/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :103

ИССЛЕДОВАНИЯ

Мигальников Алексей Владимирович

Спор о титуле «вселенский» между епископами Рима и Константинополя в конце VI века

Мигальников А. В. Спор о титуле «вселенский» между епископами Рима и Константинополя в конце VI века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 9-29

DOI: 10.15382/sturII2021103.9-29
В статье анализируются послания папы Григория Великого (590–604), направленные против титула «вселенский» (οiκουμενικός) константинопольских патриархов. Показано, что папа противостоял титулу на протяжении всего своего понтификата, хотя характер этого противостояния менялся в зависимости от различных обстоятельств, вплоть до временного прекращения прямой полемики. Последний факт заставляет часть исследователей предполагать качественную перемену в отношении папы Григория к титулу. Однако анализ источников показывает обратное: не получая достаточной поддержки со стороны императора Маврикия и восточных патриархов Евлогия Александрийского и Анастасия I Антиохийского, при этом не желая стать причиной церковного раскола и, как следствие, снижая интенсивность спора, папа в то же время сохранял негативное мнение о титуле и не раз использовал представляющиеся возможности, чтобы возобновить продвижение своей позиции. В поисках союзников он в 599 г. включил в круг своих адресатов иллирийских митрополитов, а позже императора Фоку и до последних лет своего понтификата писал о необходимости отказаться от титула патриарху Кириаку II Константинопольскому. Обобщая, автор на основе источников выделяет и характеризует четыре этапа спора, а также, восполняя пробел в имеющейся литературе, рассматривает взгляды папы Григория на смысловое содержание титула.
титул «вселенский», церковное первенство, папский примат, Вселенская Церковь, папа Григорий Великий, Иоанн IV Константинопольский, Кириак II Константинопольский, император Маврикий, император Фока, Евлогий Александрийский, Анастасий I Антиохийский
  1. Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I–V вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 52 (2). С. 9–29. DOI: https://doi.org/10.15382/sturI201452.9-29
  2. Грацианский М. В., Мигальников А. В. Полемические письма папы Григория Великого о титуле «вселенский» Константинопольского патриарха / вступ. ст., пер. с лат. и коммент. М. В. Грацианский, А. В. Мигальников // Причерноморье в Средние века. 2021. Вып. 11. С. 9–67.
  3. Грацианский М. В. Четвертый Вселенский собор и проблема первенства римского епископа // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24, № 6. С. 255–271. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.20
  4. Зайцев Д. В. Кириак II // Православная энциклопедия. 2014. Т. 34. С. 149–151.
  5. Мигальников А. В. Аргументация папы Григория Великого против титула «вселенский» Константинопольских патриархов: анализ писем 595 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26. № 6.
  6. Успенский Ф. П. Церковно-политическая деятельность папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901.
  7. A Companion to Gregory the Great / B. Neil, M. Dal Santo, eds. Leiden, 2013.
  8. Batiffol P. Saint Grégoire le Grand. P., 1928.
  9. Baus K. The Papacy between Byzantium and the German Kingdoms from Hilary (461–468) to Serguis I (687–701) // History of the Church / H. Jedin, J. Dolan, eds. N. Y., 1980. Vol. 2. P. 614–636.
  10. Baxmann R. Die Politik der Pä pste von Gregor I bis auf Gregor VII. Elberfeld, 1868.
  11. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959.
  12. Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941.
  13. Bertolini O. Roma e i Longobardi. Città di Castello, 1972.
  14. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tü bingen, 1933. Bd. 2.
  15. Collins R. Keepers of the Keys of Heaven: a History of the Papacy. N. Y., 2009.
  16. Chadwick H. The Church in Ancient Society: from Galilee to Gregory the Great. Oxford, 2001.
  17. Corpus Iuris Civilis / R. Schöll, G. Kroll, eds. Berlin; Neukölln, 1954. Vol. 3.
  18. Dagens C. S. Grégoire le Grand. Culture et expérience chrétiennes. P., 1977.
  19. Demacopoulos G. E. Gregory the Great and the Sixth-Century Dispute over the Ecumenical Title // Theological Studies. 2009. Vol. 70. P. 600–621. DOI: https://doi.org/10.1177/004056390907000304
  20. Demacopoulos G. E. Gregory the Great. Ascetic, Pastor, and First Man of Rome. Notre Dame, 2015.
  21. Demacopoulos G. E. The Invention of Peter: Apostolic Discourse and Papal Authority in Late Antiquity. Philadelphia, 2013.
  22. Dudden F. M. Gregory the Great. His Place in History and Thought. L., 1905. Vol. 2.
  23. Durliat J. Grégoire Ier // Dictionnaire historique de la papauté. Ph. Levillain, ed. P., 1994. P. 736–740.
  24. Durliat J. Sabinien // Dictionnaire historique de la papauté. Ph. Levillain, ed. P., 1994. P. 1495–1496.
  25. Dvornik F. Byzantium and the Roman Primacy. N. Y., 1966.
  26. Eich P. Gregor der Große. Bischof von Rom zwischen Antike und Mittelalter. Padeborn, 2016.
  27. Ekonomou A. J. Byzantine Rome and the Greek Popes. Eastern Influences on Rome and the Papacy from Gregory the Great to Zacharias, A. D. 590–752. N. Y.; Toronto; Plymouth, 2007.
  28. Evans G. R. The thought of Gregory the Great. Cambridge, 1986.
