/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :100

К выходу сотого номера исторической серии «Вестника ПСТГУ»

К выходу сотого номера исторической серии «Вестника ПСТГУ» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 9-13
PDF

Мазырин Александр Владимирович, священник


Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-6490-9745;
Электронный адрес: am@pstbi.ru.

ИССЛЕДОВАНИЯ

Ильина Кира Андреевна

Старые и новые авторитеты классической филологии в России 1830–1840-х гг.

Ильина К. А. Старые и новые авторитеты классической филологии в России 1830–1840-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 17-31

DOI: 10.15382/sturII2021100.17-31
Статья посвящена реконструкции роли министерских чиновников, университетских профессоров и журнальных рецензентов в механизме формирования и (пере)утверждения иерархии авторитетов филологов-классиков — авторов учебных пособий по латинскому языку в Российской империи 1830–1840-х гг. Методология исследования строится на сочетании традиционных исторических методов, а также подходов, разработанных в рамках истории науки, истории дисциплин, социологии литературы. В разработанном в Министерстве народного просвещения и утвержденном в 1828 г. «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских» утверждались стандарты обучения древним языкам и приводился список рекомендованных для гимназий учебных пособий — адаптаций грамматик германских филологов-классиков Х.-Г. Брёдера, Ф. Дёринга, К. Цумпта. Реформа спровоцировала издание преподавателями языков разного уровня (от священника до профессора) словарей, грамматик и хрестоматий. Это были не только переводы и адаптации учебников европейских филологов-классиков, но и учебники, построенные на оригинальных методологических началах. Опубликованные книги широко обсуждались в толстых журналах («Журнал Министерства народного просвещения», «Отечественные записки», «Москвитянин»). Рецензентами чаще всего выступали молодые выпускники историко-филологических отделений университетов, которые параллельно занимались подготовкой магистерских диссертаций. Журналы были публичной площадкой для оценки формирующимся дисциплинарным сообществом утвержденной в министерстве учебной литературы. В ходе дискуссий создавалось разделенное мнение о дисциплинарных нормах, фигуре филолога-классика и новых авторитетах.
классическая филология, университет, Российская империя, вторая четверть XIX века, рецензии, журналы, латинские грамматики
  1. Боград В. Э. Журнал «Отечественные записки» 1839–1846: указатель содержания. М.: Книга, 1985.
  2. Виттекер Ц. Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999.
  3. Вишленкова Е. А., Галиуллина Р. Х., Ильина К. А. Русские профессора: Университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: НЛО, 2012.
  4. Графтон Э. От полигистора к филологу (как преобразилась немецкая наука об Античности в 1780–1850-е годы) // НЛО. 2006. № 82. С. 59–92.
  5. Дмитриев А. Дисциплинарные порядки в гуманитарных и социальных науках // Науки о человеке: история дисциплин. М.: ИД ВШЭ, 2015. С. 7–38.
  6. Дубин Б. Классика, после и вместо: о границах и формах культурного авторитета // Он же. Классика, после и рядом. М.: НЛО, 2010. С. 96–107.
  7. Дубин Б. В., Рейтблад А. И. Групповая динамика и общелитературная традиция: отсылки к авторитетам в журнальных рецензиях 1820–1978 годов // Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: НЛО, 2001. С. 211–233.
  8. Кнабе Г. С. Русская античность: содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М.: РГГУ, 2000.
  9. Костин А. А. Про Иванов Соколовых // XVIII век. СПб.: Ин-т русской литературы (Пушкинский дом) РАН, 2013. Т. 27. С. 488–489.
  10. Костина Т., Кирикова О. Учебные книги в гимназии Академии наук 1730-х гг. // Детские чтения. 2018. № 1 (013). С. 194–219.
  11. Кричевский Г. Г. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на историко-филологических факультетах университетов Российской империи (1755–1918): Справочное пособие. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004.
  12. Мост Г. Век столкновений: как немецкие антиковеды XIX столетия упорядочивали свои дебаты // НЛО. 2009. № 96. C. 17–27.
  13. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1908.
  14. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России: в 4 т. М.: Изд-во МГУ, 2002–2003.
  15. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802–1902. СПб.: М-во нар. прос., 1902.
  16. Тернер Р. С. Историзм, критический метод и прусская профессура с 1740 по 1840 год // НЛО. № 82. 2006. C. 32–58.
  17. Тротман-Валлер С. Филология вещей или филология слов? История одного спора и его сегодняшние продолжения // НЛО. 2009. № 96. C. 28–41.
  18. Фролов Э. Д. Граф Сергей Семенович Уваров и академический классицизм // Петербургская академия наук в истории академий мира: к 275-летию Академии наук: Материалы международной конференции. Т. II. СПб., 1999. С. 275–285.
  19. Фролов Э. Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. СПб.: СПбГУ, 1999.
  20. Хлопников А. М. Н. Ф. Кошанский и его время // История философии. Вып. 6. М.: ИФ РАН, 2000. С. 118–142.
  21. Шмид Г. К. История средних учебных заведений в России. СПб.: [б.и.], [18--].

Ильина Кира Андреевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4, корп. А, каб. А-314;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3722-6209;
Электронный адрес: glukist@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00227 А.
Гайда Федор Александрович

«Православие» в триаде С. С. Уварова

Гайда Ф. А. «Православие» в триаде С. С. Уварова // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 32-46

