/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :109

ИССЛЕДОВАНИЯ

Литовченко Елена Викторовна

Руриций Лиможский, Цезарий Арльский и Агадский собор 506 года

Литовченко Е. В. Руриций Лиможский, Цезарий Арльский и Агадский собор 506 года // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 109. С. 9-26

DOI: 10.15382/sturII2022109.9-26
Исследование посвящено обстоятельствам проведения Агадского собора 506 г. на материале постановлений Собора, эпистоляриев Цезария Арльского и Руриция Лиможского. Исследование выполнено с применением контекстно-исторического анализа, который особенно востребован при работе с эго-документами, поскольку позволяет осуществлять интерпретацию текстов источников личного характера с учетом конкретных культурно-исторических условий. В результате анализа автор приходит к выводу о том, что Агадский собор был созван по инициативе вестготского короля Алариха II, который в ситуации обострения внешней угрозы рассматривал его как средство консолидации населения бывших римских провинций, оказавшихся в составе варварского государства. Обстоятельства проведения Собора дают представление о взаимоотношениях, складывающихся между светской и духовной властями в изучаемый период. Мероприятие проводилось под председательством епископа Арля – Цезария – и посвящалось, в основном, вопросам церковной дисциплины. Постановления Агадского собора позволяют судить о его значимости и масштабности: в соборе приняли участие представители почти всех южногалльских городов (более тридцати духовных отцов), в результате его работы было принято сорок семь канонов. Переписка Цезария и Руриция по поводу Агадского Собора знакомит нас с обстоятельствами его подготовки и планами на следующее собрание; дает возможность оценить иерархию взимоотношений внутри христианского клира, в ситуации, когда один епископ (Руриций) подчинялся другому (Цезарию) в силу старшинства его престола, с одной стороны, с другой, Руриций стоял выше по социальной лестнице в силу своего более высокого происхождения. Последнее обстоятельство, видимо, все еще играло немалую роль в коммуникации между представителями клира.
Южная Галлия, Аларих II, Агадский собор, постановления Собора, Цезарий Арльский, Руриций Лиможский, эпистолография
  1. Грацианский М. В. Попытка церковно-административной реорганизации Южной Галлии в понтификат папы Зосима (417–418): мотивы и последствия // Византийские очерки: Труды российских ученых к XXIV Международному конгрессу византинистов. СПб., 2022. С. 24–52.
  2. Литовченко Е. В. Письма Руриция Лиможского к Цезарию Арелатскому (506 г.) II.33 и II.36 / вступ. ст., пер. и коммент. // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 136–147.
  3. Литовченко Е. В. Семейные отношения в поздней Античности: Руриций Лиможский и его родственники // LAUREA IIII. Античний світ і Середні віки: Читання пам’яті професора Володимира Івановича Кадєєва. Харків, 2021. С. 71–75.
  4. Литовченко Е. В. Цезарий Арелатский — «лоцман корабля Св. Петра» в Галлии // Общество и власть в контексте истории, политологии, социологии: материалы Пятнадцатой региональной научной конференции (г. Воронеж, 9 февраля 2021 г.) / Под общ. ред. В. Н. Глазьева; Воронежский государственный университет. Воронеж, 2021. С. 224–229.
  5. Норкин К. В. Становление церковного первенства Арля в Галлии и римские папы (398–432 гг.) // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 53–69.
  6. Омельченко Д. М. «Воцерковление» времени в миссионерской деятельности Цезария Арелатского // Научные ведомости БелГУ. Серия: История, политология, экономика. 2009. № 9 (64). С. 37–40.
  7. Омельченко Д. М. Цезарий Арелатский — епископ и пастырь. СПб., 2021.
  8. Тельминов Е. А. Христианская церковь и варвары в Римской Галлии V в. н. э. // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4–3 (60). С. 241–245.
  9. Ambroise R. P. Histoire de sainte Valérie. Vierge et martyre à Limoges. P., 1863.
  10. Barcellona R. Concili “nazionali” e sotterranee rivoluzioni. Agde 506, Orléans 511, Épaone 517 // Reti Medievali Rivista. 2017. Vol. 18. No. 1. Р. 41–66.
  11. Collins R. Gaul: Visigothic Kingdom, 418–507 // The Cambridge Ancient History / Av. Cameron, B. Ward-Perkins, M. Whitby, eds. Vol. XIV. Cambridge, 2008. P. 112–114.
  12. Concilia Galliae, a. 314 — a. 506 / C. Munier (ed). [Corpus Christianorum Series Latina; 148]. Turnhout, 1963.
  13. Daly W. M. Caesarius of Arles, a Precursor of Medieval Christendom // Traditio. 1970. Vol. 26. P. 1–28.
  14. DelCogliano M. Caesarius of Arles: On Living in Community // Cistercian Studies Quarterly. 2006. Vol. 41. No. 1. P. 17–30.
  15. Fuhrmann H. Studien zur Geschichte mittelalterlicher Patriarchate // Zeitschrift der Savigny-Stiftung. Kanonische Abteilung. 1953. Bd. 39. S. 112–176.
  16. Griff e É. La Gaule chrétienne à l’époque romaine. T. 2. P., 1966.
  17. Halfond G. I. Archaeology of Frankish Church Councils, AD 511–768. Boston; Leiden, 2010.
  18. Halfond G. I. Vouillé, Orléans (511), and the Origins of the Frankish Conciliar Tradition // The Battle of Vouillé, 507 CE: Where France Began / R. W. Mathisen, D. Shanzer, eds. Berlin, 2012. P. 151–165.
  19. Klingshirn W. E. Caesarius of Arles: Life, Testament, Letters. [Translated Texts for Historians; 19]. Liverpool, 1994.
  20. Klingshirn W. E. Defining the Sortes Sanctorum: Gibbon, Du Cange, and Early Christian Lot Divination // Journal of Early Christian Studies. 2002. Vol. 10. No. 1. P. 77–130.
  21. Loustaud J.-P. Travaux d’archéologie limousine: Limoges antique. Vol. 5 (supplément). Limoges, 2000.
  22. Mathisen R. W. Ruricius of Limoges and Friends: A Collection of Letters from Visigothic Gaul. Letters of Ruricius of Limoges, Caesarius of Arles, Euphrasius of Clermont, Faustus of Riez, Graecus of Marseille, Paulinus of Bordeaux, Sedatus of Nî mes, Sidonius Apollinaris, Taurentius and Victorinus of Fré jus. Liverpool, 1999.
  23. Mommaerts T. S., Kelley D. H. The Anicii of Gaul and Rome // Fifth-century Gaul: A Crisis of Identity? / J. Drinkwater, H. Elton, eds. Cambridge, 1992. P. 111–121.
  24. Munier Ch. L’énigmatique évêque “Petrus de Palatio” du Concile d’Agde de 506 // Bulletin de littérature ecclésiastique. 1968. Vol. 69. P. 51–56.
  25. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Vol. 2. Rome, 1976.
  26. Pietri L. Les lettres d’Avit de Vienne. La correspondence d’un évêque “politique” // Correspondances. Documents pour l’histoire de l’Antiquité tardive. Actes du colloque international, université Charles-de-Gaulle-Lille 3, 20–22 novembre 2003 / R. Delmaire, J. Desmulliez, P.-L. Gatier, éds. Lyon, 2009. P. 311–331.
  27. Prosopographie chrétienne du Bas-Empire / L. Pietri, M. Heij mans, eds. T. 4 (La Gaule chrétienne (314–614)). Vol. 2. P., 2013.
  28. Weckwerth A. Ablauf, Organisation und Selbstverständnis westlicher antiker Synoden im Spiegel ihrer Akten. Münster, 2010.
  29. Weckwerth A. Clavis Conciliorum Occidentalium septem prioribus saeculis celebratorum. [Corpus Christianorum. Claves. Subsidia, 3]. Turnhout, 2013.

