/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :102

ИССЛЕДОВАНИЯ

Пашков Петр Алексеевич

Представления о причинах Великой схизмы и возможности ее преодоления в речи свт. Марка Евгеника на первом заседании собора в Ферраре

Пашков П. А. Представления о причинах Великой схизмы и возможности ее преодоления в речи свт. Марка Евгеника на первом заседании собора в Ферраре // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 11-23

DOI: 10.15382/sturII2021102.11-23
В настоящей статье рассматривается вступительное слово свт. Марка Евгеника на первом заседании Ферраро-Флорентийского собора (8 октября 1438 г.) в контексте византийской традиции осмысления причин Великой схизмы. Автор показывает, что святитель в своем выступлении продолжает тенденцию полемического богословия XIV в., связывавшую разделение Церквей с развитием в латинском христианстве концепции исключительных учительных полномочий Римского папы. Надежды на восстановление единства византийские мыслители возлагали на институт Вселенских Соборов, рассчитывая на достижение цели путем обращения к традиционному коллегиальному способу принятия решений по вопросам церковной жизни. При этом сама природа схизмы получала различную трактовку в зависимости от догматических взглядов того или иного полемиста: если авторы паламитского круга трактовали ее как отступление латинской стороны от исторического Предания, то Варлаам Калабрийский видел в ней лишь внешнюю разделенность, вызванную оскудением христианской любви. В статье показывается, что свт. Марк считал единство Церкви во Христе даром Божиим, который, однако, может быть сохранен только при помощи соблюдения принципа коллегиальности в церковном управлении, наилучшим выражением которого является институт Вселенских Соборов. Коллегиальное управление Церковью представляет собой, согласно свт. Марку, исполнение заповеди о любви, без сохранения которой невозможно удержать Божественный дар мира. В этой связи папство предстает не просто отступлением от исторического Предания, но институционализированным грехом, а соборное обсуждение — своего рода общецерковной «аскезой», позволяющей преодолеть последствия этого греха и восстановить единство Церкви.
Марк Евгеник, греко-латинская полемика, Ферраро-Флорентийский собор, Великая схизма, папский примат, Вселенские Соборы, экклезиология
  1. Канаева Э. Ю. Варлаам Калабрийский и его богословие в защиту унии // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 85–95.
  2. Мейендорф И., протопр. Апостол Петр в византийском богословии // Мейендорф И., протопр. Церковь в истории. М., 2018. С. 66–90.
  3. Мейендорф И., протопр. Произошла ли во Флоренции встреча между Востоком и Западом? // Там же. С. 151–176.
  4. Хондзинский П., прот. «Церковь не есть академия»: русское внеакадемическое богословие ХIХ века. М., 2017.
  5. Contra Latinos et Adversus Graecos: The Separation between Rome and Constantinople from the Ninth to the Fifteenth Century / A. Bucossi, A. Calia, eds. Leuven, 2020 (OLA; 286).
  6. Dendrinos Ch. Reflections on the failure of the Union of Florence // Annuarium historiae conciliorum. 2007. Bd. 39. S. 131–148.
  7. Hofmann G. Die Konzilsarbeit in Ferrara, II // Orientalia Christiana Periodica. 1937. Vol. 3. P. 403–455.
  8. Kappes Ch. Mark of Ephesus, the Council of Florence, and the Roman Papacy // Primacy in the Church: The Offi ce of Primacy and the Authority of Councils / J. Cryssavgis, ed. N. Y., 2016. Vol. 1. P. 109–150.
  9. Nichols A. The Reception of St Augustine and his Work in the Byzantine-Slav Tradition // Angelicum. 1987. Vol. 64. N 3. P. 437–452.

Пашков Петр Алексеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
ORCID: 0000-0002-5056-5267;
Электронный адрес: petrpashkov@mail.ru.
Корзо Маргарита Анатольевна

«Диоптра альбо Зерцало, и выражене живота людского на томъ свете» (Евье, 1612): к истории православной литературы начала XVII в.

Корзо М. А. «Диоптра альбо Зерцало, и выражене живота людского на томъ свете» (Евье, 1612): к истории православной литературы начала XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 24-36

