совет в Российской Православной Церкви начала ХХ в. (по материалам Ярославской епархии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 97-110

DOI: 10.15382/sturII2022105.97-110
В статье на материалах Ярославской епархии изучены органы церковного самоуправления – благочиннические советы. Выявлена дата учреждения данных органов в изучаемом регионе (19 октября 1903 г.), проанализированы «Правила для благочиннических советов в Ярославской епархии», охарактеризованы изменения нормативной базы, касающиеся благочиннических советов и благочиннических собраний в период с 1903 по 1916 гг., изучены основные направления деятельности советов.Благочиннический совет – орган церковного управления, создававшийся в помощь благочинному. Как правило, совет состоял из назначенного епархиальным руководством благочинного и двух членов, а также из двух кандидатов (заместителей членов совета). Члены совета избирались на благочиннических собраниях, объединявших всё духовенство благочиннического округа. В масштабах всей Российской Церкви благочиннические советы были учреждены Поместным Собором 1917-1918 гг., однако в ряде епархий они были созданы раньше. Делопроизводственные документы благочиннических советов Ярославской епархии до настоящего времени не введены в научный оборот. В комплексе с отчетами благочинных, журналами заседаний Ярославских общеепархиальных съездов духовенства, материалами периодической печати эти документы позволяют охарактеризовать благочиннические советы как органы самоуправления духовенства, которые играли видную роль в системе управления епархией. По своей сути благочиннические советы представляли собой мировые суды для духовенства. Они рассматривали мелкие дисциплинарные правонарушения членов причтов, а также гражданско-правовые споры. Сохранившиеся документы позволяют составить картину наиболее часто встречавшихся в церковной среде правонарушений и споров, а также свидетельствуют о непростых взаимоотношениях между священниками и низшим клиром – псаломщиками и диаконами. В 1903-1916 гг. наблюдалось повышение роли низшего клира в деятельности благочиннических советов и собраний; при архиепископе Тихоне (Белавине) в 1912 г. по решению общеепархиального съезда духовенства в состав советов были включены диаконы и псаломщики; на благочиннических собраниях с 1910 г. псаломщики и диаконы имели равный с священниками голос.
Православная Церковь, Ярославская епархия, духовная консистория, революция 1905-1907 гг., благочинный, благочиннический совет, благочинническое собрание, Тихон (Белавин), Поместный собор, духовенство.
  1. Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. 1856–1904 гг. СПб., 2003. 276 с.
  2. Благочинническое собрание // Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2002. Т. 5. С. 340–341.
  3. Всеволодов А. В. Благочиннические съезды духовенства и деятельность попечительных советов о бедных духовного звания в Вологодской епархии в 60–70-е гг. XIX в. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2014. № 1. С. 5–9.
  4. Нечаева М. Ю. Православные монастыри и монашество Синодального периода: традиции изучения // Научный диалог. 2016. № 12 (60). С. 302–319.
  5. Цыпин В., протоиерей. Благочиннический совет // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 339.
  6. Цыпин В., протоиерей. Благочинный // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 341–342.

Леонов Дмитрий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль"; Россия, Ярославская область, г. Ростов;
Должность: научный сотрудник отдела "История Ростова 19-20 вв.";
ORCID: 0000-0002-7462-5500;
Электронный адрес: demetriosrost@yandex.ru.
Сушко Алексей Владимирович

Первый омский новомученик Николай Цикура: анализ убийства служителя церкви в условиях начала Гражданской войны в России

Сушко А. В. Первый омский новомученик Николай Цикура: анализ убийства служителя церкви в условиях начала Гражданской войны в России // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 111-123