Литовченко Елена Викторовна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
Должность: заведующий кафедрой всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-1203-6049;
Электронный адрес: litovchenko@bsu.edu.ru.
Автор выражает благодарность Грацианскому Михаилу Вячеславовичу, ведущему научному сотруднику секции Общих проблем экклезиологии, кандидату исторических наук, ведущему научному сотруднику Лаборатории по изучению стран Причерноморья и Византии в средние века Исторического факультета МГУ, за ценные советы и рекомендации при подготовке статьи.
Биркин Михаил Юрьевич

"Auctoritas" и "potestas" как метафоры образа действий епископа в канонах Толедских соборов VII в.

Биркин М. Ю. "Auctoritas" и "potestas" как метафоры образа действий епископа в канонах Толедских соборов VII в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 109. С. 26-51

DOI: 10.15382/sturII2022109.26-51
Статья посвящена базовой для Средневековья оппозиция auctoritas и potestas, которая рассматривается применительно к фигуре епископа преимущественно на материалах постановлениях Толедских соборов. Поскольку эти термины не были закреплены только за светской или духовной властью не было, сначала делается краткий обзор их словоупотребления. В результате, во-первых, была уточнена специфика взаимодействия королевской власти с Церковью, для которой светская власть воспринималась как внешняя. Во-вторых, были отмечены случаи нетехнического употребления слов auctoritas и potestas по отношения к епископу – эти примеры затем и рассматриваются. Для их понимания прежде прослеживается преемственность римских полисных представления об auctoritas по отношению к авторитету епископа (зрелый возраст, опыт, красноречие, благотворительная деятельность, репутация, основанная в том числе на таких качествах, как grauitas, prudentia, probitas). Как и в римское время, auctoritas епископа означала прежде всего его силу убеждения, поэтому главными инструментами управления были проповедь и увещевание (sacerdotalis admonitio): подчиненные по своей воле (uoluntas propria) вставили на путь исправления. Если епископ не доставало авторитета, он мог прибегнуть к различным видам наказания (animaduersio sacerdotalis), которые увязывались с понятием potestas. Автор делает предположение, что слова auctoritas и potestas могли использоваться как метафоры для описания моделей поведения епископа. Если преобладал образ действий «potestas», связанный со сферой секулярного, то это могло привести к разрушению общины как выстроенного на сакральных основаниях малого сообщества, в котором отношения должны были выстраиваться на основе консенсуса, достигнутого ненасильственным путем. Сделанные наблюдения позволяют уточнить распространенное утверждение, что с V в. auctoritas якобы связывалась только с духовной властью, а potestas – со светской.
auctoritas, potestas, авторитет, епископ, Толедское королевство вестготов, Толедские соборы, Исидор Севильский, поздняя Античность
  1. Ауров О. В. Испания в эпоху вестготов: Краткая история. СПб.: Евразия, 2019.
  2. Биркин М. Ю. Дурной епископ как тиран в «Сентенциях» Исидора Севильского // Шаги/ Steps. 2020. Т. 6. No. 2. С. 259–291.
  3. Биркин М. Ю. Епископ в вестготской Испании. СПб.: Наука, 2020.
  4. Грацианский М. В. Исторический и идейный контекст послания папы Геласия I “Famuli vestrae pietatis” // Византийский временник. 2019. №. 103. С. 85–112.
  5. Захаров Г. Е. Взаимоотношения Римской, Фессалоникийской и Константинопольской кафедр в контексте развития синодальных институтов в первой половине V в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 104. С. 27–37.
  6. Захаров Г. Е. Лев I Великий: Жизнь // Православная энциклопедия. Т. 40. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия». 2015. С. 227–232.
  7. Каргальцев А. В. Африканские соборы III в.: епископы и исповедники // Мнемон: Исследования и публикации по истории Античного мира. 2015. Вып. 15. С. 432–445.
  8. Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. М.: Наука, 1981. (Время. Жизнь. Книги).
  9. Марей А. В. Авторитет. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017.
  10. Марей Е. С. Феномен «вестготской симфонии» в 75-м каноне IV-го Толедского собора 633 г. (к проблеме перехода к средневековой государственности) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2012. № 3 (11). URL: https://history.jes.su/s207987840000372-8-1/ (дата обращения: 30.09.2022).
  11. Утченко С. Л. Еще раз о римской системе ценностей // Вестник древней истории. 1973. Т. 126 (4). С. 30–47.
  12. Экклезиологическая традиция и церковная организация Иллирика в конце IV — первой половине V в.: Исследования и переводы / сост. Г. Е. Захаров, А. В. Анашкин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2022.
  13. André J. M. La conception de l’etat et de l’empire dans la pensée gréco-romaine des deux premiers siècles de notre ère // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Bd. II.30.1. Sprache und Literatur (Literatur der augusteischen Zeit: Allgemeines; einzelne Autoren) / W. Haase, Hrsg. Berlin; N. Y.: Walter de Gruyter, 1982. S. 3–74.
  14. Baraz D. Seneca, Ethics, and the Body: The Treatment of Cruelty in Medieval Thought // Journal of the History of Ideas. 1998. Vol. 59. №. 2. P. 195–215.
  15. Berger A. Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia: American Philosophical Society, 1953.
  16. Blaise A. Dictionnaire latin-français des auteurs chrétiens. Turnhout: Brepols, 1954.
  17. Brandt A. Moralische Werte in den Res gestae des Ammianus Marcellinus. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1999.
  18. Brown P. Power and Persuasion in Late Antiquity: Towards a Christian Empire. Madison: The University of Wisconsin Press, 1992.
  19. Castellanos S. The Signifi cance of Social Unanimity in a Visigothic Hagiography: Keys to an Ideological Screen // Journal of Early Christian Studies. 2003. Vol. 11. № 3. 2003. P. 387–419.
  20. Classen C. J. Aretai und Virtutes: Untersuchungen zu den Wertvorstellungen der Griechen und Römer. Berlin; N. Y.: Walter de Gruyter, 2010.
  21. Cottrell A. Auctoritas and Potestas: A Reevaluation of the Correspondence of Gelasius I on Papal-Imperial Relations // Mediaeval Studies. 1993. Vol. 55. P. 95–109.
  22. Cowan E. Contesting Clementia: The Rhetoric of Severitas in Tiberian Rome Before and After the Trial of Clutorius Priscus // The Journal of Roman Studies. 2016. Vol. 106. P. 77–101.
  23. Drake H. A. Constantine and the Bishops: The Politics of Intolerance. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2000.
  24. Ensslin W. Auctoritas und Potestas. Zur Zweigewaltenlehre des Papstes Gelasius I // Historisches Jahrbuch. 1954. Bd. 74. S. 661–668.
  25. L’Europe héritière de l’Espagne wisigothique / J. Fontaine, C. Pellistrandi, eds. Madrid: Casa de Velazquez, 1992.
  26. Finley M. I. Authority and Legitimacy in the Classical City-state. Copenhagen: Munksgaard, 1982.
  27. Finley M. I. Democracy Ancient and Modern. New Brunswick: Rutgers University Press, 1973.
  28. Galinsky K. Augustan Culture: An Interpretive Introduction. Princeton: Princeton University Press, 1998.
