/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :111

ИССЛЕДОВАНИЯ

Лаушкин Алексей Владимирович

Перенесение святынь в домонгольской Руси: календарная грань церемоний

Лаушкин А. В. Перенесение святынь в домонгольской Руси: календарная грань церемоний // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 11-30

DOI: 10.15382/sturII2023111.11-30
Церковный календарь в Древней Руси не только определял ход богослужений, но и активно влиял на планирование князьями и епископами важнейших событий - как церковных, так и светских. Приурочение церемоний, обрамлявших такие события, к значимым праздничным вехам богослужебных циклов помимо утилитарного и символического смыслов несло в себе и важное духовное содержание. В глазах организаторов календарное приурочение выступало средством сугубого обращения к Богу и святым. Четкую зависимость от календаря демонстрирует, в частности, хронологическая составляющая торжеств, посвященных перенесению святынь. В статье уточняются и анализируются все сохранившиеся в источниках точные (дневные) даты таких событий XI - первой трети XIII вв. Всего таких дат до нас дошло десять: четыре из них относятся к перемещению реликвий свв. Бориса и Глеба, оставшиеся шесть - других русских и привозных реликвий. Автор статьи приходит к выводу, что устроители торжеств использовали несколько календарных стратегий, причем обычно наслаивали их друг на друга, стремясь к достижению того, что можно назвать «умножением праздничности». В большинстве случаев перенесения святынь оказывались соотнесены с воскресными днями и одновременно согласованы с ритмами месяцеслова и триоди: «литургическими полями» Пасхи и великих праздников и (или) календарными вехами, связанными непосредственно с чествуемым святым. Полученные результаты дополняют научные представления о темпоральной культуре и эортологическом творчестве древнерусской элиты.
Древняя Русь, история Русской Церкви, церковный календарь, темпоральность, даты светских и церковных церемоний, эортология, святыни
  1. Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: проблемы источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г. Проблемы источниковедения. М., 2003. С. 173–277.
  2. Арранц М. Избранные сочинения по литургике. Рим; М., 2003. Т. 3.
  3. Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963.
  4. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913. Ч. 1.
  5. Бутырский М. Н. Подвесная печать великой княгини Марии-Агафьи Мстислав ны // История и культура Ростовской земли. 2016. Ростов, 2017. С. 15–20.
  6. Виноградов А. Ю. Особенности борисоглебских торжеств в свете византийской традиции // Slověne = Словѣне: International Journal of Slavic Studies. 2012. № 2. С. 117–134.
  7. Воронин Н. Н. К вопросу о начале Ростово-Суздальского летописания // АЕ за 1964 год. М., 1965. С. 19–39.
  8. Гайдуков П. Г., Энговатова А. В. Новая вислая актовая печать из раскопок в Ярославле // Археология: история и перспективы: Восьмая межрегиональная конференция: сб. статей. Ярославль, 2018. С. 40–43.
  9. Гиппиус А. А. «Летописные» паремийные чтения о Борисе и Глебе: история текста и исторический контекст // Факты и знаки: Исследования по семиотике культуры. М., 2010. Вып. 2. С. 42–71.
  10. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 1. Вторая половина.
  11. Карпов А. Ю. Исследования по истории домонгольской Руси. М., 2014.
  12. Карпов А. Ю. Русская Церковь X–XIII вв.: Биографический словарь. М., 2017.
  13. Клосс Б. М. Проложное сказание об освящении церкви Бориса и Глеба и перенесении их гробов из Вышгорода на Смядину в 1191 г. // Письменные памятники истории Древней Руси. СПб., 2003. С. 49.
  14. Корогодина М. В. «Великое освящение» и Борисоглебская церковь в Кидекше // ДРВМ. 2021. № 3 (85). С. 139–146.
  15. Кузьмин А. В. Кирилл II // ПЭ. М., 2014. Т. 34. С. 594–597.
  16. Лаушкин А. В. Вход новопоставленного епископа Пахомия в Ростов 28 января 1215 года: выбор дня для торжественной церемонии // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. C. 49–66.
  17. Лаушкин А. В. К проблеме почитания княгини Ольги и князя Владимира в домонгольское время // ТОДРЛ. СПб., 2014. Т. 63. С. 45–57.
  18. Лаушкин А. В. «Приходи Ярополкъ ко Всеволоду на Великъ день»: княжеские съезды домонгольской поры в зеркале церковного календаря // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2021. № 3. С. 3–21.
  19. Лаушкин А. В. «Ведена бысть дщи Святополча в Ляхы...»: О днях одной свадебной церемонии XII в. // Восточная Европа в древности и Средневековье. Чтения памяти чл.-кор. АН СССР В. Т. Пашуто: Межэтнические контакты в социокультурном контексте. М., 2022. Т. 34. С. 153–155.
  20. Лаушкин А. В. Устраивали ли триумфы русские князья домонгольского времени? // Российская история. 2022. № 3. С. 3–14.
  21. Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967.
  22. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.
  23. Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV в. М., 2009.
  24. Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001.
  25. Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976.
  26. Мельник А. Г. История распространения культа св. Леонтия Ростовского на Руси в XV–XVI веках // История и культура Ростовской земли. 2015. Ростов, 2016. С. 18–33.
  27. Мельник А.Г. Становление культа св. Леонтия Ростовского в домонгольскую эпоху // Сообщения Ростовского музея: Сб. статей в честь члена-корреспондента Российской академии наук Сергея Михайловича Каштанова. Ростов, 2003. Вып. 13. С. 143–152.
  28. Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006.
  29. Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М., 2004.
  30. Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. М., 2000.
  31. Назаренко А. В. Борис и Глеб // ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 44–49.
  32. Назаренко А. В. Владимир (Василий) Святославич // ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 690–703.
  33. Назаренко А. В. Леонтий // ПЭ. М., 2015. Т. 40. С. 488–490.
  34. Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII века: очерки и исследования. М., 1969.
  35. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
  36. Поппэ А. Студиты на Руси: Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. Киев, 2011.
  37. Присёлков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. М., 1996.
  38. Ранчин А. М. Борис и Глеб. М., 2013.
  39. Ранчин А. М. Памятники Борисоглебского цикла: текстология, поэтика, религиозно-культурный контекст. М., 2017.
  40. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., 1997. Т. 2.
  41. Серегина Н. С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
  42. Турилов А. А., Галко В. И. Сказание о принесении перста Иоанна Крестителя // Письменные памятники истории Древней Руси. СПб., 2003. С. 220–221.
  43. Успенский Б. А. Историко-филологические очерки. М., 2004.
  44. Флоря Б. Н. К генезису легенды о «дарах Мономаха» // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1987. М., 1989. С. 185–188.
  45. Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв. М.; Л., 1938.
  46. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.
  47. Шереметов Н. А. Служба на перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского (14 августа): источники текста и датировка // ДРВМ. (В печати).