DOI: 10.15382/sturII2022105.111-123
В статье анализируются события в Омске 15–22 февраля 1918 г., когда попытка областных советских властей реализовать «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» привела к массовым беспорядкам в советской историографии названным «поповским мятежом». В ходе этих событий был убит послушник и эконом архиерейского дома Николай Цикура, позднее Русской Православной Церковью причисленный к лику святых. Целью работы является анализ обстоятельств гибели Николая Цикуры в контексте событий разгоравшейся в России Гражданской войны. Наряду с опубликованными сообщениями в периодической печати и опубликованными и не опубликованными воспоминаниями, в качестве одного из ключевых свидетельств о рассматриваемом вопросе используется актовая запись о смерти Николая Цикуры, хранящаяся в Историческом архиве Омской области. Статья вводит в научный оборот краткую характеристику личности Николая Цикуры, данною ему в связи с событиями «поповского мятежа» в воспоминаниях лично знавшего его омича М.А. Столповского. Проанализировав две точки зрения на причину убийства Николая Цикуры (защищал во время ареста архиерея или был убит без видимой причины), автор отмечает отсутствие источника позволяющего однозначно разрешить этот вопрос. При анализе обстоятельств гибели Николая Цикуры особое внимание обращается на то, что вызванный убитым экономом церковный набат дал толчок массовым народным волнениям в Омске, вывел народ на улицу, защитил епископа Сильвестра и других арестованных священников от возможной расправы и отсрочил на месяц реализацию в Омске «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Подчеркивается, что канонизация Николая Цикуры в 2000 году продолжила церковную традицию его почитания в качестве святого новомученика, заложенную в 1918 г. на Поместном соборе Православной российской церкви.
Русская Православная Церковь, Русская революция, Гражданская война в России, Омск, поповский мятеж, Николай Цикура, епископ Сильвестр (Ольшевский), новомученики и исповедники.
  1. Бирюкова Ю. А. Исповедь в застенках ВЧК. К биографии историка и общественного деятеля профессора протоиерея П. В. Верховского // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. № 5 (48). С. 87–104.
  2. Бирюкова Ю. А. Священник Владимир Востоков — участник Белого движения и основатель Братства Животворящего Креста // Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. Вып. 34. С. 194–214.
  3. Зданович А. А. «Концептуально мы должны писать не о том, как победили, а о том, как на долгом пути воевали и через потери пришли к Великой Победе…» // Омский научный вестник. Сер. «Общество. История. Современность». 2021. Т. 6. № 4. С. 55–61. DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-4-55-61.
  4. Петин Д. И. 100-летие Гражданской войны в Сибири: научно-просветительская рефлексия в Омске (2019) // Северные архивы и экспедиции. 2020. Т. 4. № 2. С. 131–142. DOI: 10.31806/2542-1158-2020-4-2-131-142.
  5. Петин Д. И. Мифы в локальной истории: обзор работы круглого стола в Омске // Сибирский антропологический журнал. 2020. Т. 4. № 4. С. 38–49. DOI: 10.31804/2542-1816-2020-4-4-38-49.
  6. Петин Д. И. Капитан М. М. Поспеев: опыт реконструкции жизненного пути кадрового офицера топографической службы // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 140–146. DOI: 10.17223/15617793/452/17.
  7. Петин Д. И. История омского рода Батюшкиных: монография. Омск: Типография «Золотой тираж» (ООО «Омскбланкиздат»), 2021. 140 с.
  8. Петин Д. И., Стельмак М. М. «Убиты при взрыве в доме Верховного правителя»: к анализу актовых записей о смерти чинов конвоя адмирала А. В. Колчака 27 августа 1919 г. // Вестник архивиста. 2021. № 3. С. 725–740. DOI: 10.28995/2073-0101-2021-3-725-740.
  9. Приспело время подвига... Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. о начале гонений на Церковь / сост. Н. А. Кривошеева. М.: Издво Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2012. 526 с.
  10. Суховецкий В. А. Летопись церковных событий города Омска с 21 января по 22 февраля 1918 г. // Церковь. Богословие. История: Материалы VI Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 10–12 февраля 2018 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2018. С. 171–176.
  11. Сушко А. В. «Офицер церкви» в условиях антирелигиозной политики Советского государства: подвиг исповедничества омского священника В. Ф. Инфантьева // Новейшая история России. 2019. Т. 9. № 3. С. 642–659.
  12. Сушко А. В. «Поповский мятеж»: к вопросу об антибольшевистских волнениях в Омске // Омский научный вестник. Сер. «Общество. История. Современность». 2021. Т. 6. № 4. С. 62–70.
  13. Цикура Николай // Древо: Открытая православная энциклопедия. URL: // https://drevoinfo.ru/articles/13312.html (дата обращения: 09.12.2021).
  14. Щит и меч Омского Прииртышья. Омск: Тип. «Золотой тираж», 2018. 420 с.