DOI: 10.15382/sturII2021100.32-46
Статья посвящена первому элементу уваровской триады «Православие. Самодержавие. Народность». Предшествующая историографическая традиция склонна рассматривать его как формальность, полностью подчиненную политическим запросам самодержавия. Автор рассматривает понимание министром народного просвещения С. С. Уваровым (1833–1849) православия в контексте его взглядов на человеческую и российскую историю, а также представлений уваровского круга. Наибольшее влияние на уваровские представления оказал Н. М. Карамзин, можно также говорить о влиянии А. С. Шишкова и М. П. Погодина. В статье сделан вывод, что православие мыслилось Уваровым как одно из русских «национальных начал», утвердившихся в течение всей предшествующей истории. Православная Церковь в России была крепка, потому что была Церковью русского народа, Православная вера стала частью народной самобытности. Однако и сам народ воспитывался в духе православия, которое становились залогом его правильного развития. Как считал Уваров, православная вера отличалась определенностью учения и сохраняла неповрежденный вид. Благодаря этому в условиях кризиса христианского мира православие обладало способностью к дальнейшему распространению. В православии сохранялась духовная свобода, которым христианство обладало в силу своей богооткровенной природы. Отказ от христианских истин неизбежно вел к мировой катастрофе.
уваровская триада, теория официальной народности, православие, Православная Церковь, Министерство народного просвещения, С. С. Уваров, Н. М. Карамзин, А. С. Шишков, М. П. Погодин, Николай I
  1. Бежанидзе Г. В. Святитель Филарет Московский и идеология николаевского царствования // Филаретовский альманах. 2019. Вып. 15. С. 61–76.
  2. Виттекер Ц. Х. Граф С. С. Уваров и его время. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999.
  3. Гайда Ф. А. «За Веру, Царя и Отечество»: к истории происхождения знаменитого российского воинского девиза // История. Научное обозрение OSTKRAFT. № 4. М.: Модест 2018. С. 5–9.
  4. Гайда Ф. А. Связующее начало: о понимании «народности» в России I половины XIX в. // Русский сборник: Исследования по истории России / ред.-сост. О. Р. Айрапетов, Ф. А. Гайда, И. В. Дубровский, М. А. Колеров, Брюс Меннинг, А. Ю. Полунов, Пол Чейсти. М.: Модест Колеров, 2020. Т. XXIX. С. 100–116.
  5. Живов В. М. Чувствительный национализм: Карамзин, Ростопчин и поиски национальной идентичности // Новое литературное обозрение. 2008. № 3 (91). С. 114–140.
  6. Зорин А. Кормя двуглавого орла... Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII — первой трети XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2001.
  7. Успенский Б. А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // Россия / Russia. Вып. 2 [10]: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: История и типология. М.: О.Г.И. С. 7–20.
  8. Шевченко М. М. Понятие «теория официальной народности» и изучение внутренней политики императора Николая I // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2002. № 4. С. 89–104.
  9. Шевченко М. М. С. С. Уваров. Политический портрет // Тетради по консерватизму: Альманах. № 1. М.: Некоммерческий фонд — Институт социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ), 2018. С. 26–50.

Гайда Федор Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., 6, к. 219;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9586-8010;
Электронный адрес: fyodorgayda@gmail.com.
Медоваров Максим Викторович

Неизвестная страница из истории православной прессы: проект основания газеты «Колокол духовный» (1898–1899 гг.)

Медоваров М. В. Неизвестная страница из истории православной прессы: проект основания газеты «Колокол духовный» (1898–1899 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 47-65

DOI: 10.15382/sturII2021100.47-65
История православной периодической печати в России, включая как издания Священного Синода, епархий, духовных учебных заведений, так и частную прессу церковной ориентации, исследована далеко не в полной мере. Особенно интересен в этом плане случай нереализованного замысла издания Алексеем Филипповым газеты «Колокол духовный», относящийся к трудному периоду в истории церковной прессы на рубеже XIX–XX вв. Статья посвящена анализу предпосылок обращения А. Ф. Филиппова за разрешением на открытие собственной газеты. Исследование основано на архивных материалах из фонда Главного управления по делам печати, а также из рукописного фонда С. А. Рачинского. В статье рассматривается история возникновения такого замысла у Филиппова, программа предполагаемой газеты, контакты с представителями государства и Церкви: К. П. Победоносцевым, С. А. Рачинским, М. П. Соловьевым, великим князем Сергеем Александровичем и другими ответственными лицами. Особое внимание уделено своеобразным взглядам Филиппова на задачи прессы вообще, на проблемы коммерциализации и опошления массовых газет, на «национальный вопрос» в журналистике. Показаны его непоследовательность и определенное лицемерие в ряде вопросов. Делается вывод о том, что непреодолимых препятствий к разрешению газеты «Колокол духовный» (позже «Колокол») в 1898–1899 гг. не было, однако общее нежелание великого князя Сергея Александровича разрешать новые газеты в Москве привело к отрицательному ответу Главного управления по делам печати на ходатайства Филиппова. Вместе с тем Филиппов извлек уроки из данной ситуации и в дальнейшем успешно находил пути к приобретению ряда газет и журналов.
церковная пресса, Главное управление по делам печати, А. Ф. Филиппов, К. П. Победоносцев, С. А. Рачинский, великий князь Сергей Александрович, «Колокол духовный», «Русское обозрение»
  1. Андреев Г. Л. Христианская периодическая печать на русском языке 1801–1917 гг.: Библиографический указатель. Т. 2. New York: Norman Ross Publishing Inc., 1998.
  2. Жилякова Н. В. Первые неосуществленные проекты частных газет города Томска (1860-е годы) // Информационное пространство Тюменской области: сб. научно-практических работ. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2012. С. 18–27.
  3. Медоваров М. В. А. Ф. Филиппов как редактор и издатель (1899–1914 гг.) // Книжное дело в России в XIX — начале XX века: сб. науч. трудов. Вып. 19. СПб.: Российская национальная библиотека, 2018. С. 238–244.
  4. Медоваров М. В. Исчезнувший учебник Алексея Филиппова по истории России // Вестник Марийского государственного университета. Сер. «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 4. С. 365–373.
  5. Мясникова Г. В. Борьба за трезвость на страницах церковной прессы начала XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9–2 (23). С. 102–106.
  6. Нетужилов К. Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX — начала XX веков (историко-типологический анализ): автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2010.
  7. Нетужилов К. Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX — начала XX веков (историко-типологический анализ): дис. … д-ра филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2010.
  8. Нетужилов К. Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
  9. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М.: РОССПЭН, 2010.
  10. Сухова Н. Ю. Рец.: Нетужилов К. Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб.: изд-во СПбГУ, 2008 // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2009. № 1(25). С. 119–125.
  11. Фирсов С. Л. Церковь в Империи: Очерки из церковной истории эпохи Императора Николая II. СПб.: Сатисъ, 2007.