  29. Fischer E. H. Gregor der Große und Byzanz. Ein Beitrag zur Geschichte der päpstlichen Politik // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1950. Bd. 36/1. S. 15–144.
  30. Forlin Patrucco M. Apocrisarius (or aprocrisiarius) // Encyclopedia of Ancient Christianity / A. di Bernardino, ed. Downers Grove. 2014. Vol. 1. P. 170.
  31. Gelzer H. Der Streit über den Titel des ökumenischen Patriarchen // Jahrbücher für protestantische Theologie. 1887. Bd. 13. S. 549–584.
  32. Goubert P. Patriarches d’Antioche et d’Aléxandrie contemporains de Saint Grégoire le Grand. Notes de prosopographie Byzantine // Revue des Études Byzantines. 1967. Vol. 25. P. 65–76. DOI: https://doi.org/10.3406/rebyz.1967.1386
  33. Grego I. San Gregorio Magno e i Patriarchi d’Oriente // Studia Orientalia Christiana. 1988. Vol. 21. P. 267–293.
  34. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Urach; Stuttgart, 1950. Bd. 1.
  35. Hicks G. B. St. Gregory and the Emperor Phocas // The Downside Review. 1904. Vol. 23/1. P. 59–72.
  36. Jenal G. Gregor I., der Große // Das Papsttum / M. Greschat, ed. Stuttgart; Berlin; Köln; Mainz, 1984. Vol. 1. P. 83–99. (Gestalten der Kirchengeschichte; 11).
  37. Kalas G. The Divisive Politics of Phocas (602–610) and the Last Imperial Monument of Rome // Antiquité tardive. 2017. T. 25. P. 173–190.
  38. Kelly J. N. D. Gregory I, st // The Oxford Dictionary of Popes / J. N. D. Kelly, ed. Oxford; N. Y., 1986. P. 65–68.
  39. Laurent V. Titre de patriarche oecuménique et la signature patriarcale // Revue des études byzantines. 1948. Vol. 6. P. 5–26.
  40. Mann H. K. The lives of the popes in the early middle ages. Edinburgh, 1914.
  41. Markus R. A. Gregory the Great’s Europe // Transactions of the Royal Historical Society. 1981. Vol. 31. P. 21–36.
  42. Markus R. A. Gregory the Great and His World. Cambridge, 1997.
  43. Martyn J. R. C. Four Notes on the Registrum of Gregory the Great // Parergon. 2002. Vol. 19/2. P. 5–38. DOI: https://doi.org/10.1353/pgn.2002.0052
  44. McNally R. E. Gregory the Great (590–604) and His Declining World // Archivum Historiae Pontificiae. 1978. Vol. 16. P. 7–26.
  45. Milman H. H. History of Latin Christianity. Vol. 2. L., 1883.
  46. Moorhead J. Gregory the Great. N. Y., 2005.
  47. Müller B. Führung im Denken und Handeln Gregors des Grossen. Tübingen, 2009.
  48. Nicholson G. The Understanding of Papal Supremacy as revealed in the Letters of Pope Gregory the Great // Academic Essays. History. 1998. Vol. 1:2. P. 49–66.
  49. Niespolo A. Authority and Service in Gregory the Great // The Downside Review. 2004. Vol. 122. P. 113–128.
  50. Piccirillo M. Gregorio Magno e le Province orientali di Palestina e Arabia // Liber Annuus. 2004. Vol. 54. P. 321–341.
  51. Die Geschichte des Christentums / L. Pietri, ed. Freiburg; Basel; Wien, 1998. Bd. 3. S. 890–961.
  52. Pitz E. Papstreskripte im frühen Mittelalter: Diplomatische und rechtsgeschichtliche Studien zum Brief-Corpus Gregors des Grossen. Sigmaringen, 1990.
  53. Pohl W. Gregorio Magno e il regno dei Longobardi // Gregorio Magno, l’Impero e i «regna». Atti dell’incontro internazionale di studio dell’università degli studi di Salerno. Fisciano, 30 settembre — 1 ottobre 2004 / C. Azzara, ed. Firenze, 2008. P. 15–28.
  54. Richards J. Consul of God: The Life and Times of Gregory the Great. L.; Boston, 1980.
  55. Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Ages, 476–752. N. Y., 1979. S. Gregorii Magni Registrum epistularum. Vol. 1–2 / Norberg D., ed. Turnholti, 1982. (Corpus Christianorum. Series Latina; 140–140A).
  56. Schaff P. Leo the Great, Gregory the Great. Edinburgh, 1895. (Nicene and Post-Nicene Fathers / P. Schaff , Wace H., eds. Vol. 12.)
  57. Storia della Chiesa dalle origini al nostri giorni / L. Bréhier, R. Aigrain, eds. Torino, 1971. Vol. 5.
  58. The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia / J. Bidez, L. Parmentier, ed. L., 1898.
  59. Tuilier A. Grégoire le Grand et le titre de patriarche oecuménique // Grégoire le Grand. Actes de colloque à Chantilly, Centre culturel Les Fontaines, 15–17 septembre 1982 / J. Fontaine, ed. P., 1986. P. 69–82.
  60. Tuilier A. Le sens de l’adjectif «oecuménique» dans la tradition patristique et dans la tradition byzantine // Nouvelle revue théologique. 1964. Vol. 86/3. P. 260–271.
  61. Ullmann W. Short History of the Papacy in the Middle Ages. L.; N. Y., 2003.
  62. Vailhé S. Le titre de patriarche oecuménique avant saint Grégoire le Grand // Échos d’Orient. 1908. Vol. 11. N. 69. P. 65–69. DOI: https://doi.org/10.3406/rebyz.1908.3719
  63. Vailhé S. Saint Grégoire le Grand et le titre de patriarche oecuménique // Échos d’Orient, 1908. Vol. 11. N. 70. P. 161–171. DOI: https://doi.org/10.3406/rebyz.1908.3734
  64. Wallace-Hadrill J. M. The Barbarian West, 400–1000. L.; N. Y., 1966.
  65. Western J. The Papal Apocrisiarii in Constantinople during the Pontificate of Gregory I, 590–604 // Journal of Ecclesiastical History. 2015. Vol. 64/4. P. 697–714. DOI: https://doi.org/10.1017/S0022046915001621
  66. Wickham C. Early Medieval Italy: Central Power and Local Society 400–1000. L.; Basingstoke, 1981.
  67. Wolińska T. Spór o tytuł patriarchy ekumenicznego pomiędzy papieżem Grzegorzem Wielkim a biskupami Konstantynopola w świetle walki o prymat w kościele powszechnym // Acta Universitatis Lodziensis, Folia Historica. 1993. Vol. 48. S. 95–126.