Лаушкин Алексей Владимирович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-2899-9958;
Электронный адрес: laushkin@list.ru.
Постников Арсений Борисович

Две данных грамоты преподобному Евфросину Псковскому на земли под монастырь 1450-х – 1465 гг. (новые открытия)

Постников А. Б. Две данных грамоты преподобному Евфросину Псковскому на земли под монастырь 1450-х – 1465 гг. (новые открытия) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 31-50

DOI: 10.15382/sturII2023111.31-50
В статье сообщается об открытии новых текстов псковских харатейных грамот XV – начала XVI в., происходящих из вотчинного архива Трехсвятительского Елеазарова монастыря. Они сохранились в виде списков около 1732 г. Находка была сделана автором во время работы по выявлению и научному описанию наличного состава документов XVI–XVIII вв. в собрании Древлехранилища Псковского музея. Исследование показало, что обнаруженная в составе книжного переплета Копийная тетрадь включает списки с 21 грамоты. Среди них полные документы и их фрагменты. В настоящей публикации предлагается вниманию опыт изучения двух актов из Копийной тетради Трехсвятительской обители. Это грамоты № 6 и № 11 по порядку следования в сборнике. Они замечательны тем, что имеют непосредственное отношение к истории создания обители, поскольку в середине XV в. были даны самому преподобному Евфросину на земли под устроенный им монастырь. Участки земли располагались в Кривовицкой губе Бельской засады Псковского уезда между рекой Толвой и маленьком лесным озерком. Переданные от прежних владельцев «в одерень», то есть в полную безусловную собственность, они создали ядро вотчины и сохранились при действующем монастыре, несмотря на позднейшую секуляризацию 1764 г. Эти же угодья входят в состав современных границ восстановленной обители. На них располагаются храмы, монашеские кельи, кладбище, трапезная, коровье село, гостиница и все прочие постройки, необходимые для уставной жизни. Новые грамоты эпохи вечевого Пскова являются ценным источником для изучения древней псковской письменности, старинной топографии Псковской земли, церковной истории и монастырского землевладения.
харатейная грамота, преподобный Евфросин Псковский, Елеазаров монастырь, список, рукопись, Древлехранилище Псковского музея, вотчина
  1. Алексеев Ю. Г. Псковская Судная грамота и ее время. Развитие феодальных отношений на Руси XIV–XV вв. / под ред. Н. Е. Носова. Л.: Наука, 1980. 244 с.
  2. Валк С. Н. Псковская данная (XV в.?) // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. М., 1961. С. 214–217.
  3. Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевскаго музеума. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1842. № LIV.
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М.: Изд. М. О. Вольфа, 1882. Т. 4.
  5. Евгений (Болховитинов), митр. История Княжества Псковского. Киев, 1831. Ч. 3.
  6. Житие преподобного Евфросина Псковского (первоначальная редакция) / к изданию подготовил Николай Ильич Серебрянский. М., 1909. 120 с.+1 л. ил.
  7. Иосиф (Баженов), иеромонах. Описание Спасо-Елеазаровского монастыря. СПб., 1858. 24 с.
  8. Корецкий В. И. Вновь открытые новгородские и псковские грамоты XIV–XV вв. // Археографический ежегодник за 1967 год. М.: Наука, 1969. С. 275–290.
  9. Лабутина И. К. Историческая топография Пскова XIV–XV вв. М.: Наука, 1985.
  10. Марасинова Л. М. Новые псковские грамоты XIV–XV веков. М.: Изд-во МГУ, 1966.
  11. Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Изд. 3-е. Псков: Светоносец, 2001.
  12. Охотникова В. И. Псковская агиография: в 2 т. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского (исследование и тексты). СПБ.: Дмитрий Буланин, 2007.
  13. Печников М. В. Иона, святитель, архиепископ Новгородский // Православная энциклопедия. Т. XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 408–411.
  14. Постников А. Б. Древлехранилище Псковского музея. Обозрение русских рукописных документов XVI–XVIII вв. М.: БуксМАрт, 2013. 976 с.
  15. Постников А. Б. Харатейные грамоты Елеазарова монастыря — новый источник для изучения древнепсковской письменности // Псковские говоры и их исследователи. К 100-летию со дня рождения С. М. Глускиной и 50-летию выхода первого выпуска «Псковского областного словаря с историческими данными»: в 2 ч. / под ред. Н. В. Большаковой, Л. Я. Костючук. Псков: ЛОГОС, 2017. Ч. 1. С. 273–287.
  16. Псковский набат. Орган Губкома ВКП(б), Губисполкома и Губпрофсовета. № 136 (2483). Четверг, 16 июня 1927 г. С. 5.
  17. Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития: Обзор редакций и тексты. М., 1915.
  18. Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908.
  19. Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле: с критико-библиографическим обзором литературы по истории псковского монашества. Псков: Изд-во Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого мужского монастыря, 2013. С. 218–273.
  20. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1. М.: Наука, 1975.
  21. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 4. М.: Наука, 1977.
  22. Черепнин Л. В. Псковские грамоты конца XV века как исторический источник // Исследования по отечественному источниковедению: Сб. статей, посвященных 75-летию проф. С. Н. Валка. М.: Наука 1964. С. 427–429.