  29. Garnsey P. Status and Legal Privilege in the Roman Empire. Oxford: Clarendon Press, 1970.
  30. Gaudemet J. L’église dans l’empire romain (IVe–Ve siècles). P.: SIREY, 1989.
  31. Gizewski C., Willvonseder R. Auctoritas // Der Neue Pauly: Enzyclopädie der Antike. Bd. 2. / H. Cancik, H. Schneider, Hrsg. Stuttgart; Weimar: Verlag J. B. Metzler, 1996.
  32. Gwynn D. M. Episcopal Leadership // The Oxford Handbook of Late Antiquity / S. F. Johnson, ed. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 876–915.
  33. Heinze R. Auctoritas // Hermes. 1925. Bd. 60. H. 3. S. 348–366.
  34. Hellegouarc’h J. Le vocabulaire latin des relations et des partis politiques sous la République. P.: Les Belles Lettres, 1963.
  35. Heßler W. Auctoritas im deutschen Mittellatein: Eine Zwischenbilanz im Mittellateinischen Wörterbuch // Archiv für Kulturgeschichte. 1965. Bd. 47. №. 3. S. 255–265.
  36. Hölkeskamp K. J. Auctoritas // The Encyclopedia of Ancient History. 2018. URL: https://doi.org/10.1002/9781444338386.wbeah30473 (дата обращения: 30.09.2022).
  37. Jégou L. L’évêque, juge de paix: l’autorité épiscopale et le règlement des conflits entre Loire et Elbe (milieu VIIIe-milieu XIe siècle). Turnhout: Brepols, 2011.
  38. Lendon J. E. Empire of Honour: The Art of Government in the Roman World. Oxford: Clarendon Press, 1997.
  39. Lowrie М. Writing, Performance, and Authority in Augustan Rome. Oxford: Oxford University Press, 2009.
  40. Lütcke K.-H. Auctoritas // Augustinus-Lexikon. Bd. 1: Aaron–Conuersio / C. Mayer, Hrsg. Basel: Schwabe, 1986. Sp. 498–510.
  41. Magdelain A. Auctoritas principis. P.: Les Belles Lettres, 1947.
  42. Magdelain A. Auctoritas rerum // Idem. Jus Imperium Auctoritas. Études de droit romain. Rome: École française de Rome, 1990. P. 685–705.
  43. Magdelain A. De l’ “auctoritas patrum” à l’ “auctoritas senatus” // Idem. Jus Imperium Auctoritas. Études de droit romain. Rome: École française de Rome, 1990. P. 385–403.
  44. Markus R. A. The Sacred and the Secular: From Augustine to Gregory the Great // The Journal of Theological Studies. 1985. Vol. 36 (1). P. 84–96.
  45. Markus R. A. The End of Ancient Christianity. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  46. Markus R. A. The Secular in Late Antiquity // Les frontières du profane dans l’Antiquité tardive / É. Rebillard, C. Sotinel, eds. Rome: École française de Rome, 2010. P. 353–361.
  47. Martin C. L’innovation politique dans le royaume de Tolède: le sacre du souverain // Élections et pouvoirs politiques du VIIe au XVIIe siècle: actes du colloque réuni à Paris 12 du 30 novembre au 2 décembre 2006 / C. Péneau, ed. P.: Éd. Bière, 2008. P. 281–300.
  48. Mediae Latinitatis Lexicon Minus / J. F. Niermeyer, ed. Leiden: Brill, 1976.
  49. Meyer E. Römischer Staat und Staatsgedanke. Zürich: Artemis-Verlag, 1975.
  50. Miethke J. Autorität I // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 5 / G. Krause, G. Müller, Hrsg. Berlin: Walter de Gruyter, 1980. S. 17–32.
  51. Mittellateinisches Wörterbuch bis zum ausgehenden 13. Jahrhundert. Bd. 2 / O. Prinz, Hrsg. München; Beck, 1999.
  52. Mommsen T. Römisches Strafrecht. Leipzig: Verlag von Duncker & Humblot, 1899.
  53. Morstein-Marx R. Mass Oratory and Political Power in the late Roman Republic. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
  54. Nelson J. L. Gelasius I’s Doctrine of Responsibility: A Note // The Journal of Theological Studies. 1967. Vol. 18, No. 1. P. 154–162.
  55. Oexle O. G. Stand, Klasse (Antike und Mittelalter) // Geschichtliche Grundbegriff e. Bd. 6 / Hrsg. von R. Koselleck. Stuttgart: Klett-Cotta, 1990. S. 156‒200.
  56. Orlandis J., Ramos-Lissón D. Historia de los concilios de la España romana y visigoda. Pamplona: Eunsa, Ediciones de la Universidad de Navarra, 1986.
  57. Peachin M. Introduction // The Oxford Handbook of Social Relations in the Roman World / M. Peachin, ed. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 3–36.
  58. Pöschl V. Grundwerte römischer Staatsgesinnung in den Geschichtswerken des Sallust. Berlin: Walter de Gruyter, 1967.
  59. Rabe H. Autorität // Geschichtliche Grundbegriff e. Bd. 1 / R. Koselleck, Hrsg. Stuttgart: Klett-Cotta, 1972. S. 382–406.
  60. Rees R. Authorising Freedom of Speech under Theodosius // Imagining Emperors in the Later Roman Empire / D. W. P. Burgersdij k, A. J. Ross, eds. Leiden: Brill, 2018. P. 289–309.
  61. Reydellet M. La royauté dans la littérature latine de Sidoine Apollinaire à Isidore de Séville. P.: École Française de Rome, 1981.
  62. Rodríguez A. H. Auctoritas y potestas en la exégesis bíblica carolingia // Bulletin du centre d’études médiévales d’Auxerre | BUCEMA. 2013. № 7. URL: http://journals.openedition.org/cem/12774 (дата обращения: 30.09.2022).
  63. Schulz F. Principles of Roman Law. Oxford: Clarendon Press, 1936.
  64. Staedler E. Über Rechtsnatur und Rechtsinhalt der Augustischen Regesten // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte: Romanistische Abteilung. 1941. Bd. 61. №. 1. S. 77–122.
  65. Stephens C. W. B. Canon Law and Episcopal Authority: The Canons of Antioch and Serdica. Oxford: Oxford University Press, 2015.
  66. Suchan M. Mahnen und Regieren: Die Metapher des Hirten im früheren Mittelalter. Berlin; Boston: De Gruyter, 2015.
  67. Syme R. Tacitus. Vol. 1. Oxford: Clarendon Press, 1958.
  68. Teillet S. Des Goths à la Nation Gothique: Les origines de l’idée de nation en Occident du Ve au VIIe siècle. P.: Les Belles Lettres, 2011.
  69. Teja R. Auctoritas vs. potestas: el liderazgo social de los obispos en la sociedad tardoantigua // Idem. Emperadores, obispos, monjes y mujeres. Protagonistas del cristianismo antiguo. Madrid: Editorial Trotta, 1999. P. 97–107.
  70. Timpe D. Romano-Germanica: gesammelte Studien zur Germania des Tacitus. Stuttgart: В. G. Teubner, 1995.
  71. Van Dam R. Bishops and Clerics during the Fourth Century: Numbers and Their Implications // Episcopal Elections in Late Antiquity / J. Leemans, ed. Berlin; Boston, 2011. P. 217–242.
  72. Velázquez Soriano I. Pro patriae gentisque Gothorum statu // Regna and Gentes. The Relationship between Late Antique and Early Medieval People and Kingdoms in the Transformation of the Roman World / H.-W. Goetz, J. Jarnut, W. Pohl, eds. Leiden: Brill, 2003. P. 161–217.
  73. Wagenvoort H., Tellenbach G. Auctoritas // Reallexikon für Antike und Christentum. Bd. 1 / Th. Clauser et al., Hrsg. Stuttgart: Hiersemann Verlags, 1950. Sp. 902–909.
  74. Whelan R. After Augustine, after Markus: The Problem of the Secular at the End of Antiquity // Early Medieval Europe. 2021. Vol. 29. No. 1. P. 12–35.
  75. Wieacker F. Römische Rechtsgeschichte: Quellenkunde, Rechtsbildung, Jurisprudenz und Rechtsliteratur. I: Einleitung; Quellenkunde; Frühzeit und Republik. München: Beck, 1988.
  76. Ziegler A. K. Pope Gelasius I and His Teaching on the Relation of Church and State // The Catholic Historical Review. 1943. Vol. 27 (4). P. 412–437.
  77. Ziegler A. K. Church and State in Visigothic Spain. Washington: Catholic University of America, 1930.