DOI: 10.15382/sturII2021102.24-36
Опубликованное виленским православным братством сочинение «Диоптра альбо Зерцало» (Евье, 1612) представляет собой интересный образец морально-аскетической литературы начала XVII в. Выдержавшее ряд переизданий до конца столетия и популярное впоследствии также в старообрядческой среде, сочинение отождествлялось с «Диоптрой» Филиппа Пустынника или считалось переводом неизвестного греческого памятника. В статье проверяется утверждение Кассиана Саковича (Desiderosus. Краков, 1625), что «Диоптра» — это перевод латинской версии сочинения францисканца Диего де Эстелла «Libro de la vanidad del mundo» (Толедо, 1562); изучается роль рифмованных фрагментов в составе «Диоптры»; ставится вопрос о заимствованиях через латинский источник фрагментов и цитат из античной литературы и богословских сочинений, об источниках эрудиции переводчика «Диоптры» — игумена Виталия. Самостоятельным сюжетом является анализ библиотечного ресурса первого предисловия к «Диоптре», подготовленного ее издателями. Высказывается гипотеза о знакомстве виленских братчиков с толкованием на «Сентенции» Петра Ломбардского преподавателя Краковской академии конца XVI в. итальянского францисканца Ганнибала Розелли. Анализируемый в статье «казус» является частью изучения более масштабной проблемы — каковы были источники эрудиции православных книжников начала XVII в. в Речи Посполитой.
православная литература, Речь Посполитая, начало XVII в., игумен Виталий, виленское братство, Диего де Эстелла, источники эрудиции
  1. Круминг А. А. Подражания «Подражанию». Римейки книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу» в славяно-русской письменности: Библиографический обзор // Фома Кемпийский. О подражании Христу / пер. с лат. К. П. Победоносцева (1869) / предисл. и комм. В. А. Захарова, составл. и ред. И. А. Настенко. М., 2009. С. 267–284.
  2. Миненко Ю. Епiграми iгуменя Вiталiя — зразок бароковоï iдентичностi // Studia Methodologica. Тернопiль, 2018. Т. 46. С. 60–70.
  3. Мицько I. З. Острозька слов’яно-греко-латиньска академiя: 1576–1636. Киïв, 1990.
  4. Турилов А. А. Виталий // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 557–558.
  5. Франко I. Забутий украïнський вiршописець XVII вiку // Записки Наукового товариства імені Шевченка. 1898. Т. 22 (2). С. 1–16.
  6. Campanelli М. Marsilio Ficino’s Portrait of Hermes Trismegistus and its Afterlife // Intellectual History Review. 2019. Vol. 29 (1). P. 53–71.
  7. DiSalvo А. Estella, Diego de // Dictionary of the Literature of the Iberian Peninsula / G. Bleiberg, M. Ihrie, J. Pérez, eds. London, 1993. P. 571–572.
  8. Murawiec W. Hannibal Rosselli — professor Akademii Krakowskiej i autor «Pymandra» // Folia Historica Cracoviensia. Kraków, 1989. T. 1. S. 33–53.
  9. Wichowa M. «Dignitas humana» i «humanitas christiana» w poradniku medytacji Diega de Estella «O wzgardzie świata i próżności jego» w przekładzie Augustyna Kochańskiego (1611) // Piśmiennictwo zakonne w dobie staropolskiej / M. Kurań, K. Kaczor-Scheitler, D. Szymczak, red. Łódź, 2013. S. 157–169.
  10. Wichowa M. Traktat Diega de Estella «O wzgardzie świata i próżności iego» w przekładzie Augustyna Kochańskiego — dyskurs religij ny de contemptu mundi. Problemy komunikacji literackiej jako procesu wywierania presji na odbiorców dzieła // Napis. Seria XV. Warszawa, 2009. S. 17–31.

Корзо Маргарита Анатольевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6299-5187;
Электронный адрес: korzor@mail.ru.
Четырина Наталья Аркадьевна

Иеромонах Арсений — первый исследователь истории Сергиевского Посада. Реконструкция биографии

Четырина Н. А. Иеромонах Арсений — первый исследователь истории Сергиевского Посада. Реконструкция биографии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 37-48

DOI: 10.15382/sturII2021102.37-48
Иеромонах Арсений, в миру Алексей Иванов Лобовиков (1830–1907), — автор научных публикаций по истории Троице-Сергиевой лавры и Сергиевского посада. Его работы активно используются современными историками, но о его жизни практически ничего не было известно. Обращение к архивным источникам помогло реконструировать биографию ученого монаха. А. Лобовиков происходил из среды сельского духовенства Вятской епархии, получил систематическое духовное образование и в возрасте 23 лет решил посвятить себя «обетам монашеской жизни» в Троице-Сергиевом монастыре. С этого момента определилось его послушание — работа с рукописями в библиотеке Лавры. За несколько лет он последовательно прошел несколько ступеней монашеской иерархии: зачислен послушником (1854), пострижен в монахи (1856), рукоположен в иеродиаконы (1858), а затем в иеромонахи (1860). В 1897 г. был награжден серебряной медалью на Александровской ленте для ношения на груди в память в Бозе почившего императора Александра III. Первоначальное направление исследования истории знаменитой обители к 1880-м гг. трансформировалось в изучение Сергиевского посада — поселения, возникшего из сел и слобод, окружавших монастырь. До этого момента его история находилась в тени грандиозной истории Лавры и не привлекала внимание исследователей. Статьи иеромонаха Арсения о четырех приходах города были написаны с привлечением огромного количества источников, начиная с законодательных актов и княжеских грамот, заканчивая монастырской делопроизводственной документацией и документами церковного учета населения. Они прошли серьезную научную апробацию в Обществе истории и древностей российских при Московском императорском университете и были опубликованы в его периодическом издании — Чтениях (ЧОИДР).
историография, источники, историческая наука, краеведение, ученое монашество, Троице-Сергиева лавра, Сергиевский посад, иеромонах Арсений
  1. Балдин В. И. Архитектура // Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М.: Искусство, 1968. С. 15–71.
  2. Белоброва О. А. Живопись XVI–XVII веков // Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М.: Искусство, 1968. C. 94–107.
  3. Городские поселения в Российской империи. СПб., 1864. Т. 6.
  4. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра I. Казань: Университетская типография, 1873.
  5. Курбатова Ж. А. Библиотека Троице-Сергиевой лавры в XIX столетии // Московские епархиальные ведомости. 2015. № 12. С. 182–184.
  6. Николаева С. В. Троице-Сергиев монастырь в XVI — начале XVIII в. Вклады, вкладчики, состав монашеской братии. Сергиев Посад: Ремарко, 2009.
  7. Николаева Т. В. Прикладное искусство // Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М.: Искусство, 1968. С. 140–166.
  8. Николаева Т. В. Собрание древних рукописей // Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М.: Искусство, 1968. С. 167–175.
  9. Четырина Н. А. Сергиевский посад в конце XVIII — начале XIX в. (Посад как тип городского поселения). М.: АИРО–XXI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.