Медоваров Максим Викторович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; Российская Федерация, 603950, г. Н. Новгород, пр. Гагарина, 23;
Должность: доцент кафедры информационных технологий в гуманитарных исследованиях;
ORCID: 0000-0002-9921-2219;
Электронный адрес: mmedovarov@yandex.ru.
Леонов Сергей Викторович

ВЧК и Православная Российская Церковь в 1918 г.

Леонов С. В. ВЧК и Православная Российская Церковь в 1918 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 66-79

DOI: 10.15382/sturII2021100.66-79
В статье исследуется становление политики ВЧК по отношению к Православной Российской Церкви в декабре 1917 — ноябре 1918 г. Прослеживаются основные вехи нарастания антицерковного террора. На разнообразных источниках, в том числе впервые вводимых в научный оборот архивных документах, рассматривается попытка чекистов уже в начале 1918 г. устроить политический процесс над патриархом Тихоном и Церковью, а также подготовка к аресту патриарха и членов Поместного собора в сентябре 1918 г. Показывается борьба в советской правящей элите вокруг политики по отношению к Церкви, факторы, влиявшие на ее формирование в рассматриваемый период. Делается вывод, что с лета 1918 г. чекистские репрессии против представителей Церкви начали приобретать масштабный характер. К осени 1918 г. ВЧК превратилась в основной орган, проводивший репрессии служителей Церкви и верующих. С конца мая 1918 г. чекисты стали задумываться и о возможности оперативного проникновения в среду духовенства, о его расколе. Однако предпринятые в этом направлении шаги еще не получили развития. Господствующим способом влияния на Церковь и верующих оставались репрессии и угроза их применения.
ВЧК, ЧК, Православная Российская Церковь, патриарх Тихон, Поместный собор, красный террор
  1. Архив ВЧК: сб. док. / отв. ред. В. Виноградов, А. Литвин, В. Христофоров. М., 2007.
  2. Бонч-Бруевич В. Д. Избранные атеистические произведения. М., 1973.
  3. Из истории ВЧК: сб. документов. М., 1958.
  4. Крапивин М. Ю. Аркадий Антонов и начальный период формирования политики ВЧК в отношении Православной Российской Церкви (весна–лето 1918 г.) // Вестник церковной истории. 2014. № 3–4 (35–36). С. 304–316.
  5. Крапивин М. Ю. Архиепископ Варнава (Накропин) и религиозная политика ВЧК: 1918–1922 гг. // Вестник церковной истории. 2011. № 3–4 (23–24). С. 113–156.
  6. К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. Изд. 2-е, доп. М., 1986.
  7. Леонов С. В. Начало антицерковного террора в период Октябрьской революции // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 69–90.
  8. Литвин А. Красный и белый террор в России. 1918–1922 гг. М., 2004.
  9. Ратьковский И. С. Красный террор и детальность ВЧК в 1918 г. СПб., 2006.
  10. Следственное дело патриарха Тихона: сб. док. по материалам ЦА ФСБ. М., 2000.
  11. Ф. Э. Дзержинский — председатель ВЧК-ОГПУ. 1917–1926 / сост. А. А. Плеханов, А. М. Плеханов. М., 2007.

Леонов Сергей Викторович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-1991-9669;
Электронный адрес: s-leonov@yandex.ru.
Слесарев Александр Валерьевич

Решения Архиерейского Собора РПЦЗ 7–9 мая 1946 г. по вопросу организации церковной жизни белорусской диаспоры

Слесарев А. В. Решения Архиерейского Собора РПЦЗ 7–9 мая 1946 г. по вопросу организации церковной жизни белорусской диаспоры // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 80-94