Постников Арсений Борисович


Место работы: Древлехранилище Псковского государственного объединенного музея-заповедника; Российская Федерация, 180000, г. Псков, ул. Некрасова, 7;
Должность: старший научный сотрудник;
Электронный адрес: postnikovarsenii@mail.ru.
Латонова Анастасия Вячеславовна

Александр I как глава Священного союза: интерпретация британской прессы

Латонова А. В. Александр I как глава Священного союза: интерпретация британской прессы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 51-67

DOI: 10.15382/sturII2023111.51-67
Осенью 1815 г. Александр I создал Священный союз – уникальное политическое образование, которое тут же привлекло внимание иностранной прессы. Авторы различных СМИ выдвигали множество гипотез относительно того, что же стояло за туманными формулировками Акта Священного союза, какие политические цели стояли перед этим объединением и как они менялись. Целью данной работы выступает анализ оценок Священного союза и Александра I как его главы в английских газетах. Хронологические рамки исследования – 1816-1825 гг. – определяются периодом существования Священного союза при жизни Александра I. В статье проанализировано восприятие самого Акта Священного союза британскими газетчиками. Исследована реакция английских изданий на консервативную политику, проводимую Священным союзом на рубеже 1810-1820-х гг., исследовано появление «чёрного мифа» об Александре I в британской прессе. В статье проанализированы публикации из всех существовавших в ту эпоху британских изданий. Проведено сравнение публикаций в либеральных и консервативных изданиях. В статье сделаны выводы о восприятии действий Александра I, как главы Священного союза, сквозь призму национальных интересов Великобритании. Также приведены заключения о том, как менялось отношение британских авторов к Священному союзу и к Александру I лично.
Александр I, Священный союз, СМИ, британская пресса, имагология, внешняя политика, чёрный миф
  1. Андреев А. Ю. «Политическая теология» императора Александра I: идеи, репрезентации, практика // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2022. Вып. 106. С. 62–80.
  2. Дипломатический словарь: в 3 т. М.: Наука, 1985. Т. 1. 430 с.
  3. Лависс Э., Рамбо А. Н. История XIX века: в 8 т. Т. III. М.: Государственное социально-экономическое издание, 1938. 651 с.
  4. Парсамов В. С. Священный союз и его интерпретаторы // Россия и современный мир. 2017. № 4 (97). С. 45–60.
  5. Тендит К. Н. История журналистики. Ч. 1. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2012. 155 с.
  6. Шильдер Н. К. Император Александр Первый: Его жизнь и царствование: в 5 т. СПб.: тип. А. С. Суворина, 1897–1898. Т. 4.
  7. Lake B. British Newspapers: A History and Guide. L., 1984.
  8. Paulmann J. Pomp und Politik. Monarchenbegegnungen in Europa zwischen Ancien Regime und Erstem Weltkrieg. Paderborn, 2000.
  9. Pyta W. Konzert der Mächte und kollektives Sicherheitssystem. Neue Wege zwischenstaatlicher Friedenswahrung in Europa nach dem Wiener Kongress 1815 // Jahrbuch des Historischen Kollegs. München, 1996. S. 133–173.
  10. Schoonmaker E. D. Constantinople: And Then? // The North American Review. 1917. Vol. 205. № 737 (April). P. 511–522.