Сушко Алексей Владимирович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Омский государственный технический университет; Российская Федерация, 644050, г. Омск, Мира пр., 11;
Должность: профессор кафедры «История, философия и социальные коммуникации»;
ORCID: 0000-0002-6703-8535;
Электронный адрес: alexsushko_1974@mail.ru.
Статья подготовлена при поддержке проекта РНФ 21-18-00266 «Религиозный фактор в России в годы Гражданской войны: феномен, значение и региональная специфика», реализуемого в Санкт-Петербургском государственном университете.
Филиппов Борис Алексеевич

Влияние советско-американских переговоров 1985-1989 гг. на изменение советской вероисповедной политики. Исторические и политические контексты визита Горбачева в Ватикан

Филиппов Б. А. Влияние советско-американских переговоров 1985-1989 гг. на изменение советской вероисповедной политики. Исторические и политические контексты визита Горбачева в Ватикан // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 124-153

DOI: 10.15382/sturII2022105.124-153
Аннотация: статья посвящена исследованию причин коренного поворота в вероисповедной политике на рубеже 1987-1988 гг., превращения празднования 1000-летия Крещения Руси из узкоцерковного торжества в событие общегосударственного масштаба и визита Михаила Горбачева в Ватикан. В качестве объяснения автор предлагает рассмотреть зависимость этих важных для нашей страны событий от проблем, с которыми столкнулся Горбачев на переговорах с Рональдом Рейганом в Женеве, Рейкьявике и Москве. В их основе глубокое недоверие, испытываемое Рейганом по отношению к Горбачеву и политике СССР, как «империи зла». Для преодоления этого барьера Горбачев и советское руководство на рубеже 1987-1988 гг. пошли на кардинальное изменение советской вероисповедной политики. Кроме того, автор предлагает рассмотреть влияние на переговоры Горбачев-Рейган «священного союза» президента США и папы Римского. Автор считает папу негласным, но влиятельным участником этих переговоров. В статье рассматриваются причины, приведшие Горбачева в Ватикан, своеобразной платой за приглашение в который выступила легализация Украинской Греко-Католической церкви. Отношение Св. Синода РПЦ и Иоанна Павла II к проблеме легализации УГКЦ рассматриваются в статье на основании недавно опубликованных или еще не опубликованных архивных материалов.
Секретариат ЦК КПСС, Политбюро, вероисповедная политика, репутация, доверие, Священный Синод, «священный союз», Ватикан, греко-католики, юбилей, свобода вероисповедания, М. Горбачев, Р. Рейган, Иоанн Павел II, К. Харчев, В. Фалин, А. Казароли, А.Черняев.
  1. Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М.: Изд. центр «Россия молодая», 1992.
  2. Бублык Т. Проблема грекокатолической идентичности в Западной Украине в ходе борьбы за легализацию (рубеж 1980–1990-х гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 4. С. 235–260.
  3. Вейгел Дж. Свидетель надежды. Иоанн Павел II. Кн. 2. М.: АСТ, 2001.
  4. Гордиенко Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов: полемические заметки. Л.: Лениздат, 1986.
  5. Гриневский О. А. Перелом. От Брежнева к Горбачеву. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
  6. Загорский А. В. Хельсинкский процесс. М.: Права человека, 2005.
  7. Еленский В. Е. Религия и перестройка в Украине. URL: https://archipelag.ru/authors/elensky/?library=962 (дата обращения: 12.05.2021).
  8. Клибанов А. Е., Митрохин Л. Н. История и религия // Коммунист. 1987. № 12. С. 91–98.
  9. Королева Л. А., Мельниченко О. В. Празднование тысячелетия Крещения Руси: церковное мероприятие или общественное событие? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7. Ч. 3. С. 107–109.
  10. Королева Л. А., Мельниченко О. В. Власть, Русская Православная Церковь и Римско-католическая Церковь в России (1985–2000 гг.): к вопросу о взаимоотношениях // Вестник КРАСГАУ. 2012. № 2. С. 222–226.
  11. Курляндский И. А. Сталин, власть и религия (религиозный фактор во внутренней политике советского государства в 1922–1953 гг.). М.: Кучково поле, 2011.
  12. Маслова И. И. Государственно-конфессиональная политика в СССР: поворот курса в 1985–1988 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (36). С. 43–54.
  13. Мельниченко О. В. Государство и РПЦ накануне 1000-летия Крещения Руси. URL: https://www.rusnauka.com/30_NNM_2010/Istoria/73003.doc.htm (дата обращения: 27.03.2020).
  14. Митрохин Н. А. РПЦ и «униаты» в Западной Украине: мифы и реалии. URL: https://religion.in.ua/main/analitica/3830-rpc-i-uniaty-v-zapadnoj-ukraine-mify-i-realii.html (дата обращения: 17.04.2021).
  15. Мурен М. Ватикан и СССР / пер. с фр. М.: Прогресс, 1966.