DOI: 10.15382/sturII2021100.80-94
Статья посвящена рассмотрению решений Архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) от 7–9 мая 1946 г., касающихся принципов присоединения представителей Белорусской митрополии в диаспоре. Образованная в период немецкой оккупации, Белорусская митрополия после эвакуации епископата и отдельных клириков осуществляла свою деятельность на территории Западной Европы. Приняв решение о переходе в юрисдикцию РПЦЗ, белорусские иерархи на протяжении нескольких месяцев скрывали свои планы от соотечественников. Во время работы Архиерейского собора 7–9 мая 1946 г. произошло утверждение решения о принятии в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви епископата митрополии за исключением бывшего епископа Рославльского Павла (Мелентьева), который оказался заподозрен в подготовке к переходу в Римско-Католическую Церковь. Заверяя участников заседания в отсутствии подобных замыслов, он отказался подтвердить свои слова письменным свидетельством. Опасаясь репатриации в СССР, епископ Павел в конечном счете отклонил предложенные условия присоединения к Русской Зарубежной Церкви и в скором времени принял католицизм. Вопреки настойчивым рекомендациям белорусского епископата, председательствовавший на Архиерейском соборе митрополит Анастасий (Грибановский) отказался от учреждения в составе РПЦЗ белорусской церковной структуры. Свою позицию он аргументировал недопустимостью применения национального принципа при формировании структуры церковной организации. Данное решение привело к прекращению деятельности Белорусской митрополии в диаспоре, что вызвало широкий негативный резонанс и повлекло за собой церковный раскол в среде белорусской диаспоры. По инициативе и при активном участии Рады Белорусской Народной республики, позиционировавшейся в качестве белорусского правительства в изгнании, произошло восстановление структур Белорусской митрополии, ориентированной на утверждение принципов белорусской автокефалии. Предпринятая в 1949 г. попытка заявить о сохранении Белорусской митрополии в составе РПЦЗ не привела к преодолению белорусского церковного раскола.
Белорусская митрополия, Белорусская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, диаспора, Архиерейский собор РПЦЗ 1946 г., митрополит Анастасий (Грибановский), белорусская автокефалия, раскол
  1. Апанас, архіепіскап. На ніве Хрыстовай: у пяцідзесятыя ўгодкі сьвятарства. 1928–1978. Успаміны. Нью-Ёрк; Менск; Варшава, 2005.
  2. Белямук М. Беласток-Осла-Брэмэн-Кліўленд // Адзінец А. Паваенная эміграцыя: скрыжаваньні лёсаў: зборнік успамінаў. Мн., 2007. С. 165–178.
  3. Вініцкі А. Матэр’ялы да гісторыі беларускай эміграцыі ў Нямеччыне ў 1939–1951 гадох. Мн., 1994.
  4. Волаціч М. (Пануцэвіч В.). Беларуская Праваслаўная Аўтакефальная Царква (Выбраныя часткі) // Запісы. Беларускі Інстытут Навукі й Мастацтва. 2004. № 27. С. 155–222.
  5. Гарбінскі Ю. Прадмова // Лапіцкі М. У служэньні Богу й Беларусі. Нью-Ёрк; Варшава, 2005. С. XXVII–XXX.
  6. Гардзіенка А. Беларуская Цэнтральная Рада (БЦР): стварэнне, дзейнасць, заняпад. 1943–1995. Мн., 2016.
  7. Гардзіенка А. Палітычны раскол на беларускай эміграцыі ў 1940-я г. // Беларускі Гістарычны Агляд. 2009. Т. 16. Сш. 2. С. 452–474.
  8. Касмовіч Д. За вольную і сувэрэнную Беларусь. Вільня, 2006.
  9. Касяк І. З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956.
  10. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.
  11. Лапіцкі М. У служэньні Богу й Беларусі. Нью-Ёрк; Варшава, 2005.
  12. Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни: Воспоминания, проповеди. М., 2006.
  13. Панькоў М. Хроніка беларускага жыцьця на чужыне (1945–1984 гг.). Мн., 2001.
  14. Слесарев А. В. Административно-канонический статус Белорусской митрополии в периоды немецкой оккупации и послевоенной эмиграции (1941–1956) // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2020. № 2. С. 40–50.
  15. Слесарев А. В. Исторические обстоятельства и политические предпосылки церковного раскола белорусской эмиграции в 1948–1949 гг. // ΧΡΟΝΟΣ: Церковно-исторический альманах. 2017. № 5. С. 83–110.
  16. Удалова Ю. И. Церковная жизнь в лагерях DP (перемещенных лиц) на территории Западной Европы в период с 1945 по 1952 год // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2017. № 22. С. 18–39.
  17. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997.
  18. Шкаровский М. В. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей и русская церковная эмиграция в Югославии после окончания Второй мировой войны (в 1945–1950-х гг.) // Христианское чтение. 2015. № 6. С. 219–272.
  19. Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917–1980 // Запісы. Беларускі Інстытут Навукі й Мастацтва. 1983. № 17. P. 144–208.
  20. Grzybowski J., Grzybowska М. Białoruska Autokefaliczna Cerkiew Prawosławna na emigracji i udział w jej działalności duchowieństwa ukraińskiego // Наукові записки Національного університету «Острозька академія». Серія «Історичні науки». 2013. Вип. 20. С. 239–245.

Слесарев Александр Валерьевич


Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Минская духовная академия; Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Зыбицкая, 27;
Должность: проректор по научной работе, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин;
ORCID: 0000-0002-4892-999X;
Электронный адрес: a-slesarev@yandex.ru.
Филиппов Борис Алексеевич

«Остполитик» Иоанна Павла II как политика нового типа по отношению к недемократическим режимам: история формирования.

Филиппов Б. А. «Остполитик» Иоанна Павла II как политика нового типа по отношению к недемократическим режимам: история формирования. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 95-119