Биркин Михаил Юрьевич


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9224-7585;
Электронный адрес: mbirkin@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44125\21 «Латинская церковная традиция IV–VII вв. в современном научно-богословском контексте».
Четырина Наталья Аркадьевна

К истории строительства каменной Воскресенской (Петропавловской) церкви в Сергиевском посаде

Четырина Н. А. К истории строительства каменной Воскресенской (Петропавловской) церкви в Сергиевском посаде // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 109. С. 52-64

DOI: 10.15382/sturII2022109.52-64
Один из приходов старинного Сергиевского посада Московской губернии получил свое название по деревянной церкви во имя Обновления храма Воскресения Христова, в просторечии Воскресенской. Она была поставлена к северу от обители в 1654 г. по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Никона в память о событиях обороны монастыря 1608-1610 гг. К 1782 г., к моменту получения поселением городского статуса – статуса посада, Воскресенская церковь оставалась деревянной, в то время как в остальных приходах храмы были каменным. Более того, рядом с ней стояла еще одна деревянная церковь этого прихода – во имя апостолов Петра и Павла (Петропавловская). Заменить деревянные постройки на каменный (кирпичный) храм удалось только в первой четверти XIX в. Первоначально предполагалось осуществить строительство за пару сезонов 1811-1812 гг. Для этого было получено разрешение (резолюция) митрополита Платона, одобрен план и фасад церкви с приделом, найдена подходящая артель строителей, организована работа кирпичного завода, заготовлены другие стройматериалы. Однако, события Отечественной войны 1812 г. и ее последствия, затормозили ход работ. К возведению постройки вернулись в 1814 г. Освящение храма произошло в два приема, по мере окончания всех строительных и отделочных работ. В 1818 г. был освящен главный престол во имя Обновления храма Воскресения Христова на новом антиминсе, а на следующий 1819 год – придел с престолом во имя апостолов Петра и Павла на старом антиминсе. Оба события произошли с участием выдающегося местного уроженца архимандрита Никанора (26.11.1787-17.09.1856) и духовенства Сергиевского посада. В повседневном обиходе жители часто называют ее Петропавловской церковью. В XX веке она пережила разорение и возрождение, а сейчас является подворьем Троице-Сергиевой лавры.
краеведение, Троице-Сергиева лавра, Сергиевский посад, Воскресенская (Петропавловская) церковь, приход, каменное строительство, производство кирпича
  1. Арсений, иеромонах. Село Клементьево, ныне часть Сергиевскаго посада, составляющая один из его приходов // ЧОИДР. М., 1887. Кн. 2.
  2. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М.: Синодальная типография, 1909.
  3. Кесслер Х. Историческая динамика сезонных рынков труда: формы найма и трудовые отношения в русской кирпичной промышленности XV–XX вв. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вторые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова: Материалы к международной конференции. Москва, 17–19 ноября 2011 г. М., 2011. С. 151–155.
  4. Некрасов А. И. Художественные памятники Москвы и Московской губернии. М.: изд. Моск. гос. ун-та, 1928.
  5. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 2. М.: Стройиздат, 1999.
  6. Пэнэжко О. Город Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Покровский Хотьковский монастырь и монастырские подворья. Владимир, 2007.
  7. Токарева Т. Ю. Приходские церкви Сергиева Посада. Сергиев Посад, 1997.
  8. Трофимов И. В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой лавры: Исследования и реставрация. М.: Гостройиздат, 1961.
  9. Филимонов К. А. Сергиев Посад. Страницы истории. XIV — начало XX века. М.: Издательский дом «Подкова», 1997.
  10. Четырина Н. А. Контракты на строительные и отделочные работы, производство и продажу стройматериалов из фонда ратуши Сергиевского посада (1795–1863 гг.). М.: МГСУ, 2012.
  11. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1895. Т. ХV.

