/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :107

ИССЛЕДОВАНИЯ

Изотова Ольга Николаевна

Пастырство в Византии конца VIII — начала IX в. в письмах прп. Феодора Студита

Изотова О. Н. Пастырство в Византии конца VIII — начала IX в. в письмах прп. Феодора Студита // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 11-24

DOI: 10.15382/sturII2022107.11-24
В статье исследуются различные аспекты пастырского служения, о которых упоминает прп. Феодор Студит в собрании своих писем. Обширный сборник содержит письма патриархам, епископам, игуменам и игумениям, а также их пасомым. Письма священникам немногочислены у прп. Феодора и не касаются пастырской тематики, в отличие от умножившихся после 815 г. посланий епископам. Среди них нужно выделить 11 послание Анастасию Кноссийскому, как текст, полностью посвященный епископскому служению. Всего писем епископам — более пятидесяти, настоятелям монастырей — чуть меньше восьмидесяти. Весьма интересна переписка прп. Феодора с игуменией Евфросинией. В описании епископского служение прп. Феодор широко использует учение свт. Григория Богослова, а при разговоре о пастырских качествах – прп. Максима Исповедника. Несмотря не то, что прп. Феодор часто использует слово «пастырь» просто для обозначение начальствующего, епископа или игумена, для него это не просто обозначение священного сана, а звание пастыря может получить тот, кто может быть образцом своими делами. Основой пастырства, с точки зрения прп. Феодора, должна быть реализация в себе образа Христа, образа добродетельной жизни, приближение к Богу, реализация пастырского логоса верным образом, приобретение расположения к духовной жизни. Поступающий так пастырь способен быть законодателем для своих учеников, способен возводить их души к Богу. Важный аспект пастырского служения для прп. Феодора — принятие этого служения как послушания и служения любви.
Феодор Студит, эпистолография, письмо, епископ, игумен, игумения, пастырь, паства, логос, тропос
  1. Антонов Н. К. Обзор исследовательской литературы по теме священства в творениях святителя Григория Богослова // Вопросы теологии. 2021. Т. 3. № 2. С. 177–208.
  2. Антонов Н. К. Пастырская образность в «Апологии» свт. Григория Богослова // Шаги/ Steps. Т. 7. № 2. 2021. С. 193–211.
  3. Антонов Н. К. Учение о священстве свт. Григория Богослова в контексте античной культурной традиции (на материале III слова — Апологии) // Материалы X Международной студенческой научно-богословской конференции: сб. докладов. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия. 2018. С. 8–12.
  4. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М.: Индрик, 1997.
  5. Биркин М. Ю. Дурной епископ как тиран в «Сентенциях» Исидора Севильского // Шаги/ Steps. 2020. Т. 6. № 2. С. 259–291.
  6. Гроссу Н. С., прот. Прп. Феодор Студит: его время, жизнь и творения. Киев: Типография Киево-Печерской Успенской лавры, 1907.
  7. Доброклонский А. П. Прп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1. Одесса, 1913.
  8. Изотова О. Н. Пять патриархов в письмах прп. Феодора Студита // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 11–27.
  9. Кессель Г. М. Два издания творений прп. Исаака Сирина // Богословские труды. Т. 46. 2015. С. 306–323.
  10. Лемерль П. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до X века / вступ. ст. и пер. с франц. Т. А. Сениной (монахини Кассии). СПб.: Свое издательство, 2012.
  11. Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. М.: ИФ РАН, 2007.
  12. Преподобный Феодор Студит. Творения: в 3 т. Т. 3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова. М.: Сибирская благозвонница, 2012.
  13. Фокин А. Р. Трансформация аристотелевских категорий в теологии и космологии Максима Исповедника // Философский журнал. 2017. Т. 10. № 2. С. 38–61.
  14. Anastos M. The Ethical Theory of Images Formulated by Iconoclasts in 754 and 815 // Dumbarton Oaks Papers. 1954. Vol. 8. P. 151–160.
  15. Pratsch T. Theodoros Studites (759-826): Zwischen Dogma und Pragma. Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1998. (=Berliner Byzantinistische Studien 4).

Изотова Ольга Николаевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184 Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0953-5752;
Электронный адрес: matroskin2@list.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Носители духовной власти в византийской письменности: историко-понятийный аспект» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».
Кириллов Виктор Леонидович

Элементы мировоззрения шестидесятников – участников русского революционного сообщества 1860-х гг.