Латонова Анастасия Вячеславовна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ имени М.В.Ломоносова;
ORCID: 0000-0002-5627-1972;
Электронный адрес: iskrenne_vasha_aa@mail.ru.
Волоскова Марина Николаевна

Возникновение «неокружнического раздора» в старообрядческой Белокриницкой иерархии в 1862 году

Волоскова М. Н. Возникновение «неокружнического раздора» в старообрядческой Белокриницкой иерархии в 1862 году // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 68-83

DOI: 10.15382/sturII2023111.68-83
В настоящее время история возникновения «неокружнического раздора» Белокриницкой иерархии является малоизученной. Даже в памяти самих старообрядцев сведения о некогда бывшем разделении старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, на так называемых окружников и неокружников разрозненны. Системной информации о событиях, которые относятся к «неокружническому раздору», крайне мало. Научных исследований, посвящённых событиям, связанным с «Окружным посланием» 1862 года, также немного, а имеющиеся посвящены отдельным эпизодам и именам. Недостаточная изученность данной темы приводит к неточностям в исследованиях, посвящённых духовной и общественной мысли конца XIX–начале XX века, оставляет белые пятна в истории старообрядчества, приводит к историографическим ошибкам в трактовке тех или иных явлений. В статье рассматривается история возникновения «неокружнического раздора» Белокриницкой иерархии в 1862 году. Издание «Окружного послания» спровоцировало раздор в старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии. Поиск компромиссов и дальнейшие попытки примирения в конце XIX – начале XX века не приносили должного результата. Кроме этого, неокружнический раздор положил начало богословской дискуссии по ряду вопросов в отношении государства и господствующей Церкви. В частности, наиболее обсуждаемым стал вопрос о возможности поминовения на Литургии царя. Кроме того, издание «Окружного послания» повлияло на переход в единоверие ряда священнослужителей Белокриницкой иерархии, что в свою очередь имело серьёзные последствия для исторической науки, поскольку в процессе сотрудничества с историком церкви, доктором богословия И. Н. Субботиным архидиакон Филарет передал ему архив Белокриницкой митрополии, материалы которого впоследствии публиковались.
«Окружное послание», 1862 год, старообрядцы, белокриницкое согласие, неокружники, раздор, богословие, дискуссия, единоверие.
  1. Боченков В. В. Старообрядчество калужского края. Ржев: Парадигма, 2014.
  2. Боченков В. В. Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной Старообрядческой Церкви, советский период (1918–1991 гг.): Библиографический словарь. М.: Вече, 2019.
  3. Боченков В. В. Священнослужители Церкви Христовой (Русская Православная Старо-обрядческая Церковь), погибшие в ходе репрессий с 1918 по 1940-е гг. // Пути Русской
  4. Голгофы. М.: Информационно-издательский отдел Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, 2013. С. 338–404.
  5. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Т. 1. Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова…», 2006.
  6. Михайлов С. С. Из истории старообрядцев-неокружников на территории Московской области в 1940–1950-х годах // Церковно-исторический вестник. М., 2003. № 10. С. 136–147.
  7. Михайлов С. С. Старообрядческие иноческие поселения в Западной Мещёре в XVIII– XX вв. М.: Археодоксiя, 2014.
  8. Михайлов С. С. Старообрядческая моленная в деревне Федино Бронницкого уезда и ее наследие. М.: АИРО-XXI, 2018.
  9. Михайлов С. С. «Чёрная моленная»: судьба старообрядческого храма в Орехово-Зуеве // Старообрядец. Н. Новгород. 2018. № 71.
  10. Михайлов С. С. Скиты в Зуеве в XIX–XX веках // Старообрядец. Н. Новгород. 2018. № 72.
  11. Михайлов С. С. Моленные Орехово-Зуева // Старообрядец. Н. Новгород. 2019. № 73–74.
  12. Пругавин А. С. Старообрядчество во второй половине XIX века: очерки из новейшей истории раскола. М., 2011.
  13. Таранец С. В. Балтская епархия Древлеправославной Церкви Христовой (не приемлющей Окружного послания) в первой половине XX века // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып. 6. Одесса, 2009. С. 124–129.
  14. Чистяков Г. С. Актуальные вопросы истории неокружнического движения в Белокриницкой иерархии // Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии: к 160-летию издания «Окружного послания»: материалы международного круглого стола. М., 2022. С. 4–6.

Волоскова Марина Николаевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Смоленский государственный университет; Россия, г. Смоленск;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7031-7658;
Электронный адрес: Lotaringiyaa@yandex.ru.
Казакова Ксения Сергеевна

«В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв.

Казакова К. С. «В видах пользы обучения детей…»: особенности организации церковно-приходских школ на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 84-101