Четырина Наталья Аркадьевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4;
Должность: науч. сотр. кафедры истории и теории политики;
ORCID: 0000-0002-4274-2710;
Электронный адрес: nchetyrina@yandex.ru.
Барабанова Мария Андреевна

Террор как тактика в годы кризиса «Народной воли»: убийство генерала В. С. Стрельникова

Барабанова М. А. Террор как тактика в годы кризиса «Народной воли»: убийство генерала В. С. Стрельникова // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 109. С. 65-83

DOI: 10.15382/sturII2022109.65-83
Революционная организация «Народная воля» использовала террор как метод дезорганизации власти. Его объектами, кроме императора, становились наиболее одиозные государственные деятели, среди которых был генерал-прокурор Киевского военно-окружного суда В.С. Стрельников. Искренне ненавидя революционную молодежь, прокурор производил повальные обыски и аресты, запугивая смертной казнью, добивался желаемых показаний. А подтасовка и преувеличение фактов в ходе следствия позволяли ему на суде требовать самого жесткого приговора для подсудимых. Не одни революционеры оставили воспоминания о прокуроре Стрельникове, негативно высказывались о его действиях и его коллега, руководитель Киевского губернского жандармского управления В.Д. Новицкий, и его знакомый либеральный профессор права Ф.А. Кистяковский. Это дает основания доверять свидетельствам революционеров. Идея устроить покушение на В.С. Стрельникова принадлежала народоволке Вере Фигнер, она собрала сведения о жизни и повседневных маршрутах прокурора, затем в Одессу приехал один из исполнителей – Степан Халтурин, второго же пришлось прождать около двух месяцев, им стал Николай Желваков. План покушения разрабатывался Халтуриным, который проявлял явный авторитаризм при этом, не желая слушать аргументов против. Исполнителя сразу после покушения должны были увезти на пролетке, ожидавшей на соседней улице. 18 марта 1882 г. днем Желваков застрелил прокурора на Приморском бульваре. Привлеченная звуками выстрела толпа задержала обоих. Желваков на следствии вел себя стойко, объяснив лишь мотивы своего поступка, Халтурин же пытался отчасти оправдать себя, а накануне казни дал и вовсе полуоткровенные показания, вероятно, пытаясь отсрочить исполнение смертного приговора. Этот, хотя успешный, но плохо организованный террористический акт отразил состояние «Народной воли» через год после цареубийства.
В.С. Стрельников, «Народная воля», Степан Халтурин, Николай Желваков, кризис, политический терроризм, убийство
  1. Богучарский [Яковлев] В. Я. Из истории политической борьбы в 70–80-х годах XIX века. Партия «Народной Воли»: Ее происхождение, судьбы и гибель. М., 1912.
  2. Волк С. С. Народная воля. СПб., 1966.
  3. Желвакова И. А. Он успел стать только героем // Факел. 1990: историко-революционный альманах. М., 1990.
  4. Левицкий В. [Цедербаум В. О.] Партия «Народная воля». Возникновение. Борьба. Ги- бель. М.; Л., 1928.
  5. Мамонов А. В. Мемуары профессора пореформенного времени // Российская история. 2017. № 5.
  6. Полевой Ю. З. Степан Халтурин. М., 1979.
  7. Рубач А. М. Убийство ген. Стрельникова и казнь Халтурина и Желвакова // Летопись революции. 1924. № 2.
  8. Сергеев В. Пропагандист с динамитом: Правда и миф о Степане Халтурине. Киров, 2005.
  9. Сидоров Н. А. Степан Николаевич Халтурин. М., 1931.
  10. Соболев В. А. Степан Халтурин. 1856–1882. Киров, 1973.
  11. Стеклов Ю. М. Степан Халтурин. 1856–1882. Вятка, 1923.
  12. Троицкий Н. А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма. 1866–1882 гг. М., 1978.

Барабанова Мария Андреевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: МГУ имени М.В. Ломоносова;
Должность: ассистент;
ORCID: 0000-0002-6439-4489;
Электронный адрес: mariapankina92@ya.ru.
Илюхина Ольга Александровна

Социокультурный портрет профессоров и преподавателей российских университетов и духовных академий — участников Всероссийского церковного собора 1917–1918 гг.