Мигальников Алексей Владимирович


Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 418;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4119-8872;
Электронный адрес: migalnikov1990@gmail.com.
Клочкова Марина Юрьевна

Духовная школа в просветительской деятельности митр. Евгения (Болховитинова)

Клочкова М. Ю. Духовная школа в просветительской деятельности митр. Евгения (Болховитинова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 30-61

DOI: 10.15382/sturII2021103.30-61
Статья посвящена анализу представлений митр. Евгения (Болховитинова) о духовной школе, реализованных в его просветительской деятельности. Автор ставит перед собой задачу проследить процесс формирования взглядов митр. Евгения (Болховитинова) на духовное образование и роль просветительской практики митр. Платона (Левшина) в их становлении. Два святителя прошли одну и ту же школу. Митр. Платон учился в Славяно-греко-латинской академии (1746–1757), преподавал в ней латынь и русскую поэзию (1757–1758), а в 1775 г. был назначен ее директором. Одним из воспитанников Академии и преосв. Платона в 1785–1788 гг. был Евфимий Болховитинов, впоследствии митр. Евгений. Митр. Платон стремился вывести образование будущих пастырей Церкви за рамки узкосословной подготовки. С этой целью в Академии вводились новые учебные предметы, внедрялись новые формы и методы преподавания. Московская академия была одним из центров формирования российского ученого монашества. Питомцы архиеп. Платона занимали важные церковные посты и продолжали дело своего наставника по развитию системы духовного образования в разных частях России. Сформировавшиеся в годы студенчества в Московской академии представления о характере духовного образования Болховитинов реализовывал в духовных школах Воронежа, Петербурга, Новгорода, Вологды, Калуги, Пскова и Киева. Просветительская деятельность митр. Евгения заключалась в большей степени в развитии научного направления духовных школ и собственном вкладе в церковно-историческую науку.
Статья подготовлена в рамках проекта «Платоновская академия»: ученики митр. Платона (Левшина) в контексте русского Просвещения» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».
  1. [Сенковский О. И.] Словарь русских светских писателей, соотечественников и иностранцев, писавших в России, служащий дополнением к «Словарю писателей духовного чина», составленному митрополитом Евгением // Библиотека для чтения. 1838. Т. XXVI. Отд. V. С. 37–48.
  2. Ананьева Т. Б. «Дабы сии древности были в Киевском музеуме»: к истории создания Музея древностей Университета Святого Владимира // Оpus Mixtum. 2017. № 5. С. 63–65.
  3. Ананьева Т. Б. Евгений Болховитинов и изучение киевских древностей в первой половине XIX в. // Очерки истории отечественной археологии. Вып. 2. М., 1998. С. 42–62.
  4. Беляев А. А. Митрополит Платон [Левшин] как строитель национальной духовной школы // Богословский вестник. 1912. № 12. С. 668–681.
  5. Беляев А.А. Отзывы современников о церковной истории митрополита Платона [Левшина] // Богословский вестник. 1895. № 7. С. 125–137.
  6. Боголюбов В. А. Новиков и его время. М., 1916.
  7. Век Просвещения. Вып. 6: Что такое Просвещение? Новые ответы на старый вопрос. М., 2018.
  8. Глухов А. Г. Пастырь на ниве культуры // Мир библиографии. 2005. № 4. С. 38–43.
  9. Гросул В. Я. Русское общество XVIII — XIX веков: традиции и новации. М., 2003.
  10. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII в. М., 1996.
  11. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881.
  12. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX в. М., 2002.
  13. Карпов С. М. Евгений Болховитинов как митрополит Киевский. Киев, 1914.
  14. Карпук Д. А. Александро-Невская Лавра — центр ученого монашества в начале XX в. // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». СПб., 2013. С. 218–228.
  15. Кедров С. Студенты-платоники в Академии // У Троицы в Академии. 1814–1914: Юбилейный сборник исторических материалов. М., 1914. С. 202–232.
  16. Козлов В. П. Колумбы российских древностей. М., 1981.
  17. Лавров А. Ф. Вдовые священнослужители // Христианское чтение. 1871. № 2. С. 343–382.
  18. Малкин С. А. Митрополит Новгородский Амвросий (Подобедов) и митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) // Кадашевские чтения: сб. докладов конференции. Вып. XXIII. М., 2018. С. 28–36.
  19. Малышевский И. И. Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конференции Киевской Духовной Академии // Труды КДА. 1867. Ч. IV. С. 568–650.
  20. Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли Т. 1. М., 1897.
  21. Николаев А. И. Евфимий Алексеевич Болховитинов, впоследствии Евгений — митрополит Киевский // Воронежские епархиальные ведомости. 1868. № 2. С. 40–60; 80–97.
  22. Полетаев Н. И. К истории духовно-учебной реформы 1808–1814 гг. // Странник. 1889. № 8. С. 517–527.
  23. Полетаев Н. И. Труды митрополита киевскаго Евгения Болховитинова по истории русской церкви. Казань: Типография Университета, 1889.
  24. Родосский А. Описание 432-х рукописей, принадлежащих С[анкт]-Петербургской духовной академии и составляющих ея первое по времени собрание. СПб., 1894.
  25. Рукавіцина-Гордзієвська Є. В. Київський митрополит Євгеній (Є. О. Болховітінов). Біобібліографія. Бібліотека. Архів. Київ, 2010.
  26. Сараскина Л. И. Граф Н. П. Румянцев и его время. М., 2003.
  27. Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855.
  28. Снегирев И. М. Жизнь московского митрополита Платона. Ч. I–II. М., 1822.
  29. Сухова Н. Ю. Духовно-учебные принципы митрополита Платона (Левшина) и их развитие в истории высшего духовного образования // Третьи ежегодные Платоновские чтения. 1 декабря 2006 г.: сб. материалов. М., 2007. С. 86–103.
  30. Сухова Н. Ю. Ученое монашество в России: научно-богословская деятельность и проблема консолидации // Вертоград наук духовный: сб. статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М.: ПСТГУ, 2007. С. 304–325.
  31. Титов Ф.И. Очерки из истории Киевской Духовной академии // Труды КДА. 1897. № 10. С. 167–207.
  32. Ферроне В., Рош Д. История и историография Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003. С. 515–540.
  33. Флоровский Г. В., прот. Пути русского богословия. М., 2009.
  34. Цапина О. А. Православное просвещение — оксюморон или историческая реальность? // Европейское Просвещение цивилизация России. М., 2004. С. 301–313.
  35. Черняев А. В. Русское «ученое монашество»: архимандрит Киприан (Керн) и прот. Георгий Флоровский // Вестник славянских культур. 2013. № 1 (27). С. 5–13.
  36. Чистович И. А. История С[анкт]-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.
  37. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия Духовных училищ. СПб., 1894.
  38. Шафажинская Н. Е. Русское ученое монашество XIX века: историко-культурное значение // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 2. С. 53–59.
  39. Шмурло Е. Ф. Библиографический список литературных трудов Киевского митрополита Евгения Болховитинова. Вып. 1. СПб., 1888.
  40. Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767–1804. СПб., 1888.
  41. Шоню П. Цивилизация Просвещения / Пер. с фр. И. Иткина. Екатеринбург; М., 2008.