DOI: 10.15382/sturII2023111.84-101
В дореволюционный период церковно-приходские школы являлись особой ступенью в образовательной системе Российской империи. Благодаря активной деятельности Русской православной церкви было положено начало просвещению северных окраинных территорий Российской империи. В статье основное внимание уделяется особенностям организации начального образования в школах Кольского уезда Архангельской губернии в XIX – начале XX веков. Статья базируется на анализе документов Кольского уездного училищного отделения, которые хранятся в Государственном архиве Мурманской области (фонд И-133) и материалов Кемско-Кольского уездного училищного отделения, которые представлены в Национальном архиве Республики Карелия (фонд 419). Среди документов – рапорты учителей о ходе обучения, переписка между отделением Училищного совета и сельскими старостами по вопросам организации школьного обучения, снабжения школ книгами, списки учебных пособий, предназначенных для обучения в начальных церковно-приходских школах, годовые отчеты об успеваемости учащихся, а также отчеты инспекторов и наблюдателей о работе церковно-приходских школ. Показано, что основными трудностями при организации обучения на Севере были: зависимость учебного цикла от сезонного хозяйственного календаря населения, незнание коренными жителями (саамами) русского языка, а также низкая заинтересованность учеников в получении свидетельства об окончании курса, дающее право на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности. В статье рассматривается содержание школьных образовательных программ и особенности учебного процесса в начальных церковно-приходских школах Кольского Севера в XIX – начале XX веков. Сделан вывод о том, что обучение в церковно-приходских школах имело практическую значимость.
церковно-приходские школы, Русская православная церковь, Кольский Север, саамы, поморы, учебная повседневность, просвещение
  1. Ермолаева А. Миссионерская деятельность церковно-приходских школ Кольского Севера среди лопарей в конце XIX — начале XX века // Сборник студенческих научных работ ПСТГУ. 2007. № 1. С. 65–73.
  2. Жуковская Т. Н., Ашихмин А. В. О религиозности университетского человека, ее основаниях и трансформациях (на материалах Санкт-Петербургского университета XIX века): к постановке проблемы // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 165–180. DOI:10.47132/1814-5574_2021_3_165
  3. Жуковская Т. Н., Калинина Е. А., Казакова К. С. Система инспектирования и контроля деятельности училищ светского и духовного ведомств в XIX веке: цели, формы, эффективность // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10. № 2–16. С. 77–92. DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.10.2.77-92
  4. Захарова Т. А. Становление и развитие системы народного образования в Саратовском Поволжье (80-е годы XVIII — XIX в.). Курск, 2019. 247 с.
  5. Иванова М. В., Шабалина О. В. Извоз и содержание почтовых станций как вид экономической деятельности коренного населения Кольского полуострова (саамов) в XIX в. // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10, № 2–16. С. 42–53. DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.10.2.42-53
  6. История просвещения Европейского Севера: Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции «Восьмые Феодоритовские чтения» / под ред. епископа Митрофана (Баданина). Североморск; СПб., 2016.
  7. Казакова К. С. Полярная «Одиссея» инспектора училищ Николая Козмина в 1911 году // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2018. № 28 (28). С. 140–147.
  8. Калинина Е. А. Духовное образование в Олонецкой губернии в XIX — начале ХХ века. Петрозаводск, 2019.
  9. Калинина Е. А. Закон Божий в русской школе первой половины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 4 (59). С. 85–97. DOI: 10.15382/sturII201459.85-97
  10. Никонов В. В. Обучение ремеслам и рукоделию в церковно-приходских школах Московской губернии на рубеже XIX–XX вв. // Наука и школа. 2018. № 3. С. 168–174.
  11. Пулькин М. Начальное образование для «инородцев» на Европейском Севере России (конец XIX — начало ХХ в.) //Антропологический форум. 2006. № 4. С. 163–176.
  12. Пчела И. В. «Не педагогические приемы»: Методы поддержания дисциплины в церков-ноприходских школах Приморской области в конце XIX — начале XX в. // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы. Уссурийск, 2018. С. 9–14.
  13. Рожкова А. М. Динамика роста церковных школ в Тобольской епархии в последней четверти XIX — начале XX в. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (65). С. 207–215. DOI: 10.26105/SSPU.2020.65.2.026
  14. Санакина Т. А. Православное духовное образование в Архангельской и Холмогорской епархии в XVIII — начале XX в. Архангельск, 2015.

Казакова Ксения Сергеевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Центр гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН. Российская Федерация, 184209 Мурманская область, г. Апатиты, Академгородок 40-А;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5071-4947;
Электронный адрес: k.kazakova@ksc.ru.
Финансовое обеспечение исследования осуществлялось из средств федерального бюджета на выполнение государственного задания ФИЦ КНЦ РАН по теме НИР № FMEZ-2022-0028.
Юй Цзе

«Народные библиотеки» Общества ревнителей русского исторического просвещения на рубеже XIX–XX вв.

Юй Ц. «Народные библиотеки» Общества ревнителей русского исторического просвещения на рубеже XIX–XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 102-116