Кириллов В. Л. Элементы мировоззрения шестидесятников – участников русского революционного сообщества 1860-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 25-47

DOI: 10.15382/sturII2022107.25-47
Статья анализирует мировоззрение шестидесятников – участников русского революционного сообщества конца 1850-х – 1860-х гг. Под революционным сообществом подразумевается совокупность идейно близких личностей и объединений с революционными воззрениями, что позволяет относить к одной общности как деятелей революционного подполья, так и сочувствующих революционным взглядам людей. В связи с тем, что в историографии распространены определения шестидесятников как революционеров-демократов, народников, нигилистов и т. п., предлагается взглянуть на их мировоззрение как на неиерархичное, эклектичное сочетание различных взглядов, концепций и идей, среди которых не было ярко выраженных главных идей. Автор статьи выделяет шесть основных элементов мировоззрения шестидесятников: отрицание старых порядков (предполагавшее антиконсервативные взгляды, а также распространённость субкультуры нигилизма), социалистическую ориентацию (от строгой теории «русского социализма» до отвлечённых симпатий к самой идее социализма), «тягу к народу» (предвещавшую идеологию революционного народничества 1870-х гг.; проявлялась в интересе к народной жизни и в массово нереализованной в 1860-е гг. идее «хождения в народ»), демократические идеалы (в основном предполагавшие эгалитаризм, представление о равенстве всех членов общества, что вылилось в интерес и поддержку женского движения, создание коммун для совместной жизни и быта), просветительство (выражавшееся в культе науки и знания, просветительской работе в среде интеллигенции), веру в близость революции (специфическую черту шестидесятников, которая проявлялась в ожидании скорого массового народного восстания). Исследование основано на комплексе разнообразных источников (воспоминаний, публицистики, следственных показаний), по которым можно выявить взгляды как известных публицистов демократических журналов и эмигрантской печати, так и участников подпольных революционных кружков.
русское революционное движение, народничество, шестидесятники, нигилизм, социализм, женское движение, просветительство
  1. Базанов В. И. А. Худяков и покушение Каракозова // Русская литература. 1962. № 4. С. 146–163.
  2. Бельчиков Н. Ф. Рублёвое общество (Эпизод из истории революционного движения 60-х годов) // Известия Академии наук СССР. Серия VII. Отделение общественных наук. 1935. № 10. С. 941–1001.
  3. Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биография (1859–1889). М.: Политическая энциклопедия, 2019.
  4. Женский вестник [СПб., 1866–1868] // Русская периодическая печать (1702–1894): справочник. М.: Госполитиздат, 1959. С. 479–481.
  5. Итенберг Б. С. Движение революционного народничества. Народнические кружки и «хождение в народ» в 70-х годах XIX в. М.: Наука, 1965.
  6. Каменев Л. Нигилисты // Литературная энциклопедия: в 11 т. М.: ОГИЗ РСФСР; Сов. энциклопедия, 1934. Т. 8. Стб. 40–46.
  7. Кириллов В. Л. О некоторых примерах использования религиозных мотивов в революционной пропаганде 1850–1860-х гг. // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2014. Т. 9. С. 60–65.
  8. Кириллов В. Л. Революционный терроризм, которого не было: Тайное общество «Сморгонская академия» в русском революционном движении 1860-х гг. М.: АИРО-XXI, 2016.
  9. Клевенский М. М. «Вертепники» // Каторга и ссылка. 1928. № 10 (47). С. 18–43.
  10. Колесникова Л. А. Мемуары революционеров 1870-х годов об идейно-психологическом воздействии на них литературы // Вопросы истории. 2005. № 5. С. 96–105.
  11. Колосов Е. Молодое народничество 60-х годов // Сибирские записки. 1917. № 2. С. 116–131.
  12. Корнилов А. А. Общественное движение при Александре II (1855–1881). Исторические очерки. Paris, 1905.
  13. Кузнецов Ф. «Нигилизм» и нигилизм. О некоторых новомодных трактовках творческого наследия Писарева // Новый мир. 1982. № 4. С. 229–253.
  14. Лемке М. К. Политические процессы в России 1860-х гг. (по архивным документам). 2-е изд. М.; Пг.: Госиздат, 1923.
  15. Носов С. Н. Русское шестидесятничество: Некоторые проблемы, итоги и перспективы исследования // Русская литература. 1987. № 3. С. 205–218.
  16. Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России: 1783–1883 гг. М.: Мысль, 1986.
  17. Перпер М. И. Прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» (результат изучения рукописи и архивных дел) // Русская литература. 1975. № 1. С. 138–154.
  18. Пустарнаков В. Ф. Просвещение в России // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. III. С. 368–369.
  19. Революционная ситуация в России в середине XIX века: колл. монография / под ред. М. В. Нечкиной. М.: Наука, 1978.
  20. Революционные демократы // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т. 21. Стб. 1617.
  21. Революционные демократы // Советская историческая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия. 1968. Т. 11. Стб. 922–923.
  22. Седов М. Г. Героический период революционного народничества (Из истории политической борьбы). М.: Мысль, 1966.
  23. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860–1930. М.: РОССПЭН, 2004.
  24. Токарев С. А. История русской этнографии (Дооктябрьский период). М.: Наука, 1966.
  25. Филиппов Р. В. Из истории народнического движения на первом этапе «хождения в народ» (1863–1874). Петрозаводск: Карельское книжное изд-во, 1967.
  26. Хобсбаум Э. Век Капитала. 1848–1875. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  27. Чешихин-Ветринский В. Е. Н. Г. Чернышевский. 1828–1889. Пг.: Колос, 1923.

