Статья имеет целью рассмотреть взгляды Канта на историческое явление Иисуса Христа, его рождение, учение и крестное страдание, в свете критической этики и философской теологии Канта. Немецкий философ понимает жизнь Иисуса как опыт воплощения "прообраза нравственного совершенства", и соответственно оценивает представления христианского богословия об Иисусе с точки зрения чистоты и полноты выражения в них лежащего в основе идеала разума. Поэтому идею непорочного рождения безгрешного существа Кант может принять в состав кредо религии разума как практический символ, хотя в качестве теоретического представления она же уводит разум в схоластические умозрения. Ключевым содержанием проповедуемой Иисусом моральной религии Кант признает заповеди о любви к Богу и ближнему. В конкретных заповедях евангельской морали философ подчеркивает совершаемую Иисусом перестановку акцента с целесообразности наружного поведения на внутреннее умонастроение. За жертву мирским удовлетворением ради чистоты жизни Иисус обещает награду на небесах; однако, по Канту, исполняющий долг ради этой награды получает искомое не так, как исполняющий долг ради него самого. «Управитель» из евангельской притчи действует легально, однако не морально. Тем не менее его умонастроение столь распространено, что путь наружной церковности Кант отождествляет с «широким путем», тогда как путь доброго образа жизни есть «узкий путь»; существенно, однако, что при всей строгости требований на «узком пути», согласно Канту, верное понимание существенного способа Богопочитания (умонастроение моральной религиозности) не исключает следования «широким путем». Иисус, по Канту, дает пример своими страданиями и смертью: страдания служат пробным камнем нравственного умонастроения. Как прообраз святости победил страдания, которые не были для него наказанием за преступление, своей чистой волей, так и следующий его примеру человек практически верует в идеал совершенства, если способен освободиться от эмпирической логики наказания и воздаяния, исполняя правило долга, в полном его объеме, как безусловную норму. В центре кантианской моральной религии, как и в фокусе раннепротестантской религиозности, оказывается образ Креста. Остается лишь вопрос о том, что было после Креста.
Кант, философия религии, Иисус, прообраз нравственного совершенства, непорочное рождение, моральная религия, обязанности любви, страдание, практическая вера