DOI: 10.15382/sturII2023111.102-116
В начале царствования Николая II представители консервативно ориентированной части элиты и их единомышленники из других сегментов общества создали Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III для сохранения и укрепления идеологического курса скончавшегося в 1894 г. императора, а также c целью не допустить возвращения к реформам в духе эпохи Александра II. Одним из направлений деятельности этого Общества стала пропаганда его политических ценностей среди простого народа. Для этого в конце 1890-х гг. Общество стало организовывать «народные библиотеки», где сельские и городские жители могли бы читать литературу соответствующего идеологического направления и где с ними проводились бы просветительские беседы в рамках идейных установок Общества. Его руководство внимательно подходило к определению круга лиц, которым доверялась организация таких библиотек. Чтобы не допустить попадания в фонды библиотек нежелательной в идеологическом отношении литературы, была продумана сложная централизованная система их укомплектования как уже вышедшими изданиями, так и новинками. Данный проект Общества в первые годы его осуществления — до политического кризиса 1905–1906 гг. и последовавших за ним либеральных реформ — в целом можно считать успешным. Была создана обширная сеть библиотек по всей России, а библиотекарям в принципе удавалось руководить запросами читательской аудитории. Однако даже на этом этапе существования библиотек фиксировался возраставший интерес читателей к текущим событиям, четко обозначилась потребность в обеспечении библиотек периодикой. Читатели интересовались главным образом беллетристикой и популярными историческими сочинениями, в то время как духовная литература спрашивалась реже и преимущественно во время Великого поста. Указанные тенденции впоследствии, в условиях либерализации внутриполитической жизни страны, не могли не создать сложностей для библиотек в смысле выдерживания ими их идеологической направленности.
Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, император Николай II, граф Сергей Дмитриевич Шереметев, Дмитрий Сергеевич Сипягин, Валерий НиколаевичЛясковский, Иван Федорович Тютчев, Александр Семенович Стишинский, Александр Васильевич Кривошеин, русский консерватизм конца XIX — начала XX века
  1. Андреев Д. А. Борьба ревнителей: просветительские альтернативы в начале царствования Николая II // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. № 1 (44). С. 58–74.
  2. Воронцов А. Р. Владимир Карлович Лилиенфельд (Hugo Reinhold Woldemar Lilienfeldt): на службе отечеству и обществу // Краеведческие записки. 2016. № 23. С. 58–67.
  3. Каплан В. Исторические общества и идея исторического просвещения (конец XIX — XX века) // Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом: коллективная монография в честь профессора И. М. Савельевой / отв. ред. А. Н. Дмитриев. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 355–382.
  4. Куликова С. Г. Консерваторы и земство: планы и результаты деятельности 1864–1914 гг. М.: Новый Хронограф, 2019.
  5. Мещенина А. А. К вопросу об историческом просвещении русского народа в конце XIX — начале XX века // Петербургские исследования. 2011. № 3. С. 83–91.
  6. Мещенина А. А. О бесплатных народных библиотеках Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III // Точка зрения: межвузовский сборник научных трудов / науч. ред. А. А. Сальникова. Казань: [б. и.], 1999. С. 46–52.
  7. Мещенина А. А. С. Д. Шереметев: деятельность в области организации русской исторической науки конца XIX — начала XX в.: дис. … канд. ист. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2004.
  8. Смирнов Я. Е. Деятели Костромы и Нижнего Новгорода в материалах личного архива А. А. Титова // Сообщения Ростовского музея. Вып. 21. Ростов: [б. и.], 2016. С. 124–142.
  9. Юй Цзе. Коммеморативные практики сборника «Старина и новизна» в конце XIX — начале XX в. // Человеческий капитал. 2022. № 4 (160). С. 34–43.
  10. Юй Цзе. Коммеморация Александра III и его царствования Обществом ревнителей русского исторического просвещения на рубеже XIX–XX вв. // Клио. 2022. № 2 (182). С. 119–127.

Юй Цзе


Место работы: кафедра китайской филологии, Институт стран Азии и Африки, МГУ имени М.В. Ломоносова;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-6685-3063;
Электронный адрес: carpenter2005@yandex.ru.
Нехорошева Татьяна Михайловна

Образы святых в "Учебном руководстве по истории Русской Церкви" П. В. Знаменского

Нехорошева Т. М. Образы святых в "Учебном руководстве по истории Русской Церкви" П. В. Знаменского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 117-135

DOI: 10.15382/sturII2023111.117-135
В статье исследуются возможные причины и цели выбора П. В. Знаменским тех или иных святых в качестве героев «Учебного руководства по истории Русской Церкви», анализируется, на каких характерных чертах житий он останавливал особенное внимание. Автор приходит к выводам: вне зависимости от чина святости, наиболее важной для П. В. Знаменского, во-первых, является миссионерская деятельность. Этот интерес был обусловлен современными проблемами, с которыми сталкивался П. В. Знаменский в многонациональном Казанском крае: в частности, с полемикой вокруг миссионерско-просветительской системы Н. И. Ильминского, развернувшейся в последней трети XIX - начале XX в. П. В. Знаменский, приводя подкрепленные авторитетом почитаемых святых примеры элементов этой системы, главным из которых было использование местных языков для проповеди, обучения и совершения богослужения, таким образом защищал методы Н. И. Ильминского. Во-вторых, как профессор, одной из проблем общества в разные его исторические периоды видевший низкий уровень образованности, он особенно выделял книжно-просветительную деятельность святых. В-третьих, особое значение на страницах его труда приобретают святые, защищавшие целостность Российского государства и интересы Русской Церкви.
П. В. Знаменский, «Учебное руководство по истории Русской Церкви», «Руководство к Русской церковной истории», история Русской Православной Церкви, святые, святость, Н. И. Ильминский, Казанская духовная академия, миссионерство
  1. Бажура Е. А. Критика подхода светской исторической науки к анализу изложения русской церковной истории П. В. Знаменским // Люди и тексты: Исторический альманах. М., 2014. Ч. 1: Информационное пространство истории. С. 307–327.
  2. Знаменский В. А. П. В. Знаменский — рецензент труда Н. И. Костомарова о русских народоправствах // Лествица: Материалы науч. конф. по проблемам источниковедения и историографии памяти проф. В. П. Макарихина. Н. Новгород, 2005. С. 102–106.
  3. Знаменский П. В. Из моего прошлого. Нечто вроде автобиографических заметок // Православный собеседник. 2017. № 4 (07) спецвыпуск. С. 10–100.
  4. Знаменский П. В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Казань, 1878.
  5. Знаменский П. В. Речь на 6 апреля 1885 г., в день тысячелетней памяти святителя Мефодия Славянского. Казань, 1885.
  6. Знаменский П. В. Руководство к русской церковной истории. Казань, 1870.
  7. Знаменский П. В. Учебное руководство по истории Русской Церкви. СПб., 1904.
  8. Ильминский Н. И. Записка Н. И. Ильминского по вопросу об отпадениях крещеных татар Казанской губернии 1881 года / [предисл.: Знаменский П. В.] // Православный собеседник. 1895. № 6–7. С. 256–275.
  9. Ильминский Н. И. Об образовании инородцев посредством книг, переведенных на их родной язык // Казанская центральная крещено-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар / сост. Н. Ильминский. Казань, 1887. С. 3–8.
  10. Корсаков Д. А. П. В. Знаменский: По поводу исполнившегося пятидесятилетия его научной деятельности // Журнал Министерства народного просвещения. 1911. Новая серия. Ч. 31. № 1. Отд. 4. С. 30–38.
  11. Куницын Б. М. Молодые годы П. В. Знаменского по его автобиографическим заметкам // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2014. № 1/2. С. 73–80.
  12. Липаков Е. В. Знаменский // Православная энциклопедия. 2009. Т. 20. С. 297–301.
  13. Нехорошева Т. М. Благотворительность Русской Православной Церкви в трудах П. В. Знаменского // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2018. С. 276–278.
  14. Нехорошева Т. М. Понятие «обрусение» в трактовке профессора П. В. Знаменского // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2022. Т. 164. Кн. 3. С. 199–212.
  15. Покровский И. М. К кончине заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии Петра Васильевича Знаменского // Православный собеседник. 1917. Март–май. С. 1–46.
  16. Солнцев Н. И. Роль социального фактора в концепции церковной истории П. В. Знаменского // Ученые записки Казанского государственного университета. 2009. Т. 151. Кн. 5. Ч. 2. С. 31–35.
  17. Соловьев И. В. Профессор П. В. Знаменский как историк Русской Церкви // Знаменский П. В. История Русской Церкви. М., 2000. С. 3–9.
  18. Федоров В. А. Историк Русской Церкви П. В. Знаменский (1836–1917) // Вестник ПСТБИ. Сер. Филология. История. Философия. 2004. № 2. С. 132–138.
  19. Харлампович К. В. Историк-художник // Известия северо-восточного археологического и этнографического института в гор. Казани. Казань, 1920. Т. 1. С. 59–105.
  20. Цыганков Д. А. Мировоззренческие основы профессорского служения С. М. Соловьева // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. № 99. С. 36–49.
  21. Чиркова Е. А. В. О. Ключевский и П. В. Знаменский // Ключевский: сб. материалов. Пенза, 1995. Вып. 1. С. 297–304.