DOI: 10.15382/sturII2021100.95-119
История формирования принципиально новой политики Иоанном Павлом II составляет содержание статьи. Эта политика ориентирована на недемократические режимы и превратила сугубо региональную «восточную политику Ватикана» в глобальную. Документальную основу статьи составляют два текста: публичная проповедь папы перед собором в Гнезно (3 июня 1979 г.) и недавно обнаруженный текст речи (предназначенный для ограниченного круга лиц) Иоанна Павла II, адресованной Главному совету епископата Польши (5 июня 1979 г.). В статье также использованы воспоминания о частных беседах папы с государственными и общественными деятелями о теологии освобождения. Автор обращает внимание на согласованность политики Иоанна Павла II в отношении стран Восточной Европы с его политикой в Латинской Америке. Не отказываясь поддерживать дипломатические контакты с недемократическими режимами, папа сместил центр тяжести своей политики на укрепление позиций национальных епископатов и активизацию духовной жизни верующих в этих странах. С этой целью Иоанн Павел II широко использовал пастырские послания, пастырские визиты и средства массовой информации. На формирование политики нового папы наибольшее влияние оказали три его поездки: в Мексику, Польшу и США. Все они состоялись в 1979 г.
А. Казароли, Иоанн Павел II, А. Граевский, М. Наполитано, Г. Г. Маркес, О. Ромеро, Р. Буттильоне, А. Бонецки, Д. Картер, З. Бжезинский, теология освобождения, славянство, грекокатолики, «духовное единство Европы», «великая христианская традиция Востока», новый экуменизм
  1. Вейгел Д. Иоанн Павел II. Свидетель надежды. Т. 1. М., 2001.
  2. Вихиль М. Л. Рассказ о встрече архиепископа Сан-Сальвадора Оскара Арнульфо Ромеро с Папой Римским Иоанном Павлом II. URL: http://yakov.works/library/17_r/om/ero.htm (дата обращения: 25.02.2021).
  3. Грин Г. Сила и слава. М., 1995.
  4. Иоанн Павел II. Проповедь в Гнезно. Гнезненский собор 3 июня 1979 г. // Иоанн Павел II. Единство в многообразии. Милан; М., 1993. C. 16–24.
  5. Ковальский Н. А. Иоанн XXIII и его место в мировой политике // Иоанн XXIII и современный мир: христианское свидетельство, сосуществование и сотрудничество. М., 2002. С. 246–260.
  6. Кримс А. Войтыла: программа и политика папы. М., 1983.
  7. Мексика // Католическая энциклопедия. М., 2007. Т. III. С. 291–298.
  8. Узланер Д. А. Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины XX в. // Религиоведение. 2008. № 2. С. 135–148.
  9. Филиппов Б. А. О волне духовного напряжения конца 60-х гг. XX в. — начала XXI в. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 112–130.
  10. Филиппов Б. А. Кардинал Стефан Вышиньский — инициатор и критик «восточной политики» Ватикана. 1958–1978 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 1(35). С. 98–122.
  11. Филиппов Б. А. Папы и проблемы прав человека // Православие и католичество. Социальные аспекты. М., 1998. С. 202–222.
  12. Филиппов Б. А. Легко ли быть папой-славянином // Иоанн Павел II. Польша. Политика. М., 2013. С. 96–105.
  13. Bernstein C. Cover Story: The Holy Alliance (Time. 24.02.1992). URL: http://www.carlbernstein.com/magazine_holy_alliance.php (дата обращения: 30.10.20).
  14. Boniecki A. Rewolucja // Tygodnik Powszechny. Specjalny dodatek. 2009. № 20. S. I–II.
  15. Boniecki A. Rozmowy o Janie Pawle II. Rozmowa III. URL: http://mateusz.pl/JPII/rozmowy/jpii03.htm (дата обращения: 07.09.2019).
  16. Casaroli A. Der Heilige Stuhl und die Völkergemeinschaft. Berlin, 1986.
  17. Cywiński B. Ogniem próbowane. Z dziejów najnowszych Kościoła katolickiego w Europie
  18. Środkowowschodniej, T. 2: “... I was prześladować będą”. Warszawa; Rzym, 1994.
  19. Domoslawski A. Jan Paweł II i jego relacje z kapitalizmem. URL: https://www.polityka.pl/tygodnikpolityka/kraj/1515672,1,jan-pawel-ii-i-jego-relacje-z-kapitalizmem.read (дата обращения: 26.02.2021)
  20. Dziwisz S. Świadectwo. W rozmowie z Gian Franco Svidercoschim. Poznań 2007. URL: https://fjp2.com/pl/janie-pawle-drugi-kocha-cie-caly-swiat/ (дата обращения: 02.02.2021).
  21. Friszke A. Papież miał ogromny wpływ na solidarnościową rewolucję. URL: https://dzieje.pl/aktualnosci/friszke-papiez-mial-ogromny-wplyw-na-solidarnosciowa-rewolucje (09.11.2017).
  22. Giansoldati F. Demon w Watykanie. Legioniści Chrystusa i sprawa Maciela. URL: https://ru.scribd.com/document/484548626/Franca-Giansoldati (дата обращения: 02.02.2021).
  23. Ikonowicz M. Podróżując z Janem Pawłem II... URL: https://dzieje.pl/aktualnosci/podrozujacz-janem-pawlem-ii (дата обращения: 03.02.2021).
  24. Ikonowicz M. Pielgrzym. URL: https://dzieje.pl/content/pielgrzym (дата обращения: 02.02.2021)
  25. Kowal P. Polityka wschodnia Jana Pawła II. URL: http://wiez.com.pl/2018/04/03/politykawschodnia-jana-pawla-ii/ (дата обращения: 17.05.19).
  26. Martin M. The Decline and Fall of the Roman Church. L., 1982.
  27. Massot D. Gabriel García Márquez i Jan Paweł II rozmawiali o św. Janie od Krzyża! URL: https://pl.aleteia.org/2018/04/02/gabriel-garcia-marquez-i-jan-pawel-ii-rozmawiali-o-swjanie-od-krzyza/ (дата обращения: 24.02.2020).
  28. Napolitano M. Tajne akta Watykanu. Dyplomacja Kościoła — dokumenty i tajemnice. Kielce, 2013.
  29. Oleksy K. Jan Paweł II — Papież praw człowieka. Dialog kultur, cywilizacji i religii. Bydgoszcz, 2011. S.146–156.
  30. Raina P. Arcybiskup Dąbrowski — rozmowy watykańskie. Warszawa,1995.
  31. Raina P. Kościół w PRL. Kościół katolicki a państwo w świetle dokumentów 1945–1989 r. Poznań; Pelplin, 1996.
  32. Raina P. Wizyty Jana Pawła II w Polsce. Warszawa, 1997.
  33. Rędzioch W. Jan Paweł II, Franciszek a teologia wyzwolenia. Z prof. Rocco Buttiglione rozmawial Wlodzimierz Rędzioch // Niedziela Ogólnopolska. 2013. №27. S. 4–5.
  34. Rojek I. Słynny włoski dziennikarz, Jaś Gawroński o Janie Pawle II: — Wydawało się, że był bardziej za komunizmem niż za kapitalizmem. URL: https://echodnia.eu/swietokrzyskie/slynny-wloski-dziennikarz-jas-gawronski-o-janie-pawle-ii-wydawalo-sie-ze-byl-bardziejza-komunizmem-niz-za-kapitalizmem/ar/8660947 (дата обращения: 08.07.2016).
  35. Santini A. L’“Ostpolitik” Vaticana dopo il viaggio in Polonia di Giovanni Paolo II // Сritiсa marxista. Roma, 1979. № 4. P. 79–88.
  36. Szulc T. Jan Pawel II. Warszawa, 1996.
  37. “Sprawy, które toczą się w Polsce mają znaczenie światowe. Niepublikowane przemówienie Jana Pawła II do Rady Głównej Episkopatu Polski, Jasna Góra, 5 czerwca 1979 r.”. Jasna Góra, 2019.
  38. Teologia wyzwolenia. URL: https://encyklopedia.pwn.pl/haslo/teologia-wyzwolenia;3986495.html (дата обращения: 13.09.2020).
  39. Wartime Correspondence Between President Roosevelt and Pope Pius XII / Taylor M., ed. N. Y., 1947.
  40. Weigel G. The Ostpolitik Failed. Get over it. URL: https://www.fi rstthings.com/web-exclusives/2016/07/the-ostpolitik-failed-get-over-it) (дата обращения: 14.10.2020).
  41. Zakrzewicz A. Wojtyła ukryty — rozmowa z Giacomem Galeazzim. URL: https://www.tygodnikprzeglad.pl/wojtyla-ukryty-rozmowa-giacomem-galeazzim/ (дата обращения: 12.08.2020).