Четырина Наталья Аркадьевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4;
Должность: науч. сотр. кафедры истории и теории политики;
ORCID: 0000-0002-4274-2710;
Электронный адрес: nchetyrina@yandex.ru.
Иванов Андрей Александрович

Черносотенцы и старообрядцы: несостоявшийся альянс

Иванов А. А. Черносотенцы и старообрядцы: несостоявшийся альянс // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 49-65

DOI: 10.15382/sturII2021102.49-65
В статье рассматриваются взаимоотношения правых монархических партий и союзов Российской империи начала XX в. (черносотенцев) и российских старообрядцев. На материалах программных документов правых партий и выступлений черносотенных вождей показано, что в большинстве своем они рассматривали старообрядцев как ценный ресурс для расширения социальной базы монархического движения. В стремлении привлечь старообрядцев на свою сторону правые первоначально добились некоторого успеха, но достичь массового вступления сторонников старого обряда в свои ряды им не удалось. На примере публикаций в старообрядческой периодической печати показано, что правые переоценивали консервативность российских старообрядцев, большинство из которых не сочувствовали «старому строю» и связывали свои надежды на лучшую жизнь с его обновлением, предпочитая правым партиям оппозиционные политические силы. Отстаивание правыми господствующего положения Православной Церкви и неготовность пойти на предоставление старообрядческим духовным лидерам равноправия с православным духовенством привели к тому, что от черносотенных союзов стали отходить и некоторые из ранее поддерживавших правомонархическое движение старообрядцев. Не последнюю роль в нежелании старообрядцев объединяться с черносотенцами сыграли представители православного духовенства, являвшиеся членами правых союзов и продолжавшие смотреть на сторонников старого обряда как на раскольников и политически неблагонадежный элемент. Получалось, что из священной для черносотенцев триады «православие, самодержавие, народность» старообрядцы соглашались поддержать лишь последний пункт, что было явно недостаточно для возникновения альянса правых и староверов. В итоге для большинства политически активных старообрядцев обещания оппозиции, готовой уравнять в правах все религиозные конфессии, оказались более подходящими, чем программные установки правых.
черносотенцы, правые партии, монархисты, старообрядцы, староверы, Союз русского народа, Русская монархическая партия, Русское собрание, Православная Церковь
  1. Бондаренко К. М. Правые партии и их организации в Беларуси (1905–1917 гг.). Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010.
  2. Еремеев П. В. И всё же, два миллиона или двадцать? Численность старообрядцев Российской империи в XIX — начале ХХ в. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2016. T. 7. Вып. 7 (51). URL: https://history.jes.su/s207987840001595-3-1/
  3. Ивакин Г. А. Историография черносотенного движения: этапы становления // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3–4. С. 397–408.
  4. Карпухин Д. В. «Черная сотня»: Вехи осмысления в России. М.: Изд-во МГОУ, 2009.
  5. Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911–1917. М.: РОССПЭН, 2001.
  6. Кирьянов Ю. И. Предисловие // Правые партии. 1905–1917: Документы и материалы: в 2 т. Т. 1: 1905–1910 гг. М.: РОССПЭН, 1998. С. 5–65.
  7. Клюкина Ю. В. Старообрядцы и политические партии (1905–1917) // Проблемы истории России. Вып. 5: На перекрестках эпох и традиций. Екатеринбург: Волот, 2003. С. 327–349.
  8. Лавринович Д. С. Участие старообрядцев в монархическом движении в Беларуси (1905–1907 гг.) // Старообрядчество как историко-культурный феномен: материалы Международной научно-практической конференции 27–28 февраля 2003 г. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2003. С. 148–150.
  9. Михайлова Е. М. Православный всероссийский братский Союз русского народа // Черная сотня: Историческая энциклопедия. 1900–1917 / сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. М.: Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008. С. 412–413.
  10. Мошненко А. В. Православное духовенство и Союз русского народа: проблемы взаимоотношений // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. 2014. № 4 (28). С. 14–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu4.2014.4.2
  11. Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901–1914). Киев: МАУП, 2006.
  12. Размолодин М. Л. Идеология черносотенных организаций в России в начале ХХ века. [Б. м.]: Издательские решения, 2020.
  13. Ромов Р. Б. Фракция правых в III Государственной думе (1907–1912): дис. … канд. ист. наук. М., 2003.
  14. Селезнев Ф. А. Д. В. Сироткин и всероссийские съезды старообрядцев в начале XX века // Отечественная история. 2005. № 5. С. 78–90.
  15. Селезнев Ф. А. Судьба законопроекта о старообрядческих общинах (1905–1914) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 1. С. 130–140.
  16. Степанов С. А. Черная сотня. Что они сделали для величия России? М.: Яуза-пресс, 2013.
  17. Струков А. В. Общественная деятельность протоиерея Иоанна Восторгова: дис. … канд. ист. наук. М., 2010.
  18. Хижий М. Л. Православие и идеология правого радикализма в начале XX столетия в России: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2006.
  19. Чемакин А. А. Союз русских национальных общин в 1918–1920 гг.: история создания, идеология и деятельность // Русин. 2019. № 55. С. 133–148.