Кириллов Виктор Леонидович


Место работы: Государственный исторический музей; Россия, г. Москва;
Должность: методист;
ORCID: 0000-0003-4960-4692;
Электронный адрес: me@kirillov-msu.ru.
Грунюшкина Дарья Алексеевна

Российская (Псевдо-) Амвросиана в переводческих традициях Синодального периода

Грунюшкина Д. А. Российская (Псевдо-) Амвросиана в переводческих традициях Синодального периода // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 48-63

DOI: 10.15382/sturII2022107.48-63
В статье рассматривается история переводов на церковнославянский и русский языки сочинений, подписанных именем свт. Амвросия Медиоланского. Переводческая традиция наследия медиоланского епископа в России относительно молода и неоднородна. Первые переводы начали спорадически появляться только во второй половине XVIII в. и не приобрели систематического характера. Хронологические рамки статьи обусловлены тем, что основной массив догматического, гомилетического и нравственно-аскетического наследия свт. Амвросия был переведен и издан именно в Синодальный период. Впоследствии некоторые ранние переводы неоднократно переиздавались или же брались за основу при адаптации текстов на современный русский язык. Благодаря просветительской деятельности сначала Санкт-Петербургской, а затем и Киевской духовных академий, которые стали регулярно переводить и печать тексты святых отцов, количество публикаций из аутентичных текстов святителя, а также из псевдо-амвросианских «Слов» заметно выросло. Много переводов было напечатано в журналах «Христианское чтение», «Воскресное чтение», «Руководство для сельских пастырей», что способствовало распространению святоотеческого наследия за стенами религиозных учебных заведений. В рамках статьи там, где это представляется возможным, мы реконструируем имена переводчиков и устанавливаем исходные тексты, с которых осуществлялись переводы, поскольку во многих опубликованных под именем свт. Амвросия сочинениях атрибуция оказывается неверной. Полученные результаты призваны способствовать систематизации и уточнению библиографических списков, а также подготовке полного аннотированного каталога изданий переводов свт. Амвросия Медиоланского на русском и церковнославянском языках.
свт. Амвросий Медиоланский, Псевдо-Амвросий, Максим Туринский, святоотеческие переводы на славянский и русский языки, переводческая деятельность духовных академий, протоиерей Иоанн Харламов
  1. Аноним. Подгурский Давид Александрович // Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819–1920-е гг. Киев, 2015. Т. 2. С. 533–534.
  2. Барсов Н. И. Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Христианское чтение» за 1821–1903 гг. С алфавитным указателем собственных имен. СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1905.
  3. Головнина Н. Г. Российская Псевдо-Августиниана в контексте переводческой деятельности XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 58–74.
  4. Давидович Ив. Подгурский Давид Александрович // Русский биографический словарь. 1910. Т. 14. С. 189–190.
  5. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина, Греко-российской церкви. СПб.: Тип. Н. Греча, 1818.
  6. Калугин В. В. «Книга святого Августина» в русской письменности XVI–XIX вв. // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М., 2002. С. 108–163.
  7. Карпук Д. А. Периодические издания Санкт-Петербургской духовной академии (1821–1917): к 190-летию журнала «Христианское чтение» // Христианское чтение. 2011. № 6 (41) С. 41–89.
  8. Лопухин А. П. Семидесятипятилетие духовно-академического журнала «Христианское чтение» // Христианское чтение. 1896. № 1–2. С. 3–25.
  9. Родосский А. С. К истории редакции журнала «Христианское чтение» (По поводу семидесятилетия его существования) // Христианское чтение. 1896. № 9–10. С. 343–361.
  10. Родосский А. С. Описание 432-х рукописей, принадлежащих С.-Петербургской духовной академии и составляющих ее первое по времени собрание. СПб.: Тип. А. О. Башкова, 1893.
  11. Родосский А. С. Описание старопечатных и церковнославянских книг, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской духовной академии. СПб.: Тип. А. Катанского и Ко, 1891–1898. Вып. 1–2.
  12. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721–1878 гг. М.: Тип. Лаврова и Ко, 1879. С. 376–377.
  13. Словарь членов общества любителей российской словесности при Московском университете. М.: Печатня А. Снегиревой, 1911.
  14. Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910.
  15. Тихонравов Н. Св. Амвросий Медиоланский и его проповеди. Харьков, 1878.
  16. Тюленев В. М. Максим Туринский: проповедник и его паства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 1. С. 82–88.
  17. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы 862–1863. СПб.: Тип. И. Л. Тузова, 1884.