Клочкова Марина Юрьевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: старший преподаватель кафедры истории России;
ORCID: 0000-0002-2080-903X;
Электронный адрес: mrk01@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Платоновская академия»: ученики митр. Платона (Левшина) в контексте русского Просвещения» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».
Цысь Валерий Валентинович; Цысь Ольга Петровна

Взаимоотношения тобольских и сибирских преосвященных с губернаторами и генерал-губернаторами в Синодальный период

Цысь В. В., Цысь О. П. Взаимоотношения тобольских и сибирских преосвященных с губернаторами и генерал-губернаторами в Синодальный период // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 62-77

DOI: 10.15382/sturII2021103.62-77
В статье рассматриваются взаимоотношения Тобольских и Сибирских епархиальных архиереев с губернаторами и генерал-губернаторами в синодальный период. Отмечается, что они носили корректный и в целом конструктивный характер. Не выявлены случаи острых непримиримых конфликтов между представителями духовной и светской власти на уровне епархии – губернии. В ряде случаев эти отношения выходили за рамки формального общения. Указывается, что предметом общей заботы и активного взаимодействия являлись, в первую очередь, вопросы христианизации коренного населения региона. Здесь наблюдается эволюция от энергичной поддержки миссионерской деятельности со стороны губернаторов к более осторожной, сдержанной позиции. Светская власть опасалась волнений «инородцев», осложнений с выплатой ясака, поэтому вмешательство в их внутренние дела стало восприниматься как покушение на привычный миропорядок, сложившийся в предшествующие годы. Отмечается, что тобольские владыки стремились использовать светскую власть как дополнительный инструмент контроля за поведением прихожан, своевременным соблюдением ими православной обрядности. В то же время губернаторы и генерал-губернаторы опирались на епархиальных архиереев при решении ряда важных общественно-политических задач, при этом следя за тем, чтобы духовенство не выходило за пределы очерченных законодательством компетенций. Делается вывод, что сотрудничество духовной и светской власти разворачивалось по широкому кругу проблем: от популяризации медицинских знаний среди сельского населения до создания православных общественных организаций, от агитации против участия в восстании Е. Пугачева до переводов на «инородческие» языки текстов Священного Писания и законодательных актов.
Русская Православная Церковь, Тобольская епархия, Западная Сибирь, епархиальные архиереи, сибирские и тобольские губернаторы, духовенство, христианизация
  1. Аксенова Г. В., Сокольников Е. В. Жизненный путь и особенности служения преосвященного епископа Якутского и Вилюйского Иакова (Домского) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: «История России». 2018. Т. 17. № 2. С. 408–439.
  2. «И здесь появляется заря христианства…» (Обдорская миссия 30–80-е гг. XIX в.): источники / сост., вступ. ст. и коммент. В. Я. Темплинга. Тюмень: Мандр и Ка, 2003.
  3. Из истории Обдорской миссии: источники / сост., вступ. ст. и коммент. В. Я. Темплинга. Тюмень: Мандр и Ка, 2004.
  4. Исаков С. А., Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: Биографический словарь. 1834–2002. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002.
  5. Кошелев В. Е. Взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви в Орловско-Севской епархии второй половины XIX века // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 2 (79). С. 20–24.
  6. Матханова Н. П. Взаимоотношения представителей светской и церковной администрации Восточной Сибири в XIX в. // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI––XXI вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2015. С. 172–184.
  7. Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVIII — первой половине XIX в.: Историко-этнографический очерк. Новосибирск: Наука, 1975.
  8. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Кн. XVIII. Ч. 1.
  9. Софронов В. Ю. Светочи земли сибирской: Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620–1918 гг.). Екатеринбург: Уральский рабочий, 1998.
  10. Сулоцкий А. И. Архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет) // Сочинения: в 3 т. Т. 2: О сибирском духовенстве. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000. С. 555–616.
  11. Сулоцкий А. И. Заметки к церемониалу погребения Тобольского архиепископа Варлаама I // Там же. С. 537–547.
  12. Сулоцкий А. И. Секретарь одной из сибирских консисторий // Там же. С. 653–669.
  13. Сулоцкий А. И. Сперанский в Тобольске // Там же. С. 737–770.
  14. Сулоцкий А. И. Тобольские архипастыри Антоний (Знаменский), Евгений (Казанцев) и Георгий (Ящуржинский) // Там же. С. 521–536.
  15. Сулоцкий А. И. Тобольские и томские архипастыри // Там же. С. 501–520.
  16. Сургутский уезд в документальных памятниках XVIII–XIX вв.: источники / сост., авт. предисл. и коммент. В. Я. Темплинг. Тюмень: Мандр и Ка, 2006. Тобольский архиерейский дом в XVII веке / отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.
  17. Туров С. В. Новое о деятельности Обдорской миссии Тобольской епархии первой половины 30-х гг. XIX века // Русское освоение Ямала до начала XX века (документы и исследования). Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С. 229–237.
  18. Церкви Обдорска: Летопись в документах. Вып. I: Васильевская церковь (1746–1824) / ред.-сост. В. Я. Темплинг. Тюмень: Мандр и Ка, 2005.
  19. Церкви Обдорска: Летопись в документах. Вып. II: Петропавловская церковь (1824–1894). Ч. 1 / ред.-сост. В. Я. Темплинг. Тюмень: Б. и., 2005.
  20. Цысь О. П. Сургутская православная миссия 1867–1898 гг.: возникновение, состав, основные направления и результаты деятельности // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Цркви. 2012. № 3 (46). С. 16–29.
  21. Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти: ОАО ПП «Современник», 1999.

Цысь Валерий Валентинович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Нижневартовский государственный университет; Российская Федерация, 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск,ул. Мира, д. 3Б, каб. 311;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-9695-3900;
Электронный адрес: tsysv@rambler.ru.

Цысь Ольга Петровна


Место работы: Нижневартовский государственный университет; Российская Федерация, 628002, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-6351-8259;
Электронный адрес: tsysv@rambler.ru.
Сушко Алексей Владимирович; Петин Дмитрий Игоревич

Процесс обращения в православие военнопленных славян в Омске (1915–1917 гг.)