Иванов Андрей Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета; Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-6438-5200;
Электронный адрес: andriv78@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00105.
Шехорина Анна Владимировна

Понятие «религиозность» в трудах Л. П. Карсавина

Шехорина А. В. Понятие «религиозность» в трудах Л. П. Карсавина // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 66-76

DOI: 10.15382/sturII2021102.66-76
В статье представлены результаты исследования понятия «религиозность» в трудах Льва Платоновича Карсавина (1882–1952). Религиозность — основной объект изучения в различных работах мыслителя, в частности в диссертационных исследованиях. Цель данной работы — выявить различные коннотации и эволюцию понятия «религиозность» в трудах Карсавина. В своих ранних работах Карсавин еще не дифференцирует понятия, связанные с изучением религиозности. В докторской диссертации «Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках преимущественно в Италии» он не только дает подробное определение понятию «религиозность», но встраивает его в целую систему понятийного аппарата, давая определения таким терминам, как «мистика», «вера», «метафизическое», «религиозный фонд», «средний человек». Религиозность, согласно Карсавину, — душевное состояние, «душевный строй». Конкретные проявления религиозной жизни ученый стремится сгруппировать вокруг нескольких основных систем — политеистической, дуалистической, монотеистической, пантеистической, характеризующих основные типы религиозной жизни. В историософских трудах идеи Карсавина становятся более абстрактными, поднимаются на более высокую ступень обобщения. Понятие «религиозность» рассматривается в качестве основополагающего критерия для исследования и классификации культуры. В более поздних работах по философии постепенно формулируется и развивается мысль об основополагающем значении религиозности в жизни человека.
Л. П. Карсавин, история понятий, понятие «религиозность», культура, понятийный аппарат, «религиозный фонд», методы исторического исследования
  1. Барабанов Н. Д. Проблема народной религиозности в современной историографии: уроки медиевистики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2005. № 10. С. 154–161.
  2. Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX — начале XX веков. Л.: Издательство академии наук СССР. 1931. Ч. 2.
  3. Вебер Д. И. Исследования религиозной культуры Л. П. Карсавина // Религиоведение. 2017. № 1. С. 109–116.
  4. Виппер Р. Ю. Очерки теории исторического познания. М.: Типо-литография товарищества И. Н. Кушнерев и К°, 1911.
  5. Гребешев И. В. Метафизика личности в историософии Л. П. Карсавина // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2009. № 3. С. 60–67.
  6. Гревс И. М. «Очерки религиозной жизни в Италии» Л. П. Карсавина // Научный исторический журнал. 1913. Т. 1. Вып. 1. № 1. С. 80–91.
  7. Добиаш-Рождественская О. [A]. Религиозная психология Средневековья в исследовании русского ученого // Русская мысль. М., 1916. Кн. IV. С. 22–28.
  8. Егоров Д. Н. Средневековая религиозность и труд Л. П. Карсавина // Исторические известия. СПб., 1916. № 2. С. 70–106.
  9. Исторические понятия и политические идеи в России XVI–XX века: сб. науч. работ / редкол.: Н. Е. Копосов, М. М. Кром, Н. Д. Потапова. СПб.: Алетейя, 2006.
  10. История понятий, история дискурса, история метафор: сб. ст. / под ред. Х. Э. Бёдекера. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
  11. Кареев Н. И. Общий «религиозный фонд» и индивидуализация религии (По поводу двух исторических диссертаций) // Русские записки. 1916. Сент. № 9. С. 196–225.
  12. Мальгина Н. Ю. «Идеальное средневековье» Л. П. Карсавина: медиевистика и философия истории // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2012. № 4. С. 161–169.
  13. Словарь основных исторических понятий: избранные статьи: в 2 т. / пер. с нем. К. Левинсон; сост. Ю. Зарецкий, К. Левинсон, И. Ширле; науч. ред. перевода Ю. Арнаутова. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  14. Тимофеев Д. В. В поисках новых подходов к изучению общественно-политических настроений в России первой четверти XIX века: опыт системного анализа истории понятий // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы. М., 2011. С. 391–402.
  15. Щедрина Т. Г. Владимир Ивановский и Густав Шпет: методологический проект «истории понятий» // Вопросы философии. 2012. № 11. С. 10–18.
  16. Эволюция понятий в свете истории русской культуры: сб. ст. / отв. ред. В. М. Живов, Ю. В. Каргалицкий. М.: Языки славянских культур, 2012.
  17. Ястребицкая А. Л. У истоков исторической антропологии в России: Л. П. Карсавин // Историческое знание на рубеже столетий: сб. обзоров и рефератов. М.: ИНИОН РАН, 2003. С. 113–160.