Грунюшкина Дарья Алексеевна


Статус обучающегося: Магистрант;
Статус обучающегося: Graduate student;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Должность: нет;
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-1742-9738;
Электронный адрес: d.grunyushkina@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта: «Составление аннотированного каталога изданий переводов свт. Амвросия Медиоланского на церковнославянском и русском языках» (№ 1/369-22) при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».
Озмитель Екатерина Евгеньевна

Среднеазиатские страницы биографии митрополита Арсения (Стадницкого): 1924–1936 гг.

Озмитель Е. Е. Среднеазиатские страницы биографии митрополита Арсения (Стадницкого): 1924–1936 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 64-91

DOI: 10.15382/sturII2022107.64-91
В статье реконструируется последний период жизни выдающегося архиерея Русской Православной Церкви Арсения (Стадницкого, 1862-1936). Будучи митрополитом Новгородским и Старорусским, он был отправлен в ссылку в Среднюю Азию, где провел 12 лет, приняв за 3 года до кончины титул митрополита Ташкентского и Туркестанского. Данные, обнаруженные в письмах митрополита Арсения к юристу А.Ф. Кони и в сочинениях епископа Андрея (Ухтомского), позволили впервые определить сроки и места проживания владыки в Средней Азии: с середины 1924-го до лета 1925 года – это Красноводск; с 28 августа 1925 года до весны 1927 года – Полторацк (Ашхабад), затем – Ташкент. В 1927 году произошло изменение курса церковной политики, проводимой Заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Старгородским). Отношение митрополита Арсения к этой, политике не было однозначным. В трудах церковных историков на этот счет существуют диаметрально противоположные мнения, поэтому в ходе исследования была поставлена задача, определить церковно-политические взгляды митрополита Арсения на основе анализа большого корпуса нарративных источников (письма и воспоминания). Сначала это отношение было резко отрицательным. Общения с митрополитом Сергием владыка Арсений не разрывал, публично высшую церковную власть не критиковал, но из-за нежелания подписывать Декларацию 1927 года, оказался в опале и был оставлен после окончания ссылки в Средней Азии. В 1933 году митрополит Арсений вернулся к архиерейскому служению и церковно-административной деятельности, приняв назначение на Туркестанскую кафедру. Он три раза, как минимум, посетил Москву для участия в сессиях Временного патриаршего синода. И в этот период митрополит Арсений отрицательно относился к некоторым действиям высшей церковной власти, в частности, к мерам по возвеличиванию митрополита Сергия. Владыка не скрывал этого, но никого публично не обличал, опасаясь усилить раскол. В статье выдвинут ряд предположений, касающихся той роли, которую играла фигура митрополита Арсения в вопросе о преемстве высшей церковной власти и в планах ОГПУ, добивавшегося ликвидации Русской Церкви. Эти гипотезы требуют дальнейшего изучения на основе новых документальных источников.
Русская Православная Церковь в Средней Азии, Туркестанская епархия, история православия в Ташкенте, гонения на Церковь в Советском Союзе, ссыльное духовенство в Туркмении и Узбекистане, Декларация митрополита Сергия (Страгородского), церковная оппозиция