Сушко А. В., Петин Д. И. Процесс обращения в православие военнопленных славян в Омске (1915–1917 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 78-98

DOI: 10.15382/sturII2021103.78-98
В статье представлен малоизученный аспект религиозной жизни в России в период Первой мировой войны, связанный с массовыми обращениями в православную веру военнопленных славян — бывших солдат и офицеров австро-венгерской армии. В основу исследования легли репрезентативные по заявленной проблеме источники — актовые записи метрических книг православных храмов Омска за 1915–1917 гг., официальный церковный журнал «Омские епархиальные ведомости» и отчеты Омского жандармского управления. Дана связь изучаемого вопроса с историографией, на основе чего обозначен дискуссионный вопрос, связанный с численностью военнопленных славян, присоединенных к православию в Омске. Антропологический подход, проблемно-хронологический, статистический и историко-сравнительный методы составили методологическую основу исследования. Данная теоретическая комбинация позволила максимально подробно проанализировать изучаемый процесс, выявить качественные показатели, увязывая все происходившее с конкретно-исторической обстановкой и личностями церковных иерархов, служивших в Западной Сибири. Указаны факторы, определявшие решение о переходе в православие пленных славян, находившихся в Омске в годы Первой мировой войны, — чехов, русинов, поляков. Авторы приходят к выводу об «омском феномене» присоединения к православию военнопленных славян, благодаря подвижнической деятельности радеющих за дело миссионеров Омской и Павлодарской епархии, которых возглавлял епископ Сильвестр (Ольшевский). Как видно из исследования, динамичное развитие этого процесса обеспечивалось господствовавшей в Российской империи официальной идеологией, основывавшейся на православных ценностях. Изучаемый в статье вопрос в аналитическом ключе изложен по аспектам, связанным с количественными, этническими, конфессиональными, социальными характеристиками обращаемых. Авторы подчеркивают, что падение монархии привело к смене парадигмы развития страны и сразу положило конец массовым обращениям военнопленных славян в православие в Омске. Публикация может представлять интерес для исследователей народов Восточной Европы, военной и социальной истории, а также национальной и религиозной политики.
Русская Православная Церковь, прозелитизм, чехи, русины, поляки, Первая мировая война, военнопленные, архиепископ Сильвестр, Омская епархия, Омск
  1. Ануфриев А. В., Козлов Д. В. Метрические книги как источник по истории пребывания военнопленных в Сибири (1914–1920) // Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОмГТУ, 2019. С. 10–13.
  2. Гергилева А. И. Военнопленные Первой мировой войны на территории Сибири. Красноярск: СибГТУ, 2007.
  3. Греков Н. В. Германские и австрийские пленные в Сибири (1914−1917) // Немцы. Россия. Сибирь: сб. ст. / ред.-сост. П. П. Вибе. Омск: ОГИК музей, 1997. С. 154−180.
  4. Дулатов Б. К. Вопросы репатриации бывших граждан Австро-Венгерской империи из Поволжья и Сибири в 1920-е годы // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24. № 5. С. 148–161.
  5. Еремин И. А. Военнопленные Первой мировой войны в Западной Сибири // Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 310. № 1. С. 259–263.
  6. Ипполитов С. С. Русские военнопленные Первой мировой войны как гуманитарная проблема // Известия Смоленского государственного университета. 2020. № 2. С. 174–188.
  7. Каиндина Т. В. Использование труда военнопленных (по документам Исторического архива Омской области) // Первая мировая война: сб. документов и материалов Исторического архива Омской области. Омск: Амфора, 2014. С. 159–165.
  8. Козлов Д. В., Ануфриев А. В. «Замыслил я побег»: возможности антропологического подхода к феномену бегства из плена в годы Первой мировой войны // Дихотомия войны и мира: приграничные регионы в переломные исторические эпохи: Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции. Псков: ПГУ; Полиарт Студио, 2020. С. 128–139.
  9. Лебедева Н. И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск: ОмГПУ; Издатель-Полиграфист, 2003.
  10. Нам И. В., Наумова Н. И., Зиновьева В. И. Организации военнопленных русинов в Сибири и власть: конфликт интересов (1918–1919 гг.) // Русин. 2019. № 57. С. 84–98.
  11. Новиков П. А. Омский военный округ в годы Первой мировой войны // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск, 2014. С. 411–416.
  12. Первая мировая война: сб. документов и материалов Исторического архива Омской области. Омск: Амфора, 2014.
  13. Петин Д. И. «Я дерусь со всеми, которые не так поступают, как Коммунисту следует…»: Письмо Ф. А. Земита Н. Н. Крестинскому о финансовой работе в Сибири. 5 января 1920 г. // Вестник архивиста. 2018. № 4. С. 1137–1148.
  14. Петров И. В., Пученков А. С. Темная личность на фоне темной эпохи? (К вопросу о служении архиепископа Варнавы на Тобольской кафедре в 1914–1917 гг.) // Омский научный вестник. Сер. «Общество. История. Современность». 2019. Т. 4. № 3. С. 73–78.
  15. Суржикова Н. В. Военнопленные Первой мировой войны на Урале: К реконструкции коллективного портрета // Вестник Пермского университета. История. 2011. № 3. С. 57–64.
  16. Суржикова Н. В. Военный плен в российской провинции (1914–1922 гг.). М.: Политическая энциклопедия, 2014.
  17. Сушко А. В. К оценкам революции в России в масштабах мировой и национальной истории // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 55. С. 48–55.
  18. Талапин А. Н. Духовное попечение Православной Церкви о военнопленных Первой мировой войны в Томской губернии (1914–1917) // Вестник Омской Православной Духовной семинарии. 2017. № 1. С. 42–45.
  19. Талапин А. Н. Иностранные военнопленные в Сибири (1914–1920 гг.) // Власть и общество в Сибири в XX веке: сб. статей / отв. ред. В. И. Шишкин. Новосибирск: Ин-т истории СО РАН; Параллель, 2013. С. 18–49.
  20. Талапин А. Н. Иностранные военнопленные Первой мировой войны в 1918–1925 гг. в Западной Сибири // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. 2009. № 15. С. 139–143.
  21. Федотова Д. Ю. Военнопленные в России в период Первой мировой войны: повседневная жизнь (по материалам Тобольской губернии) // Научный диалог. 2018. № 11. С. 303–311.
  22. Феодосий (Процюк), митр. «В вере ли вы?»: Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. М.: Воскресенье, 2006.
  23. Храпова Н. С. Метрические книги омских церквей как источник изучения социально-политической обстановки города в 1915–1919 гг. // Гражданская война на востоке России: объективный взгляд сквозь документальное наследие: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: Амфора, 2015. С. 183–187.
  24. Царёва Е. С. Военнопленные Первой мировой войны в музыкальной жизни Сибири // Южно-Российский музыкальный альманах. 2012. № 1. С. 78–88.
  25. Шахеров В. П. Участие военнопленных Первой мировой войны в эмиссионной деятельности сибирских правительств в 1919–1921 гг. // Известия Иркутского государственного университета. Сер. «История». 2020. Т. 31. С. 13–23.

