/

Ильина Кира Андреевна

Старые и новые авторитеты классической филологии в России 1830–1840-х гг.


Ильина К. А. Старые и новые авторитеты классической филологии в России 1830–1840-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 17-31.

DOI: 10.15382/sturII2021100.17-31

Аннотация

Статья посвящена реконструкции роли министерских чиновников, университетских профессоров и журнальных рецензентов в механизме формирования и (пере)утверждения иерархии авторитетов филологов-классиков — авторов учебных пособий по латинскому языку в Российской империи 1830–1840-х гг. Методология исследования строится на сочетании традиционных исторических методов, а также подходов, разработанных в рамках истории науки, истории дисциплин, социологии литературы. В разработанном в Министерстве народного просвещения и утвержденном в 1828 г. «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских» утверждались стандарты обучения древним языкам и приводился список рекомендованных для гимназий учебных пособий — адаптаций грамматик германских филологов-классиков Х.-Г. Брёдера, Ф. Дёринга, К. Цумпта. Реформа спровоцировала издание преподавателями языков разного уровня (от священника до профессора) словарей, грамматик и хрестоматий. Это были не только переводы и адаптации учебников европейских филологов-классиков, но и учебники, построенные на оригинальных методологических началах. Опубликованные книги широко обсуждались в толстых журналах («Журнал Министерства народного просвещения», «Отечественные записки», «Москвитянин»). Рецензентами чаще всего выступали молодые выпускники историко-филологических отделений университетов, которые параллельно занимались подготовкой магистерских диссертаций. Журналы были публичной площадкой для оценки формирующимся дисциплинарным сообществом утвержденной в министерстве учебной литературы. В ходе дискуссий создавалось разделенное мнение о дисциплинарных нормах, фигуре филолога-классика и новых авторитетах.

Ключевые слова

классическая филология, университет, Российская империя, вторая четверть XIX века, рецензии, журналы, латинские грамматики

Список литературы

  1. Боград В. Э. Журнал «Отечественные записки» 1839–1846: указатель содержания. М.: Книга, 1985.
  2. Виттекер Ц. Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999.
  3. Вишленкова Е. А., Галиуллина Р. Х., Ильина К. А. Русские профессора: Университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: НЛО, 2012.
  4. Графтон Э. От полигистора к филологу (как преобразилась немецкая наука об Античности в 1780–1850-е годы) // НЛО. 2006. № 82. С. 59–92.
  5. Дмитриев А. Дисциплинарные порядки в гуманитарных и социальных науках // Науки о человеке: история дисциплин. М.: ИД ВШЭ, 2015. С. 7–38.
  6. Дубин Б. Классика, после и вместо: о границах и формах культурного авторитета // Он же. Классика, после и рядом. М.: НЛО, 2010. С. 96–107.
  7. Дубин Б. В., Рейтблад А. И. Групповая динамика и общелитературная традиция: отсылки к авторитетам в журнальных рецензиях 1820–1978 годов // Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: НЛО, 2001. С. 211–233.
  8. Кнабе Г. С. Русская античность: содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М.: РГГУ, 2000.
  9. Костин А. А. Про Иванов Соколовых // XVIII век. СПб.: Ин-т русской литературы (Пушкинский дом) РАН, 2013. Т. 27. С. 488–489.
  10. Костина Т., Кирикова О. Учебные книги в гимназии Академии наук 1730-х гг. // Детские чтения. 2018. № 1 (013). С. 194–219.
  11. Кричевский Г. Г. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на историко-филологических факультетах университетов Российской империи (1755–1918): Справочное пособие. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004.
  12. Мост Г. Век столкновений: как немецкие антиковеды XIX столетия упорядочивали свои дебаты // НЛО. 2009. № 96. C. 17–27.
  13. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1908.
  14. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России: в 4 т. М.: Изд-во МГУ, 2002–2003.
  15. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802–1902. СПб.: М-во нар. прос., 1902.
  16. Тернер Р. С. Историзм, критический метод и прусская профессура с 1740 по 1840 год // НЛО. № 82. 2006. C. 32–58.
  17. Тротман-Валлер С. Филология вещей или филология слов? История одного спора и его сегодняшние продолжения // НЛО. 2009. № 96. C. 28–41.
  18. Фролов Э. Д. Граф Сергей Семенович Уваров и академический классицизм // Петербургская академия наук в истории академий мира: к 275-летию Академии наук: Материалы международной конференции. Т. II. СПб., 1999. С. 275–285.
  19. Фролов Э. Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. СПб.: СПбГУ, 1999.
  20. Хлопников А. М. Н. Ф. Кошанский и его время // История философии. Вып. 6. М.: ИФ РАН, 2000. С. 118–142.
  21. Шмид Г. К. История средних учебных заведений в России. СПб.: [б.и.], [18--].

Данные об авторе

Ильина Кира Андреевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4, корп. А, каб. А-314;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3722-6209;
Электронный адрес: glukist@mail.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00227 А.