Нехорошева Татьяна Михайловна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0003-2865-1625;
Электронный адрес: nekhortatiana@mail.ru.
Автор выражает благодарность иерею Андрею Постернаку, Е. Н. Козловцевой.
Гарькавый Игорь Владимирович

Монах-художник иеродиакон Афоний (Вишняков): материалы к жизнеописанию

Гарькавый И. В. Монах-художник иеродиакон Афоний (Вишняков): материалы к жизнеописанию // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 136-147

DOI: 10.15382/sturII2023111.136-147
85 лет тому назад 17 марта 1938 г. на территории Бутовской спецзоны НКВД была расстреляна большая группа верующих - 11 человек, из тайной монашеской общины, существовавшей в г. Сергиевом Посаде (с 1930 г. - Загорске) в 20-30-х гг. XX века. Одним из них был иеродиакон Афоний (в миру — Вишняков Александр Егорович, 1870–1938), художник, мастер лаковой живописи, сыгравший важную роль в сохранении и развитии традиций народной лаковой живописи в Советское время. Он происходил из рода крестьян- живописцев, создателей жостовского промысла подносов. С 1892 г. был насельником, позднее иеродиаконом Троице-Сергиевой лавры, и некоторое время иподиакон святителя патриарха Тихона. Активный участник тайной монашеской общины в г. Сергиевом Посаде (с 1930 г. Загорске) в конце 20 - середине 30-х гг. XX века. В статье делается попытка на основании вновь изученных документов, прежде всего архивно-следственного дела группы верующих, по которому проходил в качестве обвиняемого о. Афоний, и документов личного происхождения показать обстоятельства жизненного пути, ареста и казни выдающегося монаха-художника. Значительная часть документов вводится в научный оборот впервые.
Отечественное изобразительное искусство XX века, Русские художественные лаки, Троице-Сергиева Лавра, Репрессии против верующих в СССР, Политические репрессии XX века, Большой террор, Бутовский полигон, Тайное монашество.
  1. Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М.: 2008.
  2. Кривошеева Н. А. Новые материалы из архива М. Е. Губонина // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 19. С. 110–138.
  3. Кривошеева Н. А. Троицкое Сергиево подворье при Святейшем патриархе Тихоне // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 19. С. 226–340.
  4. Кривошеева Н. А. «Кто душу свою положит за други своя»: келейник святого Патриарха Тихона Яков Анисимович Полозов (23 окт. 1879 г. — 9 дек. 1924 г.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 22. С. 52–73.
  5. Малаева З. Классик советской лаковой миниатюры — монах Аффоний: Статьи // antiqueland.ru. URL: https://antiqueland.ru/articles/1096/ (дата обращения: 14.02.2022).
  6. Малаева З. А. Мастер лаковой росписи Афоний Вишняков // Памятники культуры.
  7. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник, 1992. М., 1993. С. 376–384.
  8. Юнге М., Бордюгов Г., Биннер Р. Вертикаль большого террора: История операции по приказу НКВД № 00447. М., 2008.