Сушко Алексей Владимирович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Омский государственный технический университет; Российская Федерация, 644050, г. Омск, Мира пр., 11;
Должность: профессор кафедры «История, философия и социальные коммуникации»;
ORCID: 0000-0002-6703-8535;
Электронный адрес: alexsushko_1974@mail.ru.

Петин Дмитрий Игоревич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Омский государственный технический университет; Российская Федерация, 644050, г. Омск, Мира пр., 11;
Должность: доцент кафедры «История, философия и социальные коммуникации»;
ORCID: 0000-0003-1614-8133;
Электронный адрес: dimario86@rambler.ru.
Статья подготовлена при поддержке проекта РНФ, 21-18-00266 «Религиозный фактор в России в годы Гражданской войны: феномен, значение и региональная специфика», реализуемого в Санкт-Петербургском государственном университете.
Озмитель Екатерина Евгеньевна

О Церковной жизни в Туркмении в 1923 году: Материалы к истории Туркестанской епархии

Озмитель Е. Е. О Церковной жизни в Туркмении в 1923 году: Материалы к истории Туркестанской епархии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 99-115

DOI: 10.15382/sturII2021103.99-115
Статья посвящена детальному анализу двух документов 1923 года из города Полторацка (ныне столица Туркмении город Ашхабад), хранящихся в фонде канцелярии Св. Синода в Российском государственном историческом архиве. Адресованные Патриарху Тихону, они содержат факты из истории Русской Православной Церкви в Средней Азии. Сведения эти впервые вводятся в научный оборот с необходимыми уточнениями и комментариями. Послания подписаны, но их авторство вызывает сомнение, поэтому для установления лиц, участвовавших в процессе создания документов, проводится их сравнительный стилистический анализ, сравнительный контент-анализ, выясняются скрытые интенции и идейный контекст. В результате исследования выясняется, что среди неуказанных авторов одного из документов был епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), который, находясь в это время в туркменской ссылке, пытался реализовать в Средней Азии свою программу децентрализации Церкви, осуществить задачу преодоления старообрядческого раскола и организовать автономную Закаспийскую Православную Церковь. Привлеченные к исследованию дополнительные факты из церковной истории Туркмении дают основание заключить, что идеи децентрализации не нашли массовой поддержки среди духовенства Закаспийского благочиния. В статье также выдвигается ряд гипотез, для подтверждения которых требуются дальнейшие исследования.
Русская Православная Церковь в Средней Азии, Закаспийское благочиние, гонения на Церковь в Советском Союзе, ссыльное духовенство в Туркмении, епископ Андрей (Ухтомский), епископ Иоанн (Широков)
  1. Владимир (Иким), архиеп. Большой полет крылатого коня: Духовное наследие Туркменистана и его христианские традиции. М.: Изд-во холдинга «Совершенно секретно», 2000.
  2. Гундогдыев О. Некоторые данные о христианстве в Закаспийской области (кон. XIX – нач. XX в.) // К истории христианства в Средней Азии (XIX–XX вв.). Ташкент, 1998. С. 198–200.
  3. Зегжда С. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом. Набережные Челны: Новости мира, 2009.
  4. Зеленогорский М. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 2011.
  5. Калугина Л. Православные храмы Закаспийской области // Слово жизни (газета Ташкентской и Среднеазиатской епархии). 1992. № 28. С. 3.
  6. Калугина Л. Церкви благочиния Среднеазиатской железной дороги // Слово жизни. 1992. № 40. С. 4.
  7. Клавинг В. В. Военные храмы России // Православный летописец Санкт-Петербурга. Приложение № 2. СПб., 2002.
  8. Русские патриархи ХХ века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов / сост. М. Е. Одинцов. М.: Изд-во РАГС, 1999.

Озмитель Екатерина Евгеньевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3671-9493;
Электронный адрес: k_ozmitel@rambler.ru.
Мазырин Александр Владимирович, священник

Высылка патриарха Константина VI из Константинополя в январе 1925 г.: взгляд из СССР

Мазырин А. В. Высылка патриарха Константина VI из Константинополя в январе 1925 г.: взгляд из СССР // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 116-130

DOI: 10.15382/sturII2021103.116-130
Статья посвящена реакции советских кругов на высылку турками патриарха Константинопольского (1924–1925) Константина (Арабоглу). Высшее партийное руководство – Политбюро ЦК РКП(б) – не стало вникать в проблему. Разбираться в вопросе пришлось, главным образом, НКИД СССР. Также особую озабоченность судьбой Константина VI проявили стремившиеся опереться на Фанар в борьбе с Православной Российской Церковью просоветские раскольники-обновленцы, негласно тесно связанные с органами ОГПУ. Высылка греческого патриарха и международная реакция на это событие достаточно подробно освещались ведущими партийно-советскими периодическими изданиями (газетами «Правда» и «Известия ЦИК»), причем, если сначала подача информации носила сравнительно нейтральный характер, то затем стала более оправдываться позиция турецкой стороны. Решающим оказался взгляд на проблему наркома иностранных дел Г. В. Чичерина, который был убежден, что Советскому Союзу не следует «путаться в это дело» и «воспринимать старую царскую функцию покровительства православной церкви на Востоке». Профильной Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б), в которой было сильно влияние представителей ОГПУ, казалось, что можно использовать интригу вокруг Арабоглу в интересах СССР, но в итоге возобладала позиция НКИД. Призывы обновленцев к Чичерину заступиться за патриарха Константина были наркомом последовательно отвергнуты. Патриаршая же Православная Российская Церковь выступать в защиту Константина VI не стала, как по объективным, так и по субъективным причинам. В итоге кризис разрешился без каких-то далеко идущих церковно-политических последствий.
патриарх Константинопольский Константин VI (Арабоглу), Фанар, обновленческий раскол, «живоцерковный синод», греко-турецкий конфликт, НКИД СССР, Г. В. Чичерин, Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б), ОГПУ
  1. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922–1925 гг.: в 2 кн. / подгот. изд. Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова. Новосибирск; М.: Сибирский хронограф; РОССПЭН, 1997–1998.
  2. «В интересах усиления влияния и престижа СССР на Ближнем Востоке». Донесение советского представителя в Турции руководству НКИД СССР о положении Константинопольского патриархата в 1924 г. / публ., вступ. ст. и примеч. свящ. А. В. Мазырина // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 94. С. 131–140.
  3. Мазырин А. В., свящ., Кострюков А. А. Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ХХ веке. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017.
  4. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)–ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). 1922–1929 гг. / сост. В. В. Лобанов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
  5. Сафонов Д., свящ. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М.: Покров, 2013.
  6. «Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.) Т. 3: 1925 г. М.: Институт российской истории РАН; Центральный архив ФСБ РФ, 2002.
  7. Чибисова А. А., Ермилов П. В. «Всеправославный лидер»: Лозаннская конференция и роль Константинопольского патриархата в православном мире // Диалог со временем. 2018. Вып. 63. С. 186–199.