Шехорина Анна Владимировна


Место работы: Московский государственный психолого-педагогический университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Сретенка, 29;
Должность: специалист по учебно-методической работе;
ORCID: 0000-0002-4304-3321;
Электронный адрес: anna_shehorina@mail.ru.
Воронцова Ирина Владимировна

Журнал "Соборный разум" как источник по истории обновленчества в 1918 году

Воронцова И. В. Журнал "Соборный разум" как источник по истории обновленчества в 1918 году // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 77-109

DOI: 10.15382/sturII2021102.77-109
В 2022 г. исполняется 100 лет обновленческому расколу в Русской Церкви. Среди историков до сих пор вызывает дискуссии вопрос о том, было ли послереволюционное обновленчество продолжением реформаторского движения в Русской Церкви начала ХХ в., и это заставляет обращаться к малоизученным источникам. Одним из них является журнал «Соборный разум». Созданный в 1917 г. будущими лидерами обновленческого раскола «Всероссийский союз православного демократического духовенства и мирян» не имел своего печатного органа, и на базе Товарищества духовных писателей в 1918 г. стал выходить журнал «Соборный разум». В нем печатали статьи и реформаторы начала века, и послереволюционные обновленцы, которые в 1922 г. стали центральными фигурами раскола. В этом журнале отражены те принципы церковного обновления, которые принадлежали левым реформаторам начала ХХ в. и сохранили свою актуальность для послереволюционного обновленчества. В данной статье представлены результаты исследования выпусков журнала за 1918 г. и предлагается ответ на вопросы: было ли реформаторство и послереволюционное обновленчество одним движением, и можно ли согласиться с тем, что послереволюционное обновленчество является исключительно политическим феноменом.
Православная Российская Церковь, обновленчество, 1918 г., священник Е. Х. Белков, протоиерей И. Ф. Егоров, журнал «Соборный разум», Кооперативное Товарищество духовных писателей
  1. Балакшина Ю. В. Иоанн Федорович Егоров: Православие и жизнь в нем // Свет Христов просвещает всех: альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. М., 2010. Вып. 2. С. 156–181.
  2. Балакшина Ю. От революции церковной к революции социальной: деятели движения ревнителей церковного обновления в 1917 г. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1–2. С. 207–225.
  3. Воронцова И. В. «Заколдованный круг русского сознания…»: Проблемы социально-религиозного поиска в православной России второй половины XIX – начала XX века. М.; СПб.: Нестор-история. 2020. 930 с.
  4. Воронцова И. В. Дискуссия о христианизации повседневной жизни в среде петербургского духовенства 1907–1908 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 3. С. 9–23.
  5. Головушкин Д. А. Феномен обновленчества в русском православии первой половины ХХ века. СПб., Политехника-сервис. 2009. – 267 c.
  6. Ковырзин К. В. «Пагубная измена Церкви»: вопрос о «церковном большевизме» в деятельности Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 120–136.
  7. Кривошеева Н. А. «Всецелое приспособление к духу времени» // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви 2009. Вып. 31. С. 21–39.
  8. Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви. М., 2002.
  9. Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. Кн. 54. (Сер. «Материалы по истории Церкви»). М., 2016.
  10. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 9. (Сер. «Материалы по истории Церкви»). М., 1996.
  11. Мазырин А., свящ. Святой патриарх Тихон и обновленческий раскол: совместимость несовместимого // Христианское чтение. 2018. № 3. С. 275–283.
  12. Марцинковский В. Ф. Записки верующего: Из истории религиозного движения в Советской России 1917–1923 г. М., 2016.
  13. Обновленческий раскол / сост. И. В. Соловьев. Кн. 27. (Сер. «Материалы по истории Церкви»). М., 2002.
  14. Соловьев И. В. Краткая история т. н. «обновленческого раскола» в Православной Российской Церкви в свете новых опубликованных исторических документов // Обновленческий раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. Кн. 27 / сост. И. В. Соловьев. М.: Общество любителей церковной истории; Изд-во Крутицкого подворья, 2002. С. 2–55.
  15. Степанов И. О живой церкви. М., 1922.
  16. Федоров В. Всероссийский союз демократического духовенства и мирян // Православная энциклопедия. Т. 9. М.: Православная энциклопедия, 2005. С. 686.
  17. Шкаровский В. М. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб., 1999.

Воронцова Ирина Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-0272-6513;
Электронный адрес: irinavoronc@yandex.ru.
Попов Фёдор Алексеевич

«Приходская реформа» М. К. Дитерихса в Приамурском Земском Крае (август-октябрь 1922 г.): теоретические основы и попытка реализации

Попов Ф. А. «Приходская реформа» М. К. Дитерихса в Приамурском Земском Крае (август-октябрь 1922 г.): теоретические основы и попытка реализации // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 110-126

