/

Клочкова Марина Юрьевна

Духовная школа в просветительской деятельности митр. Евгения (Болховитинова)


Клочкова М. Ю. Духовная школа в просветительской деятельности митр. Евгения (Болховитинова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 30-61.

DOI: 10.15382/sturII2021103.30-61

Аннотация

Статья посвящена анализу представлений митр. Евгения (Болховитинова) о духовной школе, реализованных в его просветительской деятельности. Автор ставит перед собой задачу проследить процесс формирования взглядов митр. Евгения (Болховитинова) на духовное образование и роль просветительской практики митр. Платона (Левшина) в их становлении. Два святителя прошли одну и ту же школу. Митр. Платон учился в Славяно-греко-латинской академии (1746–1757), преподавал в ней латынь и русскую поэзию (1757–1758), а в 1775 г. был назначен ее директором. Одним из воспитанников Академии и преосв. Платона в 1785–1788 гг. был Евфимий Болховитинов, впоследствии митр. Евгений. Митр. Платон стремился вывести образование будущих пастырей Церкви за рамки узкосословной подготовки. С этой целью в Академии вводились новые учебные предметы, внедрялись новые формы и методы преподавания. Московская академия была одним из центров формирования российского ученого монашества. Питомцы архиеп. Платона занимали важные церковные посты и продолжали дело своего наставника по развитию системы духовного образования в разных частях России. Сформировавшиеся в годы студенчества в Московской академии представления о характере духовного образования Болховитинов реализовывал в духовных школах Воронежа, Петербурга, Новгорода, Вологды, Калуги, Пскова и Киева. Просветительская деятельность митр. Евгения заключалась в большей степени в развитии научного направления духовных школ и собственном вкладе в церковно-историческую науку.

Ключевые слова

Статья подготовлена в рамках проекта «Платоновская академия»: ученики митр. Платона (Левшина) в контексте русского Просвещения» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».

Список литературы

  1. [Сенковский О. И.] Словарь русских светских писателей, соотечественников и иностранцев, писавших в России, служащий дополнением к «Словарю писателей духовного чина», составленному митрополитом Евгением // Библиотека для чтения. 1838. Т. XXVI. Отд. V. С. 37–48.
  2. Ананьева Т. Б. «Дабы сии древности были в Киевском музеуме»: к истории создания Музея древностей Университета Святого Владимира // Оpus Mixtum. 2017. № 5. С. 63–65.
  3. Ананьева Т. Б. Евгений Болховитинов и изучение киевских древностей в первой половине XIX в. // Очерки истории отечественной археологии. Вып. 2. М., 1998. С. 42–62.
  4. Беляев А. А. Митрополит Платон [Левшин] как строитель национальной духовной школы // Богословский вестник. 1912. № 12. С. 668–681.
  5. Беляев А.А. Отзывы современников о церковной истории митрополита Платона [Левшина] // Богословский вестник. 1895. № 7. С. 125–137.
  6. Боголюбов В. А. Новиков и его время. М., 1916.
  7. Век Просвещения. Вып. 6: Что такое Просвещение? Новые ответы на старый вопрос. М., 2018.
  8. Глухов А. Г. Пастырь на ниве культуры // Мир библиографии. 2005. № 4. С. 38–43.
  9. Гросул В. Я. Русское общество XVIII — XIX веков: традиции и новации. М., 2003.
  10. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII в. М., 1996.
  11. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881.
  12. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX в. М., 2002.
  13. Карпов С. М. Евгений Болховитинов как митрополит Киевский. Киев, 1914.
  14. Карпук Д. А. Александро-Невская Лавра — центр ученого монашества в начале XX в. // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». СПб., 2013. С. 218–228.
  15. Кедров С. Студенты-платоники в Академии // У Троицы в Академии. 1814–1914: Юбилейный сборник исторических материалов. М., 1914. С. 202–232.
  16. Козлов В. П. Колумбы российских древностей. М., 1981.
  17. Лавров А. Ф. Вдовые священнослужители // Христианское чтение. 1871. № 2. С. 343–382.
  18. Малкин С. А. Митрополит Новгородский Амвросий (Подобедов) и митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) // Кадашевские чтения: сб. докладов конференции. Вып. XXIII. М., 2018. С. 28–36.
  19. Малышевский И. И. Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конференции Киевской Духовной Академии // Труды КДА. 1867. Ч. IV. С. 568–650.
  20. Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли Т. 1. М., 1897.
  21. Николаев А. И. Евфимий Алексеевич Болховитинов, впоследствии Евгений — митрополит Киевский // Воронежские епархиальные ведомости. 1868. № 2. С. 40–60; 80–97.
  22. Полетаев Н. И. К истории духовно-учебной реформы 1808–1814 гг. // Странник. 1889. № 8. С. 517–527.
  23. Полетаев Н. И. Труды митрополита киевскаго Евгения Болховитинова по истории русской церкви. Казань: Типография Университета, 1889.
  24. Родосский А. Описание 432-х рукописей, принадлежащих С[анкт]-Петербургской духовной академии и составляющих ея первое по времени собрание. СПб., 1894.
  25. Рукавіцина-Гордзієвська Є. В. Київський митрополит Євгеній (Є. О. Болховітінов). Біобібліографія. Бібліотека. Архів. Київ, 2010.
  26. Сараскина Л. И. Граф Н. П. Румянцев и его время. М., 2003.
  27. Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855.
  28. Снегирев И. М. Жизнь московского митрополита Платона. Ч. I–II. М., 1822.
  29. Сухова Н. Ю. Духовно-учебные принципы митрополита Платона (Левшина) и их развитие в истории высшего духовного образования // Третьи ежегодные Платоновские чтения. 1 декабря 2006 г.: сб. материалов. М., 2007. С. 86–103.
  30. Сухова Н. Ю. Ученое монашество в России: научно-богословская деятельность и проблема консолидации // Вертоград наук духовный: сб. статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М.: ПСТГУ, 2007. С. 304–325.
  31. Титов Ф.И. Очерки из истории Киевской Духовной академии // Труды КДА. 1897. № 10. С. 167–207.
  32. Ферроне В., Рош Д. История и историография Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003. С. 515–540.
  33. Флоровский Г. В., прот. Пути русского богословия. М., 2009.
  34. Цапина О. А. Православное просвещение — оксюморон или историческая реальность? // Европейское Просвещение цивилизация России. М., 2004. С. 301–313.
  35. Черняев А. В. Русское «ученое монашество»: архимандрит Киприан (Керн) и прот. Георгий Флоровский // Вестник славянских культур. 2013. № 1 (27). С. 5–13.
  36. Чистович И. А. История С[анкт]-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.
  37. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия Духовных училищ. СПб., 1894.
  38. Шафажинская Н. Е. Русское ученое монашество XIX века: историко-культурное значение // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 2. С. 53–59.
  39. Шмурло Е. Ф. Библиографический список литературных трудов Киевского митрополита Евгения Болховитинова. Вып. 1. СПб., 1888.
  40. Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767–1804. СПб., 1888.
  41. Шоню П. Цивилизация Просвещения / Пер. с фр. И. Иткина. Екатеринбург; М., 2008.

Данные об авторе

Клочкова Марина Юрьевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: старший преподаватель кафедры истории России;
ORCID: 0000-0002-2080-903X;
Электронный адрес: mrk01@mail.ru.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «Платоновская академия»: ученики митр. Платона (Левшина) в контексте русского Просвещения» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».