Филиппов Борис Алексеевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-8250-3688;
Электронный адрес: boris-philipov@yandex.ru.
Савчук Руслан Александрович, священник

Интерпретации церковной истории Украины в изданиях украинской диаспоры второй полвины 1980-х гг.

Савчук Р. А. Интерпретации церковной истории Украины в изданиях украинской диаспоры второй полвины 1980-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 120-138

DOI: 10.15382/sturII2021100.120-138
В статье проанализированы церковно-исторические издания украинской диаспоры, приуроченные к празднованию Тысячелетия крещения Руси-Украины. Эти публикации имели большое значение для формирования мировоззрения ученых в Украине в условиях падения идеологического барьера и становления независимого государства. Автор обращает внимание на обостренную полемическую направленность в работах историков диаспоры, которая лишь иногда уравновешивается объективным научным подходом. Рассматриваются ментальные стереотипы авторов из диаспоры, сформированные в условиях жизни за пределами Родины, которые выливаются в исторические мифы. Характерным является акцент на толерантность и преодоление конфессиональных границ ради народного блага и национальной идеи. Автор также обращает внимание на особенности методологии, которой пользовались историки из украинской диаспоры при оценке исторических фактов. Упор на национальную идею обесценивает в глазах историков диаспоры сакральное пространство Церкви. Церковь превращается в «духовную собственность народа», а ее история становится идеологическим инструментом. Для историков из диаспоры характерна тесная связь идеологии, чувственно-личностного восприятия с научными начинаниями, а также смешение научного подхода с беллетристикой. На основе анализа представленной литературы делается вывод о формировании аксиологической антитезы «своего» («украинского») и «враждебного» («российского»).
Тысячелетие крещения Руси-Украины, украинская диаспора, национализм, церковная история, историография, Киевская митрополия, православие
  1. Бiланюк П. Б. Т. Апостольське походження Української Церкви // Ювілейний збірник праць Наукового Конгресу у 1000-ліття Хрищення Руси-України. Мюнхен, 1988/1989. С. 61–73.
  2. Баран О. Причини прийняття християнства Володимиром Великим // Збірник Тисячоліття християнства в Україні. 988–1988 / ред. О. Баран, О. Герус. Вінніпег, 1991. С. 35–42.
  3. Бурко Д. Українська автокефальна Православна Церква — вічне джерело життя. Саут-Бавнд-Брук, 1988.
  4. Головінський І. Вплив християнства на формування української психіки // Хрестоматія Тисячоліття Хрещення Руси України. Філядельфія; Торонто, 1986. С. 107–144.
  5. Дроконова О. Н. Национальная история на экспорт: украинский опыт // Вестник НВГУ. 2017. N. 2. С. 91–100.
  6. Жила В. Християнські мотиви в українсько-канадській поезії // Збірник Тисячоліття християнства в Україні. 988–1988 / ред. О. Баран, О. Герус. Вінніпег, 1991. С. 211–226.
  7. Калакура Я. С. Українська історіографія: Курс лекцій. K., 2004.
  8. Качор А. Роля духовенства і Церкви в економічному відродженні Західної України // Збірник Тисячоліття християнства в Україні. 988–1988 / ред. О. Баран, О. Герус. Вінніпег, 1991. С. 91–124.
  9. Косик В. Міжнародні взаємини України-Руси від IX до XIV ст. // Ювілейний збірник праць Наукового Конгресу у 1000-ліття Хрищення Руси-України. Мюнхен, 1988/1989. С. 38–60.
  10. Косик В. Тисячоліття християнства в Україні (988–1988). Брюссель; Л., 1987.
  11. Костромин К. А. Разделение церквей в контексте взаимоотношений Киевской Руси с Западной Европой во второй половине ХІ в. // Вестник СПбГУ. Сер. 2. СПб., 2010. Вып. 3. С. 85–89.
  12. Кушнір Б. Початки музичної культури України // Хрестоматія Тисячоліття Хрещення Руси України. Філядельфія; Торонто, 1986. С. 97–106.
  13. Ласло-Куцюк М. Шевченкові наслідування пророків // Збірник Тисячоліття християнства в Україні. 988–1988 / ред. О. Баран, О. Герус. Вінніпег, 1991. С. 133–154.
  14. Ластовський В. В. Між суспільством і державою. Православна церква в Україні наприкінці ХVІІ — у ХVІІІ ст. в історії та історіографії. Монографія. К.: Фенікс: НКПІКЗ, 2008.
  15. Любачівський, кардинал, блаженніший отець Мирослав Іван. Чи справді було хрищення Росіі 988 року? Рим; Мюнхен, 1986.
  16. Огієнко І. Церква під монголами в ХІІІ–ХIV ст. // Збірник Тисячоліття християнства в Україні. 988–1988 / ред. О. Баран, О. Герус. Вінніпег, 1991. С. 55–78.
  17. Ольга: Людина — Володарка — Християнка — за проф. Н. Василенко-Полонською // Хрестоматія Тисячоліття Хрещення Руси України. Філядельфія; Торонто, 1986. С. 46–54.
  18. Падох Я. Церква й держава в добі Гетьманщини // Ювілейний збірник праць Наукового Конгресу у 1000-ліття Хрищення Руси-України. Мюнхен, 1988/1989. С. 706–731.
  19. Патрило І., Балик Б. Християнські риси кн. Володимира Великого // Ювілейний збірник праць Наукового Конгресу у 1000-ліття Хрищення Руси-України. Мюнхен, 1988/1989. С. 1–37.
  20. Пекар А. Церковна політика мадярів на Закарпатті // Збірник Тисячоліття християнства в Україні. 988–1988 / ред. О. Баран, О. Герус. Вінніпег, 1991. С. 79–90.
  21. Рамм Б. Я. Папство и Русь в Х–ХV веках. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
  22. Ричка В. М. Ювілейний збірник праць Наукового Конгресу у 1000-ліття Хрищення Руси-України. Мюнхен, 1988/1989 // Український історичний журнал. 1991. N. 12. С. 149–151.
  23. Розумний Я. «Москалева криниця» оком іронії // Збірник Тисячоліття християнства в Україні. 988–1988 / ред. О. Баран, О. Герус. Вінніпег, 1991. С. 155–174.
  24. Саварин П. Передмова // Хрестоматія Тисячоліття Хрещення Руси України. Філядельфія; Торонто, 1986. С. 5–8.
  25. Стахів М. Христова Церква в Україні 988–1596. Нарис історії Української Католицької Церкви та аналіза схрещування в ній інтересів Риму, Царгороду, Варшави й Москви в національно-політичному аспекті. Стемфорд, Коннектикат, ЗДА, 1985.
  26. Удод Г. Що дало християнство Україні за перше тисячоліття? // Хрестоматія Тисячоліття Хрещення Руси України. Філядельфія; Торонто, 1986. С. 114–121.
  27. Флоря Б. Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (ХIII в.). СПб.: Алетейя, 2004.
  28. Християнізація Європейського Сходу — за проф. д-ром Б. Ф. Корчмарчиком // Хрестоматія Тисячоліття Хрещення Руси України. Філядельфія; Торонто, 1986. С. 55–66.