  1. «Авво мой родной!»: Письма священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) преподобномученику архимандриту Неофиту (Осипову) 1933–1934 гг. / публ. прот. В. Воробьева, свящ. А. Щелкачева, свящ. А. Мазырина, О. И. Хайловой, И. С. Казакова // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 117–141. DOI: 10.15382/sturII201457.117-142
  2. «…На путь совершенно искренней лояльности к нашей Советской Власти»: Протокол учредительного заседания Временного патриаршего священного синода при митрополите Сергии (Страгородском) / публ. свящ. А. Мазырина // Исторический архив. 2014. № 2. С. 119–126.
  3. Балашова Е. Г. К вопросу о существовании «католической группы» Высоко-Петровского монастыря (по материалам следственного дела 1935 г.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 68–84. DOI: 10.15382/sturII201779.68-84
  4. Владимир (Иким), митр. По стопам апостола Фомы. Христианство в Центральной Азии. М.: М-Сканру, 2018.
  5. Воробьев В., прот., Косик О. В. Слово Местоблюстителя: Письма Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию (Страгородскому) из Тобольской ссылки и люди, послужившие появлению этих документов // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). С. 37–69.
  6. Губонин М. Е. К характеристике нравственного облика митрополита Арсения (Стадницкого) // Современники о Патриархе Тихоне: сб.: в 2 ч. / cост. и автор коммент. М. Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. Ч. 2. С. 472–475.
  7. Губонин М. Е., Мазырин А., свящ. Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
  8. Ефремова О. Н., Хайлова О. И. Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) // Дневник. Т. 1: 1880–1901. По материалам ГА РФ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 29–62.
  9. Кривошеева Н. А., Мазырин А., свящ. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич), митрополит // За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917–1956: Биографический справочник. Кн. 1 (А). М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 607–612.
  10. Мазырин А., свящ. Поместный Собор 1917–1918 гг. и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 г.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 4 (29). С. 35–51.
  11. Мазырин А., свящ., Сухова Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонений 1920–1930-х гг. и присвоение ученой степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). C. 99–115.
  12. Одинцов М. И. Высокопреосвященнейший Арсений (Стадницкий), митрополит Ташкентский и Туркестанский (1862–1936) // Церковно-исторический вестник. 2002. № 9. С. 109–145.
  13. Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  14. Павлов Д. В. «До смерти я буду призывать вас к молитве»: Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова). М.: Изд-во ПСТГУ, 2021.
  15. Сафонов Д., свящ. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М.: Центр учеб. и науч.-просветит. лит-ры «Познание», 2019.
  16. Фиолетова Н. Ю. История одной жизни // Минувшее: Ист. альманах. Вып. 9. М.: Прогресс; Феникс, 1992. С. 7–105.