DOI: 10.15382/sturII2021102.110-126
В статье рассматривается предпринятая в августе–октябре 1922 г. попытка антибольшевистской диктатуры генерала М. К. Дитерихса опереться на православный приход в деле государственного строительства в белом Приморье («приходская реформа»). Интеллектуальные истоки «приходского строительства», по мнению автора, связаны со славянофильством и деятельностью епископа Андрея (Ухтомского) на Востоке России. Именно епископ Андрей в 1918–1919 гг. (и ранее) озвучивал тезис о приоритете прихода в жизни Церкви и стремился к «приходской демократии» на практике. Дитерихс в своих указах изложил общие принципы реформы, абстрагировавшись от разработки законодательства о приходах — эта задача была делегирована Приамурской земской думе. Антибольшевистской общественностью предлагались разные варианты построения приходской системы, основной проблемой при этом было соотношение «церковного» и «гражданского» в приходе. Вопрос затрагивался в ходе Национального съезда в Никольске-Уссурийском 15–20 сентября 1922 г., где проекту организации приходов было посвящено несколько выступлений. Идея организации общественно-политической жизни на основе прихода активно обсуждалась в прессе белого Приморья. Правые проправительственные газеты проводили мысль о том, что создание приходов повысит сознательность граждан Приамурского Земского Края, их инициативность и отучит полагаться во всем на государственный аппарат. Отсутствие нормативно-правовых актов, проясняющих порядок создания прихода, и плохое информирование привели к тому, что к октябрю 1922 г. в приходах зарегистрировалось лишь незначительное количество прихожан. Одним из аспектов местного самоуправления являлась самооборона, к созданию которой Дитерихс побуждал население (армия была задействована на фронте и не могла поддерживать порядок в тылу). Ставка на приход вела к усилению кампании против земства, которое было настроено оппозиционно к антибольшевистским силам. Таким образом, инициатива Дитерихса стала неординарной попыткой выстроить белую государственность (а заодно и проект русской политической нации) на основе местного самоуправления и приверженности религии. Безнадежное положение белого Приморья к осени 1922 г. помешало воплощению этих планов.
церковный приход, Белое движение, Приамурский Земский Край, приходская демократия, М. К. Дитерихс, епископ Андрей (Ухтомский), консерватизм, местное самоуправление
  1. Генерал Дитерихс / сост. В. Ж. Цветков и др. М.: Посев, 2004.
  2. Куликова С. Г. Консерваторы и земство: планы и результаты деятельности 1864–1914 гг. М.: Новый Хронограф, 2019.
  3. Ляхов Д. А. Небольшевистские модели политического устройства Дальнего Востока России (конец 1919–1922 гг.). Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, 2015.
  4. Новая имперская история Северной Евразии. Ч. 2: Балансирование имперской ситуации: XVIII–XX вв. / под ред. И. Герасимова. Казань, 2017.
  5. Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917–1922 гг. (на материалах Дальнего Востока): монография: в 2 т. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. Т. 1.
  6. Саблин И. Дальневосточная республика: от идеи до ликвидации / пер. с англ. А. Терещенко. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
  7. Саевская М. А. Консервативные концепции земского самоуправления (1864–1905 гг.). М.: Аквилон, 2021.
  8. Сахаров К. В. Белая Сибирь. Внутренняя война 1918–1920 гг. М.: Центрполиграф, 2018.
  9. Старк Ю. К. Последний оплот. Отчет о деятельности Сибирской флотилии 1920–1924. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2015.
  10. Фриз Г. «Губительное благочестие»: Российская церковь и падение империи: сб. статей / пер. с англ. А. Глебовский, М. Долбилова; под ред. П. Рогозного. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019.
  11. Цветков В. Ж. Белое дело в России: 1917–1919 гг. М.: Яуза-Каталог, 2019.
  12. Черная Е. В. Земское самоуправление на Дальнем Востоке в условиях революций и Гражданской войны (1917–1922 гг.): дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 2011.
  13. Черномаз В. А. Становление милиции Приморья (1917–1922 гг.) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 2 (44). С. 122–134.
  14. «Я хочу принадлежать только Св. Церкви…» Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский: Труды, обращения, проповеди, письма, документы / сост. И. И. Осипова, Л. Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2012.

Попов Фёдор Алексеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, 88;
ORCID: 0000-0002-8867-3300;
Электронный адрес: popovf1992@mail.ru.
Шевченко Татьяна Ивановна

Русское церковное рассеяние в независимой Финляндии межвоенного периода

Шевченко Т. И. Русское церковное рассеяние в независимой Финляндии межвоенного периода // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 127-149

