/

Захаров Георгий Евгеньевич

Взаимоотношения Римской, Фессалоникийской и Константинопольской кафедр в контексте развития синодальных институтов в первой половине V в.


Захаров Г. Е. Взаимоотношения Римской, Фессалоникийской и Константинопольской кафедр в контексте развития синодальных институтов в первой половине V в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 104. С. 27-37.

DOI: 10.15382/sturII2022104.27-37

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития церковной организации сверхпровинциального уровня в Балканском регионе и влиянию на этот процесс Римской и Константинопольской кафедр. По мнению автора, закон императора Феодосия II 421 г., касавшийся церковных дел в Иллирике, не предполагал ликвидацию созданного Римским престолом Фессалоникийского викариата и передачу этого региона в юрисдикцию Константинопольской кафедры. Речь шла о наделении Константинопольского престола функцией альтернативной судебной инстанции, наряду с Фессалоникийским престолом, что обосновывалось статусом Константинополя как Нового Рима. Протест папы Бонифация I и западно-римского императора Гонория против этого решения, судя по всему, привели к тому, что в Иллирике сохранился status quo. Тем не менее данный закон вошел в Кодекс Феодосия. Также есть вероятность, что, наряду с диоцезом Восток, Иллирик подразумевался в качестве сферы реализации 9-го и 17-го правил Халкидонского собора 451 г., предписывающих в случае возникновения тяжб с участием митрополита, обращаться для проведения суда к экзарху диоцеза или к Константинопольскому престолу. Данная норма, судя по всему, была связана с существованием в Константинополе «постоянного собора», организация которого не требовала существенных затрат и усилий, в отличие от соборов диоцезов.

Ключевые слова

церковная организация, соборы, Иллирик, Римский престол, Константинопольский престол, Фессалоникийский викариат, Халкидонский собор

Список литературы

  1. Блодо Ф. Подготовка, восприятие и защита Халкидонского собора со стороны Римского папы Льва Великого // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 94. С. 11–30.
  2. Грацианский М. В. Церковно-административное содержание термина «экзарх диоцеза» 9-го и 17-го правил Халкидонского собора и вопрос о подсудности дел против митрополита // Античная древность и средние века. 2020. Т. 48. С. 53–73.
  3. Захаров Г. Е. Римский престол и Восточные Церкви в конфликте вокруг св. Иоанна Златоуста // Вестник древней истории. 2020. T. 80. Вып. 3. C. 697–711.
  4. Лепорский П. И. История Фессалоникского экзархата до времени присоединения его к Константинопольскому патриархату. СПб.: Типография М. И. Акинфиева и И. В. Леонтьева, 1901.
  5. Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских соборов. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005.
  6. Blaudeau Ph. Le siège de Rome et l’Orient (448–536). Étude géo-ecclésiologique. Rome: École française de Rome, 2012.
  7. Conciliorum Oecumenicorum Generaliumque Decreta, Editio Critica. I: The Oecumenical Councils from Nicaea I to Nicaea II (325–787) / G. Alberigo, ed. Turnhout: Brepols Publishers, 2006.
  8. Dunn G. D. Church and State in the Dispute over the Vicariate of Thessaloniki during the Pontificate of Boniface I // Journal of Early Christian History. 2020. Vol. 10. Pt. 1. P. 37–60.
  9. Dunn G. D. Innocent I and Anysius of Thessalonica // Byzantion. 2007. Vol. 77. P. 124–148
  10. Gascou J. L’Égypte byzantine (284–641) // Le monde byzantin. T. I: L’Empire romain d’Orient (330–641) / Dir. C. Morrisson. P.: PUF, 2004. P. 409–441.
  11. Greenslade S. L. The Illyrian Churches and the Vicariate of Thessalonica, 378–95 // The Journal of Theological Studies. 1945. Vol. 46. P. 17–30.
  12. Grumel V. Le Vicariat de Thessalonique et le premier rattachement de l’Illyricum oriental au patriarcat de Constantinople // Annuaire de l’École des Législations Religieuses, 1950–1951. P., 1952. P. 49–63.
  13. Grumel V. Les origines du vicariat apostolique de Thessalonique // Actes du XIIe Congrès international d’études byzantines. Vol. II. Beograd: Naučno delo, 1964. P. 451–461.
  14. Hajjar J. Le synode permanent (σύνοδος Öνδημο¤σα) dans l’Église byzantine des origines au XIe siècle. Rome: Pontifi cium Institutum Orientalium Studiorum, 1962.
  15. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome: École française de Rome, 1976.
  16. Streichhan F. Die Anfänge des Vikariates von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte, Kanonistische Abteilung. 1922. Bd. 12. S. 330–384.
  17. The Acts of the Council of Chalcedon / R. Price, M. Gaddis, eds. Liverpool: Liverpool University Press, 2005. Vol. III.
  18. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire Romain. P.: E. De Boccard, 1918.

Данные об авторе

Захаров Георгий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богослови? и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «Соотношение идеи вселенского первенства с региональной консолидацией епископата в IV¬–VI вв.», осуществляемого при поддержке Фонда «Живая традиция».