Озмитель Екатерина Евгеньевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3671-9493;
Электронный адрес: k_ozmitel@rambler.ru.
Шимон Иоанн Михайлович, протоиерей

Методы партийно-государственных органов по закрытию храмов РПЦ в Крыму в период с 1948–1961 гг. и попытки противодействия им архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Шимон И. М. Методы партийно-государственных органов по закрытию храмов РПЦ в Крыму в период с 1948–1961 гг. и попытки противодействия им архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 92-109

DOI: 10.15382/sturII2022107.92-109
В статье рассматривается политика советской власти по отношению к Русской Православной Церкви в Крыму, прослежены изменения внутреннего состояния Крымской епархии в период с 1948 по 1961 гг. Проанализированы методы партийно-государственных органов по закрытию храмов РПЦ в Крыму и попытки противодействия этому архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого). Выявлены особенности реализации епископского призвания на примере деятельности главы Крымской епархии. В годы «научного атеизма» гонения были ориентированы на «перевоспитание» верующих, а также на нивелирование значения религии в глазах общества. Борьба с Церковью велась силами не только репрессивной системы, но и партийных и советских органов власти, руководства и коллективов предприятий, профсоюзов, комсомола, общественных организаций. Для достижения этих целей использовались различные способы. В прессе и на радио размещались тенденциозные и необъективные материалы о религии и Церкви, а также заметки, касающиеся конкретных священнослужителей. Священников подвергали травле, снимали с регистрации, лишали возможности проповедовать. Осуществлялось давление на глав епархий и на клир, велась активная пропагандистская кампания. По различным надуманным поводам ликвидировались религиозные организации, осуществлялся снос культовых зданий, а ходатайства на открытие новых власти отклоняли. Одним из методов давления на Русскую Православную Церковь стало увеличение налогового бремени на религиозные организации. Велось также уголовное преследование верующих. Значительную роль в этом процессе играли уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь, государство, антицерковная политика, антицерковные методы, Крымская епархия, духовенство, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
  1. Гармаш П. В Крыму // Ленинградское дело / сост. В. И. Демидов, В. А. Кутузов. Л.: Лениздат, 1990. С. 241–260.
  2. Катунин Ю. А. Взаимоотношения государства и Православной Церкви в Крыму в 1945–1950 гг. Симферополь: Культура народов Причерноморья, 2004.
  3. Катунин Ю. А. Симферопольская и Крымская епархия в 1950–1964 гг. Симферополь: Культура народов Причерноморья, 2004.
  4. Колымагин Б. Ф. Крымская экумена: религиозная жизнь послевоенного Крыма. СПб.: Алетейя, 2004.
  5. Константинов Д., прот. Гонимая Церковь (Русская Православная Церковь в СССР). Всеславянское издательство. Нью-Йорк, 1967.
  6. Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961 гг.: сб. док. / сост.: прот. Н. Доненко, Р. А. Замтарадзе, С. Б. Филимонов. Симферополь: Н. Орiанда, 2015.
  7. Кузнечевский В. Д. «Ленинградское дело». М.: РИСИ, 2016.
  8. Кузнецов В. В., Дроботушенко Е. В. Русская Православная Церковь в Читинской области в 1943–1950 гг. // Гуманитарный вектор. 2013. № 3(35). С. 90–98.
  9. Марченко А., прот. Религиозная политика советского государства в годы правления Н. С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М.: Изд-во Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2010.
  10. Марченко А. Н., прот. Епископы Пермской епархии эпохи «хрущевских гонений» на Русскую Православную Церковь (1958–1964 гг.): очерки церковно-государственных отношений. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2011.
  11. Марущак В. Житие святого исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). Симферополь: Изд. Симферопольской и Крымской епархии, 2008.
  12. «Разработку Луки продолжаем...»: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и Крымская епархия. 1946–1961 / сост.: Н. Доненко, С. Б. Филимонов. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.
  13. Русская Православная Церковь в советское время: Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / сост. Г. Штриккер; предисл. митр. Антония Сурожского. М.: Пропилеи, 1995. Кн. 1, 2.
  14. «Секретно»: Архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) под надзором партийно-советских органов: [сб. док.] / сост. прот. Н. Доненко, С. Б. Филимонов. Симферополь: Бизнес-Информ, 2004.
  15. Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943–2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом. Иваново: Ивановский государственный университет, 2005.
  16. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Изд. Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2005.
  17. Шубкин В. М. Эволюция государственно-церковных отношений на территории Оренбургской (Чкаловской) епархии в 1943–1958 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2(45). С. 44–55.
  18. Шубкин В. М. Оренбургская епархия в период хрущёвских гонений (1958–1964) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 69–86.

Шимон Иоанн Михайлович, протоиерей


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: храм священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского в Симферополе;
Должность: настоятель;
ORCID: 0000-0002-3503-5786;
Электронный адрес: prot.i.shimon@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Родионов Олег Алексеевич

Афонское греческое Житие преподобного Антония Печерского

Родионов О. А. Афонское греческое Житие преподобного Антония Печерского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 113-133