DOI: 10.15382/sturII2021102.127-149
Статья посвящена межвоенной истории русского рассеяния в Финляндии, в которой преимущественное внимание уделено судьбе Православной Церкви. Финляндская Православная Церковь выросла из Выборгской и Финляндской епархии Православной Российской Церкви, от которой после провозглашения независимости Финляндии получила автономию в 1921 г. В 1923 г. молодая Церковь с каноническими нарушениями перешла под омофор Константинопольского Патриарха, последствия чего сопровождались юрисдикционным кризисом и календарным расколом в пастве. Русское рассеяние было против таких шагов местной церковной власти, однако положение русских беженцев не позволяло влиять на решения властей. Оно имело свои сложности, схожие в основном с общими проблемами русской эмиграции. При этом в положении русских беженцев в Финляндии имелись и свои особенности, о которых и говорится в статье. В Финляндию за 1917–1939 гг. перебрались около 44 тыс. беженцев из Советской России, многие из них впоследствии поехали дальше, в Европу и Америку. Оставшиеся православные русские в 1926–1927 гг. смогли добиться регистрации двух старостильных автономных православных общин в Выборге и Хельсинки, которые вначале вошли в юрисдикцию митрополита Евлогия (Георгиевского), а в 1945 г. перешли в Московский патриархат и стали основой Патриаршего благочиния Русской Церкви. Православная Церковь в Финляндии помимо экономических, социальных и политических проблем столкнулась с такими явлениями, как национализм и межэтническая неприязнь, тем не менее смогла сохранить каноническую структуру и послужила буфером, гасящим взаимную ненависть и вражду между эмигрантами. В результате в послевоенный период Православная Церковь в Финляндии смогла заслужить авторитет в обществе, восстановить потерянные храмы и добиться нормализации отношений с Матерью — Русской Православной Церковью.
Русское зарубежье, русские в Финляндии, Финляндская Православная Церковь, русское церковное рассеяние, эмиграция, иммиграция, русская диаспора, календарный раскол, Финляндская Архиепископия Константинопольского Патриархата, русское церковное зарубежье, Патриаршие приходы в Финляндии
  1. «А пришлось в разлуке жить года»: Российское зарубежье в Финляндии между двумя войнами: Материалы к биобиблиографии 1987–2002 / сост.: Н. В. Бекжанова и др. СПб., 2003.
  2. Барышников В. Н. От прохладного мира к зимней войне. Восточная политика Финляндии в 1930-е гг. СПб., 1997.
  3. Башмакофф Н. «Страна намеков и надежд…»: Меняющиеся настроения русских в Финляндии в 1930-е годы // Зарубежная Россия 1917–1939 гг.: сб. статей / ред. В. Ю. Черняев. СПб., 2000. C. 68–77.
  4. Бочарова З. С. Правовое положение русских беженцев в Финляндии: Нансеновский паспорт, репатриация // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами: сб. науч. трудов. СПб., 2004. C. 32–39.
  5. Веригин С. Г. Противостояние: борьба советской контрразведки против финских спецслужб 1939–1944. Петрозаводск, 2018.
  6. Вихавайнен Т. Отношения Финляндии и России (Советского Союза) 1917–1944 гг. // Русский сборник. Т. XVII: Финляндия и Россия. М.: Модест Колеров, 2015. С. 231–271.
  7. Вихавайнен Т. Столетия соседства: размышления о финско-русской границе. СПб.: Нестор-История, 2012.
  8. Головин В. В. Очерк истории русских деревень в Финляндии // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами: сб. науч. трудов. СПб., 2004. С. 105–114.
  9. Демидова О. Р. Из России в Финляндию: граница как экзистенциальная катастрофа // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами: сб. науч. трудов. СПб., 2004. С. 3–6.
  10. Доронченков И. А. Петроград — Куоккала. Через границу. 1920-е гг. // Минувшее: исторический альманах. 1996. № 19. С. 204–219.
  11. Дубровская Е. Ю. Российские военнослужащие и население Финляндии в годы Первой мировой войны (1914–1918): учеб. пособие. Петрозаводск, 2008.
  12. Дубровская Е. Ю. Многомерная радикализация: российские военные в Финляндии. «Солдатская революция» и социальные движения финляндцев в 1917 // Альманах североевропейских и балтийских исследований. 2017. Вып. 2. С. 329-253.
  13. Каремаа О. Русофобия в Финляндии в 1917–1923 гг. // Россия и Финляндия: проблемы взаимовосприятия. XVII–XX вв.: Материалы российско-финляндских симпозиумов историков. М., 2006. С. 212–220.
  14. Каремаа О. От морального возмущения до национальной программы // Два лика России. СПб.: Европейский дом, 2007. С. 193–215.
  15. Киреев И. А. Очерк Финляндской революции 1918 г. и взаимоотношений между Финляндией и Россией / публ. М. Л. Федоров, Т. И. Шевченко // Историография гражданской войны в России: исследования и публикации архивных материалов / ред., сост. Д. С. Московская. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 469–534.
  16. Клинге М. На чужбине и дома / пер. с финск. Л. Суни. СПб.: Коло, 2005.
  17. Магидович М. Л. Русские художники в Финляндии — опыт социологического анализа // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами: сб. науч. трудов. СПб., 2004. С. 13–23.
  18. Миронова Е. М. Становление русского антибольшевистского представительства в Финляндии: 1918–1921 // Северная Европа: Проблемы истории: сб. статей. М., 2005.
  19. Миронова Е. М. Русская колония в Финляндии: история формирования, условия выживания // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 2007. Т. 2. С. 66–71.
  20. Мусаев В. И. Русские дачи на Карельском перешейке в конце XIX — начале XX в. // История Петербурга. 2005. № 4 (26). С. 43–47.
  21. Мусаев В. И. Между Западом и Востоком: Православие в автономной и независимой Финляндии (1890–1930-е гг.). СПб., 2014.
  22. Мусаев В. И. Православная Церковь в независимой Финляндии (1918–1930-е гг.) // Вестник церковной истории. 2007. № 2 (6). С. 194–212.
  23. Мусаев В. И. Россия и Финляндия: миграционные контакты и положения диаспор (кон. XIX в. — 1930-е гг.). СПб., 2007.
  24. Невалайнен П. Изгои. Российские беженцы в Финляндии (1917–1939). СПб.: Журнал «Нева», 2003.
  25. Онуфрий (Маханов), иерод. Остров Валаам как центр православной жизни русской эмиграции в Финляндии // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами: сб. науч. трудов. СПб., 2004. С. 162–180.
  26. Полян П. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию // Россия и ее регионы в XX веке: территория — расселение — миграции / под ред. О. Глезер и П. Поляна. М.: ОГИ, 2005. С. 493–519.
  27. Рожков В., прот. Церковные вопросы в Государственной думе. (Материалы по истории церкви. Т. 23). М.: Изд-во Крутицкого подворья, О-во любителей церковной истории, 2004.
  28. Рупасов А. И. Дебаты в Эдускунте о беженцах из России. Январь 1919 г. // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами: сб. науч. трудов. СПб., 2004. С. 24–31.
  29. Рупасов А. И. Советско-финляндские отношения: сер. 1920-х — нач. 1930-х гг. СПб., 2001.
  30. Силуан (Никитин), иером. Александр (Карпин) — первый православный епископ Хельсинки // Сретенский сборник: науч. труды преподавателей Сретенской духовной семинарии. 2014. № 5. С. 377–404.
  31. Смолин А. В. Политическая деятельность русской эмиграции в Финляндии в 1918–1919 гг. // Зарубежная Россия 1917–1939 гг.: сб. статей / ред. В. Ю. Черняев и др. СПб.: Лики России, 2000. С. 65–68.
  32. Смолин А. В. Формирование антифинляндских настроений среди русских беженцев в Финляндии в 1918–1920 гг. // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени (СПбГУ). 2012. № 9. С. 80–93.
  33. Суомела Ю. Зарубежная Россия: идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русско-европейской прессы в 1918–1940 гг. / авториз. пер. с фин. Л. В. Суни. СПб.: Коло, 2004.
  34. Тетеревлёва Т. П. Пореволюционная российская эмиграция в Финляндии (1917–1930-е гг.) в нарративах «популярной культурной памяти» // Финляндия и Россия: образы общего прошлого: сб. науч. статей / сост. и науч. ред. И. Р. Такала, А. В. Толстиков. Петрозаводск, 2014. С. 213–226.
  35. Тетеревлева Т. П. «Глухая провинция русской эмиграции»: Послереволюционное Русское зарубежье на севере Европы в переписке эмигрантов. 1931–1937 гг. // Исторический архив. 2005. № 1. С. 23–55.
  36. Хямяляйнен Э. Из жизни русских в Финляндии // Финляндские тетради / Издание Института России и Восточной Европы (Хельсинки). 2003. Вып. 1.
  37. Хямяляйнен Э. Хроника культурной и общественной жизни русской диаспоры в Финляндии. 1930-е гг. // Финляндские тетради / Издание Института России и Восточной Европы (Хельсинки). Вып. 3. 2004.
  38. Шевченко Т. И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви 1917–1957. М., 2012.
  39. Шкаровский М. В. Русская Никольская община в Хельсинки в XX в. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2016. № 17 (1). С. 255–262.
  40. Шкаровский М. В. Русская община Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки в XX в. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2015. № 16. С. 216–224.
  41. Энеева Н. Т. Положение Русской Православной Церкви в новообразованных государствах, отделившихся от России в 1918–1922 гг. // Проблемы истории Русского зарубежья: материалы и исследования. Вып. 2. М., 2008. С. 47–107.
  42. Яровой О. А., Смирнова И. А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии, 1880–1930-е гг.: Из истории финнизации православной конфессии. Петрозаводск, 1997.
  43. Baschmakoff N., Leinonen М. Russian Life in Finland 1917–1939: A Local and Oral History // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 2001. T. XVIII.
  44. Karemaa O. Vihollisia, vainoojia, syöpäläisiä. Venäläisviha Suomessa 1917–1923. Helsinki: SHS, 1998.
  45. Leinonen M. Helsinki: Die russische Emigration in Finnland // Der große Exodus. Die russische Emigration und ihre Zentren 1917 bis 1941. München, 1994. S. 154–189.
  46. Loima J. Muukalaisina Suomessa. Kaakkoisen Kannaksen kreikkalaiskatoliset venäläisseurakunnat kansallisena ongelmana 1889–1939. Helsinki, 2001. S. 325.
  47. Pachmuss T. A Moving River of Tears: Russia’s Experience in Finland. N. Y., 1992.
  48. Russian-speaking immigrant population in Finland: seminar in Helsinki, 25–26 September 2003 / P. Sinisalo-Katajisto, ed. // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 2004. Vol. 21 (англ., рус.).

