Представляемая статья посвящена одному из наименее изученных эпизодов в истории российской духовной школы — действию Комитета для пересмотра «конспектов семинарского учения» (1840–1847). Работа данного комитета была инициирована обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. А. Протасовым (1836–1855) в рамках проекта по преобразованию духовно-учебной системы. В выработке и проведении преобразований принимало участие немало деятелей духовно-учебной среды: видных богословов и иерархов своего времени, имевших собственный богословский взгляд на подготовку пастыря. Актуальность рассмотрения деятельности Комитета обуславливается тем, что его работа стоит на пересечении внутренних духовно-академических процессов и влияния внешнего контекста. Отчасти происходит укрепление того, что было решено в рамках реформы 1808–1814 гг., отчасти раскрывается заложенное на перспективу. В идейно-богословском контексте это отражено в выделении новых областей богословского знания из его общей структуры, их активное развитие, в духовно-учебном — происходит поиск новых образовательных моделей в рамках частных инициатив ректоров духовных школ. В то же время был поставлен вопрос об уточнении цели образования в духовных семинариях, высказан призыв приблизить духовно-учебный процесс к цели — подготовке пастыря Церкви, которая в рамках духовно-учебной реформы 1808–1814 гг. была лишь имплицитно заложена в итоговых документах наряду с другой задачей — дать образование детям духовного сословия. Однако работа подобных комитетов ставит вопрос о соотнесении богословских и пасторологических идей эпохи с непосредственными результатами их работы. Насколько богословская мысль эпохи учитывалась в рамках заседаний, была ли она достаточно развита для концептуализации учебного курса, либо причиной неудач стали лишь организационные проблемы? Таким образом, по итогам исследования сделан вывод о причинах неудач протасовских реформ сквозь призму работы основного комитета этой эпохи. Исходя из задач, структура статьи строится по хронологическому принципу, а рассматриваемый период охватывает действие устава духовных училищ: 1820–1860-е гг. По результатам исследования удается установить, что Комитету отводилась ключевая роль в продвижении инициатив различных деятелей духовно-учебной среды и выработке содержательной богословской концепции преобразований, для которых институт обер-прокуратуры являлся лишь внешним стимулом. Однако на итог работы Комитета оказал влияние как ряд организационных проблем синодальной духовно-учебной системы, так и отсутствие единства среди членов Синода относительно взглядов на подготовку пастыря. Представленные выводы показывают неразрывную связь между духовно-учебным процессом и богословским пониманием пастырства, а проблема подготовки пастыря постепенно осознается как ключевая для духовной школы.
история Русской Православной Церкви, Российская духовная школа, пастырская подготовка, граф Н. А. Протасов
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19–39–90062.