DOI: 10.15382/sturII2022107.113-133
Статья вводит в научный оборот сохранившийся в малодоступных до недавнего времени архивах Афона греческий текст рукописного «Жития Антония Печерского», совсем недавно попавший в поле зрения исследователей. Впервые публикуется критическое издание греческого текста «Жития», перевод которого был осуществлен недавно и увидел свет в сборнике «Каптеревские чтения» в 2018 г. «Житие» входит в состав уникального историографического труда, новооткрытого монументального памятника греческой афонской литературы – без малого тысячестраничной «Афониады», созданной плодовитым афонским книжником XІX в. Иаковом Неаскитиотом. В статье рассматриваются шесть известных списков «Афониады», отложившихся в книжных собраниях различных обителей Святой Горы, а также указываются очевидные источники публикуемого греческого текста – от «Повести временных лет» и «Киево-Печерского патерика» до греческих агиографических сборников XVІІІ–XІX вв. Интересен и вопрос о связи творчества афонского монаха, составителя разнообразных сборников и копииста – Иакова Неаскитиота с русской тематикой. Первоначальные версии «Афониады», по-видимому, сильно зависели от историографических трудов другого известного святогорского книжника – Феодорита Лавриота, который был родственником Иакова Неаскитиота. В дальнейшем «русские» страницы истории Афона и история Русской Церкви занимают все более заметное место в творчестве Иакова. Его обращение к русским и – шире – славянским сюжетам объясняется в первую очередь его пребыванием во время работы над «Афониадой» в Русском монастыре св. Пантелеимона на Афоне и общением с духовником Россикона – иеросхим. Иеронимом (Соломенцовым) и библиотекарем Русской обители Азарией (Попцовым). Этим же обстоятельствам обязаны своим появлением и несколько кодексов, содержащих Жития святых Феодосия Печерского, Митрофана Воронежского и другие тексты русской тематики. Все эти рукописи хранятся в собрании Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне и являются памятником теснейших греческо-русских связей, характерных для Святой Горы середины – второй половины XIX в.
Житие, прп. Антоний Печерский, Иаков Неаскитиот, «Афониада», греческие списки, Афон, рукописная традиция
  1. Артамонов Ю. А. Антоний Печерский // Древняя Русь в средневековом мире. М.: Ладомир, 2014. С. 31–32.
  2. Артамонов Ю. А. Жизнь и подвиги прп. Антония Печерского: факты и вымыслы // От Древней Руси к России Нового времени. М.: Наука, 2003. С. 379–395.
  3. Бибиков М. В. Афонская историографическая традиция о начале русского монашества: «Афониада» (1848–1865) Иакова Неаскитиота // Каптеревские чтения: сб. статей. Вып. 14: Афон в истории и культуре Христианского Востока и России. М.: ИВИ РАН, 2016. С. 146–168.
  4. Бибиков М. В. Житие Антония Печерского в греческой традиции // Каптеревские чтения: сб. статей / отв. ред. Н. П. Чеснокова. Вып. 16. М.: ИВИ РАН, 2018. С. 11–34.
  5. Бибиков М. В. К реконструкции русского прототипа греческого Жития Митрофана Воронежского // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 5 (103). URL: https://history.jes.su/s207987840015638-0-1/ (дата обращения: 22.06.2022). DOI: 10.18254/S207987840015638-0.
  6. Бибиков М. В. Неизвестное греческое житие Феодосия Печерского в афонской рукописи Иакова Неаскитиота // Каптеревские чтения: сб. статей / отв. ред. Н. П. Чеснокова. Вып. 17. М.: ИВИ РАН, 2019. С. 7–27.
  7. Бибиков М. В. «Славянский сборник» в греческой афонской книжности // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 3 (77). URL: https://history.jes.su/s207987840004683-0-1/ (дата обращения: 22.06.2022). DOI: 10.18254/S207987840004683-0.
  8. Бибиков М. В., Родионов О. А. Греческий афонский текст Жития Митрофана Воронежского // Каптеревские чтения: сб. статей. Вып. 19 / отв. ред. Н. П. Чеснокова. М.: ИВИ РАН, 2021. С. 153–185.
  9. Бибиков М. В., Родионов О. А., Чеснокова Н. П. Византийские традиции и славянские тексты поствизантийского периода. М.: ИВИ РАН, 2015.
  10. Назаренко А. В., Турилов А. А. Антоний // Православная энциклопедия. Т. 2. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. С. 602–603.
  11. Петр (Пиголь), иг. Иероним (Соломенцов) // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. С. 319–323.
  12. Kontouma V. Un hésychaste au XIXe siècle Jacque de Néa Skète et sa Confession orthodoxe (1834) // Annuaire de l’École pratique des hautes études, Sect. Des sciences rélig. 2015. Vol. 122 (2013–2014). P. 288–298.
  13. Lamberz E. Katalog der griechischen Handschriften des Athoskloster Vatopedi. Bd. I. Thessalonike: Patriarchal Institute for Patristic Studies, 2006.
  14. Lampros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Vol. II. Cambridge, 1900.

Родионов Олег Алексеевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9442-9937;
Электронный адрес: orodionov@mail.ru.
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 20-09-41007 «Историко-культурные связи России с Афоном и Средиземноморьем в поствизантийском рукописном наследии».
Иванов Сергей Николаевич, священник

«Совершенно секретно. Хранить конспиративно». Протоколы неизвестной комиссии Л. Д. Троцкого по расколу Русской Православной Церкви (май – октябрь 1922 г.)