Шевченко Татьяна Ивановна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, оф. 219;
Должность: Старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6497-503X;
Электронный адрес: Tatyana-valaam@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Князев Марк Андреевич

Новейшая история Николо-Сольбинского монастыря: взгляд через призму антропологии — Рец. на кн.: Капков К. Г. Тьма. Трагедия. Террор. История разорения Николо-Сольбинского монастыря и судьбы 8 его обитателей, 1918–1938. Проблемы прочтения следственных дел. (Труды Научного отдела Николо-Сольбинского женского монастыря Переславской епархии. Историческая серия. История Николо-Сольбинского монастыря. Кн. 1.) 2-е изд., испр. и доп. Мес течко Сольба; М., 2021. 336 с. Илл.

Князев М. А. Новейшая история Николо-Сольбинского монастыря: взгляд через призму антропологии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 153-158 — Рец. на кн.: Капков К. Г. Тьма. Трагедия. Террор. История разорения Николо-Сольбинского монастыря и судьбы 8 его обитателей, 1918–1938. Проблемы прочтения следственных дел. (Труды Научного отдела Николо-Сольбинского женского монастыря Переславской епархии. Историческая серия. История Николо-Сольбинского монастыря. Кн. 1.) 2-е изд., испр. и доп. Мес течко Сольба; М., 2021. 336 с. Илл.
PDF

Князев Марк Андреевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Институт международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского; Российская Федерация, 603950, Н. Новгород, пр. Гагарина, 23;
ORCID: 0000-0002-1654-637X;
Электронный адрес: kn.mark.nn@mail.ru.
Филиппов Борис Алексеевич

Рец. на кн.: Rafał Łatka. Episkopat Polski wobec stosunków państwo-Kościół i rzeczywistości społeczno-politycznej PRL 1970–1989. Warszawa, 2019. 847 s.

Филиппов Б. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 102. С. 159-172 — Рец. на кн.: Rafał Łatka. Episkopat Polski wobec stosunków państwo-Kościół i rzeczywistości społeczno-politycznej PRL 1970–1989. Warszawa, 2019. 847 s.
PDF

Филиппов Борис Алексеевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: профессор кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0001-8250-3688;
Электронный адрес: boris-philipov@yandex.ru.