  16. Орлов А. Дневники Рейгана. URL: https://rusrek.com/news/eshhe/istoriya/30846-dnevnikirejgana/ (дата обращения: 12.04.2021).
  17. Полынов М. Ф. Советско-американские отношения во внешней политике М. С. Горбачева 1985–1988 гг. // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 14. С. 307–326.
  18. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.
  19. Раушенбах Б. В. Сквозь глубину веков // Коммунист. 1987. № 12. С. 99–115.
  20. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975.
  21. Смолкин В. Свято место пусто не бывает: история советского атеизма / пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2021.
  22. Стремидловский С. Посол США в Ватикане рассказала, как папа и Рейган противостояли коммунизму. URL: https://regnum.ru/news/polit/2612901.html) (дата обращения: 11.07.2021).
  23. Харчев К. М., Ачильдиев И. Гарантии свободы: Интервью // Наука и религия. 1987. № 11. С. 23.
  24. Филиппов Б. А. Иоанн Павел II: политический портрет // Наука и религия. 1989. № 2. С. 12–20.
  25. Филиппов Б. А. Мир в политической доктрине Иоанна Павла II: Обзор // Папство в современном мире: реф. сборник / отв. ред. Б. А. Филиппов. М.: ИНИОН АН СССР, 1988. С. 14–38.
  26. Филиппов Б. А. Папа, Православие, Украина // Он же. Иоанн Павел II. Польша. Политика. М.: ПСТГУ, 2013. С. 111–118.
  27. Филиппов Б. А. Ф. Рузвельт, Пий XII, И. Сталин и проблема репутации СССР в годы Второй мировой войны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 84–102.
  28. Швейцер П. Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и распаде социалистического лагеря. Минск: Авест, 1995.
  29. Bernstein C. Cover Story: The Holy Alliance (Time. 24.02.1992). URL: http://www.carlbernstein.com/magazine_holy_alliance.php (дата обращения: 30.10.2020).
  30. Filippov Boris. Leaving Socialism Behind: How Churches in the Post-Soviet Territories Adapted to a New Life in Russia and Poland // Latvij as Universitātes. Filozofi jas un socioloģij as institūts. Reliģiski-fi lozofi ski raksti XXV. Riga, 2019. P. 25–45.
  31. Filippov B.. Il papa come catalizzatore dei cambiamenti: Giovanni Paolo II e la politica di informazione in URSS sulle questioni religiose // Giovanni Paolo II e la chiesa cattolica in unione sovietica e nei paesi sorti dalla sua dissoluzione nel centenario della nascita di Karol Wojtyła (1920–2020) / a cura di Jan Mikrut. Verona, 2021. P. 259–282.
  32. Ikonowicz M., Santini A. Papież w Moskwie. Wywiad // URL: https://www.tygodnikprzeglad.pl/papiez-moskwie/ (дата обращения: 22.07.2021).
  33. Kengor P. Ronald Reagan. Duchowa biografi a. Krakow: Wydawnictwo; Rafael, 2011.
  34. Massie S. Trust but Verify: Reagan, Russia, and Me. Rockland: Maine Authors Publishing, 2013.
  35. Musiewicz P. Ronald Reagan a Jan Paweł II. Kontekst ideowy i polityczny współpracy prezydenta i papieża. URL: https://www.omp.org.pl/artykul.php?artykul=255 (дата обращения: 13.05.2021).
  36. Preston A. The Sword of the Spirit, the Shield of Faith: Religion in American War and Diplomacy. N. Y.: Knopf, 2012.
  37. Olszański T. Kresy Zachodnie: miejsce Galicji Wschodniej i Wołynia w Państwie Ukraińskim. Warszawa, 2013.

Филиппов Борис Алексеевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-8250-3688;
Электронный адрес: boris-philipov@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Озмитель Екатерина Евгеньевна

Митрополит Гурий (Егоров): биография «защитника веры и стойкого исповедника» в контексте церковно-государственных отношений — Рец. на кн.: Павлов Д. В. «До смерти я буду призывать вас к молитве»: Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова). М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. 1248 с.

Озмитель Е. Е. Митрополит Гурий (Егоров): биография «защитника веры и стойкого исповедника» в контексте церковно-государственных отношений // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 157-162 — Рец. на кн.: Павлов Д. В. «До смерти я буду призывать вас к молитве»: Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова). М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. 1248 с.
PDF

Озмитель Екатерина Евгеньевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3671-9493;
Электронный адрес: k_ozmitel@rambler.ru.
Кострюков Андрей Александрович

Новое исследование по истории расколов — Рец. на кн.: Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы. СПб.: Свое издательство, 2020.

Кострюков А. А. Новое исследование по истории расколов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 163-166 — Рец. на кн.: Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы. СПб.: Свое издательство, 2020.
PDF

Кострюков Андрей Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.