/

Носачев Павел Георгиевич

Западный эзотеризм: новое поколение


Носачев П. Г. Западный эзотеризм: новое поколение // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 93-110.

DOI: 10.15382/sturI202299.93-110

Аннотация

В статье представлен обзор развития исследований западного эзотеризма в трудах молодого поколения ученых в 2010-2021 годы, среди его представителей в первую очередь выделяются работы И. Аспрема, Ю. Штрубе, Л. Саиф. В начале дается общий очерк современного состояния исследований эзотеризма, затем проводится анализ отношения молодого поколения к трудам классиков, рассматривается критика основных идей В. Ханеграаффа и отмечается, что среди ориентиров молодыми исследователями выделяются А. Тейвз, Дж. Крайпл, К. фон Штукрад. Затем проводится анализ критики категории западного эзотеризма по трем пунктам: конструирование категорий исламского эзотеризма, искусственность оппозиции эзотеризм - оккультизм, сконструированность термина «западный эзотеризм». Демонстрируется, что деление на этические и эмические категории на деле оказывается условным, и современные концептуальные основы теорий покоятся в самих эзотерических учениях середины XIX века. Отдельно анализируется критика концепции эзотеризма как отверженного знания, выделяются четыре пункта: эвристическая непродуктивность теории маргинализации, игнорирование эмического самоописания, историческая некорректность, истоки этой теории в самом эзотеризме. Затем дается обзор положительной программы молодых исследователей, в которой фиксируются два направления: исследования расы и исследования гендера. В заключении проводится критическое рассмотрение плюсов и минусов программы молодого поколения исследователей эзотеризма. Делается вывод, что критика работ классиков, представленная новым поколением, удачна, уместна и хорошо фундирована, но увлечение постмодернистскими теориями, часто сводит новизну их работ к отстаиванию неолиберальных ценностей, мультикультурализма, расового и гендерного равенства, деконструкции больших нарративов. Таким образом, положительная программа исследований молодого поколения имеет определенную эвристичность, но ее выраженная идеологическая направленность может свести все удачные моменты на нет. При этом критическая часть уже сейчас помогает понять некие фундаментальные вещи, ибо раскрывает, в чем был допущен просчет создателями сферы исследований эзотеризма.

Ключевые слова

западный эзотеризм, религиоведение, постмодернизм, раса, гендер, ориентализм, дискурс, Ханеграафф

Список литературы

  1. Носачев П. Г. «Отреченное знание»: изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: историко-аналитическое исследование. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  2. Носачев П. Г. Блеск и нищета социологии оккультного: Теория оккультуры К. Партриджа // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. № 70. С. 110–126.
  3. Саид Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. СПб.: Русский Мiр, 2006.
  4. Ханеграаф В. Я. Западный эзотеризм: следующее поколение // Aliter. 2012. № 1. С. 7–23.
  5. Asprem E. Reverse-engineering ‘esotericism’: how to prepare a complex cultural concept for the cognitive science of religion // Religion. 2015. Vol. 46:2. P. 1–28.
  6. Bubello J. P. Historia del Esoterismo en Argentina. Buenos Aires: Editorial Biblos, 2010.
  7. Conrad S. What is Global History? Princeton: Princeton University Press, 2016.
  8. Contemporary Esotericism / E. Asprem, K. Granholm, ed. Sheffi eld: Equinox Publishing Ltd., 2013.
  9. Djurdjevic G. India and the Occult: The Infl uence of South Asian Spirituality on Modern Western Occultism. N. Y.: Palgrave, 2014.
  10. Elwing J., Roukema A. Editorial Preface // Correspondences. 2013. Vol. 1.1. P. 1–4.
  11. Esotericism in African American Religious Experience: “There is a Mystery” / S. C. Finley, M. S. Guillory, H. R. Page Jr., ed. Leiden: Brill, 2015.
  12. Granholm K. Locating the West: Problematizing the Western in Western Esotericism and Occultism // Occultism in a Global Perspective / H. Bogdan, G. Djurdjevic, ed. L., 2013. P. 17–36.
  13. Hanegraaff W. J. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden: Brill, 1996.
  14. Hanegraaff W. J. The Globalization of Esotericism // Correspondences. 2015. Vol. 3. P. 55–86.
  15. Hedenborg White M. The Eloquent Blood: The Goddess Babalon & the Construction of Femininities in Western Esotericism. Oxford: Oxford University Press, 2020.
  16. Hermes Explains: Thirty Questions about Western Esotericism. Celebrating the 20-Year Anniversary of the Centre for History of Hermetic Philosophy and Related Currents at the University of Amsterdam / W. J. Hanegraaff , P. Forshaw, M. Pasi, ed. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2019.
  17. Irwin R. For Lust of Knowing: The Orientalists and Their Enemies. Allen Lane, 2006.
  18. Lowry E. S. Invisible Hosts: Performing the Nineteenth-Century Spirit Medium’s Autobiography. Albany: SUNY Press, 2017.
  19. McGarry M. Ghosts of Futures Past: Spiritualism and the Politics of Nineteenth Century America. Berkeley: University of California Press, 2008.
  20. Natale S. Supernatural Entertainments: Victorian Spiritualism and the Rise of Modern Media Culture. University Park: Penn State University Press, 2017.
  21. New Approaches to the Study of Esotericism / E. Asprem, J. Strube, ed. Leiden: Brill, 2021.
  22. Roth C. F. Ufology as Anthropology: Race, Extraterrestrials, and the Occult // E.T. Culture: Anthropology in Outer Spaces / D. Battaglia, ed. Durham: Duke University Press, 2005. P. 38–94.
  23. Saif L. What is Islamic Esotericism? // Correspondences. 2019. Vol. 7. № 1. P. 1–59.
  24. Sorgenfrei S. Hidden or Forbidden, Elected or Rejected: Sufi sm as ‘Islamic Esotericism’? // Islam and Christian–Muslim Relations. 2018. Vol. 29. № 2. P. 145–165.
  25. Strube J. Occultist Identity Formations Between Theosophy and Socialism in fi n-de-siècle France // Numen. 2017. Vol. 64. P. 568–595.
  26. Stuckrad Kocku von. Western esotericism: Toward integrative model of Interpretation // Religion. 2005. № 35. P. 78–97.
  27. Troy K. The Specter of the Indian: Race, Gender, and Ghosts in American Seances, 1848–1890. N. Y.: SUNY Press, 2017.
  28. Villalba M. Arnold Krumm-Heller, la Revolución Mexicana y el esoterismo en América Latina // Revista de Estudios Históricos de la Masonería Latinoamericana y Caribeña. 2018. Vol. 10. Núm. 2. P. 232-263.
  29. Western Esotericism in Scandinavia / H. Bogdan, O. Hammer, ed. Leiden: Brill, 2016.

Данные об авторе

Носачев Павел Георгиевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 101000 г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.