Илюхина О. А. Социокультурный портрет профессоров и преподавателей российских университетов и духовных академий — участников Всероссийского церковного собора 1917–1918 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 109. С. 84-105

DOI: 10.15382/sturII2022109.84-105
Данная статья посвящена составлению социокультурного портрета профессоров и преподавателей российских университетов и духовных академий – участников Поместного собора 1917-18 гг. Автор анализирует состав Предсоборного Присутствия 1906 г., Предсоборного Совета 1917 г. и обращает внимание на возрастающую роль профессоров в подготовке церковной реформы. Профессора, приглашенные по высочайшему повелению к работе над проектом будущего собора, обрели новый смысл своей деятельности, еще одну возможность для служения Церкви. Ведущие специалисты в различных областях богословских, исторических наук, права – именно они внесли в дискуссии общественных объединений, церковно-государственных форумов высокий научный уровень аргументации, построения концепций церковного развития. В работе Собора 1917 г. приняли участие 46 профессоров и преподавателей российских университетов и духовных академий. В статье анализируется социальный состав группы, образование, ученые статусы. Автор делает вывод, что при наличии многих различий ученые тем не менее имели много общего. Происхождение (36 человек из 46 родились в семьях, принадлежавших к духовному сословию) и образование (35 из 46 обучались в духовных академиях) делали эту группу единым научным сообществом со схожими ценностями и представлениями. Это объясняет отсутствие ярких конфликтов между профессорами и преподавателями университетов и духовных академий. Работа над подготовкой церковной реформы, внеинституциональное положение по отношению к церковной организации дали возможность им обрести новую корпоративную идентичность: на Соборе 1917 г. ученые ощутили себя церковной элитой, которая может и должна блюсти стержень новой экклесиологии – соборность.
Предсоборное присутствие 1906 г., Предсоборный совет 1917 г., Поместный собор 1917 г., российские университеты, духовные академии, профессора, просопография.
  1. Андреев А. Ю. Мобильность профессоров в университетской системе Российской империи XIX — начала XX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 75–98.
  2. Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Преподавание церковно-богословских дисциплин и подготовка историков в Императорском Московском университете // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 45–64.
  3. Беглов А. Всероссийский церковный собор 1917–1918 гг. как явление соборной практики церкви // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 1 (34). С. 51–73.
  4. Биографические сведения о членах Поместного Собора // Священный Собор Православной Российской Церкви, 1917–1918 гг.: Обзор деяний / сост. А. Г. Кравецкий; под общ. ред. Г. Шульца. Кн. 1: Первая сессия. М., 2002.
  5. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819–1920-е гг. / сост. В. И. Ульяновский. Т. 1. Киев, 2014.
  6. Волков В., Куликова М., Логинов В. Московские профессора XVIII — начала XX века. Гуманитарные и общественные науки. М., 2006.
  7. Голубцов С., протодиак. Московская Духовная Академия в начале ХХ в.: Профессура и сотрудники. М., 1999.
  8. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 1. М., 2012; Т. 5. М., 2015.
  9. Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия (1906 г.). Т. 1– 4. М., 2014.
  10. Записка протоиерея П. В. Верховского в приложение к протоколу допроса // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 5 (48). С. 92–99.
  11. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX в. М., 1991.
  12. Крылов А. О. Кафедры богословия в университетах Российской империи. Социокультурный контекст // Грамота. 2019. Т. 12. Вып. 12. C. 54–61.
  13. Мраморнов А. И. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 57. С. 367–389.
  14. Мраморнов А. И. Предсоборный совет 1917 года — церковный ответ на вопросы секуляризировавшегося общества революционной России // Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма: колл. монография. М., 2015. С. 286–300.
  15. Профессора и доктора наук Саратовской области. 1909–1999. Саратов, 2000. Т. 1.
  16. Профессора Пермского государственного университета (1916–2001). Пермь, 2001.
  17. Профессора Томского университета: Биографический словарь. Томск, 1996. Вып. 1.
  18. Сетевой словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819–1917). СПб., 2012–2014.
  19. Сухова Н. Ю. Церковная история как богословская дисциплина в контексте исторического образования в Синодальный период // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 4 (47). С. 23–39.
  20. Сухова Н. Ю. Церковное право в православных духовных академиях России: проблемы и традиции // Религии мира: История и современность. 2012. Т. 2010. С. 346–386.
  21. Тарасова В. А. Высшая духовная школа России в конце XIX — начале XX века: история императорских православных духовных академий. М., 2005.
  22. Томсинов В. Российские правоведы XVIII–XX веков: Очерки жизни и творчества. М., 2007.
  23. Freeze G. Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983.

Илюхина Ольга Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ имени М.В. Ломоносова;
Должность: педагог-организатор ОСР;
ORCID: 0000-0001-8733-5177;
Электронный адрес: o.a.ilyukhina@yandex.ru.
Серухина Оксана Евгеньевна

Особенности антицерковного террора в Нижегородской губернии и реакции на него епархиальной власти в 1918 – 1921 гг.

Серухина О. Е. Особенности антицерковного террора в Нижегородской губернии и реакции на него епархиальной власти в 1918 – 1921 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 109. С. 106-118

DOI: 10.15382/sturII2022109.106-118
В статье исследуется вопрос о трансформации отношений государства и Церкви в аспекте репрессивной политики советской власти на примере Нижегородской епархии в период 1918 – 1921 гг. В данном исследовании отражаются вопросы, непосредственно связанные с реакцией церковного управления на развернутое полномасштабное гонение. Автор сравнивает ситуацию, сложившуюся в Нижегородской епархии, с историческими обстоятельствами в других епархиях Русской Православной Церкви и находит, что Нижегородский вариант развития событий типичен. Тем не менее, существуют некоторые особенности исторической картины на Нижегородской земле, обусловленные определенными обстоятельствами и личностными характеристиками представителей как светской, так и церковной власти. В данной статье высказывается гипотеза, что лояльная позиция правящего архиерея и епархиального совета по отношении к советской власти не привела к прекращению гонений, но способствовала частичному улучшению состояния церковных дел на местах. Анализ исторической ситуации показывает, как изменялся градус лояльности епархиального управления по отношению к новой власти, принимая во внимание агрессивное давление со стороны правящих кругов. Результаты данного исследования могут быть использованы в трудах, направленных на изучение истории Русской Православной Церкви периода начала гонений для получения целостной картины церковной жизни, жизни верующих людей в России на примере русской провинции.
Епархиальный совет, Церковь, советская, власть, гонения, красный, террор
  1. Бирюкова Ю. А. Православное духовенство в условиях «красного террора» на юге России в период гражданской войны 1918–1919 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 40–50.
  2. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992.
  3. Кияшко Н. В. Церковь в системе формирования институтов власти Добровольческого движения на Юге России: особенности создания Черноморской епархии в 1918– 1919 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 92–104.
  4. Кривошеева Н. А. О положении в Оренбургской епархии в 1918–1919 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С. 67–71.
  5. Леонов С. В. Начало антицерковного террора в период октябрьской революции // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 69–90.
  6. Марченко А. Н. Вооруженная защита святыни как форма церковного сопротивления советской власти на примере штурма подворья Белогорского монастыря Пермской епархии в феврале 1918 года // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 97. С. 108–119.
  7. Тихон (Затёкин), архимандрит. Священномученик Лаврентий епископ Балахнинский: Жизнеописание. Н. Новгород, 2012.