Мазырин Александр Владимирович, священник


Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-6490-9745;
Электронный адрес: am@pstbi.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Развитие взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими Поместными Церквами в 1917–1945 гг. в свете изменений политической обстановки и особенностей экклезиологических воззрений ведущих церковных деятелей того времени» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».
Косик Ольга Владимировна

«Аксенов, верный истине…»

Косик О. В. «Аксенов, верный истине…» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 131-148

DOI: 10.15382/sturII2021103.131-148
В статье речь идет о влиятельном церковном деятеле XX в. Леониде Дмитриевиче Аксенове, друге Святейшего Патриарха Тихона, и в 1930-е гг. консультанте Заместителя Патриаршего Местоблюстителя (позднее Патриаршего Местоблюстителя) митрополита Сергия (Страгородского). В работе прослеживается жизненный путь Аксенова, начиная от обучения в Псковской духовной семинарии до мученической кончины в 1937 г. Юрист, действительный статский советник, благотворитель, он всегда был в центре церковной жизни: участвовал в съезде ученого монашества, прошедшего в июле 1917 г., и был членом Поместного Собора 1917-1918 гг. Приведенные в статье документы свидетельствуют о тесной связи Л. Д. Аксенова со Святейшим Патриархом Тихоном. После Октябрьской революции 1917 г. Аксенов активно работал в православных братствах Петрограда, оказывал правовую поддержку духовенству, материально помогал сосланным. За помощь репрессированным и активную церковную деятельность был несколько раз арестован органами ОГПУ. Дважды заключение отбывал в исправительно-трудовых лагерях. До последнего ареста помогал митрополиту Сергию (Страгородскому), консультировал его, занимался проблемами богослужебного языка. В 1937 году одновременно с другими близкими митрополиту Сергию церковными деятелями был арестован и после проведения следствия расстрелян.
Русская Православная Церковь, теракты в университетах, Всероссийский съезд ученого монашества 1917 г., гонения на Церковь, Православные братства в Ленинграде, Александро-Невская лавра, Патриарх Тихон, митрополит Сергий (Страгородский), списки архиереев
  1. Головкова Л. А. Последний подвиг священномученика Серафима (Чичагова) // XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2005. С. 298–305.
  2. Зегжда С. А. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом / [Набережные Челны]: Изд. дом «Новости мира», 2009.
  3. Зосима (Давыдов), еп. Съезд ученого монашества // Монастырский вестник. URL: https://monasterium.ru/publikatsii/stati/2206-s-ezd-uchenogo-monashestva/
  4. Коробьин Г. Исправление богослужебных книг в начале XX века. URL:https://apologet.spb.ru/ru/225 (дата обращения: 30.09.2021).
  5. Кравецкий А. Святитель Афанасий Ковровский: Биографический очерк. Владимир: Транзит-икс. 2007.
  6. Мазырин А., свящ. Попытки восстановления Патриаршества в 1935–1937 годы: Малоизвестные страницы истории // Журнал Московской Патриархии. 2007. № 3. С. 31–33.
  7. Чернышева Т. А. Деятельность Санкт-Петербургского Архиерейского (Митрополичьего) хора в конце XIX — начале ХХ в. // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 251–295.
  8. Шкаровский М. В. Александро-Невское братство 1918–1932 годы. СПб.: Православный летописец Санкт-Петербурга, 2003.
  9. Шкаровский М. Новый священномученик Санкт-Петербургских духовных школ протоиерей Христофор Варфоломеев // Вестник Исторического общества. 2018. № 2. С. 68–35.
  10. Шкаровский М. В. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в 1918–1922 гг. Ч. II // https://bogoslov.ru/article/3041971 (дата обращения: 30.09.2021).

Косик Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3968-1483;
Электронный адрес: olga_kosik@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Севастьянова Светлана Климентьевна

«Статья неустановленного автора о Никоне, Патриархе Московском» (исследование и публикация текста)

Севастьянова С. К. «Статья неустановленного автора о Никоне, Патриархе Московском» (исследование и публикация текста) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 103. С. 151-179