Гарькавый Игорь Владимирович


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Мемориальный научно-просветительский центр "Бутово"; Россия, Ленинский городской округ, р.п. Бутово, ул. Юбилейная д. 2;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0003-2459-7991;
Электронный адрес: igarkav@gmail.com.

ПУБЛИКАЦИИ

Борисюк Андрей Анатольевич

Документы Московской епархиальной власти о покаянных молениях на территории Москвы по случаю всенародных бедствий в 1919 г.

Борисюк А. А. Документы Московской епархиальной власти о покаянных молениях на территории Москвы по случаю всенародных бедствий в 1919 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 151-163

DOI: 10.15382/sturII2023111.151-163
В публикации представлены документы Московской Епархиальной власти, связанные с организацией всенародных покаянных мероприятий в 1919 году: Послание архиепископа Иоасафа (Каллистова) о необходимости покаяния от 2 авг. 1919, Указ Московского Епархиального Совета о покаянных богослужениях, Приложения к указу: постоянные добавления в богослужения (ектении и покаянная молитва), Брошюра «Покаяние – потребность нашего времени». Данные документы появились как реакция церковных властей на всенародные бедствия, наступившие после революции (нищета, голод, эпидемии) и рассылались по храмам Московской Епархии. В них содержатся как практические инструкции богослужебного характера, так и осмысление происходящих событий с богословской точки зрения. Тяготы переживаемого времени воспринимаются в этих источниках как результат греха, требующего раскаяния. Обосновывается мысль, о том, что без устранения духовных причин бедствий, какая-либо иная борьба с ними не будет иметь успеха. Необходимость организации особых церковных покаянных мероприятий отмечалась высшей Церковной властью (в лице Патриарха), а также была важнейшим направлением деятельности Московского Епархиального Совета в 1919 году, между тем до настоящего времени эта деятельность остаётся практически неизученной. Представленные в рамках данной статьи документы публикуются впервые.
Патриаршество святителя Тихона, Русская Православная Церковь в 1918-1919 годы, история Москвы, реакция Церкви на первые гонения, первые годы советской власти, всенародные покаянные мероприятия 1918-1919 годов, Московский Епархиальный Совет.
  1. «В годину гнева Божия...»: Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона / сост. Н. А. Кривошеева. М., 2009.
  2. Следственное дело Патриарха Тихона // Сб. документов по материалам ЦА ФСБ / гл. ред. прот. Владимир Воробьев, отв. сост. Н. А. Кривошеева. М., 2000.

Борисюк Андрей Анатольевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0002-3392-4109;
Электронный адрес: Andreyborisyuk@yandex.ru.
Кострюков Андрей Александрович

«Продолжается земная жизнь, полная неимоверных трудов...»: письма митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) митрополиту Сергию (Страгородскому)

Кострюков А. А. «Продолжается земная жизнь, полная неимоверных трудов...»: письма митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) митрополиту Сергию (Страгородскому) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 111. С. 164-187

DOI: 10.15382/sturII2023111.164-187
В публикации вводятся в научный оборот четыре письма митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Письма датируются 1934 годом. Автор писем не только возглавлял Литовскую епархию, но и с 1930 г. управлял немногочисленными приходами Московской Патриархии в Западной Европе. Митрополит Елевферий сообщал о важных событиях и проблемах, возникших на вверенных ему приходах. Одной из них было разделение на Трехсвятительском подворье в Париже, вызванное неверной приходской политикой архиепископа Вениамина (Федченкова). Другой проблемой было назначение на Трехсвятительское подворье в Париже нового настоятеля. В качестве такового некоторое время рассматривался апологет Московской Патриархии И.А. Стратонов. митрополит Елевферий сообщал о ситуации в Русской Зарубежной Церкви и о покровительстве ей со стороны патриарха Сербского Варнавы. Его политику автор писем считал неправильной и неканоничной. Вместе с тем митрополит рассказал о примирении между главой Русской Зарубежной Церкви митрополитом Антонием (Храповицким) и главой Западноевропейского русского экзархата митрополитом Евлогием (Георгиевским). В письмах отражены и другие события. Среди них миссия иеромонаха Димитрия (Бальфура) среди англикан, последние дни протоиерея Сергия Соколовского - героя Первой мировой войны, примкнувшего к обновленческому расколу и перешедшего в католичество, о попытках публицистки М.А. Каллаш издать брошюру против Русской Зарубежной Церкви и др. Многие оценки митрополита Елевферия предвзяты, однако в целом письма являются важным источником по истории русского православия в эмиграции.
Московская Патриархия, Сербская Православная Церковь, Русская Православная Церковь заграницей, Литовская епархия, Патриарх Варнава (Росич), митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Елевферий (Богоявленский), митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Вениамин (Федченков), иеромонах Димитрий (Бальфур), И.А. Стратонов
  1. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг.: Юрисдикционные конфликты и отношения с Московской церковной властью. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.
  2. Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах. М., 2006.
  3. Соловьев И., иерей. Раскольническая деятельность «обновленцев» в Русском зарубежье // ХVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы: в 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 273–281.

Кострюков Андрей Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Развитие взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими Поместными Церквами в 1917–1945 гг. в свете изменений политической обстановки и особенностей экклезиологических воззрений ведущих церковных деятелей того времени» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».