Серухина Оксана Евгеньевна


Статус обучающегося: Магистрант;
Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: Частное общеобразовательное учреждение религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)» «Православная гимназия имени Серафима Саровского г. Дзержинска»;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0001-9917-3734;
Электронный адрес: xenya73@mail.ru.
Шевченко Татьяна Ивановна

Проблемы русского церковного рассеяния в Финляндии на примере истории Валаамского монастыря межвоенного периода

Шевченко Т. И. Проблемы русского церковного рассеяния в Финляндии на примере истории Валаамского монастыря межвоенного периода // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 109. С. 119-139

DOI: 10.15382/sturII2022109.119-139
В статье рассматривается период истории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 1918-1939 гг., до эвакуации в Хейнявеси. Относившейся к Финляндской и Выборгской епархии Православной Российской Церкви известной русской обители пришлось приспосабливаться к жизни в независимой Финляндии. Условия существеннее монастыря изменились после провозглашения независимости этой страны и перемене государственного строя в России. В 1918 г. епархии был присвоен Финляндским правительством статус второй государственной церкви национального меньшинства. Несмотря на трудности, активную финнизацию, к которой относилась и навязанная календарная реформа, монастырь стал для русской эмиграции по всему миру символом стойкости, свидетельством величия русской культуры и верности православию, его руководство сумело найти общий язык с церковными и светскими властями Финляндии, завоевав уважение и любовь простых финляндцев. Можно сказать, что обитель нашла свое место в новом, западном, обществе. Однако автор считает, утверждать о «процветании» или «расцвете» Валаамского монастыря в то время можно лишь условно, в сравнении с печальной судьбой монастырей в СССР, напоминает о противоречивых событиях в истории Валаамского монастыря того периода, повлиявших на судьбы его насельников и самой обители, способствовавших сокращению численности братства и появлении в нем «раскола», и доказывает, что видимое благополучие было атрибутом искусственно созданного образа, хотя и имело положительное значение
Финляндская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Валаамский монастырь, календарный раскол, монашество, эмиграция, русское церковное рассеяние, диаспора.
  1. Валаамский монастырь и его подвижники / ред.-сост. свящ. А. Берташ и др. / изд. 4-е. испр., доп. СПб.: Валаамский монастырь, 2005.
  2. Всеволод (Филипьев), ин. Святорусское откровение миру: Избранные статьи. Джорданвилль, 2000.
  3. Гильди Л. А. Народ изгой в России. СПб., 2006.
  4. Дубровская Е. Ю. Жизнь русской колонии в Финляндии весной 1918 г. (по материалам русскоязычной прессы) // Зарубежная Россия 1917–1939 гг. СПб., 2000.
  5. Дубровская Е. Ю. Карельско-финляндское пограничье в воспоминаниях современников // Скандинавские чтения 2016. Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб., 2018. С. 186–201.
  6. Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930–1960. М., 2005.
  7. Кащаев А. Е., Осипов В. Е. Вклад русских ученых-эмигрантов в развитие мировой науки и техники // Культура. Наука. Образование. 2016. № 2. С. 49–65.
  8. Корнилов А. А. Духовенство перемещенных лиц: Биографический словарь. Н. Новгород, 2002.
  9. Косик В. И. Русское церковное зарубежье XX в. в биографиях духовенства от Америки до Японии. М., 2008.
  10. Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг.: Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011.
  11. Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х гг.: Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М., 2007.
  12. Культурное наследие русской эмиграции: 1917–1940 / ред. Е. П. Челышев, Д. М. Шаховской. М., 1994. Кн. 1.
  13. Материалы к истории Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам и в местности Папинниеми в Финляндской республике в 1939–1944 гг. / публ. А. К. Клементьева // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. № 4 (20). С. 202–372.
  14. Материалы к истории Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам и в местности Папинниеми в Финляндской Республике в 1939–1944 гг. (окончание) / вступ. ст. и публ. А. К. Клементьева, О. В. Скворцовой // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 1 (21). С. 267–412.
  15. Миронова Е. М. Русское зарубежье как модель государства вне границ // Россия XXI. 2018. № 6. С. 80–101.
  16. Мусаев В. И. Между Западом и Востоком: Православие в автономной и независимой Финляндии (1890–1930-е гг.). СПб., 2014.
  17. Мусаев В. И. Православная Церковь в независимой Финляндии (1918–1930-е гг.) // Вестник церковной истории. 2007. № 2 (6). С. 194–212.
  18. Глубоковский Н. Н. «Война и мир» в Финляндской Православной Церкви / публ., вступ. ст., коммент. Т. И. Шевченко // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. № 2. С. 99–119.
  19. Невалайнен П. Изгои. Российские беженцы в Финляндии (1917–1939). СПб., 2003.
  20. Никола (Траjковски), иг. Света Русиjа: Записи од Македониjа / предговор В. Ачкоска; уредник Н. Гелевски, И. Гешоска. Скопjе, 2009.
  21. Онуфрий (Маханов), иерод. «Причал молитв уединенных». СПб., 2005.
  22. Проблемы истории Русского зарубежья: материалы и исследования / редкол.: Н. Т. Энеева (отв. ред.), В. О. Колосова, Е. М. Миронова. М., 2005.
  23. Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами: сб. науч. трудов / Санкт-Петербургский государственный университет культуры, Санкт-Петербургский ИКЦ «Русская эмиграция». СПб., 2004.
  24. Российское православие за рубежом: Библиографический указатель литературы и источников: 1918–2006 / авт.-сост. А. В. Попов. М., 2007.
  25. Севериков В. В. Из опыта политической истории православия в Финляндии и России ХХ в. // Северная Европа в XXI в.: природа, культура, экономика: материалы межд. конференции, посвященной 60-летию КарНЦ РАН (24–27 октября 2006 г., Петрозаводск). Секция «Общественные и гуманитарные науки». Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006. С. 241.
  26. Силуан (Никитин), еп. Финляндская Православная Церковь в 1957–1988 годах. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2021.
  27. Смирнова И. А., Яровой О. А. Валаам: под флагом Финляндии. Петрозаводск, 2001.
  28. Сойни Е. Г. Взаимопроникновение русской и финской литературы в первой половине XX века. М.: Издательский дом ЯСК, 2017.
  29. Тетеревлева Т. П., Реут О. Ч. «Граждане несуществующей державы»: гражданская идентичность, подданство, суверенитет в общественно-политическом дискурсе русского зарубежья 1920–1930-е гг. // Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования: Материалы международной научной конференции. Томск, 2014. С. 100–102.
  30. Третьяков С., свящ. Валаамские подвижники в эмиграции // Валаамские светильники духа. XX век. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 373–407.
  31. Шевченко Т. И. К истории появления в Финляндии русских старостильных приходов 1925–1927 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 87. С. 83–96.
  32. Шевченко Т. И. Валаамские иноки в эпоху гонений. Московское подворье Валаамского монастыря и его насельники после революции 1917 г. М., 2018.
  33. Шевченко Т. И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917–1957). М., 2012.
  34. Шевченко Т. И. Игумен Харитон. М., 2011.
  35. Шевченко Т. И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. № 1. С. 42–69.
  36. Шкаровский М. В. История русской церковной эмиграции. СПб., 2009.
  37. Шкаровский М. В. Русская Никольская община в Хельсинки // Санкт-Петербург и страны Западной Европы. 2016. № 1(17). С. 255–262.
  38. Шкаровский М. В. Русская община Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки в ХХ в. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2015. № 16. С. 216–224.
  39. Энеева Н. Т. Значение русского православного зарубежья 1917–1939 гг. для истории Русской Православной Церкви и России // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2015. № 1 (78). С. 83–94.
  40. Яровой О. А., Смирнова И. А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии: 1880–1930-е гг. (из истории финнизации православной конфессии). Петрозаводск, 1997.
  41. Baschmakoff N., Leinonen М. Russian Life in Finland 1917–1939: A Local and Oral History // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 2001. T. XVIII.
  42. Kananen H. The Adaptation of an Ethnic Minority in Finland in the 1940s and 1950s: Orthodox displaced persons and the Lutheran indigenous population // Scandinavian Journal of History. 2013. Vol. 38 (1). Р. 111–132.
  43. Kilpeläinen H. “Valamo — karjalaisten luostari?”. Helsinki, 2000.
  44. Loima J. Muukalaisina Suomessa. Kaakkoisen Kannaksen kreikkalaiskatoliset venäläisseurakunnat kansallisena ongelmana 1889–1939. Helsinki: Yliopistopaino, 2001.
  45. Loima J. Nationalism and the Orthodox Church in Finland // Loima J., Laitila T. Nationalism and Orthodoxy. Helsinki: Renvall Institute; Helsinki University, 2004. P. 93–199.
  46. Murtorinne E. The history of Finnish theology: 1828–1918. Helsinki, 1988.

