/

Менщиков Игорь Самуилович; Павлуцких Тимофей Геннадьевич

Осада Далматовского монастыря во время крестьянских волнений 1842 г.


Менщиков И. С., Павлуцких Т. Г. Осада Далматовского монастыря во время крестьянских волнений 1842 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 104. С. 49-63.

DOI: 10.15382/sturII2022104.49-63

Аннотация

В статье рассматриваются крестьянские волнения 1842–1843 гг., известные как картофельные бунты. Эпицентром волнений 1842 г. стали зауральские уезды Пермской губернии (Камышловский и Шадринский). Крестьяне захватывали волостные правления и церкви, требовали от сельских властей и духовенства выдать им «запродажную грамоту», согласно которой их якобы «передавали под барина», т.е. делали крепостными. Опасаясь гнева толпы, несколько волостных писарей и волостных голов бежали в Далматовкий Успенский монастырь, чтобы найти убежище за его стенами. Однако в город Далматово стали собираться крестьяне из окрестных сел, захватили в плен далматовского волостного голову и писаря и требовали выдать им «запродажную грамоту» под угрозой применения пыток. В это время казначей монастыря иеромонах Николай приказал запереть ворота монастыря и пригрозил восставшим, что будет стрелять из пушки. Затем в составе религиозной процессии он проследовал к волостному правлению и освободил волостного голову и волостного писаря. После этого он, не встречая сопротивления, вернулся с ними в монастырь. Эти события рисовались некоторыми советским историками, такими как Н. М. Дружинин, С. В. Токарев как героическая осада Далматовского монастыря. Однако анализ архивных и опубликованных источников показывает, что осады фактически не было, крестьяне не собирались захватывать монастырь и не препятствовали передвижению из него, а стрельба из монастыря велась (если велась) холостыми зарядами. Когда на следующий день пришли военные отряды, большая часть крестьян разбежалась, несколько десятков было арестовано без сопротивления и предано суду. Таким образом, мы имеем дело с историографическим мифом, в основе которого лежит идеология и некритическое отношение к источникам и работам других историков.

Ключевые слова

бунты, картофельные бунты, Зауралье, Далматовский монастырь, социальная психология, слухи, менталитет

Список литературы

  1. Дружинин Н. М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. Т. 2: Реализация и последствия реформы. М., 1958.
  2. Менщиков И. С. Культура Южного Зауралья во второй половине XIX — начале ХХ века. Курган, 2006.
  3. Менщиков И. С., Павлуцких Т. Г. Сельское духовенство и картофельные бунты в Зауралье 1842–1843 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2020. № 92. С. 75–92.
  4. Менщиков И. С., Павлуцких Т. Г. Картофельные бунты в Зауралье как отражение традиционного сознания русского крестьянства // Вестник Пермского университета. История. 2021. № 3(54). С. 48–58.
  5. Миронов Б. Н. Крестьянское движение в России накануне эмансипации как момент истины // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. Т. 64. С. 817–842.
  6. Савич А. А. Очерки истории крестьянских волнений на Урале в XVIII — ХХ вв. М., 1931.
  7. Савич А. А. Прошлое Урала: Исторические очерки. Пермь, 1925.
  8. Токарев С. В. Крестьянские картофельные бунты. Киров, 1939.

Данные об авторе

Менщиков Игорь Самуилович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Курганский государственный университет; Российская Федерация, 640020, г. Курган, ул. Пушкина, 135;
Должность: доцент кафедры истории и документоведения;
ORCID: 0000-0001-5037-9563;
Электронный адрес: ygor@bk.ru.

Павлуцких Тимофей Геннадьевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Курганский государственный университет; Российская Федерация, 640020, г. Курган, Пушкинская ул., 135;
ORCID: 0000-0001-5827-1987;
Электронный адрес: dobro_rg45@mail.ru.