Иванов С. Н. «Совершенно секретно. Хранить конспиративно». Протоколы неизвестной комиссии Л. Д. Троцкого по расколу Русской Православной Церкви (май – октябрь 1922 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 134-166

DOI: 10.15382/sturII2022107.134-166
Настоящей публикацией вводится в научный оборот новый архивный источник по истории обновленческого раскола в Русской Православной Церкви — протоколы заседаний комиссии ЦК РКП(б) «по ценностям» под руководством члена Политбюро ЦК РКП(б) и председателя Революционного Совета Республики Л.Д. Троцкого. Документы выявлены среди протоколов других комиссий в делах Реввоенсовета, хранящихся в Российском государственном военном архиве. Постановления Комиссии по ценностям позволяют обоснованно судить о руководящей роли Л.Д. Троцкого в подготовке и проведении большого церковного раскола, включая консолидацию лояльного советской власти духовенства, отправку его на провокационные переговоры с Патриархом Тихоном, выпуск оппозиционного журнала, организацию судебных процессов против христиан, созыв обновленческого «поместного собора», агитационную поддержку раскольников и т. п. Деятельность комиссии носила конспиративный характер и до сих пор оставалась неизвестной исторической науке. Между тем именно эта закамуфлированная структура предшествовала преемственно сменившей ее в октябре 1922 г. и хорошо исследованной Комиссии ЦК РКП(б) по отделению церкви от государства. Предлагаемые вниманию читателей тексты подтверждают и детализируют факт управляемого контроля секретной работы по разложению Русской Церкви со стороны Политбюро ЦК РКП(б), то есть его преступного отношения к советскому законодательству в политике насаждения атеизма среди населения России.
Комиссия Троцкого, Патриарх Тихон, Русская Православная Церковь, изъятие церковных ценностей, обновленческий раскол, репрессии,1922 год
  1. Агафон Фаберже в Красном Петрограде. Научно-иллюстрированное издание / авт.- сост. А. И. Рупасов, В. И. Скурлов, Т. Ф. Фаберже, С. К. Бернев. СПб.: Лики России, 2012.
  2. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг.: в 2 кн. / изд. подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосибирск: Сибирский хронограф; М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997–1998.
  3. Иванов С. Н. Хронология обновленческого «переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 3 (58). С. 24–60.
  4. Конфессиональная политика советского государства. 1917–1991 гг.: Документы и материалы: в 6 т. / отв. ред. А. К. Сорокин. Т. 1: 1917–1924 гг.: в 4 кн. Кн. 1: Центральные руководящие органы РКП(б): идеология вероисповедальной политики и практика антирелигиозной пропаганды / отв. сост. М. И. Одинцов; сост. Ж. В. Артамонова, Н. М. Волхонская, А. С. Кочетова, А. В. Лукашин, Е. Л. Суббота. М.: Политическая энциклопедия, 2018.
  5. Крапивин М. Ю. Главмузей и комиссия Л. Д. Троцкого «по учету и сосредоточению ценностей» (ноябрь 1921 г. — октябрь 1922 г.) // Вопросы музеологии. 2016. № 1 (13). С. 11–33.
  6. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Москва; Kϋsnacht: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996.
  7. Никитин В. И. На круги своя. История прихода евангелистско-лютеранской церкви Христа Спасителя г. Николаева. Николаев: Изд-во Ирины Гудым, 2006.
  8. Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921–1925 гг.) / отв. ред. Н. Н. Покровский. М.: РОССПЭН, 2004.
  9. Протоколы Комиссии по проведению отделения Церкви от государства при ЦК РКП(б) — ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). 1922–1929 гг. / сост. В. В. Лобанов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
  10. Следственное дело Патриарха Тихона: сб. документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000.
  11. Тутова Т. А. Судьба дворцовых ценностей Российского императорского дома: журналы работы Комиссии 1922 года в Московском Кремле: в 2 ч. Ч. 1: Тексты. М.: Гос. ист. культур. музей-заповедник «Московский Кремль», 2015.

Иванов Сергей Николаевич, священник


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6, Отдел новейшей истории Русской Православной Церкви;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-8654-1542;
Электронный адрес: d.o.c.s@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Макарова Анна Владимировна

Приход как зеркало внутрицерковных разделений — Рец. на кн.: Беглов А. Л. Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы. Серия: Церковные реформы: Дискуссии в Православной Российской Церкви начала XX века. Поместный Собор 1917–1918 гг. и предсоборный период. М.: Индрик, 2021. 1048 с.

Макарова А. В. Приход как зеркало внутрицерковных разделений // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 169-173 — Рец. на кн.: Беглов А. Л. Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы. Серия: Церковные реформы: Дискуссии в Православной Российской Церкви начала XX века. Поместный Собор 1917–1918 гг. и предсоборный период. М.: Индрик, 2021. 1048 с.
PDF

Макарова Анна Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0787-1592;
Электронный адрес: zair-anna@mail.ru.