Савчук Руслан Александрович, священник


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Издательский совет Русской Православной Церкви; Российская Федерация, 119435, г. Москва, Погодинская ул., 20/3, стр. 2;
Должность: научный рецензент;
ORCID: 0000-0002-9917-2413;
Электронный адрес: russ_sav@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Ястребов Алексей Олегович, протоиерей

Гавриил Севир vs Антонио Поссевино в полемике вокруг «Московии»

Ястребов А. О. Гавриил Севир vs Антонио Поссевино в полемике вокруг «Московии» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 141-164

DOI: 10.15382/sturII2021100.141-164
Настоящая работа ставит своей задачей показать существование устойчивых связей между Филадельфийской митрополией Константинопольского патриархата и Русской Православной Церковью в конце XVI в. Не в последнюю очередь установлению этих контактов способствовала активная позиция правящего архиерея митрополии. Кроме того, в научный оборот вводятся тексты, принадлежащие перу двух богословов и священнослужителей, имевших непосредственное отношение к России и Русской Церкви — иезуита Антонио Поссевино и митрополита Филадельфийского Гавриила Севира. Оба они, католик и православный, каждый со своей точки зрения, оценили веру и обряды Православной Церкви. Заключительная глава трактата «Московия» А. Поссевино информирует нас о том, какие взгляды были у него на религию в Московском государстве, представляя собой некий список вероучительных «ошибок» русских, который избрал для защиты митрополит Гавриил. Его письмо, являясь апологией всего православия, защищает в первую очередь Русскую Церковь, против которой были направлены «главы» иезуита. Наконец, ответ последнего интересен не столько с точки зрения богословской. Как и послание Гавриила, он ценен как яркий пример принципиальной, но уважительной дискуссии. Конечно, этот факт не исключает того, что каждый стремился добиться своей цели и в той или иной мере притупить бдительность оппонента. Подлинное отношение митрополита к Поссевино демонстрирует, например, публикуемая ниже ремарка в предисловии к позднейшему изданию одного из его трудов. Все это делает документы, впервые публикуемые на русском языке, важными источниками по истории Римско-Католической, Русской и Греческой Православных Церквей.
митрополит Гавриил Севир, Антонио Поссевино, «Московия», рутены, Римско-Католическая Церковь, верховный понтифик, Восточная кафолическая Церковь
  1. Желтов М. С. Апостольские постановления // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 113–119.
  2. Зайцев Д. В. Иллирик // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. ΧΧΙΙ. С. 320–322.
  3. Лебедев А. П. История греко-восточной Церкви под властью турок. СПб., 1903.
  4. Макарий (Веретенников), архим. Первый патриарх Иов и его время // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. Вып. 1 (21). С. 11–170.
  5. П. В. К. Гавриил Севир (ок. 1540/41 — 21 окт. 1616, Лесина, совр. Хвар, Хорватия), титулярный митр. Филадельфии Лидийской // Православная энциклопедия. Т. Χ. М., 2005. C. 246–247.
  6. Пирлинг П. Бареццо Барецци или Поссевин? // Русская старина. 1900. Т. 104. 1900. С. 193–200.
  7. Пирлинг П. Восточная идея Поссевино // Русская старина. 1908. Т. 136. С. 563–573.
  8. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия (Успенского). 1841–1885 г. М., 2010.
  9. Халдеакис А. Иосиф (ок. 1429–1500), греко-католич. еп. Мефонский, греч. богослов, мелург, муз. теоретик // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. ΧΧV. С. 610.
  10. Ясіновський А. Митрополит Філадельфійський Гавриїл Севір: життя і літературна творчість // Наукові записки УКУ. 2010. Ч. 2: Історія. Вип. 1. C. 11–34.
  11. Ястребов А. О., прот. «Быть едиными в духе, пусть многие из нас и рассеяны по лицу земли»: письмо архиепископа Арсения Элассонского митрополиту Гавриилу Севиру // Церковь и время. 2017. № 1 (78). С. 185–195.
  12. Ястребов А. О. Митрополит Филадельфийский Гавриил, Паоло Сарпи и проект «Церкви Венеции» // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. «История, филология». 2021. Т. 20. № 1. С. 21–35.
  13. Blanchet M.-H. Georges-Gennadios Scholarios (vers 1400 — vers 1472). Un intellectuel orthodoxe face à la disparition de l’Empire byzantine. P., 2008 (Archives de l’Orient chrétien, 20).
  14. Hofmann G. Briefwechsel zwischen Gabriel Severos und Anton Possevino S. I. // Orientalia Christiana Periodica. 1949. № 15. P. 418–434.
  15. Manoussacas M. La comunità greca di Venezia e gli arcivescovi di Filadelfi a // Atti del convegno storico interecclesiale (Bari 30 aprile — 4 maggio 1969). I. Padova, 1972. P. 45–87.
  16. Mund S. La mission diplomatique du père Antonio Possevino (S. J.) chez Ivan le Terrible en 1581-1582 et les premiers écrits jésuites sur la Russie moscovite à la fi n du XVIe siècle // Cahiers du Monde russe. 2004. Vol. 45. No. 3/4. P. 407–439.
  17. Pierling P. Bathory et Possevino; documents iné dits sur les rapports du Saint-Siè ge avec les Slaves. P., 1887.
  18. Pierling P. La Russie et le Saint-Siège. Т. 2. P., 1897.
  19. Pippidi A. De Janina a Venise: fortune et fortune politique // Revue des études sud-est européennes. 2002. Τ. XL. Νο. 1–4. P. 195–202.
  20. Scaduto M. La missione del nunzio. Due memoriali di Possevino ambasciatore, 1581–1582 // Archivum Historicum Societatis Iesu. Vol. 97. Anno XLIX. Roma, 1980. P. 135–161.