Шевченко Татьяна Ивановна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, оф. 219;
Должность: Старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6497-503X;
Электронный адрес: Tatyana-valaam@yandex.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Иеромонах Ферапонт (Широков П. Ф.)

«Хотелось иметь Вас своим сотрудником по делу воспитания…»: письма архиепископа Николая (Зиорова) Н. А. Ильинскому

Широков П. Ф. «Хотелось иметь Вас своим сотрудником по делу воспитания…»: письма архиепископа Николая (Зиорова) Н. А. Ильинскому // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 109. С. 143-168

DOI: 10.15382/sturII2022109.143-168
В настоящей публикации в научный оборот вводятся письма одного из известных иерархов Русской Православной Церкви конца XIX – начала ХХ века, члена Государственного совета, знаменитого духовного писателя архиепископа Николая (Зиорова), относящиеся к раннему периоду биографии иерарха, связанному со служением в духовно-учебном ведомстве. Адресованы письма помощнику инспектора Вологодской духовной семинарии Никифору Александровичу Ильинскому. В письмах преосвященный Николай касался различной тематики, однако в большей степени рассматривал проблемы духовных школ, вследствие чего письма являются ценнейшим источником по истории духовного образования синодального периода. В письмах также отмечена судьба отдельных лиц, чей жизненный путь был связан с Вологодский епархией и Вологодской духовной семинарией. Особый интерес представляет характеристика контрольно-ревизионной деятельности Учебного комитета при Святейшем Синоде, а также отдельных ревизоров и событий, происходивших в духовных школах в рассматриваемый период. Цель публикации писем - показать взгляд одного из иерархов Русской Церкви начала ХХ века на проблемы и противоречивые вопросы внутренней жизни духовных школ. Публикуемые письма находятся в дневнике Н. А. Ильинского, который хранится в Государственном архиве Вологодской области.
архиепископ Николай (Зиоров), Н. А. Ильинский, духовное образование, Учебный комитет, ревизии духовно-учебных заведений, Вологодская духовная семинария, епископ Петр (Лосев)
  1. Богданова Т. А., Миронович А. Николай Зиоров, архиеп. Варшавский и Привисленский // Православная энциклопедия. Т. L. М., 2008. С. 322–238.
  2. Глубоковский Н. Н. Академические обеты и заветы / сост. и общ. ред. прот. Бориса Даниленко и иеромон. Петра (Еремеева). М.; Сергиев Посад: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 2005. 149 с.
  3. Калиновский В. В. Архиепископ Николай (Зиоров): крымские страницы биографии иерарха // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки: Материалы IX международной научно-богословской конференции, посвященной 100-летию начала мученического и исповеднического подвига Русской Православной Церкви. СПбДА, 2017. С. 154–159.
  4. Калиновский В. В. Взгляды архиепископа Николая (Зиорова) на национальный вопрос // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 237–249.
  5. Пашковский Ф., свящ. К дню десятилетия Архиерейского служения Преосвященного Николая, Епископа Таврического и Симферопольского // Таврические епархиальные ведомости. 1901. № 22. С. 1297–1302.
  6. Ферапонт (Широков), иером. Развитие среднего духовного образования в Вологодской епархии во второй половине XIX — начале ХХ в.: дис. … канд. богосл. СПб.: СПбДА, 2021. 364 с.

Иеромонах Ферапонт (Широков П. Ф.)


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Вологодская духовная семинария; Российская Федерация, 160901, г. Вологда, ул. Монастырская, 2;
Должность: проректор по воспитательной работе, преподаватель кафедры церковно-исторических дисциплин;
ORCID: 0000-0001-5514-9193;
Электронный адрес: ierom.ferapont@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Захаров Георгий Евгеньевич

Рец. на кн.: Selby A. M. Ambrose of Milan’s On the Holy Spirit: Rhetoric, Theology, and Sources. Piscataway: Gorgias Press, 2020. 468 p.

Захаров Г. Е. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 109. С. 171-173 — Рец. на кн.: Selby A. M. Ambrose of Milan’s On the Holy Spirit: Rhetoric, Theology, and Sources. Piscataway: Gorgias Press, 2020. 468 p.
PDF

Захаров Георгий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богослови? и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.