DOI: 10.15382/sturII2021103.151-179
Среди материалов, вошедших в фонд рукописных книг архим. Леонида (Кавелина) в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки, внимание автора исследования привлек источник, ранее по попадавший в поле зрения ученых. В описи фонда он назван «Статья неустановленного автора о Никоне, Патриархе Московском». Неизвестный автор публицистического сочинения предпринял попытку сравнить две знаковые в истории России фигуры: Патриарха Никона и русского общественного и государственного деятеля М. М. Сперанского. В настоящем исследовании высказано наблюдение о том, что. «Статья» представляет собой часть более обширного труда. Не сохранившаяся ее часть, по-видимому, была посвящена только М. М. Сперанскому. «Статья» написана в 1870–1880-е гг., когда ее автору, искреннему почитателю Патриарха Никона, а также малороссу, о чем свидетельствует язык и стиль изложения, стали известны основные издания о жизни, деяниях и почитании Святейшего. К тому же времени относятся и первые публикации фрагментов трудов и писем М. М. Сперанского и его биографии. Исследование структурировано в соответствии с логикой изложения материала в источнике. Сначала дается оценка перечисленным автором «Статьи» чертам сходства и различия двух персон; затем критически осмысляется бегло изложенная биография Патриарха Никона; далее вслед за автором «Статьи» внимание исследователя сосредоточено на ключевых моментах «дела» Никона; в завершении — сделаны выводы. Текст «Статьи неустановленного автора» публикуется впервые. Это издание существенно дополняет известные в дореволюционной общественной мысли оценки личности и деятельности Святейшего Никона. Включение архим. Леонидом (Кавелиным) новонайденного документа в его коллекцию материалов о Патриархе Никоне доказывает не только широту интересов замечательного и глубокого ученого, но свидетельствует о личном почитании им Московского Первосвятителя, многотрудные деяния и непростую биографию которого он изучал и осмыслял с большой любовью и непреходящим интересом.
«Статья неустановленного автора о Никоне, Патриархе Московском», архим. Леонид (Кавелин), Патриарх Никон, М. М. Сперанский, критическое осмысление биографии, преобразовательная деятельность церковной и общественной жизни, историография имперской России
  1. Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина) (1822–1891) // Богословские труды. 1972. Вып. 9. С. 226–240.
  2. Бубнов Н. Ю. Старообрядческие сказания о патриархе Никоне // Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения: (к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума). М., 2020. С. 107–128.
  3. Виноградов А. В. Церковная реформа XVII века: эволюция взглядов, причины их происхождения и распространения. 29.10.2014. URL: https://bogoslov.ru/article/4252531 (дата обращения: 20.01.2021).
  4. Воробьева Н. В. Образ патриарха Никона в историческом сознании и массовой культуре. Saarbrücken, 2013.
  5. Вяткин В. «Гордый абсолютизм» патриаршества. Взгляды противников единоличного управления Церковью в имперской России. URL: https://www.ng.ru/ng_religii/2016-08-17/7_absolutism.html (дата обращения: 29.01.2021).
  6. Ельчанинов А. В. Мистицизм М. М. Сперанского. (Окончание) // Богословский вестник. 1906. Т. 1. № 2. С. 207–245 (2-я пагин.).
  7. Запольская Н. Н. Книжная справа в Московской Руси XVII в. // Вестник РГНФ. 2000. № 3. С. 439–453.
  8. Зеленская Г. М. Архимандрит Леонид (Кавелин) — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2002. С. 207–215.
  9. Зеленская Г. М. Музей Святейшего Патриарха Никона в ставропигиальном Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2002. С. 263–272.
  10. Зеленская Г. М. Нумерология в жизни и творениях Патриарха Никона // Каптеревские чтения. М., 2020. Вып. 18. С. 284–347.
  11. Зеленская Г. М. Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2005. С. 87–108.
  12. Зеленская Г. М. Преподобный Елеазар Анзерский и Святейший Патриарх Никон // Соловецкое море: Историко-литературный альманах. Архангельск; М., 2005. С. 59–66.
  13. Зеленская Г. М. Символика изразцов Нового Иерусалима. [М.: Индрик, 2012]. URL: http://patriarh-nikon.ru/?p=184 (дата обращения: 25.01.2021).
  14. Зеньковский В. История русской философии. М., 2001.
  15. Зызыкин М. В. Патриарх Никон: его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931–1939.
  16. Историческое исследование дела патриарха Никона / сост. по официальным документам Н. Гиббенет. СПб., 1882–1884. Ч. 1–2.
  17. Катетов И. Граф Михаил Михайлович Сперанский как религиозный мыслитель. Казань, 1889.
  18. Колосов В. Попытки канонизации патриарха Никона // Исторический вестник. 1880. Т. 2. № 8. С. 793–796.
  19. Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. Т. 1–2.
  20. Круминг А. А. Распространение в России румыно-славянского издания книги Фомы
  21. Кемпийского «О подражании Христу» (Книговедческие материалы) // Федоровские чтения. 1979. М., 1982. С. 153–187.
  22. Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местно чтимых: Справочная книга по русской агиографии. СПб., 1891. URL: http://yakov.works/libr_min/11_k/av/elin_01.htm (дата обращения: 01.03.2021).
  23. Майков П. М. Барон Густав Андреевич Розенкампф. II // Русская старина. 1904. Т. 120. Кн. 11–12. С. 371–429.
  24. Осецкий А. А. Поместный собор. Свободный опыт организации. Пг., 1917.
  25. Пентковский А. М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности // Журнал Московской Патриархии. 2001. № 2. С. 72–80.
  26. Перетц В. Н. Слухи и толки о патриархе Никоне в литературной обработке писателей XVII–XVIII вв. // Известия Общества русского языка и словесности. 1900. Т. 5. Кн. 1. С. 123–190.
  27. Сазонова Н. И. Изменение богослужебного текста как направление трансформации религиозного сознания: на материале литургической реформы патриарха Никона: дис. … д-ра филос. наук. Томск, 2009.
  28. Севастьянова С. К. Игумены Кожеозерский Никон и Антониево-Сийский Феодосий: монашеско-аскетический тип настоятеля монастыря // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 33. С. 196–226.
  29. Севастьянова С. К. Тема юродства Христа ради в жизни патриарха Никона // Каптеревские чтения. М., 2020. Вып. 18. С. 232–283.
  30. Севастьянова С. К. Уход Патриарха Никона с Московской первосвятительской кафедры в интерпретации Газского митрополита Паисия Лигарида // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. № 3 (77). С. 6.
  31. Стенникова П. А. Церковно-театрализованные действа в России XVI–XVII вв. (На примере «Пещного действа» и «Шествия на осляти» в Вербное воскресение): дис. … канд. ист. наук. Челябинск, 2006.
  32. Тиганова Л. В., Зейфман Н. В. Собрание рукописных книг Леонида (Кавелина). Описание. Ф. № 557 (XVII–XIX вв.). М., 1966 (Машинопись).
  33. Томсинов В. А. «Судьба определила всем обществам человеческим менять только пороки»: Сперанский о технологии проведения государственных преобразований // Законодательство. 2016. № 8. С. 88–94; № 9. С. 88–94; № 10. С. 88–94; № 11. С. 86–94; № 12. С. 78–85.
  34. Шпаков А. Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве: Царствование Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912.

Севастьянова Светлана Климентьевна


Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт филологии СО РАН; Российская Федерация, 630090, г. Новосибирск, ул. акад. Николаева, 8;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9131-3285;
Электронный адрес: sevask@mail.ru.