Ястребов Алексей Олегович, протоиерей


Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт российской истории РАН; Российская Федерация, 117036, г. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4692-4810;
Электронный адрес: mirofore@gmail.com.
Носов Артём Владимирович

Малоизученный список Летописца Солигаличского Воскресенского монастыря

Носов А. В. Малоизученный список Летописца Солигаличского Воскресенского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 165-184

DOI: 10.15382/sturII2021100.165-184
В работе изучается Черевинский список Летописца Солигаличского Воскресенского монастыря, который был описан и изучен автором в 2019 г. в ходе работы экспедиции Археографической лаборатории МГУ в Костроме. Предлагается первое научное издание этого литературного памятника. Исследователи неоднократно обращались к рассмотрению Летописца как исторического источника, а также к истории создания памятника и его рукописной традиции, однако данный список оказался за пределами исследовательского поля. В историографии выделяется пять вариантов Летописца. Черевинский список является третьим по старшинству после известных списков второго варианта Летописца. Изучаемая рукопись — это небольшой конволют, состоящий из двух частей: одна тетрадь (л. 1–8) и приплетенные к ней три листа (л. 9–11). Текст Летописца написан двумя писцами. Первая часть датируется автором до 1662/63 г., а вторая — не позднее последней четверти XVII в. Во вступительной статье высказывается предположение, что текст списка занимает промежуточное положение в существующей классификации рукописной традиции памятника, предложенной С. А. Семячко. В первой части Черевинского списка повествуется об основании Воскресенского монастыря и об отношениях костромских и галицких князей в XIV в. Он восходит к протографу или к несохранившемуся варианту памятника. Статьи XV в., из второй части рукописи, сообщают о династической войне второй четверти XV в. и совпадают со вторым вариантом Летописца, известного по наиболее ранним спискам (второй четверти XVII в. и конца 1650-х — 1660-х гг.). Дополнительные статьи XVII в. (7162, 7167, 7171–7172) о строительстве каменного храма в монастыре и обретении мощей иноков соответствуют варианту памятника начала XIX в. Однако среди них отсутствует последняя статья из этого блока об освящении храма. Вероятно, данные статьи могли быть впервые написаны в Черевинском списке. Сравнение летописных известий данного списка позволяет заключить, что его текст восходит к протографу и второму варианту Летописца. С осторожностью можно полагать, что этот список повлиял на складывание вариантов Летописца последней четверти XVII и начала XIX в.
Солигаличский Воскресенский монастырь, Солигалич, Летописец, Черевинский список, археография, рукописная традиция, XVII век
  1. Авдеев А. Г. Еще раз об истории Троицкой Варнавиной пустыни // Приглашение к истории: сб. статей. М., 2003. С. 83–127.
  2. Апушкин В. Рукописный сборник первой четверти XIX в. Ф. И. Нащокина // Костромская старина. Вып. 5. Кострома, 1901. С. 477–511.
  3. Дунаев Б. И. Воскресенский летописец и его продолжение за 18-й и 19-й вв. солигаличским служилым человеком Ф. И. Нащокиным // Древности: Труды Археографической комиссии Императорского Московского археологического общества. М., 1913. Т. 3. Стб. 295–306.
  4. Поздеева И. В. Вновь найденный сборник Симеона Моховикова с гравюрами Г. П. Тепчегорского // Народная гравюра и фольклор в России XVII–XIX вв. (к 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского). М., 1976. С. 175–198.
  5. Преображенский А. А. Летопись Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской: Историографические и источниковедческие заметки // Восточная Европа в древности и средневековье: сб. статей. М., 1978. С. 232–243.
  6. Семячко С. А. Из комментария к тексту «Летописца Воскресенского Солигалицкого монастыря» (К характеристике вымышленной летописи) // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 284–290.
  7. Семячко С. А. К вопросу об использовании письменных и устных источников при создании повестей об основании монастырей и монастырских летописцев («Повесть о Тверском Отроче монастыре» и «Летописец Воскресенского Солигалицкого монастыря») // Книжные центры Древней Руси. XVII в.: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 245–265.
  8. Семячко С. А. Летописец Солигалицкого Воскресенского монастыря // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4. СПб., 2004. С. 471–474.
  9. Титов А. А. Летописец Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской // Труды IV областного историко-археологического съезда в гор. Костроме, в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 39–48.
  10. Фигуровский Н. А. Очерки средневековой истории города Солигалича. Кострома, 2010.

Носов Артём Владимирович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0001-5158-5537;
Электронный адрес: js32r@yandex.ru.